Правообладатели всех видов уже много лет сражаются с так называемыми «пиратами» — теми, кто распространяет лицензионный контент без всяких на то прав. Поборники копирайта считают, что из-за пиратства производители фильмов, авторы музыки и книг терпят огромные убытки. В тех случаях, когда правообладателям удается запустить показательный судебный процесс над «пиратом», штрафы присуждают миллионные.
Но на самом деле, уже давно раздаются голоса о положительной или, по крайней мере, нейтральной роли пиратства в медиасфере. Сейчас появилось новое исследование, опубликованное в журнале Economics and Policy. Согласно этому исследованию пиратство помогает многим артистам продавать больше произведений, в особенности музыкальных композиций. Причем увеличение продаж, насколько можно судить, весьма существенное — как для крупных звукозаписывающих студий, так и для средней руки исполнителей.
Правда, в этой бочке меда есть и ложка дегтя. Дело в том, что топовые артисты из-за пиратов продают как раз меньше синглов, клипов и других материалов. Но здесь все зависит не только от известности исполнителя, но и от музыкального жанра, в котором он творит и разновидности медиа.
Исследование провел Джонатан Ли, ученый из Великобритании. Его работа называется «Покупай, пиратствуй, публикуй: распространение музыки в сетях и продажи альбомов». Как оказалось, влияние пиратства, в частности, BitTorrent трекеров сильно как в цифровой сфере, так и в сфере физических носителей — то есть, дисков.
Работа Ли — достаточно объемная. Ученый начал реализовывать свой проект несколько лет назад, хотя предварительные результаты иногда все же публиковал. Сейчас результаты исследования показывают гораздо больше интересных цифр и тенденций, так что уже можно начинать судить о самой работе.
Вся она основана на данных о загрузке различных музыкальных композиций, взятых у администрации частного BitTorrent трекера. В этой базе данных содержится информация о 250 000 альбомов, загруженных более пяти миллионов раз. Эта информация неплохо коррелирует с теми, что были представлены ранее Nielsen SoundScan.
Проанализировав всю доступную информацию, выяснилось, что именно пиратство увеличивает продажи артистов так называемого mid-tier класса, что имеет отношение как к произведениям в цифровой форме, так и в физической. «Я также обнаружил, что артисты из вершин чартов действительно терпят убытки, в то время, как менее известные их коллеги получают только положительную динамику в плане продаж своих работ», — заявил руководитель исследования. «Все это показывает, что людям ближе идея смены пиратства на легальные покупки произведений, чем идея выбрать пиратство и физические накопители». Речь идет, вероятно, о том, что владельцы торговых маков, скорее откажутся от сети в пользу выпуска физических накопителей.
Как бы там ни было, отслежено, что пиратство в медиасфере приносит лишь пользу с небольшой толикой вреда. Но проблема в том, что это же исследование показывает: против пиратства бороться нелегко, и эта борьба не может проводиться успешно с использованием 1-2 разных методов.
Самое интересное то, что сам глава проекта является сторонником легальной музыки. Он считает, что ее нужно покупать, если хотеться послушать, и никоим образом не воровать.
«Это не слишком хорошо — говорить сейчас такое, поскольку я отношусь к той части меломанов, которым претит незаконное распространение музыкальных файлов» — как-то сказал музыкант Эд Ширан. «Тем не менее, именно нелегальное распространение музыки — то, что сделало меня знаменитым. Я был студентом в университете, и мои песни пересылались слушателями друг другу.
Правда, сейчас Ширан занимает иную позицию. И его можно понять, ведь согласно новому исследованию, от пиратства страдают, в первую очередь, топовые артисты.
Тем не менее, авторы самого исследования считают, что закрытие пиратских сайтов — не всегда лучший способ борьбы с пиратством. Наоборот, даже закрывать их не стоит, поскольку файловые сервисы могут быть полезны исполнителям в качестве рекламы.
По мнению Ли, главы исследования, гораздо больший вред наносит доходам музыкантов фрагментированность рынка. Дело в том, что музыканты последние несколько лет научились подписывать контракты с самыми разными медийными компаниями. В результате композиции определенных музыкантов доступны на одном сервисе, а на всех других они отсутствуют. Это и делает саму сферу защиты копирайта уязвимой и проблемной.
Источник