Любой из нас обожает музыку, ведь музыка помогает нам расслабиться, или, наоборот, сосредоточиться на выполнении разного рода задач. Кто-то слушает музыку через наушники, кто-то через переносные колонки, а кто-то, до сих пор транслирует звуковые волны через старый добрый бумбокс.
Так или иначе, каждый слушает её по-разному. Ведь у всех, так сказать, есть собственные методы получать эстетическое, музыкальное удовольствие. И этот пример заразителен, поэтому сегодня я расскажу вам о своём аудиофильском опыте. Мало ли, вам тоже понравится то, через что я слушаю музыку. Итак, встречайте моего франкинштейна!
Автор и идейный вдохновитель сообщества Фанерострой Макар Дромкин. Редактор сообщества фанерострой, руководитель проекта Ефимов С.Т. |
Моя музыкальная стойка, этакий «организм» из разной техники.
Япония? ФРГ? Нет, это отечественная, точнее даже, советская радиотехника. Пройдя полный курс профилактики и ремонта, она звучит если не лучше, то точно не хуже, чем с завода. Да, верхний аппарат выпущен уже в 93 году, аккурат после развала СССР, но технологии и детали полностью советские, поэтому и называть технику советской считаю абсолютно правильным.
▍ Магнитафоны будут жить!
Начнём, собственно, с катушечного магнитофона «Олимп». Он ни разу не бобинный, и даже не бабинный, а именно катушечный. Описывать его достоинство я могу часами, но отмечу кратко, что кроме качественного звука, конечно же, у него в наличии имеется достойный внешний вид и красиво крутящееся катушки. Писать на них лучше с FLAC, либо с мастер-лент. Винил как первоисточник идёт уже ступенью ниже, ведь он сам записан с мастер-ленты.
Так называемый «Седьмой Олимп» (серия 700, 701, 702) начал выпускаться сразу после рождественских праздников 92 года и был разработан на базе двух предыдущих моделей — пятого поколения и частично шестого. Отличается от предшественников, в первую очередь, высокой скоростью записи (19 и 38 см/сек), во вторую — головками. Модель 700 имеет стандартные 4-дорожечные бошки, когда как две следующие являются студийными двухдорожечными, что на самом деле выглядит немного поинтереснее. Отличаются 702 и 701 модели, по сути только стирающей головой: 2-дорожечной и 1-дорожечной на всю ширину ленты соответственно.
Двухдорожечные полупрофессиональные головки а-ля Ревокс
Головки тоже попадаются двух типов — пермаллоевые с закосом под немецкий Revox, а также студийные «бабочки» МЭЗ. Производство первых я даже точно не назову, ведь они появились только там же, на седьмом Олимпе, уже при смерти СССР. Иногда среди них попадался брак, даже невооружённым глазом можно было увидеть кривой сердечник.
На моём аппарате же стоят МЭЗы
Вот такие головы уже являются профессиональными и ценятся выше. На фото слева можно увидеть однодорожечную стиралку, потому что родную двухдорожечную пришлось выкинуть — она ни на что не годна, ее дорожки слишком узкие и она не стирает фонограмму полностью. Так что, по сути, у меня получился 701-й Олимп. Две средние головки — записи и воспроизведения с режимом сквозного канала — это возможность прослушивать записанную на ленту фонограмму непосредственно во время записи благодаря раздельным головкам. Справа же видно обычную бытовую четырёхдорожечную головку — она предназначена только для прослушивания.
Нутро аппарата со снятой задней стенкой. Запрещается включать в сеть со снятой бу-бу-бу… На ведущий двигатель я приклеил бумажные лопасти, чтобы немного увеличить циркуляцию воздуха — аппарат иногда играет весь день!
Разумеется, в магнитофоне полный прямой привод — никаких пассиков и механических передач. Два двигателя на каждую катушку и один ведущий. Боковые двигатели нашего производства вечно страдают качеством изготовления — чтобы они не выли, приходится отдавать их токарю для проточки статора в круглую форму вместо овальной, а также менять подшипники. Как всегда — всё наше надо вечно допиливать. Ведущий вал на этом аппарате имеет бронзовые втулки, требующие периодический смазки. От лишних подшипников качения на студийных машинах избавляются в угоду меньшему шуму.
Советская микрологика (мозги)
Изначально седьмые Олимпы шли на собственных мозгах и своём процессоре. Но позднесоветские разработки оказались ненадёжными, процессор вылетал, поэтому позже взяли проверенную плату управления от Олимпа 005С-1, самую малость переделали и воткнули в седьмой.
Магнитофон со снятой передней панелью
Над блоком головок видно предварительный усилитель, построенный на микросхемах 157ул1а. Блок записи-воспроизведения, расположенный снизу, также работает на операционных усилителях 157-й серии. Многие её не любят, но тогда была мода строить усилители на микросхемах. Операционник на самом деле очень даже неплохой, при желании его можно заменить и на 1434. Для основных потребностей аудиофилии их вполне хватит. Уж лучше двухдорожечный аппарат на 157, чем четырёхдорожечный Акай.
Седьмой Олимп с оригинальными мозгами
Разумеется, не забываем менять всё до последнего электролитические конденсаторы. По звуковому тракту можно поставить специальные аудиофильские, Nichicon разных серий, например. Меня поражает тот факт, что до сих пор находятся люди, меняющие конденсаторы выборочно по осциллографу. Если вы до сих пор так делаете, то знайте, что вы страдаете фигней. А если ещё и берете за это деньги, то вы и вовсе вредитель. Срок работы конденсаторов давным-давно истёк, импортные тоже в половине случаев уже мёртвые, оставлять в живых можно только некоторые партии военной приёмки и определённые типы «бочек», но все эти знания придут с опытом.
▍ Ваше величество — Вега
Стереокомплекс Вега-122
Ну и следующая часть стойки — блоки комплекса «Вега». Как правило, её ненавидят, считают неремонтопригодной и проклятой. Но сегодня я вам расскажу, как отремонтировать все эти аппараты и превратить их в надёжные и практически вечные. Ведь такими они были и задуманы.
Внутренности Вега 50у-122с позднего образца
Начнём с усилителя мощности. Он появился на свет в 90м году, но реально пошёл в массы только в 91м. Закончилось производство в 95м вместе со смертью завода. Данный аппарат вечно упрощался. Бытует слух, что в связи с кризисом, когда денег становилось всё меньше и меньше, зарплату работникам фабрики стали платить магнитофонами. Дескать, поэтому и последние образцы усилителя, собрались чуть ли не в гаражах из вынесенных в штанах деталей.
Ну и давайте развеем пару мифов:
-
Миф 1: Неправильный, слабый радиатор, не то что раньше!Опровержение:
Радиаторы такими и должны быть. Старые массивные из сплошной стали плохо выполняли свою функцию, а вот алюминиевый, сложенный из тонких листиков, обладает большей поверхностью соприкосновения с воздухом, плюс к этому сам алюминий обладает лучшей теплоотдачей, при этом аппарат теряет в весе пару килограмм. В импортных усилителях давно применяются аналогичные решения.
-
Миф 2: Ненадёжность усилителяОпровержение:
виной всему некачественная постперестроечная сборка. Впрочем, такое было везде по позднему Союзу, но большинство аналогов было чуть надёжней благодаря более простой схеме, Вега же сама по себе аппарат схематически не самый простой, однако, после обслуживания и замены бракованных деталей (конденсаторы уже на заводе шли бракованными) схема аппарата стабильна и у меня работает целыми днями вот уже как 6 лет.
Поздний коммутатор без системы автоотключения. В центре фото видно пикофарадный флажок
Итак, мне прислали в ремонт аппарат 93 года. Здесь уже идут упрощения — удалена система автоотключения при простое, а также отсутствуют индикаторы перегрузки и сети. Первые аппараты были с припиской ААА, кто не знал, вот что они означают:
- Автоотключение
- Адаптивное питание
- Автокоррекция искажений
Основной бедой аппарата являются же эти самые маленькие пикофарадные «флажки» — они уходят в обрыв, в утечку, в КЗ и всё остальное, т.е., что можно и нельзя. При выходе их из строя в обвязке оконечного усилителя последний, соответственно, сгорает. Естественно, их в первую же очередь меняем на современную керамику.
Замена неправильных конденсаторов на правильные
Электролиты тут отходят на второй план. Изначально на питание ставились хорошие бочки 10000х50. Они часто выживают, но всё равно требуют внимания. Позже ввиду упрощений стали ставиться 5000х25, их выкидываем сразу, ведь напряжение на них 24 вольта, что практически смертельно для советского конденсатора, которые должны стоять с большим запасом. Я ставлю современные 10000х35, это достаточный запас. Да, конечно, с мягкими ножками силовые бочки — не лучший вариант, однако, аналог советским с винтовым соединением стоит слишком дорого и не каждый готов на такое раскошеливаться. В общем, если не планируете днями напролёт качать сельские дискотеки, хватит вам и мягких ножек.
Военная приёмка? Как бы не так!
С 93 года, помимо моего рождения, появилась ещё одна новая проблема — на Вегу стали ставить зелёные кт315. Сразу скажу — вся зелёная серия — брак, требующий немедленного демонтажа. Нагрузку они не держат и умирают через год работы. Самые надёжные — жёлтые 315, оранжевые же частенько уходят в обрыв, так что поглядывайте и за ними.
Для замены последнего конденсатора надо снимать мощник. Никому не хочется этого делать, но как иначе
Усилители модулей напряжения (две маленькие платки на мощнике) требуют осторожности — они запаяны на тонких дорожках. Можно проверить транзисторы на них — бывает распайка. Большие флажки тоже можно заменить, как и в питании, однако умирают они крайне редко. Будьте осторожны — советские флажки нельзя менять на современные, например, в логике, потому что они работают и как конденсаторы, и как резисторы, и как индуктивность… логика просто откажет, однако поставить в фильтрах по питанию современные аналоги вреда не будет.
Усилитель после обслуживания. Заметили разницу?
Все контактные группы и регуляторы надо смазать маслом — моторным или силиконовым. Подстроечники на темброблоке требуется выставить по уровню. Две крутилки на плате оконечного усилителя — ток покоя. Да, можно регулировать его и по осциллографу, но я просто следую схеме — при синусоиде на них должно быть -1,09, в «тихом» состоянии я ставлю в районе -1,17. При исправной схеме таких регулировок достаточно, осциллограф тут не требуется. В усилителе мощности редко бывают сложные проблемы — чаще всего вылетают транзисторы. Иногда выходят из строя микросхемы или трескаются дорожки.
Поздний усилитель готов к бою
Единственная доработка, требующаяся усилителю — перекладка массы на наушники. По остальной схеме, конечно, тоже можно производить много доработок, от установки более мощных радиаторов на питание, переноса транзисторов тока покоя на основной радиатор, увеличения сечения дорожек питания и многое другое… но, на самом деле, не так-то это всё и критично.
Внутренности Веги МП-122с после обслуживания
▍ А теперь поговорим о деке
Самый ранний аппарат комплекса, вышедший с ворот завода — двухкассетная шестимоторная дека. Полный прямой привод на бесколлекторных двигателях, две полноценные скорости, на высшей (9,53) качество звука и уровень частот не уступают катушечному магнитофону. Главное — сохранность головок.
Дека на рентгеновском снимке
Разобранный ЛПМ, боковые двигатели и схема их управления на микросхемах 157 серии
Главная проблема аппарата — датчики холла. С 90 года стали активно устанавливаться малонадёжные ДХК заместо родных рижских ДПК или ДПК-1. Собственно, проблема решается поиском и установкой оригинальных.
Ведущий двигатель
Рижские датчики холла более чувствительные, поэтому на поздних кривых сборках необходимо дорабатывать стабильность схемы — возле электролита вы можете увидеть заменённый пленочный конденсатор — его емкость необходимо увеличить до 100-200нф. Изредка выходит из строя датчик скорости (на фото наверху над маховиком), его можно заменить на магнитную головку, приклеив на неё постоянный магнит.
Ранняя чёрная версия в собранном виде
После замены конденсаторов и профилактики аппарат становится крайне надёжным. По сути, ломаться в нем особо и нечему — звуковая «материнка» вообще не имеет каких-либо болячек, в блоке питания может выйти из строя разве что диодный мост (который я тоже сразу меняю), а при хорошем питании ничего теперь не сгорит, стоит только ждать, пока от долгой работы не убьются втулки, больше тут убиваться, по сути, и нечему.
Настройка ЛПМ по осциллографу
▍ Совок снаружи, Японец внутри
Проигрыватель компакт-дисков ранней версии
Дальше — ПКД. Очень интересный аппарат, в основном состоящий из японских комплектующих. Из отечественного здесь лишь корпус, блок питания, усилитель наушников, индикатор (да и то не всегда) и органы управления.
Японская плата и оптико-механический блок
Зарубежные комплектующие в своё время покупались за валюту. Но японский процессор обладал серьёзным недостатком — частенько умирал от статики. То ли в самой схеме проблема, то ли в кривых советских кнопках, но этот нюанс обязательно надо решать заклеиванием изнутри панели кнопок скотчем и изолентой, в таком случае статика не проскочит на кнопки и не пробьёт процессор. Подобные казусы случались ещё на заводе, и ближе к середине 90-х инженеры стали думать, что же делать с дорогостоящими трупами. Сперва японский процессор был заменён на советский, позже было налажено производство плат в сборе.
ПКД с советской платой и советским процессором, но ещё с японским ЦАПом
ПКД позднего образца
Из нюансов можно отметить ещё слабый усилитель наушников и проблемы с пассиком. Его надо подбирать очень точно, чтобы не был перетянут, иначе проигрыватель может не стартовать, так как для поиска первой дорожки используются довольно слабые импульсы. Можно ещё уменьшить насадку на двигатель, но тогда лоток начнёт выдвигаться медленнее. По остальному аппарат довольно неприхотлив, надёжен, легко читает самописные болванки и звучит очень достойно.
▍ Винил на века!
Электропроигрыватель виниловых пластинок
Сейчас винил снова в моде. Довольно простой и нехитрый аппарат, но полностью выполняющий свою исконную функцию. Из общих проблем — легкий корпус, при ударах резонирующий на иглу, но мы же сюда не пинать проигрыватели пришли?
Устройство привода
Механизм довольно капризный, требующий точной настройки. Смазать надо все трущиеся детали и контактные группы, но нельзя смазывать тягу автостопа, иначе он перестанет работать. Регулировка автостопа крайне сложна и неудобна, производится она винтом возле оси тонарма. На двигатель при скорости 33об/мин подаётся всего 1.2в, поэтому он также требует внимательного подхода к пассику.
Проигрыватель в полусобранном состоянии
Правее диска, на крепеже пружины можно увидеть вкрученный саморез — его не будет лишним добавить, чтобы пружина не вырвала пластик. Не забудьте также обслужить стробоскоп и смазать регулятор. Если всё это не помогает и скорость нестабильна — можно поменять силовой транзистор, сидящий на шасси. Из отечественных аналогов туда легко входит кт817.
По желанию замените картридж и иглу на более качественные
▍ Музыкальный привет из мест недалёких
На сладкое у нас — колонки. Думаете, труд заключенных — это что-то про сталинские времена? Красивые внешне акустические системы Вега 50АС-106 собирались, однако, на зоне. Оттуда и все вытекающие проблемы.
И так сойдёт
В корпусах запросто могут быть дыры, винты бывают забиты молотком, допускается неправильная сборка фильтра. Внутри часто можно найти веточки, опилки или винты и гайки, выпавшие из рук арестантов. В общем, переборки акустика требует полной. Но оттого дело и интересней. Динамики я крашу тушью, это самый правильный вариант, чтобы они выглядели, как и должны. Можно также обклеить внутренние стенки шумопоглотителем и забить фазоинверторы ватой — басы станут мягче и приятней. Кстати, важный момент — данная акустика заточена под эквалайзер родного усилителя, и работать они должны исключительно в паре, иначе звучать не будут.
Реклама «Веги»
Думаете, всё было совсем плохо в 91 году, что сборку колонок отдали в места не столь отдалённые? Тогда посмотрите, что выпускалось в последний год жизни завода. Нет, это не самопал.
Фото с широких недров интернета
Вещь, интересующая всех — анализатор спектра. Это лишь DIY комплект с али, подобных там полно. Диоды у них не помечены никак, поэтому перед сборкой приходится прозванивать, чтобы запаять нужной полярностью. Дальше собирается блок питания, также я добавил вентилятор на обдув усилителя снизу, ведь на работу в настолько стеснённых условиях он не рассчитан.
Типичный пример анализатора с Китая.
▍ Стойка для музыки
Ну и, конечно, же — сама стойка. Она у меня полностью самодельная. Построена из листов ДСП, купленных в Леруа Мерлене. У них можно заказать и под нужные размеры, но я всё делал вручную. Сперва по линейке канцелярским ножом разрезается покрытие, чтобы был ровный разрез, а потом вдоль включается работа пилой. Это уже вторая стойка подобного плана, первую я сделал своему другу. При минимуме вычислений всё можно построить абсолютно ровно, рассчитав размер аппаратов.
Стойка в процессе постройки. Изначально у меня был Ревокс, но он совершенно не подходил по виду, хоть и был на порядок качественней Олимпа. Джагу вы ведь помните?
▍ Заключение
Вот так и выглядит мой аудиофильский уголок. К усилителю также подключен компьютер, что позволяет использовать технику днями напролёт. И, надо сказать, всё вполне устраивает. Конечно, всегда будет куда расти, но все, кто слушал мою стойку — были удивлены качественным звучанием. В общем, слушайте музыку и берегите себя, а также оставляйте своё мнение в комментариях. До новых встреч!