Сэр Джон Рональд Руэл Толкин придумал мир Арды, в котором уживались разные расы и народы.
Экономика была ему нужна в первую очередь для противопоставления пасторальной идиллии горячо им любимой сельской Британии, выраженной в Шире, грязной индустриальности урбанизированной цивилизации. Сэр Джон не был отъявленным луддитом, но к технологическому прогрессу относился с изрядным скепсисом. Вершиной техпрогресса был Мордор.
Если во вселенной Звёздных войн, о которой мы писали ранее, хозяйственная составляющая была прописана достаточно чётко, то в случае Средиземья многое можно интерпретировать с разных точек зрения. Был ли Шир социалистической, либертарианской или распределённой экономикой? Почему эльфы предпочитали бартер и не очень доверяли деньгам? Как магия влияла на экономику народов? Как Смауг разорял города, расположенные около Одинокой горы, и почему Торин Дубощит, возможно, поступал правильно, не спеша делиться гномьими сокровищами с другими народами?
И что всё-таки звенит в карманцах у хоббитов?
Нельзя просто так взять и описать экономику Средиземья
На чём держалась экономика Средиземья?
Мир Толкина — это во многом аналог реального Раннего и Позднего Средневековья, а также (местами) Нового Времени и даже (очень местами) Античности и Доисторической эпохи. Соответствующей была и хозяйственная деятельность:
- Сельское хозяйство. Основа основ, источник жизни для всех народов Средиземья. Сельским хозяйством в том или ином виде занимались все основные расы, кроме, пожалуй, орков (те промышляли грабежом) и гномов (специализировались на добыче и обработке руд). Типичные с/х отрасли — это мясное и молочное животноводство, пчеловодство, коневодство, слоноводство (в южных и восточных регионах), выращивание овощей и фруктов, винограда, хмеля и табака. Сельскохозяйственная продукция шла как на самообеспечение, так и на продажу, например, хоббиты вовсю торговали «трубочным зельем» (табаком). Помимо, собственно, сельского хозяйства, важным источником пропитания (а также побочных продуктов вроде шкур и меха) были охота (в гористых и лесистых регионах) и рыболовство (на побережьях или около крупных озёр и рек).
Шир был одним из самых спокойных и плодородных регионов во всём Средиземье, сельское хозяйство здесь процветало
- Ремесленные производства. Практически всё производство материальных ценностей в Средиземье было ремесленным — различалось лишь совершенство изготавливавшихся предметов. Лишь с развитием империи Саурона и деятельностью Сарумана в мир Средиземья пришла промышленность, которая после победы над Тёмным Властелином снова практически исчезла. Ремесло включало в себя обработку камня, дерева и металлов (железа, серебра, золота, меди и их сплавов, а также вымышленного митрила), изготовление оружия и доспехов, предметов одежды, труда и повседневного быта. Среди основных народов, за исключением орков, в той или иной степени было развито изготовление предметов роскоши и магических артефактов. К ремесленному производству можно отнести виноделие и пивоварение, которое было достаточно весомой статьёй экспорта и импорта многих народов.
Сильмарили — один из шедевров эльфийского искусства огранки самоцветов
- Добыча ископаемых. Она давала сырьё для производства различных материальных благ (оружия, доспехов, кораблей и т. д.), а также строительства поселений и военных укреплений. Добывались различные виды горных пород (мрамор, хрусталь, самоцветы, базальт, известняк и т. д.), металлы, а также уголь для отопления и выплавки руд. Добыча полезных ископаемых находилась на разном уровне развития. К примеру, полудикие племена людей добывали камень, уголь и другое сырьё с помощью примитивных методов и инструментов (например, разработки месторождений открытым способом). А у гномов в то же время была система шахт со сложной инфраструктурой.
Тронный зал Эребора позволяет оценить масштабы гномьей добывающей индустрии
- Наука и магия. В мире Средиземья была вполне себе реальная прикладная наука, которая помогала, например, корабелам строить корабли (а морякам на них плавать), ремесленникам — ковать оружие и украшения, металлургам — находить, добывать и выплавлять руду, ювелирам — создавать искусные украшения. Но, помимо этого, существовала и магия, которая в мире Средиземья выполняла функцию фундаментальной науки: напомним, что высшие духи и прочее сверхъестественное являлись для этой Вселенной объективной реальностью. Наука и магия здесь тесно переплетались друг с другом, причём зачастую — в буквальном смысле. Например, создание тех же колец (особенно Кольца Всевластия) потребовало как чисто научных знаний о свойствах металлов, так и использования магических заклинаний.
В мире Средиземья целые народы (племена людей-истерлингов, орки) или отдельные могущественные существа (дракон Смауг) использовали грабёж как источник пропитания, имущества, денег и т. д. Например, потомки нуменорцев или сменившие их сыны Кастамира и их сторонники, обосновавшиеся в гавани Умбар, стали пиратами, основной промысел которых составляли набеги на прилегающие земли Гондора. Кроме грабежа, определённый доход приносило и наёмничество. Чаще всего добровольно «солдатами удачи» становились племена людей, потому что другие основные расы считали такую деятельность ниже своего достоинства (хотя были среди наёмников и единичные эльфы, и гномы).
Много пространства, мало точек пересечения
Если посмотреть на карту Средиземья, то можно увидеть, что города и основные торговые пути не были равномерно распределены по всему пространству. Существовало достаточно много пустынных или малонаселённых регионов, а все основные поселения были сосредоточены на главных транспортных артериях: Восточном тракте, Зелёном пути, Северо-Южной Дороге и по берегам рек. Причин тому — несколько:
- Катаклизмы. В истории Средиземья регулярно случались катаклизмы мирового и регионального масштабов. Одним из них стало Низвержение Нуменора, случившееся по воле Эру Илуватара и сопровождавшееся катастрофическими последствиями: исчезновением острова Эленна, изменениями очертаний материков и т. д. Другая глобальная катастрофа — Великая чума, выкосившая значительную часть населения Средиземья, особенно людей, менее искусных во врачевании по сравнению с эльфами и менее стойких в сравнении с гномами. Такие катастрофы, естественно, отбрасывали расы на столетия назад в своём развитии. После них главной задачей становилось выживание, а не прогресс и торговые сообщения. Что-то подобное происходило, например, в реальной Европе после опустошительных эпидемий чумы, когда заброшенными становились целые города.
- Войны. Это были как конфликты между расами (или народами внутри одной расы), так и гражданские войны. Например, Распря Родичей в Гондоре привела к исчезновению множества знатных родов, большим потерям среди населения, финансовым, материальным расходам и т. д. Различные народы Средиземья также страдали от набегов варварских племён, таких, как кочевники-истлинги, орки. Зачастую все силы и ресурсы тратились на то, чтобы просто отбиваться от таких набегов, и на полноценное развитие остатков уже не хватало. Зачастую достаточно было даже не реальной угрозы, а лишь слухов о ней, чтобы тот или иной народ либо срывался со своего места, либо не заселял определённую территорию, как, например, в случае с Лихолесьем, на которое пала Тень Некроманта.
- Природные условия. Во многих регионах просто невозможно было нормально жить. Если смотреть на карту всей Арды (планеты), то к ним относились, например, Пустые Земли на востоке и Тёмные Земли на юге. В самом Средиземье такими неблагоприятными местами были обширные бесплодные территории вокруг Мордора (равнина Дагорлад и Пустоши Мораннона), проклятые и безжизненные из-за разрушительного влияния Саурона и его приспешников, Иссохшая Пустошь на севере, кишевшая драконами, Дикая Местность (или просто — Дикость) и т. д. Мало того, что эти земли сами не давали нужных условий для развития на них поселений, они также осложняли расселение в другие регионы.
Заселённость Средиземья на интерактивной карте. Видны обширные пустынные или малозаселённые пространства.
Ещё стоит упомянуть небезрезультатные попытки Моргота и впоследствии Саурона посеять раздор между народами Средиземья. Они стравливали эльфов с гномами, людей — с эльфами, одни людские народности с другими и т. д. Соответственно, это осложняло нормальное взаимодействие и торговлю между ними.
Специализация народов Средиземья
Экономика народов Средиземья — это в первую очередь экономика автаркий. Автаркия — это обособленная система, при которой минимизируется внешний товарооборот. Оно и понятно: в суровых условиях добываемые ресурсы, производимая продукция идут сначала на собственные нужды, и только потом — на обмен или торговлю. В то же время нельзя сказать, что народы были экономически полностью изолированы и обеспечивали себя всем необходимым. В той или иной степени наблюдалась следующая специализация:
Хоббиты. Полурослики жили в Шире — спокойном плодородном регионе на западе Средиземья. Политически страна хоббитов сначала была автономией в составе государства Арнор, от короля которой они получили ленную грамоту. В обмен на свою автономию они обязались следить за мостами и дорогами, а также оказывать помощь королевским гонцам. После падения Арнора Шир получил независимость.
Что во времена арнорского подданства, что после здесь не было централизованной власти как таковой, вместо неё территория делилась на регионы (чети) с широким самоуправлением. Номинальным главой государства был тейн (выбирался из представителей знатных родов), а фактически управление осуществлял мэр столицы Митчел Дэлвинга. В четях административные функции выполняли шерифы (полиция), занимавшиеся в основном охраной рубежей и таможенными сборами. Армии как таковой не было — вместо неё в случае нападения собиралось народное ополчение. Впрочем, хоббиты, жившие на востоке, были менее наивными и умели неплохо обращаться с оружием. В целом Шир можно назвать конфедерацией с аристократически-республиканской формой управления.
Экономически Шир — это аграрная страна. Его прообразом служила столь милая сердцу Толкина идиллическая сельская Англия. Хоббиты занимались выращиванием злаковых, винограда и хмеля (из которых делали вино и пиво), овощей и фруктов. В Южной чети выращивалось «трубочное зелье» (табак) — вместе с вином и пивом оно было основным экспортным продуктом. Собственно, хоббиты были табачными монополистами во всём Средиземье.
Бильбо с Гендальфом оценивают качество хоббитского табака
Занимались хоббиты и ремёслами, в основном — изготовлением сельскохозяйственных орудий, домашней утвари и тканей. Промышленности не было, так как полурослики с недоверием относились к любым механизмам сложнее ткацкого станка и ветряной мельницы (в этом отчасти отразились взгляды самого Толкина). Лишь в короткий период диктатуры Лотто была осуществлена попытка индустриализации региона, но вернувшиеся из похода в Мордор хоббиты Мерри и Пиппин быстро вернули Шир к пасторальному состоянию.
Хоббиты несильно любили чужаков и беды, которые те приносили. Это оседлый, миролюбивый и весьма самодовольный народец, которому было вполне комфортно в своей стране. Общество хоббитов иногда описывают как пример распределённой экономики и даже социализма. Хотя социальное расслоение в Шире действительно было не очень сильным, всё же до социализма ему было далеко. Не было централизованной плановой экономики: каждый род хоббитов занимался своим делом и обменивался либо торговал с другими произведёнными ценностями. Лучше всего эту ситуацию описывает либертарианская модель лэссе-фер (laissez-faire). Тем более что административные органы Шира в экономику практически не вмешивались. Шир сам обеспечивал себя всем необходимым, за исключением оружия, некоторых орудий труда и украшений, которые импортировались в обмен на табак, вино и пиво.
Эльфы. Это самая первая из основных рас Средиземья. В отличие от хоббитов, компактно расселившихся на северо-западе Средиземья, эльфов за всю их историю успело разбросать по всему континенту и даже на соседний материк, поэтому говорить о единой эльфийской экономике не получится. Однако практически всем эльфам Средиземья были свойственны следующие виды экономической деятельности:
- Сельское хозяйство. Самые первые эльфы обеспечивали себе пропитание охотой, рыболовством и собирательством. Позже они стали выращивать лён и злаковые культуры, освоили животноводство, занимаясь выпасом коз, овец и коров. Причём сельское хозяйство эльфы вели не экстенсивным, а интенсивным способом, повышая урожайность с помощью магии и науки.
Природа давала эльфам всё необходимое для выживания. Если нужно было больше, то Перворождённые использовали магию.
- Ремёсла. Эльфы что в Первую, что в последующие эпохи славились как прекрасные ремесленники, особенно в огранке самоцветов, изготовлении украшений и тонких изысканных тканей, плетении кружев, а также обработке различных металлов, в том числе мифрила (не уступая в этом гномам). Изготовленные эльфами оружие и доспехи славились по всему Средиземью своими красотой и боевыми качествами.
- Наука и магия. Благодаря своему бессмертию эльфы в совершенстве владели знаниями об окружающем мире и были мастерами магических искусств. Они овладели искусством врачевания с помощью зелий и заклинаний, создавали могущественные волшебные артефакты, например, камни Сильмарилы, Кольца Власти, шары-плантиры. Они же разработали первую письменность в Арде, придумали летосчисление. Знания эльфов были столь глубоки и обширны, что за ними охотились остальные народы, и даже сам Саурон пытался обманом выведать их (что в итоге и получилось).
В целом эльфийская экономика — это своеобразный экопанк Средиземья. Эльфы старались соотносить свою хозяйственную деятельность с природой, не принося ей ущерба, экономно расходуя невосполнимые ресурсы и восстанавливая возобновляемые. В отличие от Шира эльфийские государства представляли собой просвещённые абсолютные монархии, дух мелкого предпринимательства был развит здесь меньше. Возможно, этому способствовали бессмертие этой расы и более философское отношение к накоплению богатства. Однако и среди эльфов встречались отличавшиеся скупостью, например, король Традуиль, казна которого ломилась от сокровищ. А вот что они действительно старались утаить от других народов (за исключением отдельных представителей) — это свои знания. Во многом это было связано с тем, что могущественное волшебство, которым они владели, могло в плохих руках принести много зла (как и получилось с Сильмарилами и Кольцами).
Гномы. Это раса невысоких, но сильных, крепких и долго живших существ, которые пробудились вторыми после эльфов. Гномы жили преимущественно в подземельях, где в совершенстве овладели добычей различных ископаемых (прежде всего — металлов), кузнечным ремеслом, обработкой камней. Гномьи каменотёсы соперничали в мастерстве с эльфами, например, последние часто приглашали их отстроить им города, такие, как Менегрот.
Жившие под землёй гномы не могли рассчитывать на сельское хозяйство, охоту и собирательство как на основной источник пропитания. Да, в их подземных городах были освещённые участки, где можно было выращивать пищу, в пещерах росли съедобные грибы и травы, а в реках, если верить Голлуму, жило достаточно много рыбы. Однако сами гномы не парились с этим и просто торговали с другими народами, выменивая пропитание на добывавшиеся ими полезные ископаемые.
Добыча гномами руд и других ископаемых была на таком высоком уровне, что можно говорить о развитой добывающей промышленности. В трилогии «Хоббит» Питера Джексона можно увидеть, какой масштаб она приобрела в моменте, когда отряд гномов проникает внутрь Одинокой Горы. Речь идёт не о примитивных шахтах, а о целой инфраструктуре добычи, первичной обработки и транспортировки ресурсов, в какой-то степени даже автоматизированной.
Впрочем, гномы умели не только добывать, но и обрабатывать добытое. Ещё эта раса славилась своими кузнецами, ювелирами, оружейниками и т. д. Эльфы синдар заказывали у гномов Ногрода оружие и доспехи, которые не могли изготавливать сами. Кроме того, эльф-нолдор Финрод заказал у мастеров-гномов изготовление ожерелья Наугламир, которое стало величайшим произведением гномьего ювелирного искусства. А король синдар Тингол впоследствии снова призвал гномьих мастеров, чтобы они вправили в эту драгоценность один из эльфийских камней Сильмарилей.
Кроме мастерства гномов, Толкин в своих книгах отмечает и их природную склонность к торговле. Оно и понятно: не имея своего сельского хозяйства, они были вынуждены приобретать продукты его производства у других племён. Кроме того, гномы от природы были скуповаты, что ещё больше стимулировало их коммерческие навыки, такие, как поиск наиболее выгодных поставщиков и покупателей, цен и т. д. К тому же, потеряв Морию и Одинокую Гору, этот народ долгое время был вынужден скитаться, предлагая свои услуги искусных ремесленников эльфам и людям.
Люди. Это самая поздняя по появлению и наиболее разнообразная по уровню развития раса Средиземья. Люди расселились по всему континенту и даже за его пределами (в Нуминоре), и в зависимости от места своего проживания разные племена специализировались на разных формах хозяйствования:
- Племя друэдайн вело жизнь «благородных дикарей» в лесах, где охотой и собирательством добывало себе пропитание.
- Дунландцы в начале своего существования жили сельским хозяйством, однако из-за столкновений с роххирим, вытеснившими их с равнин, и с нуменорцами, истребившими часть лесов, впоследствии стали промышлять в основном грабежом.
- Истрелинги — кочевой народ с востока, не ведавший оседлого земледелия, но зато прекрасно разбиравшийся в разведении лошадей и военном искусстве.
- Роханцы имели достаточно развитое сельское хозяйство на своих весьма суровых землях, но прославились прежде всего как искусные коневоды, чьих лошадей хотел заполучить даже сам Саурон.
- Харадрим — народ, обитавший в пустынях на юге и по этой причине не имевший развитого сельского хозяйства, зато за счёт своих воинственности и умения управлять слоноподобными мумакилами снискавший себе славу достаточно эффективных воинов.
Наиболее же развитым народом среди людей были дунэдайн, которые во Вторую Эпоху основали государство Нуменор. В эпоху своего процветания дунэдайн (нуменорцы) прославились как искусные кораблестроители и мореплаватели: их боевыми, торговыми и рыболовецкими кораблями пользовались даже эльфы. Весьма преуспели они в разведении животных (особенно лошадей), выращивании злаковых культур, добыче и обработке камня, строительстве, различных ремёслах (изготовлении тканей, оружия и доспехов, ювелирных украшений и т. д.).
Нуменор был величайшим из человеческих королевств Арды
После падения Нуменора дунэдайн расселились по Средиземью, основав Арнор и Гондор. Несмотря на частичную утрату былого величия, знаний и навыков, они продолжали оставаться величайшим человеческим народом. Оба государства активно торговали друг с другом и с другими племенами, в том числе — хоббитами. Арнор сравнительно быстро распался на три королевства, которые, в свою очередь, пали под влиянием Короля-чародея. А вот Гондор продолжил развиваться и хотя на пике своего могущества всё равно уступал Нуменору, всё же был одним из самых сильных государств среди всех народов Средиземья. Сила эта во многом была обеспечена экономически.
На территории Гондора, разделённого на 13 провинций, было практически всё, что нужно для жизни: фрукты и овощи, злаковые культуры, лён, крупный скот и продукты молочного производства, лошади. Гондорцы вели добычу полезных ископаемых, занимались ремёслами, производством оружия, активным строительством. Всё это помогало стране обеспечивать себя всем необходимым — от питания до оружия. А если требовалось нечто действительно особенное (например, зачарованные артефакты, табак или искусные ювелирные украшения), то это всегда можно было купить у тех же эльфов, людей и гномов.
Орки. Не совсем правильно отождествлять Тёмную Империю исключительно с орками, но последние составляли её костяк и были основной ударной силой.
Экономика империи была сугубо военной и прочно стояла на четырёх столпах:
- Грабёж. Орки и примкнувшие к Мордору люди-варвары добывали себе пропитание и прочие ресурсы за счёт набегов на другие народы. Зачастую они на некоторое время оседали на захваченных территориях, но так как им были незнакомы ни земледелие, ни добыча ископаемых, ни ремесло, то они шли дальше.
- Наука и магия. И Моргот, и Саурон были великими тёмными магами, искусными как в самом волшебстве, так и в науке. Те же орки, по общепринятой версии (хотя сам Толкин не был её сторонником), — это продукт своеобразной генной инженерии, которую Мелькор провёл над захваченными эльфами. Затем раса орков была ещё больше изменена уже Сауроном и его сподвижником Саруманом. Притом все свои познания в науке и магии Тёмные Владыки использовали исключительно для создания всё более смертоносных орочьих орд, осадных машин и другого вооружения.
- Промышленность. В противоположность пасторальному сельскому Ширу Мордор и его сателлит Изенгард — это индустриализированные государства, где широко применялось массовое производство. Там было развито кузнечное дело, ведь нужно было производить огромное количество оружия для подконтрольных империям племён. Вполне возможно, что для охвата территорий таких масштабов здесь впервые в Средиземье был изобретён конвейер или его подобие. Промышленность Мордора выкачивала все ресурсы из подконтрольных земель, поэтому близлежащие территории превратились в безжизненные пустыни, заполненные шахтами, плавильнями и кузнями.
- Сельское хозяйство. Вопреки расхожему мнению в Мордоре всё же существовало сельское хозяйство. Оно велось не поблизости от Тёмной Твердыни, а на плодородной равнине Нурн, засыпанной вулканическим пеплом, и в регионе Литлад, расположенном около солёного озера Нурнен (где, возможно, добывали и рыбу).
Впрочем, ни Мелькор, ни Саурон не были дураками: там, где не получалось добыть ресурсы захватом, они предпочитали действовать мягче. Например, Саурон пытался выкупить знаменитых роханских коней, а у орков, захвативших гномью Морию, покупали золото, сталь и ценный митрил.
Экономика, коммерция, торговля
И вот все эти народы должны были каким-то образом взаимодействовать друг с другом. И пусть о глобальной экономике в Средиземье говорить не приходится, однако торговля велась активно.
Для этого ещё в Первую Эпоху появившиеся первыми эльфы и гномы построили между своими городами достаточно густую цепь дорог, по которым вели торговое сообщение. В более поздние эпохи появились другие основные дороги, пересекавшие весь континент:
- Великий Восточный тракт, связывавший Шир, королевство Артедайн, Ривенделл и дальше на восток — Северное Лихолесье.
- Северо-восточный тракт, соединявший Серебристую Гавань с Широм, Кардоланом и южнее — с Роханом.
- Западный тракт, начинавшийся от Рохана и продолжавшийся на юго-восток вплоть до Гондора.
- Южный тракт, шедший от окрестностей Минас Тирита на юг через весь Гондор мимо Мордора и продолжавшийся Харадским трактом, который вёл в пустыни.
- Тракт Чернолесья, который соединял верхние регионы Мордора и башню Саурона Дол-Гулдур в Лихолесье.
- Тракт Рун, который вёл от верхних регионов Мордора на восток в сторону моря Рун.
От этих главных трактов ответвлялись другие, более мелкие дороги, связывавшие племена и государства друг с другом. Помимо сухопутных путей, в торговле активно использовались реки:
- Андуин и её притоки — крупнейшая водная артерия Средиземья, соединявшая Туманные и Серые Горы на севере с южным Гондором и охватившая практически все народы Средиземья.
- Быстротечная — сравнительно небольшая река, связывавшая Серые Горы, Лихолесье и города Долгого Озера (Дейл и Эсгарот), после которых на востоке впадала в реку Келдуин.
- Лун и её притоки, протянувшаяся с севера на юг через Линдон и связывавшая его с северными регионами Арнора.
- Гатло с её притоками (Гладуин, Харвелл), протянувшаяся через весь Эрегион и соединявшая Морию, Рудаур и Кардолан.
- И другие, более мелкие реки, которые опутывали весь континент, особенно его западную и центральную части.
Для перемещения товаров по рекам использовались речной флот, плоты и иногда — более остроумные решения. Помните эпизод из «Хоббита», когда пленённые Трандуилем гномы бежали из темниц в бочках по реке? Так вот, из виноградников Дорвиниона на востоке люди Эсгарота по реке Келдуин получали знаменитое вино, которое очень нравилось Трандуилю. Ему оно попадало из Эсгарота по реке Быстротечной, и по ней же эльфы сплавляли Озёрному городу строительный лес. Именно этим путём и воспользовались гномы, предварительно напоив крепким винишком эльфийскую стражу.
Очевидно, что на пересечении сухопутных и водных транспортных путей образовывались крупные торговые точки. Например, под Одинокой Горой на берегах Длинного озера образовались города Дэйл и Эсгарот, которые были точками пересечения маршрутов с севера, востока и запада. В них шла активная торговля между эльфами, людьми и гномами. В частности, Дэйл славился своим игрушечным рынком, на котором гномы продавали волшебные игрушки, а люди торговали с ними пропитанием и нанимали гномьих ремесленников. После разрушения этого города Смаугом основной торговой точкой региона стал Эсгарот.
Эсгарот был расположен прямо над гладью Длинного Озера и процветал благодаря торговле с эльфами, гномами и восточными людьми
В центре Средиземья, в месте разделения реки Гатло на Гладуин и Харвелл, образовался важный речной порт Тарбад. Сначала это был западный форпост нуменорцев, где они складировали добытый лес. Затем, после гибели Нуменора и образования Арнора и Гондора, город стал основной торговой точкой между обоими королевствами и окружающими народами. Болота вокруг были осушены, сам порт разросся и обзавёлся стеной, через него был проложен Великий Южный Тракт, связавший север и юг континента.
В западной части материка, на пересечении Северо-Южного и Великого Восточного Трактов, расположился город Бри — крупнейшее поселение людей во времена Третьей Эпохи. Здесь (точнее, в окрестных селениях) жила и немногочисленная диаспора хоббитов. Помимо очевидного торгового значения (здесь торговали хоббиты, люди, эльфы и даже гномы), Бри играл роль и своеобразного информационного хаба. Здесь, в таверне «Гарцующий пони», путешественники, купцы и авантюристы всех племён обменивались информацией. С этим даже связана пословица «Такого даже в Бри не услышишь».
Помимо сухопутных торговых точек, были и морские: порты, расположенные на западном побережье Средиземья, такие, как Лонд Даэр Энед, построенный нуменорцами для транспортировки древесины, и Митлонд, основанный эльфом Кирданом Корабелом. Через них торговля осуществлялась не только между странами Средиземья, но и с островами Великого Моря.
Так, а что там с деньгами?
В мире Толкина были распространены два способа вести торговлю:
- Бартер. Исторически первый вид торгового взаимодействия, который, как это ни странно, до самых последних эпох сохранился не только у диких племён, но и у эльфов. Впрочем, в некоторых ситуациях им пользовались и развитые человеческие народы, гномы и хоббиты. Но почему Перворождённые, одна из самых развитых рас, предпочитали такую примитивную форму товарообмена? Вероятно, причина в том, что для них золото, из которого чеканились монеты, ассоциировалось с жадностью и другими пороками, ведь именно из него были выкованы Кольца Власти. Именно этот металл так жаждали заполучить драконы, сподвижники Мелькора и Саурона. Хотя наверняка свои монеты у эльфов были (из серебра, которое они почитали), но вот обмениваться товарами с другими народами, использовавшими золотые деньги, они предпочитали бартером. Другая возможная причина заключается в том, что эльфы продавали в основном штучную продукцию: волшебные артефакты, искусные украшения и т. д. И в таком случае использовать деньги, как правило, было невыгодно.
- Деньги. Монеты чеканили в основном две расы — гномы и люди. О гномьих деньгах известно мало, однако именно они приучили людей к такой форме товарообмена. Использовать монеты гномам было удобно, потому что торговали они активно и в больших объёмах (особенно ресурсами). О том, что Подгорное племя использовало золотые деньги, мы знаем хотя бы из рисунков самого Толкина, на которых он изображал Смауга лежащим на горе монет. Из людей монетарную экономику первыми создали нуменорцы, а затем, после гибели Нуменора, её переняли Гондор и Арнор.
В самих произведениях конкретные названия валют использовались мало. В основном Толкин упоминал общие термины — money и coins. Однако в некоторых местах (например, где Бильбо заплатил тем, кто разгружал телегу с фейерверками) указываются деньги, именуемые penny (пенни). Иногда это слово употреблялось с прилагательным «серебряный». Вероятно, это было основное платёжное средство в Шире, Бри и, возможно, во всех северных регионах. В справочнике «Истории Средиземья» также указывались золотые дукаты, ходившие в Шире, однако в оригинальных произведениях их нет.
В Гондоре использовались монеты под названием «кастар» и «тарни» (1/4 кастара). Интересно, что в Рохане и Шире название «кастар» трансформировалось в слова «касту» и «каст», которыми обозначалась любая ценная безделушка. Вероятно, в менее организованных, чем Гондор, обществах большее значение имел не номинал монет, а масса и чистота металла, из которого они были отчеканены. Как бы то ни было, под влиянием гондорцев кастар и тарни, а также их производные вроде пенни использовались у народов, на которых они распространяли прямо или косвенно своё влияние.
Кредитно-денежная политика в Средиземье также менялась в зависимости от региона. В централизованном Нуминоре или Гондоре эмиссией денег занималось королевское казначейство. В городах-государствах гномов монеты чеканили правящие династии. А вот в децентрализованном Шире ситуация не совсем понятна: либо пенни выпускались каким-то местным административным органом, либо так назывались гондорские монеты.
Смауг как кризисный фактор
Смауг наелся гномов и спит охраняет награбленное гномье золотишко
И раз уж мы заговорили о деньгах, то как тут обойти Смауга? Эта жадная до сокровищ летающая ящерица вызывает особый интерес у исследователей Средиземья. Напомню, что он разорил город Дэйл, отобрал у гномов Одинокую Гору и поставил на грань выживания Эсгарот. И эту ситуацию можно рассматривать с нескольких сторон:
- Во-первых, захватив сокровища гномов, Смауг изъял из обращения огромный объём ликвидной валюты. Это должно было породить дефляцию (резкое снижение цен) и как следствие — сокращение деловой активности населения Дэйла и Эсгарота.
- Во-вторых, Смауг при нападении на Одинокую Гору уничтожил большое количество гномов, в том числе ремесленников, на продукцию которых был высокий спрос в Дэйле и Эсгароте. Таким образом он породил кризис на стороне предложения: людям просто не на что стало обменивать свои сельскохозяйственные товары.
Если Дэйл не выдержал нападения Смауга, то Эсгарот, торговавший не только с гномами, но и с эльфами Лихолесья и Дорвинионом, как-то смог удержаться на плаву в течение 150 лет, пока дракон владел Одинокой Горой. Хотя о былом процветании речи, естественно, уже не шло, всё же стоит отметить грамотную диверсификацию источников дохода.
Окей, гномы, Гендальф и Бильбо пришли и прогнали Смауга, а Бард-лучник из Эсгарота окончательно его добил. И вот здесь возникает проблема: после Смауга осталось огромное количество гномьих денег. По идее, если сразу пустить их в свободное обращение, то Эсгарот ожидала бы гиперинфляция. Но в «Хоббите» всё происходит иначе: Торин Дубощит, ставший новым королём Одинокой горы, отказывается ими делиться. Традиционно это объясняют алчностью, овладевшей им из-за камня Аркенстона. Однако с учётом всего вышесказанного, возможно, мы недооцениваем экономические знания Торина? Сам автор «Хоббита» об этом умалчивает. Как, впрочем, сильно не распространяется и о других экономических аспектах своего мира, но даёт богатое поле для дальнейших исследований и интерпретаций.