Agony впечатляла с самого анонса, но одного я не мог понять все эти годы: как из концепта кровавого, несдерживаемого никакими моральными рамками ада — настоящего ада — сделать интересную игру? Разработчики тоже не поняли.
Agony — это «беспомощный стелс» в духе худших эпизодов из Amnesia и Outlast. Здесь постоянно нужно прятаться от демонов, которые ваншотят героя едва завидев. Это основной тип геймплея, доступный в игре — еще есть блуждания по одинаковым пещерам в почти полной темноте и отвратительный платформинг. Но когда умираешь, игра не заканчивается, у тебя есть немного времени, чтобы в виде духа найти новое тело, не успеешь (а успеваешь редко) — откат до чекпоинта, и перепроходи последние полчаса заново.
На поздних стадиях игры можно даже в демонов вселяться, но на крохотное количество времени. Чтобы его продлевать, нужно убивать мучеников, вредя самому себе — в кого потом-то вселяться?
В Agony есть и головоломки, обычно это поиски рандомных частей тела или элементов печати, которую нужно дорисовать. На огромной локации с ваншотящими демонами. Надоедает в первый час, а впереди еще четыре-пять.
Что же до концепта, кишок и крови — все есть. Есть отвратительные сцены, насилие, секс и замечательно нарисованные демоны с сиськами. Есть творчески оформленные храмы из костей, кожи и голов. Но оказалось, что когда подобным тебя кормят несколько часов подряд — оно перестает впечатлять. Да и все самое сумасшедшее из игры вырезали, чего и следовало ожидать. Но, возможно, дело в геймплее, который творческой стороной игры просто не дает насладиться и натурально бесит. Померев двадцать раз подряд от рук очередного демона перестаешь воспринимать происходящее всерьез, напряжение и страх проходят — хорроры так не работают.
Здесь не стелс нужен, а что-то в духе What Remains of Edith Finch. Талантливо срежиссированный «экспириенс» в самом безумном аду, где тебя не будут предельно тупо пугать смертью. Блин, вы только вдумайтесь: пугать смертью в аду.
Agony выглядит отвратительно. Но не в том смысле — здесь очень плохая графика, все постоянно заблюрено и замазано фильтрами, от которых глаза через пару часов начинают болеть. Это не фигура речи — посмотрите на кадры из финального боссфайта для примера. И баги-баги-баги: застревающий герой, вылеты, разрывы изображения даже на PS4.
В Agony сложно играть. Причин терпеть ее слишком мало. Не делайте этого.
В ближайшие дни на сайте появится полная рецензия, если мне хватит сил ее написать.
Источник