Производитель быстро понял, что публика «хочет ещё», и вскоре расширил модельный ряд своих наушников: появились ER4RB, ER4PT (модификация ER4 для путешествий), а также ER4P с ER4S. Последние две модели не просто принесли Etymotic популярность среди обычных пользователей: ER4S по сей день считаются одними из лучших внутриканальных арматурных наушников в истории. Особенность этих наушников в практически линейной АЧХ, которой производителю удалось добиться с одним арматурным излучателем. Надо ли говорить, что ценители звука быстро превратили имя Etymotic в нарицательное. А если анатомически слушатель был идеально совместим с ER4S (максимально наушники раскрывались при прямом слуховом канале), знакомые треки больше никогда не звучали для него по-другому.
Конечно, во всем этом есть доля преувеличения, и лихорадку вокруг ER4 нельзя сравнить с золотой, но мало кому до сих пор удалось повторить успех американского производителя. Не так давно он выпустил реинкарнацию своей легендарной модели в виде модификаций NEW ER4: ER4XR (Extended Response) и ER4SR (Studio Reference), о которых мы весьма подробно рассказывали в блоге, причем обе версии оснащены арматурным излучателем со сбалансированным якорем и даже имеют идентичные характеристики, однако по звучанию совсем разные. Может показаться, что Etymotic нашла себя только в «арматурах», но это вовсе не так: наушники MC3 и HD5, о которых сегодня пойдет речь, наглядно это доказывают.
Характеристики Etymotic MC3 и HD5
HD5 | MC3 | |
Тип драйвера | Динамический, 6 мм | Динамический, 8 мм |
Тип наушников | Закрытые, внутриканальные | Закрытые, внутриканальные |
Диапазон частот | 20 — 15000 Гц | 20 — 15000 Гц |
Импеданс | 300 Ом | 16 Ом |
Чувствительность | 76 дБ | 100 дБ |
Кабель | Несъемный, 1.2 м | Несъемный, 1.2 м (с пультом) |
Амбушюры | Силиконовые | Силиконовые |
Комплект поставки
Коробка MC3 сделана в слегка агрессивном стиле Etymotic. На лицевой стороне коробки из белого картона демонстрируются сами наушники, на задней размещена необходимая техническая информация. Открыв верхнюю крышку, можно через небольшое окошко уже рассмотреть наушники.
Бокс с HD5 внешне напоминает таковой у MC3: та же логика размещения предметов, откидная крышка… но под ней нет привычного окна, демонстрирующего внешний вид наушников. Вместо этого на развороте разместили справочную информацию, из которой следует, что с трехфланцевыми амбушюрами поглощение шума составляет 22 дБ, а с пенными — 27 дБ. По «паспорту» же наушники «съедают» от 36-42 дБ лишнего шума без всякого там активного шумоподавления. Не зря у HD5 производитель отнес к серии Safety: с такой звукоизоляцией риск повредить слух во время прослушивания минимальный, поскольку наушники так блокируют внешние звуки, что надобность в увеличении громкости отпадает.
В пластиковом кожухе находим наушники и дополнительные аксессуары. У MC3 в комплект положили чехол для переноски, набор сменных амбушюр (трехфланцевые и пенные двух размеров), пластиковую клипсу и, самое главное, две пары сменных акустических фильтров с инструментом для их замены.
Комплектация HD5 схожа с MC3 за исключением сменных акустических фильтров, зато положили дополнительную пару пенных насадок для улучшенной шумоизоляции.
Уже по комплектации наушников становится понятно, для какой целевой аудитории они предназначены: если у MC3 ярко выраженная «аудиофильская» направленность, то HD5 основной упор сделан на безопасность (300 Ом все-таки!), без которой не обойтись детям.
Дизайн
На первый взгляд обе модели похожи: по форме наушники напоминают небольшую трубку с амбушюрами — «ёлочками» на конце, которые так полюбились Etymotic. Тем не менее есть отличий предостаточно: так, в случае с HD5 в качестве материала корпуса используется пластик, тогда как у MC3 он выполнен из металла.
Корпус MC3 больше похож на бочку, так как в этих наушниках применяется 8-мм динамический излучатель и сложная акустическая камера для минимизации искажений и звуковых артефактов. Несмотря на это, модель выглядит небольшой в сравнении со многими другими внутриканальными наушниками. HD5 выполнены в жёлтом цвете (опять намёк на использование детьми), корпус этих наушников немного меньше и вытянут, поскольку используется динамический излучатель меньших размеров. По сравнению с MC3 они выглядят немного игрушечными, что, впрочем, никак не влияет на звуковые характеристики.
Кабель в обоих случаях несъёмный. Слегка тонковат, но в районе штекера есть специальное утолщение для повышенной износостойкости. Когда на улице было ниже 20 градусов мороза, не затвердел, а вот микрофонный эффект у HD5 иногда наблюдался до тех пор, пока кабель не был прикреплен к одежде клипсой.
Продолжая разговор о кабеле, нельзя не отметить наличие пульта управления воспроизведением у MC3: он оснащён тремя кнопками (две крайние для регулировки громкости, центральная отвечает за паузу/воспроизведение), а также микрофоном для использования наушников в качестве гарнитуры. Микрофон справляется со своей задачей на твёрдую пятёрку, но чтобы научиться пользоваться кнопками вслепую, потребуется какое-то время — слишком уж близко они расположены друг к другу. Кстати, пульт идеально совместим с техникой Apple, так что управлять музыкой, подключив MC3 к айфону, с его помощью можно без проблем.
Посадка
Если вы хоть раз пробовали наушники от Etymotic, то знаете, что с посадкой у наушников данного производителя не все просто. MC3 со своими «ёлочками» также созданы для глубокой посадки в ушах. Чтобы не испытать дискомфорт при первоначальном ношении, наушники следует аккуратно «вкручивать» в ушной канал, перед этим обязательно выбрав подходящие по размеру насадки. Ранее многие жаловались на недостатки подобной конструкции, но в Etymotic еще год назад все исправили, и сейчас проблем с ноской не возникает. Тем более если правильно разместить наушники в ушном канале, получите такую звукоизоляцию, о которой и не мечтали: шум улицы, метро, самолет, соседи с перфоратором — все это куда-то исчезает, когда наушники надеты по всем канонам.
Тех, кто все же никак не может справиться с трехфланцевыми амбушюрами, производитель решил не мучить и заботливо положил в комплект набор пенных насадок. По звуку они ничуть не проигрывают, зато носятся намного комфортнее.
У HD5 посадка совсем не такая глубокая, поэтому надевать их первый раз гораздо приятнее. Аккуратно вкручивать их не надо: просто вставили до комфортного положения и включили музыку, извращаться с ушным каналом не придётся.
Главная фишка этой модели — высокий импеданс, работающий в симбиозе с отличной звукоизоляцией. 300 Ом слегка приглушают звук, будь это смартфон или портативный аудиоплеер, но все это компенсируется амбушюрами, скрывающими звук извне словно за каменной стеной. Единственное — на улице с HD5 стоит быть аккуратнее, поскольку изоляция шумов даже слишком сильная, если использовать «пену» из комплекта.
Звук
Для чистоты эксперимента в обоих случаях решили оценить звучание с Cowon Plenue D и iPhone 7 Plus.
По субъективным ощущениям — обе пары наушников обладают достаточной универсальностью, чтобы их мог «раскачать» смартфон, но если хочется максимально интересных впечатлений, лучше всего, конечно, воспользоваться плеером вроде Plenue D. Те же MC3, например, на улице можно слушать с айфоном (не зря же кабель специальный положили), а дома предаться звуковому наслаждению с техникой посерьезнее. HD5 воспринимаются тише MC3 (по понятным причинам), немного заглушают басы, за счет чего звук кажется менее естественным.
При прослушивании в обоих случаях очень важно выбрать правильные для себя насадки и отрегулировать оптимальную посадку. Если этого не сделать, можно столкнуться либо с утечкой баса, либо с излишней настойчивостью верхних частот. Максимально качественный звук выдают именно «ёлочки», не зря их так любят в Etymotic, однако c MC3 надо не забыть про ровное положение звуковода в ушном канале. С HD5 таких заморочек нет, да и с пенными насадками «детская» модель понравилась намного больше.
Etymotic долгое время хвастается тонкой настройкой наушников под чувствительность человеческого уха на всём слышимом диапазоне частот. Работа над звуком приводит к тому, что АЧХ получается максимально ровной, сильных пиков и падений не наблюдается. На примере MC3 можно в этом убедиться.
Etymotic MC3 радуют глубоким басом и выраженным вокалом, поэтому джаз и соул удаются этим наушникам особенно хорошо, как и хип-хоп. Конечно, разница между прослушиванием lossless-композиций на плеере и с помощью того же Apple Music на айфоне колоссальная, но в отличие от многих других моделей производителя, эта не обладает такой сильной чувствительностью к источнику звука.
После MC3 на привыкание к звуку HD5 понадобилось несколько часов — всё же это больше не аудиофильские, а safety-наушники. Зато потом получаешь истинное удовольствие как от прослушивания композиций скрипачки Lindsey Stirling, так и треков System of a Down, после чего назвать эти наушники «детскими» совсем не хочется. Наушники звучат максимально нейтрально, явных пиков и провалов по всей АЧХ не наблюдается. В некоторых треках бывает испытываешь недостаток баса, но здесь не надо забывать про специфику HD5, которые созданы как раз для того, чтобы обезопасить слух пользователя. Переизбыток баса такому подходу противоречит.
Поэтому жанрово к данным наушникам отлично вписалась инструментальная музыка, джаз, блюз и кантри рок. Для более тяжелых жанров лучше обратить внимание на MC3, но не стоит забывать, что всё субъективно, и кто-то может принять небольшую «пресность» за своего рода изюминку.
Безопасность или прыть?
В первую очередь стоит отметить, что MC3 и HD5 — отнюдь не конкуренты, это просто две интересные динамические модели именитого производителя, о которых мы решили рассказать. Поэтому опираться стоит целиком на личные предпочтения, выбирая то, что для вас важнее — естественный звук или слегка «окрашенный» безопасностью (но приятно, когда о вашем здоровье заботятся, не так ли?). MC3 гораздо бодрее и легки на раскачку, тогда как высокое сопротивление у HD5 делает их слегка «туговатыми», если использовать данные наушники со смартфонами. В целом же обе модели имеют свои достоинства и разную целевую аудиторию, при этом по цене не слишком отличаются — около 5 тысяч рублей у HD5 против 6 тысяч рублей за MC3.
Источник