– А как найти интересного собеседника?
– Случается так, что во время интервью с известной личностью проскальзывают, казалось бы, интересные мысли и даже юмор, но выглядит всё это скучновато. А вот беседа с простым смертным, неожиданно выходит гораздо живее, привлекательнее. Не стоит думать, что потенциальный герой интервью это тот, кто способен дать интересный ответ. На самом деле, встречаются люди, беседа с которыми может не сложится даже у крутого профи. Уверен, поговори сейчас с передовиками профессии и они с легкостью назовут свои неудачные проекты.
– Какие же собеседники способны заинтересовать публику?
– Здесь важна даже не сама личность, а общая тема, на которую «нанизываются” вопросы и то, как эта беседа выстраивается. Как ни странно, но крайне занимательное и »залипательное” интервью может получиться с продавщицей магазина, уборщицей офиса, поваром столовой, рядовым менеджером – с кем угодно. Всё зависит от проблематики, глубины познаний интервьюируемого в конкретной области и того, как это будет преподнесено.
Скажем, есть такая острая социальная проблема – закрылось градообразующее предприятия и много сотрудников оказались без работы. Вовсе не обязательно интервьюировать чиновника из администрации, можно поговорить с мастером цеха и выяснить всю ситуацию “изнутри”. Кроме того, если конечный материал будет содержать какие-либо практические советы, решение возникших проблем, то его ценность будет в разы выше.
Простой способ, заполнив анкету, получить вакансии, отвечающие всем запросам>>
Неинтересных тем не бывает, как не бывает и людей, с которыми не получится интересное интервью. А вот плохие авторы бывают. И рассчитывать на громкое имя респондента можно только в том случае, если сейчас он на пике популярности. То есть, если это не дешевая реклама, а что-то стоящее. Но, опять-таки, гораздо важнее идея, проблема, история.
– Итак, все условия оговорены, герой готов. С чего нужно начинать разговор?
В литературе и кинематографе особое место занимает экспозиция главного героя, его представление аудитории. Те же законы применимы и к интервью. Многое зависит от представления собеседника публике и первого вопроса в его адрес. Тональность, заданная в самом начале беседы, помогает человеку настроиться на определенный лад.
– Как готовить вопросы для интервью?
– Очень круто, когда интервью проходит в форме живой беседы. Когда герой не подозревает, на какие вопросы ему придется отвечать. Но это чертовски сложно. На такое способны только профессионалы высокого класса.
Но если есть возможность, то респондент, как правило, получает вопросы заранее. Особенно, этим «грешат” некоторые звезды, чья пресс-служба в составе »свиты” просто не допустит журналистов до аудиенции без предварительно согласованного списка вопросов. Да, импровизации тоже имеют место, и даже в прямом эфире, но в большинстве случаев интервью проводят по заданному сценарию.
Если беседа получается не очень последовательной, рваной или наоборот – чересчур срежиссированной, это не страшно. Аудитория мало обращает на это внимания. Главное – выудить информацию, открыть для себя что-то новое. Что-то, заставляющее задуматься. А экспромт оставим для других жанров вроде стендапа.
Заказать услугу продвижения в СМИ у профессионалов>>
– Если во время интервью чувствуется натянутость, когда журналисту приходится буквально клещами выуживать слова из спикера, в чем может быть причина? Как добиться непринужденности?
– Ответ прост, если не сказать – банален: интервьюер должен испытывать интерес к герою. Но если респондент чувствует, что к его ответам проявляют безразличие, то он закрывается, уходит в глухую защиту. И это отражается как на вопросах, так и на ответах. Уж лучше брать интервью у другого человека и на другую тему, чем вот так бесславно “сливать” интервью.
Важно понимать, о чем ты хочешь спросить собеседника и, конечно же, в русле выбранной темы и того издания, которое выступает заказчиком. Не запрещается даже “глупый” вопрос, не связанный с темой, из любопытства, чтобы посмотреть на реакцию.
Поскольку респондент постоянно вынужден отвечать на вопросы, ему может показаться, что интервьюер вообще не разбирается в озвученной теме. Это издержки профессии, это нормально. Для пользы дела иногда приходится подыгрывать спикеру и создавать видимость того, что ты не знаешь ответ. Главное, не перестараться.
– Что делать, если интервью пошло не по сценарию?
– Бывает, что вопрос приводит человека в растерянность или он неправильно истолковывает вопрос и обижается. Нередки ситуации, когда нить разговора упущена, а интервьюер все глубже забирается в какие-то дебри. Или элементарно устает. Что ж, журналист имеет дело с людьми, а они, как известно, существа непредсказуемые. Поэтому нужно быть готовым к любому повороту событий и вовремя среагировать, адаптироваться.
– А если респондент намеренно съезжает с темы или скользит по поверхности, часто повторяется или откровенно занимается самопиаром, нужно ли ему об этом говорить?
– Надо учитывать формат интервью. Если оно снимается на видео, то можно тактично остановить человека и задать прямой вопрос. Это всяко лучше, чем впоследствии исправлять монтажом. В прямом же эфире это тем более невозможно.
Получить консультацию по грамотному пиар-продвижению>>
– Как поступать в случаях, когда собеседник говорит нелицеприятные вещи или сообщает факты, которые могут спровоцировать скандал?
– Всё зависит от того, какая цель при этом преследуется. Иногда такое происходит как раз благодаря ожиданиям аудитории. На этом построено большинство интервью с известными колоритными личностями. Также многие выпуски на ютубе делают ставку на резонансное общение с гостем. Это больше похоже не на спонтанный эмоциональный всплеск, а, скорее, на контролируемый процесс, на режиссуру имиджмейкера.
Как правило, компании, желающие продвинуть свой бизнес не готовы рисковать репутацией и испытывать на прочность судьбу. На мой взгляд, лучше перестраховаться и на корню пресекать всё, что попахивает нарочитым негативом или агрессивным хайпом. На этом ломали копья многие экспериментаторы, поэтому успешными кейсами похвастают лишь единицы.
– Допустимо ли вступать в споры с героем интервью?
– Герой, кем бы он ни был, может выдвинуть спорный или не очень внятный тезис. Задача же интервьюера — вовремя перехватить инициативу и сыграть на опережение.
– Как в известном анекдоте – “а что, так тоже можно было?! ”? Ну а если серьезно, то можно ли спорить с собеседником?
– Если тактично, то можно. Но лучше не надо. По законам жанра, интервьюера в диалоге должно быть мало. Все же основная его роль — высветить героя и его взгляды, но не навязать свое мнения.
Если журналист в интервью начинает заметно перевешивать своего героя, тогда лучше остановиться на другом жанре – статье или очерке.
Бывают и более деликатные коллизии, когда взгляды интервьюера диаметрально противоположны точке зрения интервьюируемого, и он этого не скрывает. Вот это уже серьезно — придется одной из сторон идти на сделку с совестью ради качественного материала.
– Что ж, интервью взяли. Как правильно обрабатывать материал перед публикацией?
– В первую очередь, запись беседы нужно отредактировать. При этом важно учесть некоторые нюансы.
Интервью – это беседа, а значит прямая речь. Но это вовсе не означает, что материал нужно сохранить в первозданном виде. Читатель хочет видеть качественный выдержанный продукт, лишенный недостатков. Но убирать все кривые места необходимо крайне осторожно, ибо интервью есть результат взаимных усилий журналиста и респондента. Это соавторство, а значит искажать смысл слов собеседника недопустимо.
– Как согласовывать редактуру с минимальными потерями?
– Когда редактируешь текст (убираешь сомнительные обороты, случайные оговорки, частые повторы и т. д.), можно заиграться и случайно исказить смысл. Что касается видео, то тут в разы сложнее: нужен монтаж, а качество картинки напрямую влияет на визуальное восприятие героя. Фотографы, снимающие звезд, подтвердят вам, что любой рейтинг можно обрушить одним неудачным ракурсом.
Неудачные же правки в лучшем случае обидят человека, ну а в худшем – приведут к судебному разбирательству и финансовым потерям.
– Как быть, если собеседник хочет удалить какие-то ответы?
– Если он просит что-то удалить, удаляем без раздумий. Не стоит устраивать из-за этого торг или выяснять причины. Может, он просто передумал или засомневался. В конце концов, у него могут быть причины, о которых не хочет говорить. Если удаление существенно влияет на форму и содержание материала, предложите респонденту ответить на дополнительные вопросы.
Гораздо хуже, когда спикер или его пресс-служба просят прислать готовый текст или смонтированную видеозапись якобы на согласование, а через пару недель возвращают со своими правками. Или могут дать свои рекомендации о том, как материал должен быть сверстан, оформлен и в какой рубрике должен появиться.
Тут уже необходимо учитывать политику издания и предварительные договоренности с героем интервью. Если комментарии эксперта нужны самому изданию или речь идет об оплаченном промо материале, о продукте или услуге, то с правками заказчика придется смириться.
Конечно, переделывать материал по каждому запросу и без явной необходимости – неразумно. Но если разница во взглядах на готовый материал готова перерасти в конфликт, лучше его избежать. Важно помнить о том, что на кону стоит ваша репутация. А еще о том, что право на свои слова – священное для каждого человека.
Надеюсь, вам было интересно и полезно узнать некоторые особенности работы с интервью. Если же вы не хотите самостоятельно идти по этому тернистому пути и искать точки соприкосновения с собеседником — обратитесь к профессионалам. Специалисты пиар отдела UP business все сделают за вас и помогут вашей компании выйти на качественно другой уровень.
Проконсультироваться по PR-сопровождению бизнеса >>
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Нанять PR отдел на аутсорсе >>
Подобрать подходящий формат продвижения разместить статьи в авторитетных СМ.
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере –