Двадцать один год XXI века в мемах. Часть 2: 2006-2010

Двадцать один год XXI века в мемах. Часть 2: 2006-2010


Первая часть нашей ретроспективы мемов закончилась на 2005 году: преддверии классической эпохи интернетов конца нулевых. Уже там было немало дивного и годного — но подлинный взрыв мем культуры рунета начался с 2006 года. Интернет становился всё более массовым и всё менее «элитарным», аудитория росла невиданными темпами, а сеть всё больше проникала в «реальную» жизнь — которую всё чаще называли «офлайном».

▍ 2006: И пришёл Медвед

Громогласным приветствием растущего рунета окружающему миру стало знаменитое «Превед!». Всё случилось в конце февраля на Лепрозории, тогда ещё бывшим закрытым разделом сайта Dirty.ru для особых нонконформистов и падонкаф. Как водится с такой аудиторией, попутно Лепра была кузницей контента. Пользователь Lobzz добавил небольшой штрих к попавшейся под руку примитивистской картине американского музыканта и художника Джона Лури «Bear Surprise». Возле пугающего парочку медведя появилась подпись «Превед!» — и рунет порвался.

Пока на Dirty.ru пытались тушить пожар и карали «Превед!» двухнедельным баном — Медвед вырвался на просторы ЖЖ, тогда бывшего главной площадкой русскоязычной блогосферы. Спустя непродолжительное время стало почти невозможно ходить в интернет и не знать «Превед, Медвед!». Мем вырвался за пределы сети: он появлялся на обложках журналов и газетных статьях, в сериалах и кинофильмах.

Заодно это выражение породило особый сленг, отличный от «классического падонафскава» озвончением согласных вместо оглушения, и иными переходами гласных. «Кагдила, кросавчег?» — это не падонкафский, а медведовский. Только после 2009 года «Превед, Медвед» перестанут быть актуальными мемами, оставшись в золотом фонде рунета.

Медвед был далеко не единственным мемом 2006 года — хотя и самым ярким. Мемов и в англоязычной сети, и в рунете, становилось настолько много, что впору применить возникшее тогда же выражение: It’s Over 9000! Тогда же на форчане появилось понятие «лулзов», часто в сочетании с характерным смеющимся смайлом. Исходно его обычно использовали в форме I Did It for the Lulz в сочетании с каким-нибудь жёстким контентом — но «лулзы» зажили своей жизнью, и долго ещё обозначали любые формы интернет-веселья и угара.

Если рунет в 2006 году захватил Медвед, то англоязычную сеть оккупировали коты. Точнее, lolcats: картинки с кошаками и подписями разной степени лулзовости. Одной из форм lolcats стал мем про Longcat’а: фотожабы про очень вытянутого белого кота, устремлённого в бесконечность и пронзающего небеса и галактики. Всем известно, longcat is loooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooooong.

Не менее упоротым оказался мем про Pumpkin dance: удачно зашедшее вирусное видео на Хеллоуин с танцующим на фоне могил человеком в костюме Джека Повелителя Тыкв. Исходно человек в маске тыквы танцевал под музыку из «Охотников за приведениями» — но куда большее распространение, чем видео, получил удобный для клепания мемов набор скриншотов. Ну а в рунете к трём кадрам вскоре добавились слоги не особенно печатного, но очень подходящего для «важных переговоров» слова.

Ну а в целом 2006 год для мирового интернета стал временем открытия первой массовой социальной сети: Facebook. Строго говоря, детище Марка Цукерберга появилось ещё в 2004 году — но сначала оно было закрытой сетью для студентов Гарварда. Затем его открыли для любых студентов США с почтой на .edu, а с сентября 2006 года Facebook стал доступен для всех обитателей планеты возрастом от 13 лет. Начался стремительный рост числа пользователей — и ныне на Фейсбуке насчитывается почти три миллиарда только активных пользователей при населении планеты в немногим менее восьми.

А ещё именно в 2006 году родился Хабр, тогда ещё именовавшийся Хабрахабром. Исходно это была «небольшая новостная лента» на айтишную тематику, но достаточно быстро Хабр превратился в важнейшее и крупнейшее сообщество русскоязычных IT-специалистов. Впрочем, подробная история Хабра заслуживает отдельной статьи.

Помимо Медведа, в целях безудержного фотошопинга полюбили «свидетеля из Фрязино». Как и Медвед, он появился на Лепре: её обитателей очень восхитил сурового вида мужик в белых трениках и кожаной куртке, запечатлённый на фотографии свадебной церемонии во Фрязино. Выглядел он на фоне окружающих настолько неуместно, что «свидетеля» незамедлительно вырезали и принялись вставлять на самые неподходящие кардры и фотографии.

Как рассказывают барды и скальды тех далёких дней, «свидетель» даже пытался добиться удаления своего фото из интернета: мемы дошли до локалок Фрязино. Но, само собой, интернеты униматься не собирались, и «свидетеля из Фрязино» ещё не один год замечали в самых неподходящих местах. Часто уже как «пасхалку» на внимательность для ценителей.

Одним же из самых вирусных видероликов года в рунете стало «запиливание двери», оно же «буйный Славик» и «интересная личность». Собственно, запись сделал сотрудник милиции Петербурга, прибывший на вызов по жалобе соседей на буйство некоего Славика. Поскольку дверь Славик открывать отказывался, пребывая в своеобразном состоянии сознания, милиционерам пришлось дверь вскрыть. После чего означенный Славик принялся буйно и меметично требовать от сотрудников МВД «запилить дверь обратно». Ролик разлетелся по сети немногим меньше Медведа и свидетеля из Фрязино, а сленг рунета обогатился словами «запилить» и «выпилить».

Ну а музыкальным сопровождением года стали две меметичные мелодии. «Dragostea Din Tei» молдавской группы O-Zone слышалась тогда из любого утюга по всей планете — а в рунете чаще опознавалась фразой из припева «Нума Нума Ей». Строго говоря, в оригинале это пишется как nu mă, nu mă iei, сиречь «не берёшь меня (с собой)». Также песня прославилась в русскоязычной перепевке Профессором Лебединским как «я танцую пьяным на столе».

Более узкой и прежде всего интернетной популярностью тогда же стала пользоваться Ievan polkka, более известная в рунете как «як цуп цоп». Классическую финскую «польку Евы», под которую на хуторах танцевали ещё чуть ли не в XVIII веке, наложили на кадры из аниме Bleach!, в которых подруга главного героя Орихимэ крутит лук-батун с очень позитивным видом. Хотя у Ievan polkka есть вполне осмысленный текст на финском, в ролике с тем самым «як цуп цоп парви каридола» использовали непереводимые строчки из конца песни. С тех пор «полька Евы» стала одной из самых узнаваемых в мире финских мелодий — и символом страны не хуже сауны, муми-троллей и «перкеле».

▍ 2007: пыщ-пыщ, йа Ктулху!

«Верните мне мой 2007!» — эта фраза подходит к истории рунета даже больше, чем ностальгия поздних миллениалов по ушедшим нулевых. Такого года не было прежде и вряд ли будет когда-либо ещё. Уж очень много ярчайших и знаковых явлений жизни русскоязычного сегмента сети увидели свет именно в «золотом 2007-м».

Именно в 2007-м был основан Лурк — тогда ещё более известный под полным названием Луркоморье. Главная энциклопедия мемов рунета и не только вскоре станет одним из важнейших ресурсов русскоязычной сети, альтернативой Википедии с множеством подробных статей на любые темы в своём неподражаемом стиле. Впрочем, про это у нас есть отдельная статья.

В апреле бездны Лепрозория извергли на белый свет Упячку. Изначально это была просто упоротая гифка от пользователя xbost с пляшущим человечком и глубокомысленной фразой: «Жывтоне чочо упячка! Упячка упячка! Щячло попячтса попячтса! Я идиот! Убейте меня, кто-нибудь!». Что интересно, изначально гифка была частью попыток пользователей Лепры «воевать» с Хабром, но очень быстро дискурс про «упячку» зажил собственной жизнью.

Упячка отделилась от Лепры на отдельный сайт с особым сообществом и сленгом, отличным и от падонкафскава, и от медведовского. Вокруг Упячки появилось множество самостоятельных мемов разной степени годности и упоротости, а одним из символов движа стал Анатолий Вассерман, торжественно переименованный в Онотоле. Пыщ-пыщ, в общем, ололо, я водитель НЛО. И криветко заодно.

В том же году первое место в народном голосовании «Премии Рунета 2007» занял «цитатник рунета», bash.org. Появился он за несколько лет до того — но подлинную популярность завоевал как раз в 2007-м. На «Башорге» сидели тогда практически все, а самые популярные цитаты из жизни сетевого и не только общества успешно вытеснили формат классических анекдотов. В том же году к «Башу» прикрутили раздел веб-комиксов — изрядно поспособствовав популяризации этого формата в рунете.

В 2007 году произошёл стремительный рост соцсети «Вконтакте». Детище Павла Дурова, русскоязычная альтернатива «Фейсбуку», увидела свет ещё в 2006-м, но по-настоящему «выстрелила» чуть позже. С февраля по ноябрь она нарастила численность со ста тысяч до трёх миллионов пользователей. С тех пор и по сей день рунет стало невозможно представить без ВК, а господствовавший в конце нулевых ЖЖ давно стал неупокоенной площадкой для олдфагов.

Попутно сеть заполнилась глумом над достигшей пика популярности субкультурой «эмо». Подростки обоего пола в чёрно-розовом (кто сказал Слаанеш?) слушали инди-рок и металкор, носили косые чорные чёлки и всем своим видом выражали вселенскую скорбь. Естественно, привыкшие глумиться над всем и вся обитатели тогдашних интернетов не могли подойти к этому всему иначе, чем с мегатоннами свирепого стёба, афтершоки которого порой прорываются даже в 2020-х.

Символическим антиподом эмо стали мемы про запредельную суровость Челябинска. Как известно, челябинские эмо настолько суровы, что отжимают мобилы у московских гопников. Возможно, именно там родился Чак Норрис. Впрочем, есть версия, что как раз Чак Норрис родил Челябинск. Ну и всё такое прочее.

На Дваче появилась девушка-маскот в анимешном стиле, Двач-тян, с характерными рыжими косичками. Тогда это было весьма популярно, и аниме-маскотов придумывали для чего угодно. Даже у Советского Союза появился свой маскот, СССР-тян.

А потом про них ещё и игру сделали, «Бесконечное лето». Что символично, то, что изначально планировалось как ироничный симулятор свиданий про мемы, на выходе превратилось в экзистенциальную драму о смысле жизни и вот этого всего.

Попутно на Форчане из фрагмента аниме Azumanga Daioh возникло понятие waifu: анимешная девушка, которая так нравится кому-то (обычно хикки-анимешнику), что он вполне всерьёз считает её своей женой. Волшебная наша, так сказать, информационная эпоха.

Там же окончательно сформировалось и даже заимело, мм, официальный сайт «правило 34»: самое известное из одной из редакций «правил интернетов». Оно гласит: если что-то существует, про это есть порно или хентай. Без исключений. Такие дела.

А ещё в 2007 году в ЖЖ и на свежесозданном Лурке прославились пророк Яроврат с его эмергенцией, шар Свиборга, Техновикинг. Ещё в 2007 году пика популярности в рунете достиг Ктулху . И многое, многое другое. Если хотя бы вкратце писать хотя бы про основное — то понадобится отдельная статья. Благо есть зеркала несдающегося Лурка, где про это по сей день можно прочитать в подробностях.

А ещё в 2007-м увидели свет довольно-таки удачная седьмая «винда», кое-где активно используемая по сей день. И первый айфон тоже вышел в 2007-м.

Дивный был год.

▍ 2008: Рикроллинг? Не-не-не, Дэвид Блейн!

Во всемирной сети этот год запомнился эпидемией рикроллинга. Так назвали очередную забаву анонимусов с Форчана: кидании гиперссылки на музыкальный клип Рика Эстли «Never Gonna Give You Up» под видом любой другой по любому поводу. Или врезке фрагмента этого же самого клипа в любое видео. Рикроллинг распространился по сети как лесной пожар, этим занимались все от школьников до солидных корпоративных менеджеров.

Попутно Анонимус как раз в 2008 году превратился из сообщества любителей лулзов на имиджбордах в нечто более серьёзное: движение приобрело политический смысл и стало активно участвовать в разнообразных протестных движениях, вроде Occupy Wall Street 2011 года. Одновременно с этим произошло появление общеузнаваемого и главного символа Анонимуса: маски Гая Фокса. Образ радикала начала XVII века, собиравшегося взорвать короля и парламент, преломился в комиксе и фильме «V значит вендетта», и именно оттуда пришёл узнаваемый дизайн. Маска оказалась удобной не только символически, но и практически: для сокрытия лица участника акций.

Заметным киномемом года стал образ Джокера из «Чёрного рыцаря» в исполнении Хита Леджера вкупе с его catch-фразой «Why so serious?», «Чего ты такой серьёзный?». По сей день многие почитают Джокера в исполнении Леджера лучшим из всех — а фраза про серьёзность оказалась очень близка тогдашней интернет-культуре.

Ещё одним узнаваемым символом, возникшим в 2008 году и изрядно связанным с Анонимусом, стал троллфейс. Забавно, что исходным смыслом рисунка студента Карлоса Рамиреса была критика троллинга как явления — но любители интернет-троллинга немедленно присвоили его в качестве символа и саморепрезентации.

Тогда же на Форчане появился несколько похожий по стилю на троллфейс рисунок лица — но выражающий строго обратные эмоции в резко негативном их спектре. Это был знаменитый Ffruustration, также известный как FFFUUU.

Trollface и Ffruustration вместе породили моду на то, что чуть позже назовут Rage Comics, но она оформится как массовое явление только в следующем году.

Музыкальными мемами года в рунете стали Caramelldansen и «Новый год от Стекловаты». Первый оказался очередным удачным совмещением аниме с музыкой: трек шведской поп-группы 2001 года и танцующими в характерном стиле героинями визуального романа Popotan. Родился мем, как и многие другие, на Форчане — но первичный взрыв популярности испытал в Японии в конце 2007 года. Из японской сети он вырвался во всемирную, и уже в 2008-м YouTube оказался доверху набит бесконечными вариациями Caramelldansen с анимешными персонажами и живыми людьми. А танец стал одним из главных символов аниме-культуры конца нулевых.

«Новый год от Стекловаты» родился как сферический в вакууме продукт провинциального телевидения рубежа девяностых и нулевых. Вряд ли четыре парня из Оренбурга могли представить, что их самопальное новогоднее поздравление для местного ТВ, записанное в 2001 году, спустя несколько лет станет знаменитым по всему рунету и за его пределами — но именно так и случилось. Собственно, заметили его не двачеры и не лепровцы, а программа Shit Parade на MTV. Но интернет-аудитории клип «зашёл» до того, что у меня в лентах даже с 2022-м годом некоторые поздравляли именно им.

Не музыкальным, но разлетевшимся по всему рунету видеомемом стали дивно переведённые на русский язык Андреем Бочаровым ролики американского иллюзиониста Дэвида Блейна про «особую уличную магию». Особенно первый из них, породивший массу завирусившихся фраз вроде «в рот мне ноги» и «не-не-не, Дэвид Блейн».

В том же году в рунете завирусились манулы: редкие, округло-пушистые степные коты с характерным грустно-свирепым видом. Увы, манулы не прошли того пути приспособления к человеку за бесчисленные поколения отбора, что обычные домашние кошки, и держать их как питомцев крайне не рекомендуется для здоровья. Здоровья владельца преимущественно. Зато обитателям интернетов манулы очень полюбились и стали узнаваемым мемом. В том числе в виде фотографий манула со свирепым выражением морды, и подписью «погладь кота, с**ка!».

▍ 2009: Мистер Трололо и демотиваторы

В 2009 году интернеты оказались затоплены морем демотиваторов. Изначально они были пародий на мотиваторы: популярную практику американских офисов по развешиванию на стены картинок в цветных рамочках с сопроводительными цитатами духоподъёмного и мотивирующего характера.

Поскольку выглядело это нередко в лучшем случае фальшиво, а порой и откровенно кринжово (как сказали бы десять лет спустя) — мотиваторы стали пародировать демотиваторами: картинками в чёрных рамках с подписями мрачного, саркастичного и демотивирующего характера. Мода охватила сеть в 2009 году, и демотиваторы на рубеже нулевых и десятых были практически везде, на любую тему и с любых позиций. Объединял из разве что злой и циничный настрой, пессимизм и сарказм. Впрочем, если одни демотиваторы выражали общую безысходность, то другие пытались через негатив и критичность доносить до аудитории не самые дурные мысли.

В том же году под влиянием троллфейса и фффууу стало появляться множество удобных для создания веб-комиксов и зарисовок на коленке мемов с лицами. Они выражали самые разнообразные эмоции, были легко понятны даже человеку далёкому от двача с форчаном и лепры с упячкой, и потому получили всемирную популярность под объединяющим понятием Rage Comics. Сейчас они в целом уже вышли из моды, и в ходу для клепания мемов другие лица — но основу для современных мемов про думеров и бумеров, нордического мужика с бородой и сойджека, тысячи их, заложили именно Rage Comics.

Вряд ли советский певец Эдуард Хиль, записывая в 1976 году вокализ «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой…», мог представить степень внезапной популярности спустя десятилетия — но именно так и случилось. В 2009-м интернет-троллинг был у всех на слуху, а некоторые звуки вокализа оказались очень похожи на «трололо». Видеозапись 70-х завирусилась по всему миру. Полузабытый к концу нулевых советский певец внезапно для себя самого стал звездой всемирного уровня, известным как «мистер Трололо», а в Смоленске в честь него переименовали школу, в которой он когда-то учился.

Ещё одной песней, прославившейся в 2009 году главным образом в русскоязычной сети, стал «Волшебный кролик» в исполнении белорусского школьника Юрия Демидовича. Песня для отборочного тура на детское «Евровидения» сочетала в себе текст со вставками на псевдолатыни со своеобразной манерой исполнения. Детская песенка про волшебного кролика, который «по маме скучает, латынь изучает, рисует мелом нолик», была воспринята аудиторией как нечто «во славу сотоны для призыва демонов из бездн ада», и завирусилась самым неожиданным для авторов и исполнителей образом. Масла в огонь подлило то, что одновременно с выступлением по Подмосковью прошёл весьма редкий для этих мест смерч с человеческими потерями. По песне сделали огромное количество гэгов, и даже игру про огромного инфернального кролика.

Попутно в 2009 году в рунете завирусилась виртуальная певица из Японии, вокалоид Хацунэ Мику. К тому времени она уже приобрела огромную популярность в Японии и англоязычной сети. Ну а изо всех динамиков звучал бодрый и крайне прилипчивый турецкий мотив «Арам Зам Зам», за который после энного числа прослушиваний многим хотелось взяться за тяжёлые предметы.

▍ 2010: грустный Киану и Поландболл

2010-й стал временем появления целого ряда важных и знаковых интернет-явлений.

Именно тогда на свет появился инстаграм, ныне даже в России в некоторых регионах опережающий по популярности ВК, не говоря уже о Facebook и «Одноклассниках». Именно тогда вышла World of Tanks: «нишевый продукт» от команды энтузиастов, неожиданно для всех приобрётший бешеную популярность с многомиллионной аудиторией, и превративший Wargaming из небольшой компании белорусских игроделов в мощную международную компанию.

Твиттер претерпел ребрендинг, получил узнаваемый символ в виде птички и набирал всемирную популярность. В последующие годы его огромная аудитория неожиданно для многих окажется международным политическим фактором: новая волна протестных движений в разных странах будет настолько широко и активно использовать его для информирования и самоорганизаций, что возникнет даже понятие «твиттерных революций».

На русско-немецкой имиджборде «краутчан» из объединяющих русских и немцев шуток над поляками появился новый формат мемов для описания и обсуждения истории: countryballs. Первым шариком-страной, само собой, стала Польша. Поначалу она выглядела как объект шуток, неудачливый персонаж, у которого даже национальные цвета были перепутаны: на польском флаге красный ниже белого, у Поландболла всё наоборот. Исходный Поландболл был вынужден работать сантехником, как стереотипный польский иммигрант нулевых в Западной Европе, он «не мог в космос», был вооружён вантусом и постоянно произносил главное польское ругательство: «kurwa!»

Со временем появились шарики-кантиболлы по всем странам мира, со своими традициями и внутренними мемами. А Поландболл стал часто появляться с гусарскими крыльями, символизирующими воинственность и суровость Речи Посполитой. Правда, перепутанные цвета обычно всё равно сохраняются: такова традиция.

В рунете неожиданно популярным стал персонаж детской книжки Людмилы Петрушевской, Поросёнок Пётр. Идею о том, что поросёнок на красном тракторе покидает РФ в целях эмиграции, придумали на Дваче несколькими годами ранее — но в 2010-м на Лепре склепали клип с песенкой о том, как Поросёнок Пётр, мм, покидает пределы Российской Федерации, нелегально позаимствовав для этого не очень хороший трактор. С тех пор и по сей день поросёнок на красном тракторе стал символом новой российской эмиграции, используемым как её участниками и сочувствующими, так и их недоброжелателями. А ещё красный трактор засветился в качестве пасхалки в новой «Спокойно ночи, малыши».

Главными мемами-картинками 2010 года стали грустный Киану Ривз, вкушающий пирожок на скамейке, рассуждающий о невозможности просто так (подставить нужное) Боромир из «Властелина Колец», и астронавт Базз Лайтер из «Истории игрушек», объясняющий ковбою Вуди, что нечто просто везде и повсюду. Изначально на имиджборде 420chan наблюдения астронавта носили несколько фрейдистский характер, но после форса мема на Форчане сфера применения мема стала универсальной.

Ну а в рунете в это время попутно завирусился мужик, призывающий юзернейма быть мужиком, ***, а также полюбившийся автору сего крокодил Гена, призывающий ловить наркомана.

Очень, знаете ли, удобный в ходе некоторых дискуссий.

Фух, на этом пока всё. Третья часть расскажет о мемах первой половины десятых годов: с пони и дружбомагией, хипстерами и Сербия стронг, рыбой моей мечты и упоротым лисом, Grumpy Cat, Доге, британскими учёными — и многим, многим другим.

Оставайтесь с нами.

 

Источник

Читайте также