Недавно благополучно завершился полет киноэкипажа в составе режиссера и оператора Клима Шипенко и актрисы Юлии Пересильд. Они стартовали на “Союзе МС-19” с командиром Антоном Шкаплеровым 5 октября и приземлились на “Союзе МС-18” с командиром Олегом Новицким 17 октября. Отснятое на орбите станет первыми кинокадрами, снятыми профессиональной съемочной группой с участием профессиональных актеров в космосе. А такое громоздкое определение получается из-за того, что в истории кино и космонавтики есть кино, снятое в космосе, кино, снятое космонавтами, кино с участием космонавтов, кино, снятое автоматическими космическими аппаратами, кино с настоящей невесомостью, но снятое в пределах земной атмосферы, и много еще разных вариантов. Наш сегодняшний разговор о кино в космосе и космосе в кино.

Кино и космос
Клим Шипенко и Юлия Пересильд перед стартом, фото Михаил Джапаридзе/ТАСС

Первое кино про космос

Первые публичные, а затем коммерческие показы кинофильмов начались в 1895 году. И спустя всего 7 лет, в 1902 году, на экраны вышел первый из известных (а, скорее всего, первый вообще) фильм про космос и космонавтику — “Путешествие на Луну” французского режиссера Жоржа Мельеса. Короткометражный по нынешним временам, в то время это был полноценный фантастический блокбастер длительностью целых 15 минут. А сюжет пародировал “Из пушки на Луну” Жюля Верна и “Войну миров” Герберта Уэллса. Картина сначала с успехом показывалась в кинотеатрах по обе стороны Атлантического океана, затем была забыта, снова открыта в 1930-х, а сейчас по праву занимает почетное место в пантеоне мирового кино. А кадр с “лицом” Луны, в которое попал снаряд, стал одним из наиболее известных и часто цитируемых во всей истории кинематографа.

Сейчас уже приходится объяснять, что снаряд загружают в орудие девушки не просто в странной одежде, а в купальных костюмах. Но это предсказание пока что не сбылось, и модели в бикини космонавтов и астронавтов в полет не провожают. Выделите пятнадцать минут и посмотрите фильм, он этого стоит.

Первое серьезное кино про космос

Спустя четверть века в Германии сняли первый фильм, реалистично показавший старт лунной ракеты. “Женщину на Луне” снял Фриц Ланг, и вышла картина в 1929 году. По мнению некоторых критиков, изображение реалистичного пуска ракеты вообще было главной идеей режиссера. Так это или нет, но в качестве консультанта привлекли известного ракетно-космического энтузиаста Германа Оберта, который также должен был в рамках рекламной кампании продемонстрировать запуск модельной ракеты, на что получил значительное финансирование от киностудии. К фильму Оберт не успел и запустил первую в Европе ракету с жидкостным двигателем в 1931.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Когда начались настоящие космические полеты, оказалось, что в “Женщине на Луне” предсказали: вертикальный вывоз ракеты на старт (один из вариантов транспортировки), обратный отсчет, использование воды на стартовом комплексе (правда не так, как в фильме), противоперегрузочные лежаки (в реальности кресла), зрелище отделения первой ступени и много чего еще. А еще в качестве подсобного рабочего на съемках работал семнадцатилетний Вернер фон Браун.

Первое советское серьезное кино про космос

Коллаж из кадров фильма
Коллаж из кадров фильма

Советские кинематографисты не были чужды научной фантастике — “Аэлиту” Протазанова по роману Алексея Толстого сняли еще в 1924 году, но там мельком показан старт космического корабля из дома без крыши на “глухой окраине Москвы”. А вот у картины “Космический рейс” консультантом был ни много ни мало сам Циолковский. Вышедший на экраны в 1935 году фильм немного перекликается с “Женщиной на Луне” — и там и там летят на Луну, в обеих картинах экспедицию возглавляет видный ученый, в экипаже присутствует женщина, а на борт зайцем пробирается подросток. Но “Космический рейс” показывает видение Циолковского — ракета стартует с рампы (сравнительно редкий сейчас вариант), а для защиты от перегрузок используются ванны, точнее, емкости с жидкостью (решение применялось лишь в беспилотной космонавтике). Есть характерные заблуждения вроде невозможности радиосвязи с Землей и необходимостью из-за этого сигналить пиротехническими ракетами. Но вот в отличие от “Женщины на Луне” невесомость показана правильно — она наступает сразу после выключения двигателя. Также картина интересна употреблением слова “астронавт”, а “космонавт” появилось сильно позже.

Стоит отметить спецэффекты, которые удивительно неплохо смотрятся для фильма почти вековой давности и стали в каком-то смысле стандартом. Невесомость показали, подвесив актеров на тросах, а сцены в ракетном ангаре и прыжки по Луне сняли на уменьшенных макетах и с использованием кукольной мультипликации.

Первые кадры из космоса

Первое фото и, одновременно, видео в космосе было снято 24 октября 1946 года автоматической камерой, которая стояла на модифицированной в геофизическую ракету изначально боевой “Фау-2”, запущенной с американского полигона Уайт Сэндз. Ракета поднялась на 104,6 км,  а установленная на ней камера снимала один кадр каждые 1,5 секунды. Спустя несколько минут ракета вместе с камерой упали обратно на землю, разбились, но пленка в специальной капсуле была благополучно извлечена и проявлена. Разработал камеру Клайд Холлидей, работавший в университете Джонса Хопкинса.

С тех пор камеры стали постоянным космическим грузом — их ставят на ракеты, межпланетные станции, отправляют вместе с космонавтами.

Первые фото полного земного диска из космоса

Первое фото полного диска Земли было сделано 30 мая 1966 года камерой, установленной попутной нагрузкой на советский спутник связи типа “Молния-1” (скорее всего №6, запущенный в апреле), летавший по высокоэллиптической орбите с большим наклонением. На фотографии сложно что-то разобрать, но из параметров орбиты ясно, что это должно быть северное полушарие.

Первое цветное фото было сделано американским экспериментальным спутником DODGE. Основной задачей аппарата была проверка системы гравитационной стабилизации, камера тоже шла попутным грузом. Черно-белая камера сделала три снимка через цветные светофильтры, и изображение сложили уже на Земле. Кстати, в его обработке участвовал уже известный вам Клайд Холлидей.

Первый фотограф и видеограф в космосе

А вот первым человеком, который снимал фото и видео в космосе стал Герман Титов 6 августа 1961. У Юрия Гагарина в корабле была жестко установленная телекамера, снимавшая лицо космонавта, но не происходящее снаружи, а фотоаппарата ему по причине сравнительно короткого полета не дали. У американских астронавтов, совершивших после Гагарина два суборбитальных полета, в корабле стояли три камеры: одна снимала астронавта, вторая — приборную доску, а третья смотрела в иллюминатор, но все они были автоматическими. А вот Герман Титов летал по орбите целые сутки, поэтому имел время, чтобы самостоятельно орудовать фотоаппаратом и видеокамерой.

Фото Германа Титова с автографом
Фото Германа Титова с автографом

С тех пор космонавты в рамках космической подготовки проходят курсы по фотографии, очень много снимают на орбите, публикуют и собирают тысячи лайков в Инстаграм, а после возвращения устраивают пользующиеся большим интересом выставки и издают альбомы.

Все растет и развивается

Именно автоматическим камерам мы обязаны появлением кадров, которые стали архетипическими. На американских кораблях “Джемини” стояли камеры, смотрящие в иллюминатор, который, к тому же, был удачно расположен. В результате кадрами торможения в плотных слоях атмосферы, когда в иллюминаторе отлично видна плазма, окутывающая корабль, иллюстрируют даже рассказы про советскую космонавтику.

Много камер использовалось в программе “Аполлон”. Они стояли в разных точках стартового сооружения и на самой ракете. Камеры на ракете располагались в контейнерах, включались автоматически, затем выбрасывались и спускались в океан на парашютах, снабженные радиомаяками. В результате у человечества есть совершенно шикарные кадры разделения ступеней.

Научная фантастика

В 60-х родились две научно-фантастические вселенные, которые живы до сих пор и имеют огромные сообщества фанатов. В 1963 году появился британский сериал “Доктор Кто” про эксцентричного инопланетянина, который путешествует во времени и пространстве, а в 1966 году — американский сериал Star Trek про приключения экипажа звездолета “Энтерпрайз”. Сериалы выходили по ТВ, поэтому не могли похвастаться большим бюджетом. В результате это была космическая фантастика, в которой космос практически не показывали. Ландшафты иных планет снимали в павильонах или в каком-нибудь песчаном карьере (штамп, особенно характерный для “Доктора Кто”). Инопланетян изображали люди, оснащенные необходимым количеством винила, пластика, шишек, желудей и тому подобных материалов.

Представитель расы Зарби из “Доктора Кто”
Представитель расы Зарби из “Доктора Кто”
Капитан инопланетного звездолета в Star Trek
Капитан инопланетного звездолета в Star Trek

Космический корабль и машина времени TARDIS Доктора Кто просто материализовалась в нужной точке, а в Star Trek показывали масштабную модель корабля на фоне, например, нарисованной планеты. Уже в 21 веке сделали ремастер с простенькими но симпатичными компьютерными спецэффектами.

Серьезные спецэффекты с большим бюджетом можно было встретить в полнометражных фильмах, архетипическим из которых стала “Космическая одиссея 2001 года” Стэнли Кубрика, вышедшая в 1968. Снятый в канонах твердой научной фантастики, фильм честно старался показать космос на доступных технологиях. Актеры, как и в “Космическом рейсе”, висели на тросах, разве что их уже старались получше спрятать, не выдавая перемещением актера по траектории маятника.

Направленную от оси к периферии силу тяжести на орбитальной станции показали, построив большую декорацию, внутри которой, как белка в колесе, бежал актер.

Модели техники совмещали с фоном при помощи различных технологий анимации и комбинированной съемки, при необходимости создавая эффект масштабности замедленными съемками. На момент выхода результат впечатлял.

Отдельное поразительное предсказание у “Одиссеи” получилось в том, что кадры бега по ободу станции затем были сняты в реальном космосе — на большой станции Skylab настоящие астронавты бегали практически так же. Но, правда, в реальной невесомости у них было больше свободы, и кувырки астронавтов в “Одиссее” так снять было бы гораздо сложнее.

Документальные фильмы

Space Station 3D, 2002
Space Station 3D, 2002

Развитие фото- и кинокамер не прошло мимо космоса. Когда в 1970-х появилась технология IMAX, астронавты стали снимать с ее помощью. В 2002 году вышел первый трехмерный фильм “Космическая станция 3D”. В результате у человечества есть огромное количество документальных фильмов о космосе. Из сделанного в России стоит глянуть многосерийные фильмы “Космическая одиссея, век XXI” и “Год на орбите”.

Первый художественный в космосе

Первым фильмом, в котором использовались специально снятые в космосе кадры, стал советский “Возвращение с орбиты” (1983). Космонавты снимали на станции “Салют-7” и в корабле “Союз Т-9”. Учитывая, что актеры оставались на Земле, сняты, скорее всего, были вот эти кадры вращающегося в невесомости секундомера.

Честная невесомость

Скорее всего, единственным фильмом, в котором есть специально снятые не в космосе кадры с настоящей невесомостью, стал “Аполлон-13”. Съемочную группу, актеров и декорации посадили в самолет-летающую лабораторию, который используется при подготовке космонавтов. Самолет набирает высоту и начинает описывать параболы, создавая невесомость на короткие периоды до 30 секунд. Вот один из примеров.

А вот бекстейдж

Уже в 21 веке необходимость в таких ухищрениях в целом отпала — можно отснять актеров на фоне зеленого экрана и потом пририсовать на компьютере все, что хочешь. Самым ярким примером такого подхода стала “Гравитация” Альфонсо Куарона.

Сейчас реалистичность фильмов зависит уже главным образом от сценаристов — на какие нарушения законов природы они пойдут ради изображения желаемой драмы.

Снятые космонавтами

Существуют художественные фильмы, снятые космонавтами. Отправившийся на МКС в 2008 космический турист Ричард Гэриот привез на станцию сценарий научно-фантастического фильма, который был снят в свободное время экипажа. “Апогей страха” вышел в 2012 году, и его можно посмотреть на YouTube.

Кадры, специально снятые космонавтами на МКС, можно встретить и в совершенно неожиданных картинах, например, в комедии “Ёлки-5” (2016).

Предыдущая попытка

В истории отечественного кинематографа уже была попытка снять на орбите картину с профессиональными актерами. Когда в конце 90-х на станцию “Мир” перестали выделять бюджетное финансирование, организованная при участии РКК “Энергия” MirCorp пыталась заработать любыми средствами, в том числе и превратив комплекс в съемочную площадку. На основе романа “Тавро Кассандры” Чингиза Айтматова Александр Сорокин написал сценарий “Последний полет”. Снимать должен был Юрий Кара, а на МКС должны были отправиться Владимир Стеклов и Наталья Громушкина. Но по банальной причине нехватки денег актеры в космос не полетели, а в модифицированном виде сценарий увидел свет как фильм “Воры и проститутки. Приз — полёт в космос”, вышедший в 2003 с Владимиром Стекловым и Ксенией Собчак.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вызов

Фото экипажа перед стартом
Фото экипажа перед стартом

Таким образом, проект “Вызов”, для съемок которого на орбиту отправился киноэкипаж, получил громоздкое определение “первый художественный фильм, снятый в космосе с участием профессиональных актеров и съемочной группы”. Но это полноценный приоритет России, новости о котором были на главных страницах мировых информационных агентств.

Судя по открытой информации, он стал возможным благодаря счастливому стечению обстоятельств. Появившиеся в 2020 слухи о том, что Том Круз должен будет отправиться на МКС на корабле SpaceX Crew Dragon, чтобы принять участие в съемках некоего неназванного блокбастера, привели к соединению космических возможностей Роскосмоса с возможностями по пиару “Первого канала”. Что любопытно, сейчас, спустя год, Том Круз никуда не полетел и в ближайшее время не планирует. А в сети обсуждают его свежие фотографии, где звезда заметно располнела.

Огромные пиар-возможности “Первого канала” создали поразительную ситуацию — сложно вспомнить, когда о космонавтике говорили так много и так долго. Это очень хорошо, кто-то из тех, кто смотрел передачи, будет больше интересоваться космосом.

Также теперь, хочешь-не хочешь, у Юлии Пересильд на всю оставшуюся жизнь появляется миссия популяризации космонавтики, задача звать в космос молодежь, особенно девушек и девочек. Потому что она стала всего лишь пятой гражданкой СССР/РФ в космосе. И процент женщин среди наших космонавтов удручающе мал. Еще один любопытный факт — все из четырех летавших до Пересильд женщин либо были, либо являются депутатами Госдумы. Интересно, как сложится ее жизнь.

Увы, срочность реализации проекта не позволила сделать все идеально. Летом 2021 года появились новости про увольнение легендарного космонавта Сергея Крикалева. По слухам, это было связано с его несогласием с планом отправки киноэкипажа. В выходивших затем новостях уже говорилось не об увольнении, а переводе, и спустя короткое время Сергей Крикалев вернулся на должность исполнительного директора пилотируемых программ.

Наверное, самым пострадавшим стал нелетавший космонавт Андрей Бабкин, который уже вроде бы был назначен на полет. Увы, работа космонавта несет в себе очень неприятные риски — люди ждут своей очереди более десяти лет, каждый год их могут зарубить врачи, а место на полет может исчезнуть и по совершенно независящим от тебя причинам. Например, у космонавта Сергея Волкова первый запланированный полет сорвался из-за катастрофы шаттла “Колумбия”, а во второй раз его место банально продали Европейскому космическому агентству. Очень хочется надеяться, что Андрей все-таки полетит в космос, пока он остается в отряде, надежда на это не потеряна.

Ожидается, что фильм выйдет не ранее 2022 года, и сейчас совершенно невозможно сказать, насколько успешным он окажется. Хотя шансы на это неплохие — Клим Шипенко снял примерно отбивший бюджет космический фильм “Салют-7” и поразительно прибыльного в прокате “Холопа”. Но вот в историю кино и космонавтики “Вызов” уже, без сомнения, попал.

Для тех, кому удобнее видеоформат, есть запись прочитанной лекции

 

Источник

Читайте также