Но не смогла
Большая любовь к разработчикам из Remedy началась с игры Max Payne 2, которая проходилась на стареньком Pentium III сколько-то лет назад. На ней же эта любовь и закончилась. Да, была еще первая часть игр на мобильниках, но она для меня смотрелась точно также, как для фанатов первой части — вторая, то есть неканонично.
Спустя 7 лет после второй части Max Payne, финские разработчики предъявили миру Alan Wake, из геймплея/трейлеров/обзоров которой мне стало понятно, что игра просто не моя — про писателя, медленно бродящего по американской глуши в серо-коричневых тонах, и светящего фанариком на прохожих с батарейками известной марки. Я непротив, но просто не мое. То же самое было и с Control — тетя в бесконечных коридорах некого бюро и отсреливающая говномонстров нагоняла тоску. Но я непротив, ведь из материалов/геймплея/трейлеров все было ясно. Ах да, была еще и Quantum Break. Но про нее я помню только то, что она у всех тормозила и у нее были заоблачные системные требования, на момент выхода на ПК.
И вот, выходит трейлер новой части Alan Wake — c новыми героями, экшном, музыкой и стилистикой, вдохновленной сериалом «Настоящий Детектив» (о чем писали и разработчики, что и отмечали в обзорах). Невероятная графика и натуральное освещение идет в комплекте только для самых современных и богатых владельцев видеокарт Nvidia, что тоже неплохо.
Ребята постарше помнят, что в начале нулевых существовало понятие «русский квест» — это когда тебе дают игру с нарисованными персонажами из народного фольклора (Иванушка-дурачок, Штирлиц или Петька с Василий Ивановичем) и заставляют искать на локации предметы, соединять их, раздавать нужным персонажам и так далее, чтобы продвинуться дальше по сюжету. Чтобы игрок не заскучал в процессе, не возбранялось добавить некоторое количество шуток про сиси и писи, зачитанных харизматичными голосами. И какое-то время эта формула неплохо работала.
Так вот, запускается игра Alan Wake II (у владельцев карт gtx 1000 и rx 5000 не запускается) и игроку, вместо обещанного экшна и динамики, выдают «русский квест», в котором нужно куда-то идти, что-то искать, читать графоманский текст, похлеще этого, и при этом все без шуток про сиси и писи, зачитанных Шурой Каретным. Продолжается это безобразие как минимум час (а то и полтора), после чего игроку дают чуть-чуть пострелять.
Как оказалось, от «Настоящего детектива» у игры есть только освещение, потому что ни впечатляющей музыки (которую ну очень хочется включить фоном, но игра в конце каждой главы предлагает легкий лоу-фай синт-поп), ни интереснейших диалогов/монологов (про человечество, про измены или просто мемных) у игры просто нет. Вместо этого герои буровят что-то абстрактное про книги, страницы, культ и прочее. И все это в отрыве от реальности. Как будто вся связь с реальным миром — это небольшая локация-город, где и поговорить ни с кем, кроме как по сюжету, нельзя. Словно в мире игры не существует проблем, неравенства, несправедливости и прочего — только писатель с его ожившими рассказами и ебаками. Ну а момент, когда один из героев «реального» мира просто пропадает, а неживой человек оживает и уходит, оказывается просто потешным — ну, мало ли, бывает. И такое объяснение вполне устраивает прибывших полицейских. Да в реальном мире за такой рассказ завели бы уголовное дело или отправили в психиатрическую больницу. Но, это уже личные претензии к игре.
И с развитием абстрактного сюжета игра лучше не становится — нужно все также читать тексты, раскладывать улики и бегать по коридорам. Добавляются только сумеречные монстры-тени, которых нужно подсвечивать и отстреливать. Как будто на полноценных монстров не хватило бюджета. Как и на бОльшее количество кат-сцен на движке игры. То есть игра — действительно кино, в буквальном смысле. Большая часть сюжета подается через отснятые видеоролики с реальными актерами. Зачем тратить деньги на лицевую анимацию, трекинг и риггинг, если можно просто снять кино?
Отдельная тема — техническая сторона игры. Все хорошо, но только есть у вас есть две RTX 4090 в SLI-связке. Тогда, возможно, вам удастся достичь заветные 4k 120fps. Если коротко, то разработчики забили болт на оптимизацию, прикрутив самые новые технологии, доступные только очень небольшому кругу лиц с самыми современными видеокартами (на PS5 в режиме с 30 кадрами рендер идет на средних настройках графики и с разрешением 1270p, но можно получить и 60 кадров на 900p и более низких настройках). И самая большая проблема в том, что игра могла бы идти куда лучше на тех же низких настройках (в качестве примера можно взять тот же Resident Evil, новая часть которой запускается и идет уже на мобильных устройствах без активного охлаждения). Впрочем, Remedy выпустила уже несколько патчей, Nvidia сделала хотфикс (для тех, у кого со временем падает производительность), а народные герои представили костыль, с помощью которого на старых видеокартах игру можно запустить на API Vukan, сильно при этом повысив производительность порой в два раза. Моя личная проблема — постоянные микро-подвисания, хотя игра стоит на SSD. Ну, может с патчами поправят.
В итоге, самая большая проблема Alan Wake II в том, что в нее неинтересно играть — пресные диалоги, затянутый геймплей, графомания и не самые интересные бои. Игре можно было бы простить все, будь она интересной.
Все это ставит вопрос — а где же та студия, которая подарила всем Max Payne? А нет ее. Впрочем, любители у этой игры нашлись — неспроста такие высокие оценки от прессы. И да, спасибо за сцену с песнями и плясками.
Если понравилось, поставьте лайк и подпишитесь на телегу. Если нет — напишите в комментариях и помните — ваше мнение очень важно для вас.