Делюсь собственным опытом переноса игры в 2023 год.
Здравствуйте, уважаемые форумчане. Основная цель статьи — детально разобрать вопросы модификации игры с целью подтянуть ее визуальную часть к современным стандартам. Также будут освещены моды, напрямую не влияющие на графику, но усиливающие атмосферу игры.
Данная статья не рассматривает глобальные моды — меняющие графику (летние, зимние моды), геймплей либо баланс игры (Horizon, Sim Settlements и т.п.). При модификации придерживался двух правил:
— сохранение ванильного художественного стиля (никаких зеленых лугов и пышных крон деревьев из Скайрима)
— повышение достоверности изображения и уровня погружения.
Модификация графики существенно повышает системные требования игры к железу. По моим тестам, для разрешения экрана 1080p требуется видеокарта уровня NVidia RTX3060. Рекомендуется установка игры на SSD — помимо сокращения времени загрузки не придется ждать подгрузки HD текстур в самой игре.
Использовалась Steam версия игры со всеми DLC.
1. Предварительная настройка и базовое ПО
1.1. Запускаем игровой лаунчер, выставляем разрешение вашего экрана, выбираем пресет «ультра», жмем кнопку «дополнительно»: на вкладке «дальность отрисовки» проверяем, что все ползунки до упора вправо, на вкладке «детализация» выставляем солнечные лучи на «ультра», объемный свет HBAO+ (ультра). Жмем «принять» и выходим.
Важное замечание: больше игровой лаунчер вам не пригодится, более того — при изменении настроек он перезапишет Fallout4Prefs.ini файл конфигурации (и затрет наши ручные правки в нем).
1.2. Менеджер модов Vortex (простой интерфейс, низкий порог вхождения для рядового юзера), кратко опишу причину выбора:
Полная интеграция с ресурсом Nexus и вашей учетной записью, удобно скачивать и устанавливать моды напрямую в Vortex из браузера, минимум телодвижений для развертывания, отключения, редактирования порядка загрузки плагинов. Позволяет одной кнопкой проверить список модов на предмет обновлений, современный и понятный интерфейс.
После установки ММ предложит связать учетку с сайтом Nexus. Далее вкладка Games — добавляем Fallout4 в библиотеку. Settings — здесь можно указать локальную папку хранения модов, если экономите место на системном диске. Также обращайте внимание на иконку звонка рядом с вашим логином — позволяет отследить различные конфликты модов и устранить их. На вкладке Plugins устанавливается порядок загрузки плагинов, не доверяйте эту работу встроенному LOOT, контролируйте вручную.
1.3. F4SE расширяет возможности сценариев игры, без него никуда. Здесь и далее загружайте файл по кнопке Mod Manager Download если не указано иное. Теперь для запуска игры используем лаунчер F4SE на вкладке Dashboard. Для удобства можно включить тулбар как на картинке выше.
1.4. Address Library for F4SE Plugins библиотека для F4SE, требуется для работы многих модов.
1.5. UFO4P фиксит множество мелких багов оригинала.
1.6. MCM нужен для быстрой настройки совместимых модов из режима паузы в игре.
2. Ретекстур
Отправная точка, побудившая меня начать модификацию игры — мыльные текстуры ванили на максимальных настройках. Я предпочитаю играть от 1-го лица и если на средней дистанции все выглядит вполне пристойно, то объекты перед носом так и норовят расплыться в кашу.
Проходим мимо официального High Resolution Texture Pack, который при весе 58Gb практически не исправляет ситуацию, вдобавок значительно повышается нагрузка на компьютер. Его не пинал только ленивый (справедливости ради, большинство негатива связано с тем, что люди пытались разглядеть разницу 4К текстур с ванильными на FullHD мониторе). Первый шаг к улучшению качества графики — установка сторонних текстурпаков.
Это важно: когда есть альтернатива при скачивании файлов, выбирайте версию BA2 (игровой архивный формат). Во-первых, это позитивно скажется на времени загрузки игры и производительности. Во-вторых, свободная версия файла имеет приоритет над архивной, что создаст проблемы при выставлении порядка загрузки модов.
2.1. Fallout 4 HD Overhaul 2k пак сделан на базе High Resolution Texture Pack, что означает практически одинаковую с ванилью картинку. Слегка увеличивает резкость и детализацию, нивелирует замыленность ближних объектов. Заменяет десятки тысяч текстур, охватывает всю игру (ландшафт, поверхности, объекты, существа, одежда и оружие и т.д.) за некоторыми исключениями (текстуры персонажа и NPC из соображений совместимости с другими модами). Мод полностью повторяет структуру игровых текстурных архивов, что положительно сказывается на производительности и времени загрузки. Является прекрасным базовым слоем для наложения других текстурпаков. Может смутить размер 43Gb (игра со всеми DLC весит 35Gb). Впрочем, он перезаписывает оригинальные файлы (17,5Gb), так что по итогу игровая папка распухнет «только» до 60Gb.
Ресурсы текстурпака используются в двух графических модах второй части статьи, так что считаю его must have для своего видения игры.
Рекомендую установить так: скачать 15 архивов вручную (браузером либо менеджером загрузок), распаковать и перекинуть BA2 файлы с заменой в игровую папку Data. Разумеется, проверять целостность файлов игры в Steam после этого нельзя.
В дополнительных файлах мода установите через Vortex как минимум три фикса: альфа-карт, кубических карт и материалы для Светящегося моря.
2.2. FlaconOil’s Retexture Project отличный пак ручной работы, затрагивает многие объекты в игре, с ним ржавые автомобили выглядят потрясающе, а на терминалах можно разглядеть qwerty раскладку.
Небольшая ремарка — я скачивал версию BA2_2K и Vortex ругался, что файлы с таким именем уже есть в списке плагинов. Решилось закачкой вручную и переименованием файлов во всех трех архивах, т.к. ММ не воспринимал символы после нижнего подчеркивания.
После этого архивы я также закинул в Vortex вручную, нужно просто перетащить их сюда:
2.3. Texture Pack Valius небольшой, но очень качественный пак, ставим поверх предыдущего (ниже в списке загрузки плагинов).
Сравним с ванилью полученный результат:
Плата за разницу — возросшая с 3Gb до 6Gb загрузка видеопамяти (1440p). Для владельцев 4К мониторов есть соответствующие версии текстур (приготовьте 12Gb+ видеопамяти)
3. Погодный мод
3.1. NAC X самый многофункциональный и комплексный на данный момент. Можно настраивать на лету под свои потребности, используя голозапись из инвентаря. Список возможностей столь обширен, что не буду перечислять. Лично я отключал в нем только эффект от радиации. Криповый такой момент, когда экран темнеет и по нему бежит рябь, как на старом кинескопном ч/б телевизоре при плохом сигнале, а в голове мелькает тревожная мысль: «п…ц, отвал чипа на видяхе».
Дорабатываем его напильником (как я грустно шучу «модифицируем модификацию»):
3.2. NAC Skin Tone Fix без комментариев.
3.3. NAC X Rain Splash Killer задумка автора хорошая, но брызги от дождя имеют скверную привычку появляться в воздухе, а не на поверхности.
3.4. Nac X Fogline Fix убирает волшебный пузырь силового поля вокруг игрока в туманную погоду.
Альтернативный погодный мод True Storms (несовместим с NAC X) несмотря на свою популярность не охватывает климат-контроль игры полностью, по сути добавляет новые эффекты погоды ванили. Опять же, на NAC X завязаны многие моды в статье.
4. Освещение
В данном разделе я пропускаю моды внешнего освещения. Все эти зажженные уличные фонари, рекламные вывески и билборды неуместно выглядят в разрушенном Бостоне, превращая его в Найт-Сити. Ночь должна быть темна и полна ужасов. Могу упомянуть только UEL, добавляющий к источникам света динамические тени и падение FPS во многих локациях. Здесь я вынужден углубиться в дебри для пояснения причин.
Fallout4 использует движок Creation Engine, представляющий собой тюнингованный Gamebryo (мотор TES Oblivion образца 2007 года). Ему неинтересно, что у вас под капотом условная RTX4090, все тени будет считать процессор, притом будет считать невзирая, видите вы эти тени или нет. Выкручивая ползунки дальности прорисовки до упора мы итак добавили ему работы, а моды повышают нагрузку еще больше. Игра становится крайне требовательной как к частоте отдельного ядра ЦПУ, так и скорости работы оперативной памяти.
Creation Engine использует DX11, а это значит, что количество Draw Calls (вызовы отрисовки, обсчитываемые на одном ядре CPU), которое может переварить движок, ограничено (по моему опыту 15К, дальше все становится плохо с FPS). Превышение планки 30К (если uGrid выкрутить) приведет к нестабильности игры и через несколько минут она вылетит в форточку.
На практике это ведет к тому, что стоя на одном месте и посматривая по сторонам у вас будет скакать FPS. При этом ваш условный 16-ядерный суперпроцессор будет прохлаждаться, показывая загрузку 10-20% (да-да, игра плохо умеет в мультипоток).
С модами освещения интерьеров (внутренних ячеек игры) производительность не так страдает, в силу их очевидно меньшего размера.
Наилучший результат достигается комбинацией:
4.1. ENBLightsHDR
4.2. UIL
4.3. ELFX
4.4. ELFX and UIL Merged Patch
4.5. ELFX PreVis PreCombine Patch
Именно такой порядок загрузки должен быть в списке плагинов. Освещение меняется кардинально, появится множество теней, в т.ч. динамических, местами придется включать фонарик, подземелья выглядят гораздо мрачнее. ELFX также добавит пламя свечам (удивительно, как разработчики пропустили столь очевидный косяк?).
Смотрим, сравниваем.
5. ENB
Пакет шейдеров, позволяющий полностью контролировать итоговую картинку с помощью постобработки. Незаменимый инструмент модификации графики Fallout4. Обеспечит загрузку вашей видеокарты на 100%. Приземлит парящие в воздухе кирпичи (и это не шутка).
REACTOR — современный продвинутый пресет ENB, регулярно обновляется, поддерживает кучу настраиваемых спецэффектов. Придает происходящему на экране кинематографический лоск. Умеет с помощью ENB Helper считывать информацию о погоде из NAC X и подстраивать под нее освещение. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по установке. На самом деле, кроме вышеуказанного ENB Helper, все необходимые моды уже перечислены в предыдущих пунктах.
Позволю себе уточнить, что на странице мода ссылка ENB архива устарела, актуальная версия 489 тут. Не забудьте активировать ENB LIGHTS PATCH в конфиге.
В игре запускайте голозапись NAC X, в настройках нужно включить Patch for ENB и выключить Interiors Lighting Override.
На странице мода есть исчерпывающий FAQ. Рекомендации по настройке пресета будут во второй части статьи.
6. Вода
Ванильная вода в игре — это такая масштабная пасхалка, отсылающая игрока в начало нулевых.
К счастью, ENB дает возможность подправить ситуацию.
6.1. Clean Water мне понравилась тропическая версия
6.2. Real Water HD for ENB улучшает воду при использовании ENB
6.3. NAC X Water LOD God Rays Fix правит сразу три бага NAC X — LOD текстуры воды, убирает зеленую воду и самое главное — возвращает божественные лучи Хуанга. Я выбрал версию с карибским колоритом.
6.4. Better Coastal Waves побережье океана выглядит слишком спокойным? Добавляет в некоторые локации прибой из Фар-Харбора.
6.5. Можно изменить поведение волн под свои предпочтения. Дело вкуса, настройки от luxor8071 (этот человек внес значительный вклад в дело модификации графики игры) мне понравились больше дефолтных. Делаем бэкап enbseries.ini и меняем в нем блок [WATER] на следующие значения (сорян, так и не вкурил, как прятать портянку в спойлер):
[WATER]IgnoreWeatherSystem=trueEnableDispersion=true
EnableCaustics=true
EnableParallax=true
EnableSelfReflection=true
EnableDisplacement=true
DisplacementQuality=1
ReflectionAmount=0.75
ReflectionBlurring=0.4
ReflectionFlatness=0.1
FresnelMultiplier=1.18
DispersionAmount=0.9
CausticsAmount=4.0
SunSpecularMultiplier=0.8
SunScatteringMultiplier=0.5
WavesAmplitudeDawn=0.6
WavesAmplitudeSunrise=0.6
WavesAmplitudeDay=0.7
WavesAmplitudeSunset=0.6
WavesAmplitudeDusk=0.6
WavesAmplitudeNight=0.6
WavesAmplitudeInteriorDay=0.5
WavesAmplitudeInteriorNight=0.5
7. Выравнивание освещения
7.1. Sunlight Alignment Tweak приводит освещение в соответствие с положением солнца/луны. Благодаря этому рассветы и закаты выглядят достоверно.
7.2. Terrain Undersides блокирует лучики Хуанга, проходящие сквозь препятствия в виде холмов, зданий и т.п. Обязателен для предыдущего мода.
Так как в игре появятся реалистичные длинные тени, когда солнце у горизонта, особенно остро бросается в глаза их дерганное смещение вслед за светилом. У меня тени от статичных объектов двигались с интервалом 6 секунд. Решается правкой конфига Fallout4.ini (вы же делаете бэкапы перед этим?). Ищем строки:
fSunUpdateThreshold:Display=0.5f
fSunShadowUpdateTime=1.0
и заменяем на эти значения (на производительности не скажется, тени обновляются в режиме «реальное время», обратите внимание — параметр :Display в строке удален, не только цифры):
fSunUpdateThreshold=0
fSunShadowUpdateTime=0
В самой игре рекомендую через MCM выставить опции:
7.3. Gloomy Glass теперь прозрачные объекты адекватно выглядят в темноте, а не маячат как бельмо на глазу
7.4. Fallout 4 Particle Patch отлично сочетается с предыдущим модом, уменьшает свечение в темноте тумана, дыма, воды и других материалов/частиц/эффектов. Бонусом туман в Фар-Харборе теперь отображается не только перед носом игрока, а в пределах игровой ячейки, где он находится (привет фанатам Silent Hill). Создан автором знаменитого True Storms и кучи других классных модов, так что в его компетентности сомневаться не приходится.
7.5. Если вы по какой-то причине не используете ENB, отмечу еще один пункт, улучшающий погружение в игре: фейковая подсветка NPC/существ (и их трупов) во тьме. Разницу легко увидеть, вкл/откл ее в консоли командой cl on/off. Просто добавьте в раздел [General] Fallout4.ini строку для автозапуска:
sStartingConsoleCommand=cl off
8. Плюшки и фиксики
8.1. Glowing Animals выше уделено много внимания тому, что светиться не должно. Данный мод добавляет источники света радиоактивным версиям существ. Выглядит интересно, имхо.
8.2. Immersive Candles мод для перфекционистов. ELFX и так устраняет ванильный косяк свечей без пламени. Этот добавляет фитиль и анимацию пламени.
8.3. Enhanced Blood Textures ка-а-к же это сочно, а-а-ах!
8.4. Flickering Blood and Flickering Puddles версия для EBT выше. Устраняет надоедливое мерцание луж крови и воды. Можно вообще убрать (фейковые?) лужицы на дорогах модом Puddle remover, я их оставил — все таки дожди и туманы в Содружестве (а в Фар-Харборе и подавно) нередкое явление.
8.5. Flicker Fixer определенно рекомендую, борется с последствиями Z-конфликта (это когда компланарные полигоны ведут между собой борьбу за право окрасить пиксел своим цветом). Мерцающих текстур в игре станет заметно меньше.
8.6. Ultimate Window Overhaul ощутимо оживляет вид окон и осколков стекла за счет SSR. Жаль, что в отличии от технологии Ray tracing не получится подойти к витрине и полюбоваться своим отражением. Естественно, как и с водой для работы SSR нужен ENB.
8.7. Luxor’s Vehicle SSR делает то же, что и предыдущий мод, но для хромированных частей машин, роботов и прочих блестящих металлических поверхностей. Влияние на общую картину малозначительное, т.к. в игре мало крупных объектов с такими свойствами. Разве только винтокрылы да обломки самолетов.
Промежуточный итог
На этом заканчиваю первую часть цикла, т.к. материал слишком обширен в рамках одной статьи. Четыре столпа модификации графики: текстуры, погода, освещение и ENB обеспечат качественно новый уровень картинки. Значительно повысится достоверность и общая атмосфера игры. Возвращайтесь в Содружество, там вас любят и ждут.
Во второй части будут рассмотрены чуть более сложные инструменты, позволяющие выжать максимум из довольно древнего движка.
Порядок плагинов и правил загрузки модов: