В основе вашей творческой деятельности бушует древняя вражда: Рациональный и логичный вы и ваш соперник — вы неопределенный и воспринимающий все интуитивно — все время конфликтуют.
Представьте, что вы проходите мимо старого дерева.
Впечатленные видом его ветвей и сучьев вы можете протянуть руку, чтобы коснуться его коры. Вы наблюдаете, как солнечный свет падает сквозь бесчисленные листья, образуя захватывающий узор теней у вас под ногами.
Или вы можете просто подумать «Это дерево» и пойти дальше.
Вербальное мышление — логика
Во втором подходе мы сокращаем то, что видим, до ярлыков, в нашем случае ярлыка «дерево». Мы стремимся к умозаключению и хотим знать только то, что есть. Как только мы что-то определили, мы можем направить свое внимание и энергию в другое русло.
Данное сокращение способствует всевозможным логическим и точным рассуждениям. Это здорово, если вы хотите считать деревья, например. Но такой подход многое не учитывает.
Визуальное мышление — интуиция
Если мы не будем использовать ярлыки и будем на самом деле смотреть на вещи, то увидим гораздо больше! Наша готовность забывать то, что мы знаем, позволяет нам оценить всю прелесть нынешней ситуации.
Поскольку мы открыты для новых ощущений, мы собираем гораздо больше информации для новых связей — новых идей. Мы получаем интуитивное понимание ситуации и распознаем закономерности. Таким образом, мы можем не только справляться с невероятно сложными ситуациями, но и наслаждаться ими.
Параллельное визуальное мышление открыто для сложностей. Оно нечеткое и менее контролируемое.
Различные задачи требуют разных способов мышления.
Написание программного обеспечения или организация вашего творческого проекта требуют целенаправленного линейного мышления. С другой стороны, сложные задачи, такие как распознавание лиц или поиск способа пережить праздничный ужин, лучше всего решать с помощью интуитивного мышления.
Гибкое мышление
Ключ к творчеству заключается в чередовании этих двух способов мышления. Различайте их и узнавайте об их самых успешных областей применения!
Конвергенция — от интуиции к разуму
Основа любой творческой деятельности — проницательность. Чем больше вы принимаете, тем больше идей может появиться у вас в уме. На этапах восприятия мы открыты и отказываемся от любых критических ограничений или суждений. Больше значит больше.
Конечно, в какой-то момент мы хотим сформировать все эти впечатления в нечто, чем мы можем поделиться с другими. Поддержание разумного мышления может помочь нам структурировать и передать то, что мы испытали.
Дивергенция — от разума к интуиции
Не менее важно и обратное: сначала мы четко определяем творческую площадку, используя логическое вербальное мышление. Например, мы можем сказать: «В течение следующего часа я буду рисовать на одном листе бумаги все, что приходит мне в голову». Определив эту «креативную концепцию», мы можем перейти к визуальному мышлению, которое позволяет нам быть достаточно восприимчивыми, чтобы запечатлеть все эти мысли.
Процесс «творческой инкубации» следует схожему направлению: после получения большого количества информации о предмете — в режиме вербального разумного мышления — мы позволяем ему отложиться у нас в голове и позволяем нашей интуитивной стороне устанавливать новые связи на безопасном уровне подсознания.
Что может пойти не так?
Многие большие и маленькие драмы в нашем творческом процессе могут быть спровоцированы конфликтам между этими двумя различными типами мышления.
Помните последний раз, когда ваш рациональный разум слишком сильно давил на ваш интуитивный разум? «Поторопись! Будь более креативным! »
Интуитивное мышление можно заманить или пригласить, но вряд ли можно навязать. Наше рациональное вербальное мышление — будучи хулиганом-манипулятором, которым оно иногда является — может нарушить или даже задушить интуитивный процесс и привести к очень страшному творческому блоку.
С другой стороны, если мы находимся в фазе, когда нам нужно сосредоточиться и координировать наши идеи, слишком большое количество интуитивного мышления может отвлечь нас. Результатом является полное замешательство относительно того, что мы на самом деле намереваемся сделать. Мы идем в никуда. Цитирую Сандру Баллок: «Я не в строю, и я дрейфую!»
Так что мы можем сделать?
Тренировать наш мозг быть более гибким
Регулярные привычки, требующие сосредоточенного внимания, могут укрепить наше вербальное мышление. Примеры включают чтение, изучение языков или одно из моих любимых занятий: написание программного обеспечения. Эта «отмена дофамина» — сложная задача на фоне повсеместного распространения цифровых отвлекающих устройств.
Рисунок, являющийся результатом наблюдений, с другой стороны, открывает нам глаза на информацию, доступную прямо здесь и сейчас. Это помогает нам найти настоящий визуальный язык, а не стерильную символическую замену. Я собрал здесь пару упражнений для рисования, если вам не терпится потренировать свои наблюдательные мышцы.
1.
2.
3.
4.
5.
Вот видео, где я рассказываю о рисовании (с анимацией, конечно же):
Источник