Профессия — трубач. Инструмент

1 часть

После знакомства с особенностями нашей работы настало время поговорить о самом главном – об инструменте. Как ни странно, но многие люди думают, что труба – это общее название духовых. К ним относят и саксофон, и тромбон, и что только не относят. Под катом я хочу внести ясность в техническую часть нашей работы, и познакомить вас с различными предметами, которые здорово облегчают жизнь музыканту.

Профессия — трубач. Инструмент
Моя труба. Фирма Shilke, модель B5. Произвдство Чикаго. Полупрофессиональная.

Устройство

Корпус


Это натуральная труба. На ней можно хорошо рассмотреть основной корпус без машинки
Источник: muswiki.ru/instruments/Natural_trumpet

Изготавливается из металла или реже из пластика, который резонирует на определенной частоте. Общепринятым стандартом для трубы является звук си бемоль малой октавы. Именно поэтому инструмент называется “труба В” или “sib”. Существуют также и другие виды: C, Es, D, G, F и пр, но они используются намного реже.


Натуральный обертоновый ряд трубы sib. 1-ый обертон “мертвый” — он почти не играется. В основном используется диапазон от 2 до 8-9. И да, у меня есть хроматизмы. Это 11 — 12 обертон и выше.

Система для хроматизации инструмента

Назовем это так, объясню почему. Как представлено выше, на натуральном инструменте можно извлечь сильно ограничеснное число звуков. Чтобы преодолеть эту проблему, было разработано несколько механизмов. С их помощью можно удлинить основной столб воздуха, понизив частоту колебаний. Это дает нам последовательность обертонов от другого звука. Удлинив в достаточной степени инструмент, и создав возможность комбинировать различные варианты, мы получаем полностью хроматический инструмент.

Есть 3 основных системы:

1. Клапанная или пистонная. Как на моей трубе. Механика напоминает поршень и цилинд. В ненажатом состоянии отверстия в пистоне обеспечивают прямой ток воздуха, а при нажатии заворачивают его в дополнительную трубку.

2. Роторная. К ним относятся: валторна, туба, баритон, роторные трубы. Концепт похож на клапанный, но здесь вместо хода “вниз — вверх” ротор поворачивается по оси. Это обеспечивает меньший ход и меньший размер системы. Но в скорости она проигрывает клапанному, видать за счет нескольких передаточных элементов и большего трения. Также обычно роторная система использует не 3, а 4 или более трубок, что связанно с особенностью строения инструментов и рабочим диапозоном.


Источник:http://www.codamusic.ru/category.aspx?category=7130

3. Кулисная. Тромбон, кулисные трубы. Здесь используются две трубки, одна внутри другой. Выдвигая внешнюю, мы увеличиваем общую длину столба воздуха => звук понижается. Скорость у данного вида самая низкая, имеются сложности с точными переходами от звука к звуку, так как выдвигается все на глаз и слух. Но можно делать крутые подъезды и глиссандо. Конструкция очень простая, которая окончательно сформировалась уже во времена барокко.


Источник: totalbrass.de/index.php/tst-171-slide-trumpet-soprano-trombone.html

Были еще клапанные инструменты, с такой же системой, как у деревянных духовых, но они не прижились.

Мундштук


Для игры на улице используется пластиковый мундштук, если он есть конечно. Звук так себе, но зато губы не примерзают

Выполняет функцию звукоснимателя. Принимает в себя колебания, фокусирует и перенаправляет их в основной резонатор. Устройство это очень индивидуально. Нет, не так. Очень индивидуально. Это обуславливается тем, что губы у каждого человека разные, и исполнитель ищет себе то, что устраивает его по удобству и звуку.

Основные параметры – это глубина чашки и внутренний диаметр, шаг которого может составлять 0.05 мм. И что интересно, эту незначительную разницу можно почувствовать.

К выбору мундштука музыканты подходят очень щепитильно. Почти никогда не берут “вслепую”, обязательно попробуют. Причем желательно именно тот, который покупают. Если в Европейской части России с этим полегче, то у нас появление нового мундштука является целым событием. Обязательно все знакомые музыканты у тебя выпросят его поиграть, пообсуждают характеристики, звук. Кто то захочет себе такой же, кто то купит твой старый. Такая маленькая встряска и перестановка в спокойной жизни музыкантов.

Источник звука

У гитары колеблются струны, у дерева трость, а у нас колеблются сами губы. Это называется баззинг.

Инструкция по звукоизвлечению: говорите слог “эмь”. Делаете вдох носом. Выдыхаете в центр сомкнутых губ, почти как при свисте. Усиливаете поток воздуха до тех пор, пока губы не начнут вибрировать. Если не получается, то или губы сильно сжаты, или поток воздуха недостаточный.

Способов объяснения масса. Каждый из нас художник, видит и чувствует по своему, поэтому не удивлюсь, если некоторые из вас слышали другие инструкции.

Ради веселья мы вставляли в мундштук тубы (баса) гобойную трость и свистульку из игрушки. Звуки получались просто фееричными! Огромый низкий инструмент визжал как девчонка переливается обертонами, заходя в низкие глубины и улетал наверх к границе с ультразвуком!
Про губы еще можно добавить, что они устают. Это мышцы, которые выполняют крайне непривычную нагрузку – сдерживают вырывающийся поток воздуха. И чем больше и сильнее этот поток, тем быстрее они выдыхаются. Существуют множество комлексов упражнений, направленных на то, чтобы укрепить губной аппарат, развить его гибкость, силу и выносливоть. Конкретно об этом я еще буду вести речь в части про обучение.

Полезные мелочи

Примочки, щеточки и масла

В музыкальной школе я мало был знаком с тем, что за инструментом нужно ухаживать. И приехав в город, удивился многообразию различных предметов, которые позволяют улучшить и сохранить технические характеристики твоего инструмента.

Масло для пистонов


Барахла много не бывает

Как я говорил ранее, пистон напоминает поршень и цилиндр. Для того, чтобы регулярно не вытаскивать металическую стружку из клапана, разработана линейка масел. Они такие же, как и для автомобиля, только очень сильно очищены и избавлены от запахов. Я пользуюсь 2-мя типами синтетических масел американской фирмы. Одно для регулярной смазки, а второе для концерта. Последнее обеспечивает высокую скорость, но очень быстро вымывается.

Густое масло для крон

Кроны служат для регулировки строя, как колки на гитаре. Основной крон смазывается густым маслом, чтобы долго не высыхал и не выпадывал на репетиции, как у некоторых товарищей. А подстроечные, мелкие кроны, которые отходят от пистонов, смазываются жиже, чтобы можно было легко двигать во время игры.

Я использую густое красное масло, которым в оригинале смазывается пробка у мундштука деревянных духовых. Но как ни странно, ни кларнетисты, ни саксофонисты не оценили его, а вот все медники просто влюбились в эту красную липкую субстанцию.


Да, эта избитая жизнью банка по центру и есть спасительная смазка. Оригинальная коробочка лопнула, пришлось перелить.

Щетки

У меня их целый набор под разные нужды: для мундштука, для пистонов, для самой трубы. Они нужны для того, чтобы убирать со внутренних стенок инструмента различные отложения. Отложения завтрака, например. Брр, неприятное зрелище, все это вычищать. Особенно для постороннего человека.

Вообще ранее существовал, да и сейчас существует, целый культ того, что инструмент можно “раздуть”. Делается это так: Берешь новую трубу. Она якобы “нераздутая”, звучит плохо. Занимаешься на ней. И через месяц или два ее свойства волшебным образом меняются. Там нарастает слой отложений, по которым воздух нарезает канал, придавая тебе твой уникальный тембр. И ни в коем случае дудку нельзя чистить. Еще есть адепты, которые пытаются меня убедить, что воздух нарезает резьбу по металлу. Посмеялся тогда от души. Не спорю, может и существует в промышленности подобная технология, но человеческим легким она не подвластна.

Если разобрать этот процесс с физической и психологической стороны, то понятно, что человек просто привыкает к инструменту, познает его акустику. А вся слизь на стенках только мешает и гасит колебания.

Кстати, а “задуть” инструмент можно. Если его долго не чистить, то внутри все забивается, перекрывает канал, и труба перестает играть. Легко лечится теплой мыльной ванной, струей душа и щеткой.

Из цикла “Как я мог раньше без этого жить?”

Подставка для трубы


В разобранном виде этот предмет вызывает больше вопросов.

Для оркестровой репетиции с бесчисленными паузами вещь просто незаменимая. Так приходилось все часы в руке держать.

В театре был случай, когда один из моих коллег, будучи уже в возрасте, от длинных пауз засыпал. Поставит трубу на подставку, посидит, подождет и потихоньку под классическую музыку погружается в царство Морфея. Но как только сквозь сон он слышит мотив, который предвещает его вступление, во мгновение ока глаза распахиваются, рука отточеным движением срывает инструмент с подставки, и подносит его к губам! Все это занимает доли секунды. Дальше ситуация разворачивалась двумя путями: или мы быстро показываем где играем, или же так же молниеносно одергиваем коллегу от фальшстарта.

Держатель для карандаша


Невероятно удобное приспособление для хранения карандаша на самом инструменте. Всегда под рукой.

Спаситель по имени “Съ”

Бывают такие ситуации, что ты сидишь в классе, твоя труба лежит рядом. Все как обычно. Ты хочешь позаниматься, тянешься рукой и … Неловкое движение, и твой инструмент за десятки, а то и за сотни тысяч летит на пол. Время замирает…

Перед твоими глазами проносятся все сыгранные произведения, все пятнышки которые ты оттер, и все то время, которое вы провели вместе. Твоя рука несется вслед, пытаясь ухватить падающее творение, но пальцы пронзают пустоту. Твой друг, видя это, кричит и в прыжке пытается спасти от неминуемого. Но уже поздно… Глухой удар. За ним еще один более звонкий. Ты с замиранием сердца и дрожью в руках поднимаешь трубу, осматриваешь ее. Повезло. Удар пришелся на мундштук и на жесткое кольцо раструба. Ничего не помялось. Все действительно в порядке.

Проблема вскроется чуть позже. Сам мундштук и трубка, куда он вставляется, изготавливают из сплавов меди. Чтобы он держался, используется сила трения конусообразного соединения. И если удар пришелся по мундштуку, направленный вглубь трубы, то, как вы уже догадываетесь, просто так его теперь не вытащить. Можно попробовать выбить чем нибудь деревянным, но есть более гуманный способ.

Та-дам! Съемник для мундштука


Спаситель, которому в такие моменты хочется возносить оды. Да, это самый обычный съемник для конусных соединений.

На этом я хочу завершить свой небольшой обзор технической части нашей работы. В следующей статье я хочу подробно рассказать историю эволюции инструмента, за которой весьма интересно наблюдать, и о том как и с кем произошел расцвет трубной музыки.

 
Источник

Читайте также