Видеть самые низкие оценки в истории «Трансформеров» очень приятно — но они ни о чем не говорят, потому что качество первых «Трансформеров» было точно таким же… просто у них почему-то были более высокие критические оценки: 61 балл на Metacritic, 57% положительных отзывов на Rotten Tomatoes.
Так что давайте сразу договоримся не принимать ни одну из этих рецензий всерьез: ведь то, что рассматривают критики под видом «Трансформеров», не имеет никакого отношения к кино. Это 149 минут изображений и звуков, рассчитанных на людей, которым все равно, что им показывают на экране, которым просто нужно провести время в кинотеатре, и чтобы перед глазами все время что-то было (желательно, большой красивый взрыв), а в ушах что-то звучало (желательно, большой громкий взрыв).
Зрители, которым понравилась любая часть «Трансформеров», либо слишком поздно родились (и тогда у них еще есть надежда исправиться), либо они просто не в состоянии интеллектуально, эмоционально или интуитивно оценить пропасть, которая отделяет творчество Бэя от того, что можно считать настоящим кино про гигантских роботов.
Они не видели или смогли понять Robot Jox, Real Steel или мультфильм The Transformers: The Movie, это зрители, которых не волнует качество режиссуры, сценария, актерской игры, спецэффектов и постановки боевых сцен.
Это не элитизм, ведь «Робота Джокса» или «Настоящую сталь» никто не отнесет к артхаусу или эстетскому кино, а я считаю и тот, и другой фильм великолепными. Это просто минимальная требовательность к качеству того, что мне показывают на экране: вне зависимости от жанра, тематики, направленности или режиссера.
В 2017 году, как доказывают кассовые успехи пятых «Пиратов Карибского моря» и «Мумии» с Томом Крузом, эта требовательность практически исчезла в рядовом зрителе. Да и критики проявляют ее только по долгу службы, иначе они вообще бы отказались писать отзывы на «Трансформеров», тем самым зачисляя их в один вид искусства с «Апокалипсисом сегодня» и «Крестным отцом», и их рецензии состояли бы из слова fuck, повторяемого до требуемого минимального объема заметки.
Что же волнует зрителей «Трансформеров»? Судя по отзывам на тех же Metacritic и Rotten Tomatoes в разделе «мнения простых пользователей», это некое общее ощущение «наполненности» кинематографическим эквивалентом пустых калорий. Вот типичный отзыв:
Фанатам предыдущих фильмов понравится. Это фильм про Трансформеров, так что ждите бессмысленного сюжета и много громких взрывов и боевых сцен. Если это ваше, то фильм 10/10, если нет — 4/10.
Да, 4/10. А вот еще отзыв:
Бэй в хорошей форме в своем последнем боевике из жизни гигантских роботов. Этот фильм — чистый джанк-фуд и eye candy для всех зрителей. Потрясающее зрелище, которое не разочарует. Марк Уолберг и сэр Энтони Хопкинс тут прекрасные. Насыщенный экшеном фильм с отличным сюжетом. Жду не дождусь увидеть, что дальше будет с Кинематографической вселенной трансформеров.
Я вижу два возможных объяснения этим отзывам. Первое: их написали по заказу студии, чтобы уравновесить негатив критиков. На эту на мысль наводит использование сугубо маркетингового термина «Кинематографическая вселенная трансформеров».
Второе: эти отзывы — просто благодарность зрителей за то, что Майкл Бэй на 2,4 часа укрыл их от смутно ощущаемого, но неизъяснимого экзистенциального ужаса. Подобно Нео в «Матрице», они смутно подозревают, что с миром что-то не так, но не могут понять что именно. Данную категорию зрителей это очень тревожит, и они идут в кино, чтобы как-то оградить себя от этого неприятного ощущения.
На самом деле, конечно, не трудно догадаться, что именно не так с этим миром: перед глазами пятая часть «Трансформеров» от Майкла Бэя!!
Источник