Геймдев Канады

Геймдев Канады

Канада — самобытная страна, похожая сразу на несколько других. В ней есть что-то от Великобритании (бывшей метрополии), Франции (провинция Квебек франкоговорящая, а французский — второй государственный язык), США (ближайшие соседи) и даже России (природа и климат). Здесь любят хоккей, кленовый сироп и вежливость, а еще делают игры. В стране сотни студий, и они уже оставили свой след в истории интерактивных развлечений. О геймдеве Канады — этот материал

Обзор индустрии

Краткая история

Первые игры, созданные в Стране Кленового Листа — это Les Têtards (1982), B.C.’s Quest for Tires (1983), Evolution (1983). Вторую разработала Sydney Development Corporation — первая публичная компания Канады, занявшаяся разработкой и распространением программного обеспечения. Она же издала Evolution, ставшую коммерчески успешной: продали 400 000 копий игры. SDC основали в 1978 году, и в восьмидесятых она демонстрировала хороший рост, но в 1989 обанкротилась.

B.C.’s Quest for Tires gameplay

Однако Sydney Development Corporation выполнила свою задачу, дав путевку в жизнь Дону Мэттрику и Джеффу Семберсу, разработчикам Evolution. После успеха своей игры они основали Distinctive Software, причем Мэттрику было всего 17. Студия специализировалась на спортивных проектах для домашних ПК, в том числе гоночных. Самыми известными тайтлами стали 4D Sports (4D Sports Boxing, 4D Sports Tennis, 4D Sports Driving), Madball II, Test Drive и Stunts. В 1991 компанию купила сама Electronic Arts. Новые собственники переименовали DS в Electronic Arts Canada (ныне EA Vancouver, создающая спортивные тайтлы). Это старейшая действующая студия в стране, в которой сейчас работает более 1300 сотрудников.

Еще одним интересным кейсом оказалась Boulder Dash (1984), созданная Крисом Греем и Питером Лиепа. Издала игру First Star Software из Нью-Йорка. Это была головоломка с простым геймплеем: собирай алмазы и не попади под камнепад. В дальнейшем появилось множество версий Boulder Dash для разных платформ: от Apple II до Android.

Boulder dash gameplay

Через Distinctive Software прошло много амбициозных специалистов. В 1991 бывшие сотрудники компании Рори Армес и Дейв Дэвис вместе с партнерами основали Radical Entertainment. Студия занялась портированием чужих игр на NES, а также разработкой проектов для крупных компаний вроде Microsoft и THQ. Несколько покинувших RE специалистов создали Barking Dog Studios в 1998, создавшую Counter-Strike (знали, что это канадский проект?), а также Bully (2006) и Max Payne 3 (2011). Сейчас коллектив входит в Rockstar Toronto.

В 1995 году в городе Эдмонтон появилась легендарная BioWare. Основали студию не программисты и геймдизайнеры, а врачи: Рей Музика, Грег Зещук и Августин Йип. Музика и Зещук начинали с разработки ПО для обучения медиков, но, будучи геймерами, хотели создавать игры. Друзья собрали 100 тысяч канадских долларов и зарегистрировали компанию. Первое время будущий хитмейкер не имел офиса и располагался в доме Грега Зещука. В 1997 году Йип все же предпочел геймдеву медицину и ушел, но это не помешало восхождению студии к славе.

Первая игра команды вышла на рынок в 1996 и называлась Shattered Steel. Это был трехмерный меха-симулятор для персональных компьютеров в духе MechWarrior. Проект не стал большим успехом, хотя получил неплохие оценки, и к 2002 году было продано 170 000 копий.

Shattered Steel gameplay

Зато последующая история BioWare — это успех за успехом. В 1999 канадцы подарили миру хитовую Baldur’s Gate. За ней пришли самобытный экшен MDK2 (2000), трехмерная RPG Neverwinter Nights (2002), великая Star Wars: Knights of the Old Republic (2003), Jade Empire (2005) и, конечно, Mass Effect (2007). Легко увидеть, что BioWare внесла огромный вклад в развитие ролевых игр, став одной из самых известных и влиятельных студий. Добавляем к уже названным проектам серию DragonAge (c 2009), и паззл окончательно складывается.

Еще одна звезда канадской индустрии — это Relic Entertainment, созданная в 1997 в Ванкувере Алексом Гарденом и Люком Молонеем. Своей специализацией студия выбрала RTS и дебютировала с Homeworld (1999), о которой мы еще поговорим. Как и в случае с BioWare, у Relic сложно найти хотя бы один посредственный или слабый тайтл. Одним из ее хитов стала RTS в популярном сеттинге Warhammer 40,000Warhammer 40,000: Dawn of War (2004). В ней Relic смогла объединить механики стратегических и тактических игр, а также передать всю эпичность сражений в мрачном мире будущего. Многие фичи DoW перенесли в Company of Heroes (2006), тактическую стратегию о Второй мировой, повлиявшую на такие проекты, как, например, Iron Harvest (2020). В 2004 Relic купила американская THQ, которую саму в 2013 приобрела Sega.

Канадский геймдев сегодня

Думаем, вы уже поняли: по состоянию на 2022 игровая индустрия Канады — одна из самых развитых и успешных в мире. К 2021 году геймдев страны заработал 5,5 миллиардов канадских долларов. С 2019 число компаний в отрасли выросло на 35% — сейчас их более 900. Большинство (54%) — микро-студии (до 4 работников), 39% — средние (от 4 до 99 сотрудников), оставшиеся 6% — крупные (более 100). На фултайме в индустрии работает более 30 тысяч специалистов. 23 тысячи работников заняты в смежных и тесно связанных с геймдевом сферах. Средняя годовая зарплата — 78 тысяч канадских долларов. Костяк разработчиков состоит из мидлов (48%), 27% — это джуны, 25% — сеньоры.

Сегодня 80% канадских геймдев-компаний сосредоточено в трех провинциях: Онтарио, Британской Колумбии и Квебеке. Здесь больше городов и выше плотность населения — соответственно, и количество специалистов (всего в Канаде десять провинций и три территории). Лидером по количеству разработанных игр является Онтарио со столицей Торонто, крупнейшим городом страны. Именно здесь живет один из любимых персонажей гик-культуры Скотт Пилигрим и разворачивается действие многих книг известного писателя Робертсона Дэвиса. Сюда из Ванкувера «переехал» центр канадского геймдева.

Франкоязычная провинция Квебек тоже усиливает позиции. Здесь есть офисы Ubisoft, EA, Gameloft и других компаний. Всего в Монреале находятся более 200 студий, в которых работают 15 тысяч сотрудников.

Канада славится не только крупными студиями с миллионными оборотами и ААА-проектами в портфолио. Инди-сцена тоже чувствует себя отлично и представлена такими игроками, как Sabotage Studio, Capybara Games, Hinterland Games и т.д. Первая работает над Sea of Stars, классической JRPG в духе Chrono Trigger (1995). Другие интересные творения канадского инди-геймдева: Darkest Dungeon (2016), Night in the Woods (2017), Kaju Wars (2022), Wytchwood (2022).

Sea of Stars gameplay

В стране есть вся необходимая для развития отрасли инфраструктура. Получить профильное образование можно в университетах Торонто (Toronto Film School), Ванкувера (Visual College of Art and Design of Vancouver, The Centre For Digital Media) и других. С премиями тоже все хорошо: канадские студии могут побороться за Canadian Game Awards, Canadian Indie Game Awards. Регулярно проходят хакатоны, митапы, джемы и конференции (Comics X Games, Game Slice, XP Game Developer Summit, GameDev Atlantic и другие).

Что касается аудитории и культуры гейминга, здесь нет принципиальных различий с США. Консоли получили распространение в восьмидесятых-девяностых. К 1993 25% домохозяйств имели приставку. На 2020 год играют 60% канадцев в возрасте до 65 лет и практические 90% в возрасте от 6 до 17. Средний возраст канадского геймера — 34 года. Почти половина взрослых играет на мобильных девайсах.

Лучшие канадские игры

Star Wars: Knights of the Old Republic (BioWare)

Знаковый проект для франшизы «Звездные войны» и одна из лучших RPG всех времен и народов. Да, у KotOR были недостатки вроде слишком маленьких локаций и небольших проблем в боевой системе, но достоинства их перекрывали. BioWare удалось создать цепляющий нарратив и показать игрокам мир Саги с непривычного ракурса: действие разворачивается за несколько тысячелетий до самих фильмов, а на экране нет ни одного знакомого по эпизодам героя. В 2004 вышла вторая часть, The Sith Lords. Идейным продолжателем «котора» стала ныне здравствующая MMORPG Star Wars: The Old Republic (2011).

STAR WARS: The Old Republic Gameplay

Mass Effect 1-3 (BioWare)

О Mass Effect можно говорить долго, и, если вы еще не знакомы с трилогией, вам остается только позавидовать. Опыт SW: KotOR очень пригодился BioWare при создании цикла о Шепард (-е), и это заметно. Схожая ролевая система; яркие сопартийцы, которых сложно забыть; проработанный сеттинг и эпический сюжет — все это роднит две великих игры. Как и участие в работе над ними писателя и сценариста Дрю Карпишина.

Mass Effect 3 Gameplay

Bully (Barking Dog Studios)

Симулятор жизни подростка-хулигана в типичной североамериканской школе-интернате. Конечно, здесь нужно ходить на занятия и подчиняться правилам внутреннего распорядка, но игра нелинейная, а мир открытый. Так что фактически можно делать все, что хочешь (поэтому Bully и сравнивали с GTA): выполнять миссии, драться или убегать от стражей порядка, если лимит нарушений превышен. В 2022 году графика игры выглядит простовато, но все же это классика канадского геймдева.

Bully gameplay

Homeworld 1-2 (Relic Entertainment)

Homeworld заставила стратегов по-новому взглянуть на жанр. Никакого строительства базы, шахт и защитных башен. Только огромный, но одинокий материнский корабль, висящий в холодном космосе. Он и база, и хранилище ресурсов, и завод, создающий фрегаты, эсминцы и крейсеры. А все потому, что играли мы за спасшихся обитателей уничтоженной планеты Харак, летящих к старому родному миру. Путешествие получалось не из простых — космос населен чужими расами, пиратами и прочими непростыми «соседями». Перемещаться корабли могли в трех измерениях, а не в двух, как в привычных RTS.

Homeworld 2 gameplay

Warhammer 40,000: Dawn of War 1-3 (Relic Entertainment)

Мир легендарного настольного варгейма от Games Workshop отлично подходит для RTS, чем и воспользовалась Relic. Dawn of War сочетала в себе как привычные для жанра, так и новые механики, а также прекрасно справлялась с погружением игроков в мир бесконечной войны между всеми и вся. Первоначально играть можно было за четыре расы (Космодесант, Хаос, Орки и Эльдары), но с выходом дополнений их число увеличилось до десяти. Массу нового контента фанаты добавили (и добавляют) с помощью модов. Второй и третий Dawn of War ощутимо отличались от оригинала: геймплей еще дальше сместился в сторону тактического, а фракций стало меньше.

Warhammer 40,000 Dawn of War 3 — gameplay

Gotham Knights (WB Games Montreal)

Вышедшая совсем недавно action/RPG о героях Готэма. Здесь нет Бэтмена, зато есть четверо его ближайших соратников, готовых бороться с преступностью и злодеями. Журналисты и геймеры уже похвалили графику и сюжет, хотя у некоторых есть претензии к боевой системе. Ранее Warner Bros. Games Montreal уже работала над проектами по «Бэтмену» (Batman: Arkham Origins и DLC Batman Arkham Knight — Batgirl: A Matter of Family).

Gotham Knights gameplay

Cuphead (Studio MDHR Entertainment Inc.)

Cuphead стала одним из самых ярких инди-хитов последних лет. Это run and gun / платформер в эстетике американских мультфильмов 1930-х, которые создатели игры (братья Молденхауэры) смотрели в детстве. Вышло это случайно: мультики им подарили на VHS-кассетах. Идея проекта возникла еще в 2000 году, но в то время у братьев не было ресурсов. В 2010 они появились, и Молденхауэры начали разработку. Спустя семь лет игра вышла и порадовала тысячи игроков непростым геймплеем, оригинальной визуальной стилистикой и музыкой. Приключения Чашека и Кружека стоили нервов многим геймерам!

Сuphead gameplay

Chicory: A Colorful Tale (Greg Lobanov)

Эпос и героизм — это интересно, но приятные ламповые игры у канадцев тоже отлично получаются. Chicory: A Colorful Tale — проект Грега Лобанова, изданный Finji. Adventure/RPG о собачке-уборщике, странствующей по черно-белому миру. Ему, впрочем, можно добавить красок волшебной Кистью. С ее же помощью главный герой справляется с головоломками.

Chicory: A Colorful Tale gameplay

Так выглядит канадский геймдев. Яркий, развивающийся и успешный. У него определенно хорошие перспективы и точно есть, чему поучиться! Желаем разработчикам и издателям Страны Кленового Листа успехов, ждем Sea of Stars и Echo Generation!

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! 😉

Мы также есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.

Источники:

1. Canadian Game Devs. Ссылка: https://canadiangamedevs.com/

2. Excellent Canadian Game Studios. Ссылка: https://www.gamedesigning.org/gaming/canada-studios/

3. GameDev Atlantic. Ссылка: https://gamedevatlantic.ca/

4. Siréna Baudin. Evolution of the Gaming Industry in Canada. Ссылка: https://leyton.com/ca/en/evolution-of-the-gaming-industry-in-canada/

5. Kristopher Alexander. Video Games in Canada. Ссылка: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/video-games-in-canada

6. Canada’s Video Game Industry. Ссылка: https://canadasvideogameindustry.ca/

 

Источник

Читайте также