Обзор игры Lifeless Moon (2023): Глубокое разочарование

Главное видеоигровое разочарование (для меня) за 2023 год.

Наверное, я не совру, сказав, что 2023 год не скупится на хорошие игры. За последние 8 месяцев уже вышло больше качественных проектов, чем за 2021 и 2022 вместе взятые. Начиная с реанимации российского геймдева в виде Atomic Heart, приятного Hogwarts Legacy, сочного Resident Evil 4: Remake, вернувшейся The Legend of Zelda с подзаголовком Tears of the Kingdom, Final Fantasy XVI, Street Fighter 6, Amnesia: The Bunker, долгожданной Age of Wonders 4, ещё более долгожданной Jagged Alliance 3, вышедшей из раннего доступа Baldur’s Gate III… В общем, вполне достаточно, чтобы встать в один ряд с каким-нибудь 2018 или 2011 годами (правда, едва ли дотягивая до 2004 с 1998). Однако, вышло много и не очень хороших игр, которые неприятно поразили, как геймплеем, так и техническим состоянием – от богомерзкого порта The Last of Us: Part I на ПК, до ужасающих своей убогостью The Lord of the Rings: Gollum с Redfall.

Впрочем, ни один из этих проектов меня действительно не разочаровал — я их особо не ждал. Конечно, грустно видеть, когда одна из твоих любимых видеоигровых студий, Arkane, горделиво расправив плавящиеся крылья, несётся в пучину океана забвения, однако не то, чтобы такое событие стало сюрпризом для тех, кто давно наблюдает за этой компанией.

Однако, одну игру я действительно ждал, и ждал уже почти 6 лет. Да и как я мог не ждать? Именно первая часть данной серии и зародила во мне любовь к одиночным сюжетным приключениям. Но, всё же именно Lifeless Moon принесла мне пока что самое большое разочарование в этом году.

Видео-версия:

Безжизненная история

История начинается незамысловато – двое космонавтов, очевидно являющиеся оммажем на Нила Армстронга и Базза Олдрина, в ходе космической экспедиции на Луну оказываются засосаны в таинственный портал, обнаруженный в одном из кратеров. Перенесясь в некое неизведанное место, один из космонавтов, попавший под управление игрока, сталкивается с ещё одной аномалией – он рассинхронизировался во времени со своим напарником, а потому остался совершенно один на некоем безлюдном астрономическом объекте. Безмолвному протагонисту, в сущности, не остаётся ничего, кроме как двигаться вперёд в слабой надежде на положительный исход своих безнадёжных дел.

Однако, надежда уже ярко сияет на горизонте неоновым светом вывески закусочной. Закусочной? На безлюдной планете, расположенной посреди нигде? Да и не только закусочной – главный герой внезапно оказывается посреди маленького безлюдного городка Америки 60х. Тут и там он натыкается на признаки лишь недавно ушедшей отсюда жизни – в городе всё ещё работает электричество, а в мастерской как будто только что велась работа. В местной же школе космонавт и вовсе натыкается на пробирающую до дрожи картину – десятки тел, как взрослых, так и детей, сложенные в мешки для трупов.

Это наводит главного героя, излагающего свои мысли исключительно с помощью дневника, на две догадки – во-первых, он может просто галлюцинировать в результате гипоксии, а, во-вторых, вполне возможно, что этот городок был перемещён в это таинственное место с Земли. Глубже же в причины произошедшего нас погружают записки, обнаруженные в подземной лаборатории неподалёку. Когда-то в недалёком прошлом, недалеко от одного маленького американского городка, группа учёных работала над изучением телепортации (тут игра явно подмигивает в сторону Филадельфийского эксперимента и прочей конспирологии) – именно внезапная перегрузка в работе устройства, созданного ими, и вылилась в телепортации целого куска города на безлюдную планету.

Впрочем, это лишь завязка истории – интрига, окружающая маленький городок посреди лунной пустыни, на самом деле имеет мало общего с основной загадкой сюжета. Лишь немного вдамся в её подробности, постаравшись не проспойлерить, так как местная история действительно заслуживает внимания – основой сюжета и местного фантастического элемента послужил «Солярис» Станислава Лема. При этом сама игра берёт лишь некоторые элементы, не копируя основную проблематику произведения, концентрируясь на психологических травмах, а не на взаимодействии с иной формой жизни. Да, до уровня серьёзной научно-фантастической литературы Lifeless Moon не дотягивает, однако держится на хорошем уровне.

Главной же проблемой, преследующей сюжет, являются записки – не читая их, вы рискуете вообще потерять нить происходящего. Без связующего текста происходящее на экране предстаёт перед игроком в виде нарезки странных эпизодов, что происходят в как будто бы случайных локациях, которые никак, по сути, не связаны. Похожая проблема была и в предыдущей части этой своеобразной антологии, Lifeless Planet, однако там сюжетная линия выстраивалась за счёт постоянства места и грамотного рассказа истории через окружение. Тут же, в силу ухода большого числа локаций в некую абстракцию, понять, что происходит невероятно сложно. Добивает же гвоздь в крышку гроба молчаливый протагонист, что излагает свои мысли исключительно на бумаге – даже просто озвучив эти монологи можно было добиться куда более внятной и понятной истории.

Продолжительность сюжета также очень мала – всего 3 часа на полное прохождение с выбиванием всех (почти) достижений и с прочтением большинства записок. Для сравнения – Lifeless Planet была пройдена мной за 6 часов. Однако, из-за этого игра хотя бы стала более насыщенной – ты всегда ощущаешь некую прогрессию, и редко застреваешь в одной точке.




Безжизненный геймплей

С геймплеем ситуация обстоит ещё более неоднозначная. Да, все элементы прошлой игры Stage 2 Studios на месте – и неловкий платформинг, и редкие загадки, и некие сегменты с побегом, однако все они упрощены до безобразия.

В игре, по сути, ровно одно нововведение – исследование помещений в статичных точках от первого лица. Ищем различные объекты, соединяем их в определённом порядке, решаем редкие головоломки на логику. В большинстве ситуаций главного героя и вовсе запирают внутри этих помещений до тех пор, пока ты не решишь головоломку, продвинувшись дальше по сюжету. Сами же головоломки вызывают мало интереса – они очень просты и сделаны по одному паттерну – пощёлкай по разным местам, пойми, что меняется, дощёлкай до победного результата.

Все же остальные сегменты сильно упрощены по сравнению с и без того казуальным оригиналом. От механики с убывающим кислородом было решено отказаться – гипоксия теперь появляется только по сюжету, однако не сильно на него влияет. Убраны были и робо-рука, предназначенная для решения загадок, и транспортировка валунов для создания платформ. Упрощению подвергся даже джет-пак – основное средство платформинга в предыдущей игре. Теперь более не надо искать топливо, а его работа ограничена лишь таймером. Да и появляется он всего на два уровня, а сегменты с его полноценным применением можно пересчитать по пальцам одной руки.

Также в качестве странного рудимента в игре остался геологический журнал – если в прошлой игре можно было действительно отыскать некоторые минералы, то здесь всё ограничено костями мёртвых животных – это при том, что ими вообще занимается не геология, а палеонтология.

Нет, конечно, в целом странно что-либо предъявлять, по сути, симулятору ходьбы на тему геймплея. Однако, тут я замечаю явную деградацию по сравнению с предыдущей частью, что вышла уже почти 9 лет назад. Lifeless Planet предлагала игроку хоть и достаточно тягомотный, однако всё же разнообразный геймплей с планомерно растущей сложностью. Lifeless Moon же словно утрачивает все эти забытые технологии предков, компенсируя недостаток разнообразия малой продолжительностью – игра просто не успевает надоесть. Очень спорное решение.

Саундтрек, впрочем, также хорош, как и в первой части. На посту композитора всё так же Рич Дуглас (Rich Douglas), который выдаёт вполне неплохой коктейль из классического оркестрового саундтрека, присущего фантастике прошлого, и синтетического эмбиента. Особо отмечу трек «Engineering» — одна из лучших композиций среди всей музыки игры, обладающая прекрасной работой виолончели.

Безжизненный арт-дизайн

А вот с арт-дизайном у игры всё более-менее хорошо. Локации яркие и наполненные различными деталями. Главный герой побывает и в атмосферных пещерах, и в туманном, парящем над поверхностью планеты городе, и в чудесном лесу, что вырос вокруг озера. Постановка у игры воистину волшебная – даже в самых непримечательных местах рука постоянно тянется к кнопке F12 дабы сделать очередной скриншот.

В качестве основного источника вдохновения для арт-дизайна игры легли работы Джона Мартина (John Martin), английского художника романтиста XIX века, знаменитого своими масштабными и драматичными полотнами на религиозные сюжеты, а также фантастическими композициями, наполненными мельчайшими фигурами людей. Его влияние становится наиболее заметно на пятом уровне – тут в палитре начинает сильнее всего выделяться красный свет, придающий картинке апокалиптичный вид. Большое влияние, по словам автора, оказала работа «Садак в поисках вод забвения» — она легла в основу последних уровней игры.

И вот всё вроде бы хорошо, если бы не два «но». Два жирных «но». Во-первых, с технической точки зрения это всё та же Lifeless Planet 2014 года. То есть встречайте парад из мыльных текстур, каких-то растянутых по горам jpeg-ов, низкополигональных объектов. Если попытаться хоть чуть-чуть приглядеться – красивая картинка тут же начинает разрушаться, а все проблемы устаревшей графики начинают выпячиваться всё сильнее. В иных местах горы напоминают об Outcast 1999 года выхода. Мне вообще иногда казалось, что предыдущая часть выглядит лучше, хотя бы из-за мыльного фильтра, маскирующего недостатки.

Во-вторых, разработчики не совсем поняли, как работает перспектива с тем ракурсом, что они выбрали – из-за этого объекты, что они сделали в соответствии с ростом главного героя, начинают казаться куда меньше, чем они должны быть. И это ещё сильнее выбивает из погружения, превращая игру в какой-то кукольный домик с игрушками непропорциональных размеров.

В общем и целом, Lifeless Moon меня серьёзно разочаровала – за 9 лет, прошедших с выхода первой части, ожидаешь чего-то большего, чем среднего по качеству и маленького по продолжительности дополнения к оригинальной истории. Да, заметно возрос в качестве арт-дизайн, однако в то же время заметно ухудшился и геймплей. История в целом осталась на уровне средних научно-фантастических рассказов, написанных под вдохновением от широко известной классики – в прошлый раз была «Аэлита» Толстого, в этот – «Солярис» Лема.

Но, подытожу:

Визуал – 3/5 – красивая, в общем картинка, которая разрушается под влиянием неудачной технической реализации.

Сюжет – 3/5 – неплохая научно-фантастическая история, что вполне может развлечь, однако гибнущая под тонной записок, необходимых для понимания происходящего.

Геймплей – 2/5 – он есть, и для того, чтобы продвинуться по сюжету, необходимо совершать хоть какие-то действия. Выше поставить не позволяет общая деградация по сравнению с прошлой частью.

Аудионаполнение – Без оценки – хороший саундтрек, иногда преподносящий приятные сюрпризы в виде запоминающихся композиций.

Итого: 5.5/10 – крайне посредственная игра, что ухудшила почти все элементы по сравнению с первой частью. Зайти она вам может, только если вам ОЧЕНЬ понравилась предыдущая работа Stage 2 Studios, и вы хотите чего-то подобного. Всем же остальным посоветую либо первоначально ознакомиться с Lifeless Planet, либо и вовсе пройти мимо – игра явно на любителя. В конце концов нынче выходят и более интересные адвенчуры про космонавтов – Little Orpheus тому хороший пример.

#якорь #lifeless_moon #обзор #обзоригры.

 

Источник

Lifeless, moon, Глубокое, игры, обзор, разочарование

Читайте также