В предыдущей статье немалый раздел был посвящен ZX Spectrum и его клонам, которые буквально наводнили СССР и не сдавали позиции вплоть до середины 90-х, когда IBM-совместимые компьютеры стали доступны рядовому покупателю. В этот раз мы постараемся рассмотреть историю этого компьютера более серьезно, в том числе и с точки зрения становления рунета.
История ZX Spectrum сложна и многогранна. Более того, нельзя сказать, что она закончилась, и этот слабенький по сегодняшним меркам 8-битный компьютер остался в прошлом.
Детище Клайва Синклера, учебный компьютер на базе процессора Zilog Z80, который сейчас можно найти чуть ли не в любой мало-мальски умной железке 1980-1990-х — Game Boy, телефонах с АОН, бытовой технике — разлетелся по всему миру и образовал чуть ли не отдельную культуру, поколение Speccy. Тем не менее, наш рассказ начнется с более ранних событий, послуживших своего рода отправной точкой в путешествии Спектрума по СССР.
Собери компьютер сам
Перед вами вырезка из журнала «Радио» от 1986 года, выпуск №4. В нем впервые была опубликована статья, посвященная сборке домашнего компьютера «Радио-86РК». Настоятельно рекомендуем прочитать хотя бы предисловие к статье от редакции.
Предполагалось, что читатели журнала смогут собрать, отладить и запустить этот компьютер самостоятельно, приобретя все необходимые компоненты в магазине радиодеталей. Всего для сборки требовалось 29 микросхем — весьма доступных даже в небольших городах.
В основе компьютера находился процессор КР580ВМ80А, клон Intel i8080А с тактовой частотой 1,78 МГц. При этом фактическое быстродействие компьютера в зависимости от используемого видеорежима (25, 30, 50 видимых строк) варьировалось от 1,31 МГц до 700 кГц эффективного такта.
Совершенно ничтожные по современным меркам частоты. При этом компьютер был псевдографическим — для отображения игр использовались комбинации из текстовых символов.
/ Игра для «Радио-86РК», rk86.ru
Оперативная память составляла всего 16 КБ с потолком увеличения до 32 КБ «вторым этажом» микросхем. Прошивка умещалась в ПЗУ объемом 2 КБ (с возможностью расширения до 4 КБ).
/ Собранная плата«Радио-86РК», xlat.livejournal.com
Если вам интересны все возможности и доработки оригинального «Радио-86РК», вы можете почитать о нем здесь и подкрепить теорию многочисленными видео на YouTube, где энтузиасты демонстрируют реальную работу компьютера.
Но какова связь между советским любительским компьютером и Speccy? Об этом мы поговорим чуть позже, пройдясь по истории оригинального ZX Spectrum.
Sinclair Research и его роль в советской компьютерной революции
Оригинальная машина появилась в Великобритании на 4 года раньше, в апреле 1982 года и буквально сразу же завоевала внимание потребителей по всей Европе.
Самая бюджетная версия оригинального Спектрума с 16 килобайтами оперативной памяти стоила на старте всего 125 фунтов при том, что ценник основных 8-битных конкурентов компьютера был на порядок выше. Например, легендарный Commodore 64 продавался уже за $595. Даже без перевода из одной валюты в другую становится ясно, что Спектрум выиграл эту битву. Но какой ценой?
Как известно, невозможно создать что-то бюджетное из высококлассных материалов и компонентов. Клайва Синклера, основателя компании Sinclair Research, это совершенно не пугало. Он изначально не хотел создавать мощный компьютер для повседневных задач. Правда, чуть позже все-таки выпустил Sinclair QL, баги и плохой софт для которого заинтересовали в программировании юного Линуса Торвальдса.
Спектрум позиционировался чуть ли не в качестве учебной машины для детей от 12 лет. Отсюда и основные маркетинговые преимущества: дешевизна, компактность, минимальная комплектация и возможность расширить функционал за счет дополнительных устройств. В ПЗУ Спектрума размером 16 КБ была записана прошивка, включавшая в себя диалект бейсика (Sinclair basic) и предоставлявшая простой пользовательский интерфейс, функционал которого мог варьироваться в зависимости от версии компьютера.
/ Скриншот “стартового меню” Amstrad-версии ZX Spectrum, sinclair.comboios.info
Спектрум выпускался компанией Sinclair Research с 1982 по 1986 годы. Затем права были переданы компании Amstrad, но это уже совсем другая история в современном комьюнити любителей Спектрума эти модели считаются наименее «каноничными» и их тщательное рассмотрение займет неоправданно много времени.
Вернемся к продукту от Sinclair Research. Первые модели, самые дешевые и простые, представляли из себя прямоугольную коробочку черного цвета. На верхней грани находилась резиновая клавиатура, на задней — аудио и видео разъемы, гнездо питания и слоты для подключения периферии.
/ 48-килобайтный ZX Spectrum
/ В такой коробке и поставлялся сабж
Отдельного внимания заслуживает клавиатура Спектрума: каждая из 40 кнопок в зависимости от режима ввода может выполнять разные функции. Пользователь мог включить нужный режим ввода с помощью нажатия на клавиши-модификаторы Symbol Shift и Caps Shift. В зависимости от выбранного режима курсор мог изменяться на латинские буквы L, C, K, E и G, которые, в свою очередь, означали следующее:
- L — ввод строчных букв
- C — ввод заглавных букв
- K — ввод ключевых слов BASIC
- E — ввод дополнительных ключевых слов и операторов
- G — ввод псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем (UDG).
Палитра Спектрума включала 8 цветов, по 2 градации яркости для каждого (кроме черного). Экран с разрешением 256х192px был разделен на знакоместа длиной и высотой в 8px, при этом атрибуты цвета задавались именно знакоместам, а не пикселям. Это значит, что пиксели в пределах одного знакоместа могли быть окрашены только в 2 из 15 цветов. За первый цвет отвечал атрибут INK, за второй — PAPER. В играх это вызывало «фирменный» графический артефакт Спектрума, клешинг (конфликт атрибутов) и стало камнем преткновения для многих поклонников Спектрума и главным аргументом противников компьютера.
/ Пример клешинга на ZX Spectrum, фото пользователя vk.ru Pixel King
Ввод данных в компьютер мог осуществляться через магнитофон, с помощью подключения внешних дисководов для магнитных дисков, а также с помощью устройства ZX Microdrive.
Таким образом, имея достаточно скромные возможности (к середине 80-х на рынок вышли Amiga 1000 и Atari ST), Спектрум обрел популярность и, без преувеличения, армию фанатов и поклонников по всему миру. Самой «продвинутой» моделью классической линейки можно считать ZX Spectrum 128 “Toastrack” 1986 года, обладавший, как и следует из названия, 128 КБ оперативной памяти, музыкальным сопроцессором AY и массой других преимуществ.
Официально жизненный цикл компьютера завершился в 1992 году, когда с конвейера сошла последняя «легальная» модель. Сам же сэр Клайв Синклер в 1983 году по ходатайству Маргарет Тетчер был награжден званием «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году он окончательно отошел от производства компьютеров. Как известно, сейчас Синклер не пользуется Интернетом и вообще компьютером, а электронной почте предпочитает телефон. Изредка появляясь на телевидении, Синклер выражает недовольство тем, что ZX Spectrum получил и получает так много внимания, потому что «программисты могли бы направить свои силы на что-то более полезное». Считает, что его «учебный» компьютер должен был таковым и оставаться. Ни в одну игру, сделанную для ZX Spectrum, он не играл.
/ Конфиг спектрум-геймера 80-х: Спектрум, магнитофон и кассета с игрой. Телевизор остался за кадром. somethinggeeky.com
ZX Spectrum приходит в СССР
Всего через несколько лет после выхода ZX Spectrum удалось успешно клонировать. И, в отличие от овечки Долли, многие клоны оказались не только жизнеспособны, но и на порядок мощнее своего родителя.
Коммьюнити спектрумистов делится на два лагеря: одни «топят» за оригиналы от Синклера, называя всё остальное «кустарными поделками», другие в равной степени хорошо относятся и к оригиналам, и к клонам, предпочитая пользоваться последними. Тем не менее, заводских Спектрумов в СССР было ничтожно мало по сравнению со «всем остальным». И в объективе сегодняшней статьи как раз находится «всё остальное».
Спустя 30 лет уже невозможно узнать, как именно ZX Spectrum попал в нашу страну. Предположительно, Спектрумы был привезены из Польши, так как некоторая документация и первый софт были именно на польском языке.
Разумеется, инженеры и программисты сразу же захотели создать свою версию Спектрума, чтобы каждый желающий мог собрать его на доступной в СССР элементной базе. Тем не менее, с клонированием возникло сразу две проблемы:
- Где достать процессоры?
В СССР, помимо секса, отсутствовал еще и Zilog Z80 и его аналоги. Вернее, Z80 был, но стоил достаточно дорого и заменить его на что-то советское не представлялось возможным. Уже намного позже, в 90-х годах, наша промышленность освоила производство клонов Z80, Т34ВМ1 и КР1858ВМ1, но работали они на порядок хуже настоящих.
- Как имитировать ULA?
Большая часть логики оригинального компьютера содержалась на одном чипе, украсть технологию производства которого на тот момент не представлялось возможным. Путем проб, ошибок, реверс инжиниринга и даже (возможно) секса, работу микросхемы удалось эмулировать на советской элементной базе. Структура и состав чипсета варьировались от клона к клону.
Так, в практически каждом «технически подкованном» городе СССР существовал свой клон. Самым популярным и более-менее простым в сборке оказался «Ленинград».
Теперь время вспомнить то, с чего мы начали статью: вполне логично, что вслед за вопросом «как черно-белый Радио-РК86 может тягаться с таким могучим зверем?» возник следующий вопрос: «а почему, раз я смог сделать РК, у меня еще нет Спектрума?».
Для неизбалованного компьютерной техникой советского человека Спектрум выглядел как откровение: шикарная музыка на чипе AY, сотни игр на кассетах, модель подключения «просто добавь телевизор» и многое другое в считанные месяцы сделали ZX Spectrum по-настоящему массовым домашним компьютером страны.
Качественное видео с процессом сборки, отладки и даже некоторой модернизации «Ленинграда» можно посмотреть здесь.
Чуть позже производство клонов освоили кооператоры, а затем и государственные заводы. Советский рынок был в прямом смысле наводнен клонами ZX Spectrum разной степени качества, наделенных разными возможностями.
Как писал старина Толкиен (а у него позаимствовал Стивен Кинг), одна дорога ведет ко многим другим, а одна история цепляет за собой целый ворох других историй.
Рассказывая о таком большом явлении как ZX Spectrum, сложно написать абсолютно обо всем. Какие-то вещи (программы, игры, версии клонов и их особенности) обязательно будут упущены, и мы просим вас отнестись к этому снисходительно и рассказать о том, что мы забыли, в комментариях к статье.
Эволюция ZX Spectrum в СССР и на постсоветском пространстве
Пожалуй, именно на постсоветском пространстве появилась мания сделать из ZX Spectrum ультимативный домашний компьютер, который был бы «не хуже, чем ваши IBMы и Амиги». Говорить о развитых клонах Спектрума имеет смысл в двух направлениях:
- разработка новых «железных» решений;
- разработка софта и игр, выжимающих из компьютера все соки.
Далее мы рассмотрим оба этих направления и, возможно, удивим вас мастерством и предприимчивостью отечественных любителей Speccy.
Спектрум-совместимые компьютеры
В начале 90-х появилось великое множество продвинутых спектрумов. Рассмотреть все машины не представляется возможным, так как от многих осталось только воспоминание и пара-тройка «живых» плат, а некоторые были настолько специфичны или дороги в производстве, что практически не получили распространения. Остановимся на четырех (субъективно) наиболее интересных моделях.
Scorpion
Компьютеры Scorpion разрабатывались и выпускались одноименной санкт-петербургской фирмой, чьим лицом на ZX Spectrum-сцене был Сергей Зонов, автор одного из ранних клонов ZX Spectrum — схемы «Ленинград».
Компьютеры фирмы производились в виде печатных плат, которые могли устанавливаться пользователями в любые подходящие корпуса — например, в корпуса MiniTower от IBM PC-совместимых компьютеров, в подобном же виде компьютеры выпускались и самой фирмой. Здесь следует обозначить ключевые характеристики компьютера:
- процессор Z80B (3,5 / 7,0 МГц);
- включение турбо-режима как программно, так кнопкой;
- теневой Сервис Монитор от Андрея Ларченко;
- музыкальный процессор AY-3-8910/12;
- системная шина ZX Bus на 2 слота (+3 через расширитель).
/ Плата Scorpion, krsk.au.ru
Пентагон
Основан на «ленинградской» версии клона. Разработан в 1989 году фирмой АТМ и творческим коллективом МикроАРТ. Получил популярность не в последнюю очередь из-за качественно проработанной схемы и множества путей усовершенствования в домашних условиях. В числе доработок:
- расширение оперативной памяти вплоть до 4 МБ;
- возможность подключить Covox;
- несколько дополнительных видеорежимов и мультиколор;
- возможность подключения жесткого диска через IDE-контроллер Nemo
- турбо-режим.
/ Духовным наследником Пентагона принято считать ATM Turbo — куда более сложные и совершенные, avito.ru
ATM Turbo 1 и 2
Один из знаковых спектрум-совместимых компьютеров. Является прямым наследником клона «Пентагон», созданным тем же коллективом разработчиков. Выпущен в 1991 году. Первая модель компьютера содержала ряд ошибок и была несовместима с некоторым более ранним софтом. Особой любви и популярности по этой причине не получила.
Новая версия ATM Turbo 2 (и версия 2+, выпущенная чуть позже) имела ряд усовершенствований и нововведений. Говорить о каждой версии в отдельности вряд ли имеет смысл, поэтому перечислим наиболее интересные и значимые возможности ATM Turbo 2:
- турборежим процессора до 7 МГц;
- ОЗУ до 1 МБ;
- поддержка ОС CP/M (встроено в ПЗУ);
- полная совместимость с оригинальными ZX Spectrum;
- палитра 64 цвета (до 16 одновременно);
- модем (убран в версии 2+);
- поддержка IDE-устройств (HDD, CD-ROM).
Используя модем, пользователи ATM Turbo потенциально могли выходить в сеть с помощью специальных утилит (например, ZX-Terminal for DialUp). Тем не менее, подтвердить или опровергнуть работоспособность этого решения, а также получить свидетельства очевидцев нам не удалось.
На сегодняшний день ATM Turbo 2+ является наиболее поддерживаемым энтузиастами клоном ZX Spectrum. Рекомендуем ознакомиться с этим сайтом, где собрана огромная коллекция программ, ОС и схем для ATM Turbo.
/ Плата ATM Turbo 2+, ruecm.forum2x2.ru
/ Скриншот игры “Конек-Горбунок” для ATM
Profi и Profi Plus
Разработан в 1991 году в Москве фирмой «Кондор». Имел полную совместимость с оригинальным спектрумом (переключение режимов «Профи» и «Спектрум» специальным тумблером). Один из наиболее продвинутых отечественных клонов. Имел следующие особенности (в версии 5.02 и выше):
- режим турбо 7 МГц;
- ОЗУ до 1 Мб (использовалась в качестве электронного диска);
- работа в ОС CP/M в расширенном графическом режиме 512х240px;
- палитра 256 цветов (до 16 одновременно);
- аппаратный мультиколор;
- собственный контроллер IDE для работы с жесткими дисками;
- ПЗУ 64 КБ;
- Covox;
- LPT-порт и порт программатора;
- возможность подключать модем (в частности, использовался для выхода в Фидонет и для организации локальной сети).
Крайне интересный компьютер, поддержанный качественным софтом, который разрабатывала компания «Кондор». К сожалению, на текущий момент полной коллекции системных дисков, а также дисков с программами и играми в интернете не существует. Тем не менее, в начале сентября ВКонтакте появилась «Группа поддержки компьютера Profi», где энтузиасты, некоторые из которых еще в 90-е участвовали в разработке софта для Profi, планируют систематизировать информацию об этом клоне.
/Демонстрация палитры компьютера Profi, фото из сообщества vk.ru “Группа поддержки компьютера Profi”
Софт и игры
В некотором смысле всё, что делали со спектрумом в России, напоминает натягивание совы на глобус. Разумеется, крайне романтичное и по-своему прекрасное.
Одним из самых распространенных жанров в играх для ZX Spectrum были платформеры и изометрические бродилки с перспективой «с высоты птичьего полета». В 2014 году специально для создания простеньких платформеров был выпущен игровой движок Arcade Game Designer. Предполагалось, что с его помощью прямо на Спектруме или в эмуляторе начинающий программист сможет создать собственную игру, а затем сохранить её в формате tap на компьютер или кассету.
/ Скриншоты AGD-игр из эмулятора
В девяностые, как, в общем-то, и сейчас, чтобы создать игру, необходимо было уметь программировать. Самые простые игры писались либо на встроенном бейсике, либо на Laser Basic. Для более-менее сложных и интересных проектов вариант был только один — его величество Ассемблер. И здесь наши программисты разыгрались не на шутку.
Copper Feet
Наверняка многие из тех, кто застал Спектрум в 90-е, вспомнят «Приключения Буратино» или «Черного ворона», загрузочные экраны которых украшала эмблема Copperfeet.
/ Логотип Сopper Feet, фото из группы Copper Feet в Facebook
Под этим «брендом» разрабатывал игры всего один человек — Вячеслав Медноногов.
/ Вячеслав Медноногов в 2005 году, speccy.info
Его «перу» принадлежат без преувеличения шедевры игростроения для ZX Spectrum: Black Raven, портированные версии игр UFO и UFO 2, а также некоторые другие проекты.
Понять и оценить объем работы программиста возможно только запустив в эмуляторе (или на реальной машине) любую из этих игр. Тем не менее, далее мы приведем несколько скриншотов и ссылок на видео геймплея.
UFO:
«Фирменный» софт и игры
Как правило, они поставлялись разработчиками «продвинутых» клонов на фирменных дискетах.
Кроме игр, существовало огромное количество прикладного программного обеспечения: словари, текстовые редакторы, базы данных, системные утилиты, копировщики и прочее, что было необходимо иметь пользователю, единственным компьютером которого был клон ZX Spectrum. Найти и “пощупать” фирменный софт сейчас можно на сайтах поддержки конкретных клонов. Ниже мы приведем несколько собственных скриншотов для Profi.
/ Фирменный текстовый редактор для Profi. Имел возможность настройки цвета бумаги/чернил/меню и опции для простого форматирования текста.
/ Оболочка Dos Navigator для ОС CP/M Profi.
/ Логотип группы Jokers, специализировавшейся на разработке игр для Profi.
Интернет на ZX Spectrum: миф или реальность?
Приведем выдержку из письма читателя в газету «Абзац» от 14.10.2004, орфография и пунктуация автора сохранена.
«Меня удивляет то, что все говорят в один голос, что все это реально — ICQ, IRC и даже браузеры. <…> Уже существует TCP/IP стек, звонилка ppp, но этого не хватает для полноценного доступа к глобальной сети.
<…> На мой взгляд, на данный момент вполне можно написать хотябы ICQ и IRC клиенты — это более чем реально. Вы спросите зачем все это надо? Ответ напрашивается сам собой… Я более чем уверен, что есть немало людей, для которых Спектрум до сих пор является единственной доступной платформой — об этом говорит хотябы ZXNET, которая до сих пор существует. Если когда-то все вышесказанное будет реализовано, то это позволит оперативно общаться между собой спектрумистам не прибегая к помощи других платформ. И возможно отчасти остановит отток людей с нашей платформы.»
На самом деле, нельзя с полной уверенностью говорить об отсутствии “интернета” на Спектруме. Да, безусловно, платформа не самая подходящая: сказывается и маломощность процессора, и сложности в создании «прослойки совместимости» между компьютером и большим интернетом. Тем не менее, имеются сведения, что еще 25 лет назад владельцы «продвинутых» клонов могли, пускай и с ограничениями, выходить в сеть со своих машин.
Цитата из «Группы поддержки компьютера Profi», пользователь Алексей Тарасов:
«На Профи есть весь необходимый софт для выхода в Фидо. Собственно со своего Профика я первый раз и вышел в сеть. К сожалению нет нормального редактора почты. Но опять же, Write3 выручал во многих вопросах. Имеющийся пакет заточен на модемную связь через компорт 9600. Что в настоящее время вызывает значительные затруднения.»
Помимо этого, в демонстрационных залах «Кондора» в Москве на Саянской улице стояли компьютеры Profi, объединенные в локальную сеть.
Кроме того, существовала некоммерческая телекоммуникационная сеть спектрумистов ZXNet. Изначально она была построена в Москве в 1995 году в виде сети станций (BBS). Эти станции позволяли читать и писать файлы, а также общаться с оператором в режиме чата. Переписка осуществлялась с помощью создания особым образом названных файлов. Была также освоена автоматическая пересылка сообщений из ZX-Net в Fido и обратно.
Прочитать о ZXNet подробнее вы можете здесь.
Если у вас есть какая-либо информация о программном обеспечении для ZX Spectrum, существовавшем в 90-е годы и обеспечивающем доступ в сеть, будем рады увидеть ваш комментарий.
Через тернии к онлайну
Конец 80-х и первую половину 90-х годов в нашей стране и на постсоветском пространстве можно охарактеризовать примерно так: мы хотим мощные компьютеры, общаться и развиваться, и мы сделаем это из Спектрума.
Что-то получилось. Что-то — нет.
Тем не менее, основной посыл Джоэла Шаца — общаться свободно — был услышан. Спектрумисты со всех концов страны общались, обменивались опытом, собирались вместе для просмотра свежих демосцен любой ценой, даже если для того, чтобы договориться о встрече, приходилось пользоваться IBM PC.
Выходили печатные и электронные версии журналов. На всех радио рынках страны стояли продавцы пиратских кассет с играми и софтом.
Самые отчаянные инженеры и программисты объединялись в небольшие фирмы и продавали пользователям клоны Спектрумов.
Люди с паяльником находили людей с микросхемами, чтобы вместе искать тех, кто сможет сделать платы на «военном» текстолите.
Даже если принять за аксиому, что настоящего интернета на Спектруме не было, свою миссию по объединению людей, находившихся в поисках онлайна, он выполнил.
Что происходит в 2019 году?
Если вы никогда ранее не сталкивались со Спектрумом или видели его только в детстве, вы можете не знать о том, что сейчас происходит в его коммьюнити.
Оно все еще живо и многочисленно. В качестве хобби тысячи людей продолжают пользоваться Спектрумами: кто-то пересел на оригинальные британские машинки, кто-то отряхивает пыль с клона своей юности. Кто-то и вовсе покупает «новоделы».
Ежегодно выходит пара-тройка десятков игр. Большая часть из них, конечно, смотрится однотипно, но попадаются и бриллианты.
Кто-то разрабатывает новые технические решения.
Всё это в сумме не дает ZX Spectrum’у забыться. Люди продолжают общаться, а компьютер – жить.
Напоследок, в качестве небольшого дополнения к статье приведем небольшой список ссылок на интересные проекты из вселенной ZX Spectrum.
- ZX Evolution — продвинутый и современный клон ZX Spectrum. Продается в виде конструктора или в виде полностью готовой платы. Активно поддерживается софтом.
- ZX Next — перспективный проект, появившийся на Kickstarter. Его задача во многом сходна с Evolution — создать Spectrum на «максималках», удобный для современного пользователя. Примечательно, что дизайн корпуса выполнен тем же человеком, который в свое время создал внешний вид оригинала.
- ZX-PK.RU — один из самых крупных русскоязычных форумов на тему ZX Spectrum во всех его проявлениях.
- ULAX — перспективная разрабатываемая «железка», которая наконец сможет победить клешинг на Спектруме. Пока что находится в состоянии бета-теста и доступна в виде эмулятора. О дате релиза не сообщается.
- Игры от Sanchez’а и команды — отличные современные игры для ZX Spectrum и совместимых машин. Сайта у автора нет, но найти игры несложно.
- Игры Дениса Грачева — интересные и самобытные игры. Есть проекты в мультиколоре, совместимы не со всеми клонами.
- Канал sinc LAIR на YouTube — хороший канал о ZX Spectrum.
Объять необъятное невозможно, а ведь именно такой была история ZX Spectrum в СССР и на постсоветском пространстве. Если у вас есть какие-либо дополнения к этой теме — будем рады вашим историям и комментариям.