Когда я в детстве читал про искусственный интеллект и роботов, то думал, что роботы будут чистить снег, а человек — заниматься творчеством. Но реальная картина мира оказалась суровее — люди убирают снег, а ИИ занимается творчеством.
С декабря 2022 года на платформе Twitch в режиме реального времени транслируется шоу, генерируемое нейросетями. Это ситком «Nothing, Forever». Сценарием занимается ChatGPT, картинку создают Stable Diffusion и DALL-E. Пока нейросети работают, люди-актеры и люди-сценаристы переживают о будущем своей профессии и пытаются отстоять свои права с помощью забастовок, а государства разрабатывают новые законы, регулирующие использование нейросетей. В статье расскажем, как новые технологии меняют киноиндустрию и чем искусственный интеллект станет для актеров и сценаристов — удобным инструментом или главным врагом.
Дисклеймер. В статье под понятием «искусственный интеллект» подразумеваются нейросети и машинное обучение. Естественно, что до полноценного и самодостаточного ИИ человечеству еще далеко.
В прошлом году, когда нейросети вошли в жизнь обывателей и пока ушлые студенты делали с помощью ChatGPT домашние работы и даже писали дипломы, оказалось, что новые технологии используют и большие студийные боссы. На первый взгляд, у них куча плюсов: нейросети не требуют миллионы за свои труды, выдают сразу несколько вариантов, не оскорбляются, если вы скажете все переделать, ну и наконец (что особенно актуально для США) — не засудят вас, если что-то пойдет не так. Естественно, при таких вводных ИИ стали использовать практически на всех этапах кинопроизводства.
Разработка сценария
Создание любого фильма начинается с написания сценария. ИИ может обрабатывать огромный поток информации о прошлых картинах, сценариях, книгах и на основе этого предлагать новые сюжеты.
В 2016 году британский режиссер Оскар Шарп провел поистине революционный эксперимент. Он создал фильм «Sunspring», используя сценарий, сгенерированный нейросетью Benjamin. Кино длится 9 минут, главную роль в нем исполнил Томас Миддлдитч — звезда сериала «Кремниевая долина».
Критики и зрители сошлись во мнении, что фильм очень необычный и ИИ с ролью полноценного сценариста пока не справляется.
Еще одним фильмом, в котором Оскар Шарп использовал инструменты искусственного интеллекта, стала лента «It’s No Game», повествующая о забастовке Гильдии писателей Америки против ИИ.
Интересным опытом применения нейросети для написания сценария стала короткометражка «Safe zone». Сценаристом выступил ChatGPT. Любопытно, что в центре сюжета — восстание машин. Трое главных героев пытаются скрыться от ИИ в некой «безопасной зоне». Попасть туда может только один человек, поэтому персонажи ссорятся. Однако в итоге «безопасная зона» не достается никому из них, так как ее покупает Илон Маск.
Не отказываются от применения ИИ и в России. Так, для создания сериала «Сидоровы» использовали нейросеть A.I. TV Script Generator, которая работала над сценарием.
Естественно, что сценарий корректировали профессионалы, механические фразы были удалены. Тем не менее главная идея ситкома подсказана нейросетью.
ИИ как инструмент принятия решений
Крупные киностудии используют системы на основе искусственного интеллекта для оценки кассовых сборов и выбора жанра фильмов.
Кинокомпания Warner Bros. с 2020 года сотрудничает с компанией Cinelytic. Их система анализирует данные о показах фильмов за прошлые годы, затем сопоставляет их с информацией о тематике новых фильмов и на основании закономерностей делает прогноз.
Кроме того, программное обеспечение Cinelytic позволяет подобрать подходящий актерский состав. В системе можно заменить одного актера другим, а затем посмотреть, как это повлияет на успех картины.
По данным на 2023 год, прогнозы Cinelytic оправдывались с точностью 96,3%.
Компания 20th Century Fox для оценки и выявления национальных и глобальных трендов пользуется услугами системы Merlin. Sony Pictures ориентируется на данные ScriptBook.
Съемки и монтаж
Во время съемочного процесса используют технологию StageCraft. Съемки проходят возле LED-экранов, на которые проецируется нужный фон. Объемное изображение создается в реальном времени с помощью движка Unreal Engine.
Stagecraft-технология использовалась в таких фильмах, как «Бэтмен» Мэтта Ривза, «Тор: Любовь и Гром», «Стражи Галактики. Часть 3», «Человек-Муравей и Оса: Квантомания».
Также возможности искусственного интеллекта позволяют создавать цифровые аватары гораздо быстрее и дешевле, чем раньше. Используя простой видеоряд, такие программы могут делать практически все для реализации цифрового персонажа: трекинг, захват движений и мимики, копирование голоса и т. д.
Например, в фильме «Мстители: Финал» использовались технологии на базе ИИ для уменьшения возраста актеров, что позволило создать более молодые версии персонажей.
Дубляж фильмов на другие языки также становится более реалистичным и качественным благодаря использованию нейросетей. Они позволяют автоматически переводить речь персонажей и корректировать их артикуляцию, благодаря чему диалоги выглядят более естественными. Журнал Time назвал «приспособление для дубляжа фильмов» одним из лучших изобретений 2021 года.
Технологии ИИ активно используют и для редактирования видео. Например, сервис Colorlab позволяет автоматизировать цветокоррекцию, а технология Descript обрабатывает отснятый материал и генерирует текстовые расшифровки. Можно внести правку в текст и сразу же отразить в видеоматериале.
Музыка
Даже при ограниченном бюджете, используя нейросети, можно получить уникальное музыкальное сопровождение. Безусловно, до уровня Людовико Эйнауди подобные саундтреки пока не дотягивают, зато налицо экономия.
Интересной является программа Flow Machines. Эта разработка Sony позволяет создать трек в заданном заранее стиле. Именно эта программа в 2016 году представила первую в мире композицию от нейросети. Песня была сгенерирована в стиле The Beatles, она называется «Daddy’s Car».
Продвижение фильмов
Нейросети помогают не только создавать фильмы, но и реализуют маркетинговые стратегии, направленные на их продвижение.
Сейчас с помощью ИИ делают постеры, трейлеры и продвигают кино в соцсетях.
Например, специально для платформы «Иви» были разработаны нейрофильтры по сериалу «Разрешите обратиться». Фильтры позволили пользователям превратиться в героев сериала и рассказать о своих темных сторонах. Лучшие истории были отмечены призами.
Огромное значение имеет разработка систем рекомендаций стриминговых сервисов и онлайн-кинотеатров.
Использование ИИ позволяет сделать рекомендации более точными. Алгоритм анализирует историю просмотров пользователя и предлагает фильмы, похожие на те, что ему уже понравились.
ИИ и реставрация фильмов
Технологии распознавания лиц и алгоритмы компьютерного зрения помогают убрать дефекты изображения и улучшить его качество. Можно попытаться восстановить недостающие сцены фильмов.
Ярким примером использования искусственного интеллекта в киноархивистике является реставрация короткометражного кинофильма «Путешествие по Маркет-стрит». Он был снят в 1906 году в Сан-Франциско.
Генеральный директор проекта neuro.love Денис Ширяев перевел киноленту в качество 4k.
Обратная сторона
И все же, несмотря на очевидную пользу от внедрения передовых технологий, минусов тоже предостаточно. Именно искусственный интеллект стал «яблоком раздора» в Голливуде.
В частности забастовка Гильдии сценаристов и актеров длилась почти пять месяцев, с начала мая по 27 сентября 2023 года. Кинематографисты высказали свое отношение к внедрению искусственного интеллекта в творческие процессы индустрии.
Особое внимание вызвали вопросы дипфейков, авторского права и интеллектуальной собственности и, конечно, защиты занятости.
Дипфейки
Толчком к забастовке стал новый пункт контракта. За символическую сумму актеры должны были разрешить сканировать свое лицо и мимику для создания цифрового подобия. При этом время использования материалов определяет студия. Естественно, актеры взбунтовались.
«Имя, внешность, голос, личность исполнителя — это его ремесло», — сказал главный переговорщик профсоюза актеров Дункан Крэбтри-Айрланд агентству Reuters. Это действительно несправедливо, когда компании пытаются воспользоваться этим и не выплачивают справедливую компенсацию исполнителям, когда они используют свою личность таким образом».
Но ведь дело не только в денежном вознаграждении. Для киноактеров дипфейки — одна из самых больших угроз. С тех пор как нейросетевые технологии получили широкое распространение, многие голливудские звезды пострадали от фейковых новостей и дезинформации.
Так, Скарлетт Йоханссон и Галь Гадот, обнаружили, что их лица используют в порнофильмах. Кроме того, Скарлетт Йоханссон подала в суд на владельцев приложения Lisa AI: 90’s Yearbook & Avatar за то, что ее дипфейк задействовали в рекламе. Голосом Эммы Уотсон озвучили книгу Адольфа Гитлера. И это только начало.
Из-за технологии дипфейков многие киношники могут потерять работу. Это касается не только актеров второстепенного плана, которых при необходимости могут заменить на цифровые подобия, речь идет и об актерах озвучки.
Например, дубляж Дарта Вейдера в исполнении Джеймса Эрла Джонса смогут использовать вечно, так как артист разрешил ИИ воссоздать свой голос.
Тим Фридлендер, президент и основатель Национальной ассоциации актеров озвучивания (США), считает, что «воссозданные» в цифровом виде голоса актеров, могут вытеснить актеров озвучки. Например, воссозданный голос Мела Бланка, озвучившего Микки Мауса, может использоваться в сотнях проектов.
С этой точки зрения, встает еще один вопрос: этично ли использовать цифровые клоны умерших знаменитостей? Кому в таком случае принадлежат авторские права на изображения, голоса и характеры актеров? Что, если цифровые подобия будут использовать для искажения информации об их работе и жизни?
Авторское право
Для решения этических и правовых вопросов, связанных с ИИ в кинопроизводстве, создали специальное объединение — Synthetic Media Research Network. Группа ученых, профсоюзов и кинопродюсеров работает над созданием системы, которая будет решать социальные, юридические и политические проблемы, связанные с технологией дипфейков.
Однако пока нет единой правовой системы, требования актеров просты: дополнительная плата за использование ИИ в своих изображениях и право отказаться от работы на индивидуальной основе.
Также киношники поддержали законопроект No Fakes Act. Он призывает запретить «создание несанкционированных копий человека, сгенерированных искусственным интеллектом, без согласия воспроизводимого человека».
Кроме того, существует проблема использования произведений для обучения моделей искусственного интеллекта. В процессе обучения ИИ может использовать защищенный авторским правом контент. Это «рассматривается не как копирование работы, а как черпание из нее вдохновения». Авторов это не устраивает. Многие требуют запретить ИИ учиться на материалах, защищенных авторским правом, или ввести систему компенсаций для создателей произведений.
Что в итоге
Искусственный интеллект сокращает сроки производства, помогает создавать отличную картинку. С другой стороны, использование ИИ может привести к снижению качества контента (но это не точно) и к потере рабочих мест (а это уже наверняка).
В итоге будущее ИИ в киноиндустрии будет зависеть от того, как эта новая технология будет использоваться. Будет ли целью улучшение качества фильмов и сериалов, или же искусственный интеллект просто станет инструментом для сокращения затрат и экономии времени? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти.
Однако одно можно сказать наверняка: ИИ уже оказал огромное влияние на киноиндустрию, и это влияние в ближайшие годы будет только расти.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.