Гитары мечты: мультигрифовые монстры, странные гибриды и прочие заново придуманные “велосипеды”

В последнее время я основательно позабыл о гитарной теме. Пора исправить этот недостаток. Год назад в посте о «влиянии» материала деки на электрогитарный звук, я рассказал про картонную гитару катом шопа Fender. В этом материале речь пойдёт о других необычных электрогитарах, а также о людях и компаниях, которые их создали.

Гитары мечты: мультигрифовые монстры, странные гибриды и прочие заново придуманные “велосипеды”

С ростом количества однотипных, стандартных электрогитар в 60-е возник спрос на уникальные модели, с особенностями и возможностями не характерными для стандартных инструментов. Многие музыканты не хотели удовлетворяться классической архитектурой инструмента, считая последнюю слишком примитивной для их исполнительской техники и смелых творческих задумок.

Пришлось придумывать велосипед заново. Для кого-то это стало интересным DIY-экспериментом, иные доверились профессионалам из крупных компаний. Со временем количество необычных гитар росло, и сегодня мне вряд ли хватит одного материала, чтобы рассказать обо всех заслуживающих внимания странных проектах. Назначение некоторых таких гитар порой вообще остаётся загадкой. Не скрою, что некоторые подобные идеи граничат с абсурдом и даже с откровенным безумием.

Frankenstrat от Эдди Ван Халена

Пожалуй, одна из самых легендарных гитар 70-х годов, созданная великим Эдди Ван Халеном в 1974-м году. Возможно, подсознательно Ван Хален хотел помирить сторонников двух враждующих брендов Fender и Gibson, так как в инструменте использованы технические решения характерные как для одной, так и для другой компании.

Сознательные мотивы виртуоза были более прагматичными, одном из интервью музыкант отметил:

«Я собрал эту гитару не для того, чтобы порадовать кого-то. Просто у меня не было денег и в мире не существовало гитары, на которой я хотел бы играть. Я собрал её для себя».

Иными словами это был чистой воды DIY, который позже смог масштабироваться.

Внешний облик инструмента был унаследован от стратокастера, но вместо одного из синглов гитара получила хамбакер, чего до этого со стратами не случалось. Гриф Франкенстрата был создан из цельного куска клёна, что также не было характерным для инструментов Fender.

Особого упоминания заслуживает струнодержатель. Вместо традиционного для Фендера тремоло и классического гибсоновского бриджа, была использована, популярная в наши дни, конструкция «Floyd Rose».

Гитара получила всего один потенциометр, позволяющий управлять громкостью.
С 1983-го года франкенстраты стали производиться компанией Kramer, эндорсером которой являлся Ван Хален.

Michael Angelo Batio Double-Guitar

С необычными гитарными конструкциями плотно связано имя чикагского виртуоза Майка Батио, которого, к слову, авторитетный Guitar One Magazine признал создателем лучшего шедевра всех времен. Среди мульти грифовых гитар, созданных в 21-м веке, именно его инструменты являются одними из самых практичных, при этом принципиально отличаются от всего, что создавалось до него.

Первым инструментом такого типа стала двухгрифовая гитара V-образной формы, которая позволяет исполнителю использовать для звукоизвлечения оба грифа одновременно. Он же является автором оригинальной техники исполнения на этом инструменте.

Первым инструментом такого типа стала гитара, наспех сколоченная виртуозом из двух Gibson Flying V . Полноценный самостоятельный серийный инструмент такого типа был выпущен компанией Dean в 2003-м году — это была «Мах 7 Jet». Cо стороны Dean развитием идеи Батио занимался инженер Майк Лайн, который превратил проект амбициозного гитариста в серийный продукт.

Quad Guitar — развитие V-образной концепции

Ещё одним изобретением Майка Батио стала четырёх грифовая крестообразная гитара. Так, на верхних грифах инструмента размещены 7 струн, а на нижних — шесть. За реализацию амбициозной идеи взялись американские компании Gibson и Wayne Charvel. Впервые гитара и приемы исполнения на ней были продемонстрированы в видео группы Nitro «Freight Train».

Hamer Five-Neck и аналогичные проекты

Гитара, о которой пойдет речь, скорее символ, нежели музыкальный инструмент. Автором концепции, реализованной компанией Hamer, является участник известной в США банды Cheap Trick Рик Нильсен. Одиозный стареющий рок идол из 70-х заказал себе один из самых узнаваемых инструментов на планете — гитару с пятью грифами. На инструменте играть не очень удобно, но всё же можно, что Рик Нильсен периодически делает.

Концепция, в рамках которой создан пятигрифовый инструмент Нильсена, развита и доведена до эстетического поп-арт абсурда в духе классического Уорхла, японским художником Йошихико Сато, который, вероятно, является чемпионом мира по количеству грифов.

Ibanez Triple Neck Heart Guitar Стива Вая

Будет несправедливым обойти 3-х грифовый инструмент ещё одного виртуоза — Стива Вая, который, по всей вероятности, создавался для исполнения всего одного произведения fever dream. Дека выполнена в виде сердца.

Грифы инструмента можно разделить на один основной (6 классически настроенных струн) и 2 вспомогательных (шести- и двенадцатиструнные, настроенные в аккорд). Можно смело утверждать, что компоновка и в какой-то степени техника Вая, предвосхитили идеи Майка Батио.

Baster Stereo

Двухкорпусная гитара Baster Stereo — это, пожалуй, одна из самых странных концепций, появившихся за последнее время. Судя из демонстрационного видео, инструмент скорее подходит для авангардной гитарной музыки. Хотя, возможно, что потенциал этого странного сюрреалистического шайтан-стратокастера ещё не раскрыт.

Atlansia Pegasus Вass

Японская компания Atlansia широко известна в узких кругах, как производитель достаточно необычных инструментов. Их 6-ти струнная бас гитара Atlansia Pegasus, вероятно, является чемпионом по количеству звукоснимателей среди одногрифовых инструментов. Их на гитаре ровно 18. По 3 самостоятельных независимых звукоснимателя на каждую из струн инструмента.

Предположительно, инструмент был создан в 2015-м году. По представлениям разработчиков, использованное решение позволит добиться максимальной плотности и объемности звучания инструмента.

Деструктивная эстетика End Of The Road

Моим личным фаворитом среди оригинальных дизайнерских решений стала гитара от Devil and sons, которая во многом развивает идеи вахаленовского франкенстрата. Идею сложно описывать словами. О ней исчерпывающе расскажут фотография инструмента и демонстрационное видео.

Гибсон-огнемет Колина Ферза

Вооружившись серийным Эпифоном, газовым баллоном и подручными средствами, британский видеоблоггер Колин Ферз, вероятно, впечатленный кадрами из безумного Макса, соорудил гитару-огнемет. Этот DiY-проект, пожалуй, один из самых зрелищных концепций, отобранных для этого материала.

Итог

Можно долго сполрить о том, насколько полезны и практичны представленные в статье решения. Но полагаю, что многие согласятся, что такие эксперименты как минимум интересны, эстетически впечатляют, а в ряде случаев расширяют границы исполнительской техники.

Джинса
Напоминаю, что нашем каталоге можно приобрести гитарные усилители, комбо, а также прочие музыкальные инструменты для создания музыки.

 
Источник

Читайте также