Разработчики Starfield явно предполагали мнимую реиграбельность своего продукта, так как количество очков или единиц опыта, требуемых для повышения уровня, растёт экспоненциально. Поэтому когда приближаетесь к заветной цифре «50», вы сталкиваетесь с объективной необходимостью поисков синтетических способов повышения уровня, либо вы просто «употребите» ну практически весь сделанный человеческими руками контент. Далее только повторное прохождение.
При этом подобная идея могла бы сработать, если бы каждый новый навык открывал бы для игрока некие иные способы и пути прохождения, либо просто другой игровой опыт. Но это не так. Реальное количество способностей, за которыми прячется полноценный контент, здесь где-то 20 и они практически все касаются механик строительства аванпостов, либо конструирования и пилотирования кораблей. А остальное это практически всегда и только «перки», т.е. различные модификаторы и небольшие скиллы к уже существующим по умолчанию возможностям. Магия же здесь скорее всего присутствует для умножения фана в бою. И это даже работает, но… Летать искать храмы на поверхностях планет — это то, что не работает. Поэтому процесс не окупает себя.
В общем, всё больше впечталений, — а то и конкретной убеждённости — что всё это делалось просто или первостепенно для исполнения обязательств перед своим последующим приобретателем, а также с целью набить себе цену перед ним же. Бо, я не вижу ни одной причины почему Starfield должен и может стать полноценным и коммерчески успешным IP. Имевшиеся ещё несколько лет назад слухи о том, что старый и допотопный движок просто не может справиться с возложенными на него амбициями и ожиданиями, и что вся разработка идёт сквозь боль, слёзы, кнут и плеть, оказались верны.
С Phantom Liberty получилось несколько лучше, но лишь немногим. У разработчиков была замечательная возможность рассказать историю от лица четырёх или даже более пересекающихся персонажей о политике, войне, общественном устройстве, да и о людях в целом. И для этого всего даже была создана определённая экспозиция, которая даёт тебе некоторые ожидания, но… На финише получилось пресно и тривиально.
У DLC есть интригующее начало, инициирующе событие, но далее сюжет начинает сдавать, сдавать и сдавать. Тот же Идрис Эльба, которому дали, наконец, роль сотрудника разведки, — Агент 007, да — несмотря на свою приличную актёрскую игру — а надо заметить, что откровенно слабых моментов в озвучании и поставке сцен не было — не сделал за всё время моего прохождения ну ничего интересного. Только две действительно стоящие и зрелищные сцены: когда вы встречаетесь впервые на баскетбольной площадке, и когда он выходит к вам под дождём перед запуском ракеты из транспортного модуля. А остальное время он исполняет роль закадрового голоса и рассказчика, да даже «томной дамы», и мы не слышим от него практически ни одной интересной реплики, кроме заунывной пластинки про чувство личной ответственности и патриотизм, а также перипетии переживаний относительно личности и её положение в иерархии. Причём в данном изложении нам не предлагают ничего особенного оригинального на обзор. Другие же персонажи сливаются вообще после первого же с ними акта, вроде главы Пёсьего Города, который не заявит о себе ну вообще не слова, хотя его ключевая, для общей картины, позиция кажется очевидной. Собственно, «плодотворный» антагонизм между Куртом Хансеном и мадампрезидент Майерс просто лежит на поверхности… Но к этому даже никто не прикасается.
А вы только представьте себе, что можно было бы сделать поместив в одну сюжетную канву эгоцентричного политика оппортуниста с замашками фюрера и автократа, главу мятежного спец. отряда ЧВК, — аля смесь полковника Курца и Пригожина, но с планированием, мозгами и на максималках — законченную и отчаянную психопатку, с приступами шизофрении вызванными агрессивным ИИ с непонятными намерениями, а также беспринципного анархиста- гедониста и ядерного террориста по совместительству, да ещё и с контуженной на войне головой. И обеспечив им принудительное столкновения между собой в совокупности актов. Предоставили? А теперь забудьте, потому как здесь ничего нет. Вам расскажут две, имея ввиду концовки DLC, достаточно скучные и событийные повести про то, как власть своим присутствием превращает людей в марионеток, и, действуя безо всякого спроса, меняет, разрушает их. Как физически, так и на уровне убеждений. И как от старого «себя», да и от своего «Я» в целом, постепенно, не остаётся ничего кроме печали и сожалений.
Причём сам мотив, даже будучи заурядным, не имеет какой-то оригинальности, своеобразия и даже выраженности: тот же Киану Ривз «жуёт» все свои реплики, пытаясь растянуть таковые в мнимых переживаниях, так как всё, что будет сказано его персонажем, представляет собой две содержательные строки текста: где его мучают кошмары пройденной войны, как это всё казалось ему бессмысленным, чудовищным после, и как он, идеалистичная душа, не пережил обмана своих нежного возраста надежд. Как чужой прагматизм обернулся для него болезненным и подростковым цинизмом, ставшим первопричиной ко всем его последующим действиям. И всем этим можно было бы даже впечталиться, но… Актёру совершенно не веришь. Более того, складывается ощущение, что он сам себе не верит и не совсем понимает: что именно от него требуется сыграть. А возможно Киану просто спился так сильно сдал сам по себе.
Концовки также отдают разочарованием. Очевидно, что каноничной, на мой взгляд, является та, где выбираешь довериться Риду, а позже убиваешь Сойку. Так именно эта концовка, если не считать момента с запуском ракеты, обладает наибольшей зрелищной проработанностью, эмоциональной силой и так далее. Получается такая последовательность на мой взгляд: убиваешь Сойку, не звонишь Риду, в одиночку идёшь разносить Арасаку, после чего поднимаешь Night City «с колен» не позволяя Милитеху съесть город, пиная одновременно по попе Панам в своём пентхаусе. Да, наверное так. В крайнем случае, убить Рида и отправить Сойку на орбиту, что также выглядит логично для общего повествования. Однако, какой-то сатисфакции не наступает ни в одном из случаев.
И с тем, я всё ещё считаю, что у игры нет нормального завершения в принципе, даже если мы предположим открытый финал, так как то, что было сделано сейчас, если мы ложимся в правительственный госпиталь, просто есть переиздание той сюжетной ветки, где мы остаёмся верны Арасаке, или просто ей доверяемся, и оказываемся в дистопичной реальности.
И да: game is still not fixed. Также как сама ситуация кажется обидной: Cyberpunk всё ещё не доделан, выглядя как лоскутное одеяло, и состоит из кучи не собранных в единое целое прелестей и изъянов. И разработчики уходят и забрасывают проект в тот момент, когда сами же создают ложное ожидание того, что им, якобы, не всё равно, хотя, на самом деле, они бросают всё ещё не завершённое дело на пол пути. Только на половину лишь потому, так как, даже несмотря на мои жалобы, это всё ещё очень хорошее DLC: просто CDProject Red пожалели на него времени и не стали выкладываться на полную занимаясь, большей частью, спасением своей репутации и поддержанием марки качества своего бренда. Закрыть не закрытый гештальт и отчитаться перед инвесторами. Но именно этот половинчатый подход и разочаровывает больше всего: недокрученное DLC и такая же заброшенная игра. Золушка, которую автор лишает самой возможности встречи с принцем. Очень жаль.