Xonotic: свободный и бесплатный шутер

Режим instagib
Режим instagib

Многие из нас, наверное, помнят времена когда мы просиживали долгие часы в компьютерных клубах, играя в Quake III и Unreal Tournament. Эпоха расцвета аренных шутеров пришлась на конец девяностых и начало нулевых годов. Сейчас этот жанр стал не таким популярным и даже во многом нишевым. Например, почасовая активность игроков в Call of Duty: Modern Warfare II превосходит активность игроков в Quake Champions в несколько сотен раз. Несмотря на то, что игры в жанре аренных шутеров от первого лица продолжают выходить, они остаются в тени «реалистичных» шутеров, «королевских битв» и других.

Сегодня я хотел бы рассказать об одной игре, которая не только является незаслуженно обделённой вниманием, но и представляет собой полностью бесплатную и open-source (GNU GPL) игру. Её название — Xonotic. По версии портала Slant игра находится на первом месте в рейтинге аренных шутеров, за которой на втором месте следует Quake Live. В Xonotic можно играть на GNU/Linux, Mac и Windows.

Death From Above
Death From Above

Xonotic является наследником и форком (ответвлением) другой игры — Nexuiz. Nexuiz создавался с начала нулевых годов, а версия 1.0 была выпущена в 2005 году. Игра использовала движок DarkPlaces, форк Quake engine, который вначале создавался для мода для Quake. Проект был закрыт после «раскола» в команде разработчиков в 2010 году. Как писали некоторые источники, один из создателей Nexuiz, без должного информирования остальной команды, продал права на название игры, а также домен проекта, компании Illfonic. Компания решила сделать коммерческий ремейк игры. Многие контрибьюторы этого не одобрили и стали работать над форком. Так и появился Xonotic. В декабре 2010 года вышел первый релиз (0.1) этой игры. Основные изменения, помимо косметических, коснулись физики игры и баланса оружия. Последний релиз (0.8.5) состоялся в июне 2022 года. Эмблемой игры является феникс, символ возрождения, которого обрамляет полукольцо в стиле Quake.

Игра с ботами.
Игра с ботами.

Впервые я узнал об этой игре, когда начал искать какие-нибудь шутеры, работающие под GNU/Linux. И хотелось попробовать что-то новое, не CS:GO или TF2. Xonotic тогда привлёк своей футуристической эстетикой и возможностью попробовать себя в мультиплеерных битвах в духе старой школы. К сожалению, этой игры нет ни на Steam, ни на, например, GNOME Software. Однако никаких сложностей со скачиванием игры с официального сайта и её работой нет.

Снова instagib. На стене можно заметить логотип игры.
Снова instagib. На стене можно заметить логотип игры.

Как вы уже поняли, геймплей игры больше всего напоминает Quake III и Unreal Tournament. Однако Xonotic привносит и что-то своё. Когда я только начал играть в Xonotic меня просто поразил его ураганный экшн и скорость. Это очень быстрая и динамичная игра. Первое время я порой умирал за несколько секунд, так как давно не играл в подобные игры. Тем не менее Xonotic меня очень увлёк. Я уже не помню когда в последний раз получал такой заряд адреналина. Через какое-то время я всё-таки освоил основные механики игры и начал получать фраги (очки за уничтожение противника). Через недели две мне удалось занять своё первое место в дезматче, хотя это во многом везение. Порог вхождения в игру, также как и в других аренных шутерах, очень высокий. Первые места, как правило, занимают опытные игроки, которые провели в этой игре, возможно, многие годы. Новичкам приходится тяжело и многие быстро уходят. Зря. Я считаю, что игра стоит того, чтобы её хорошо освоить. В конце концов, если не получается играть онлайн, то можно сперва тренироваться или просто играть с ботами оффлайн. Их AI улучшался от релиза к релизу. Также для новичков есть очень хороший мануал. Чтобы лучше ознакомиться с геймплеем игры вы можете посмотреть видео с дуэльного чемпионата ниже.

Передвижение в игре очень быстрое. И это не был бы аренный шутер без классических банни-хопинга («распрыжки»), стрейф-джампинга и рокет-джампа. Все эти техники позволяют перемещаться быстрее или прыгать выше за счёт применения определённых приёмов движения или использования специфического оружия. Большое значение имеет перемещение в воздухе, чему способствует обилие «трамплинов» в игре. Сражения происходят на закрытых картах, собственно «аренах». Важной частью игры является «контроль бонусов», когда ваши шансы победить существенно повышаются, если вы запоминаете где и когда возникают бонусы и мощное оружие. Вообще важно хорошо помнить карту. В Xonotic арены несколько различаются по размеру. Есть карты заточенные под дуэли и небольшое количество игроков, другие карты побольше и под командные сражения. Но ничто не мешает играть разным составом на любых. Если собирается много игроков на небольшой карте, то игра превращается в хаотичное зверство, где работают одни рефлексы. На более крупных картах игра размереннее и становится более тактической, когда нужно думать куда движется противник и как его лучше перехватить. К сожалению, официальных карт в Xonotic мало, чуть больше двадцати. Но существует большое количество карт созданных сообществом. Некоторые из них, например, Aerowalk и Bloodrun, являются ремейками арен из Quake. Отдельные карты весьма оригинальны. Например, есть арена в виде шахматной доски, где вы сражаетесь среди гигантских фигур.

Да, бывают и такие карты.
Да, бывают и такие карты.

Обычно я считаю, что перечислять оружие в игре это пустая трата времени читателя, но в Xonotic встречаются, пусть и не революционные, но интересные экземпляры. Новый раунд вы начинаете с бластером и дробовиком. При помощи бластера вы можете не только стрелять, но и используя его энергию, прыгать выше обычного. Его можно использовать для своеобразного паркура и взбираться вверх по стенам. Дробовик используется не только для выстрела, но и как своеобразная бита, что очень эффективно в ближнем бою. Есть пулемёт, гранатомёт и что-то вроде лёгкой автоматической ракетницы, но в них нет ничего особенного. Electro – оружие, которое в основном режиме просто стреляет зарядом плазмы по прямой. В альтернативном режиме оно выпускает три энергетических шара (мины), которые взрываются, если противник на них наступит, также их можно взрывать обычным выстрелом из этого же оружия. Казалось бы не такое уж и эффективное качество. Но это может быть очень полезным при блокировании путей для противника или в случае скопления противников в одном месте, что прибавляет игре тактичности. Ближайший аналог — это наверное, биопушка из Unreal. Crylink — в сущности энергетический дробовик с большим останавливающим действием. Его заряды, как и у Flak Cannon из Unreal, рикошетят. Альтернативный режим при определённом применении позволяет набирать скорость во время прыжка. Этот эффект часто используют опытные игроки. Vortex — снайперская винтовка, очень мощное оружие, которое при попадании сильно отбрасывает противника назад, что может привести к его смерти, если он окажется за пределами открытой арены. Devastator — также мощнейшее оружие, стреляет ракетой, наносящей большой урон. Ракетой можно управлять и при желании детонировать её в полёте.

Игра с упрощённой графикой
Игра с упрощённой графикой

Используя дополнительные модификации игры («мутаторы»), набор оружия может быть увеличен почти в два раза. Самым примечательным является портальная пушка. Да, в Xonotic вы можете создавать порталы (они телепортируют игрока из одной точки в другую). Помимо оружия можно также сделать доступными, например, джетпак и гарпун, который позволяет вам перемещаться как человек-паук. Есть также и разнообразные типы гранат. Существуют и мутаторы геймплея, на которых я не буду особо останавливаться. В их число входят: режим пониженной гравитации, режим вампира (урон, нанесённый вами противнику, увеличивает ваше здоровье), режим «touch explode», в котором, при столкновении двух игроков, происходит взрыв. А также другие. Особенно популярным является мутатор «instagib». В нём каждый выстрел является смертельным. Некоторые серверы поддерживают использование техники, такой как роботы, танки или вертолёты. Типы игры в Xonotic классические для аренного шутера: дезматч (все против всех), командный дезматч, захват флага и множество других вплоть до футбола.

Пилотирование техники
Пилотирование техники

Графику в игре нельзя назвать выдающейся для 2022-ого года. Но она, мне кажется, неплоха для некоммерческого проекта. Более того, профессиональные игроки специально делают графику проще, чтобы она не отвлекала от действия. Игра может хорошо работать и на старых компьютерах. Дизайн карт в основном футуристический, много космической тематики. Саундтрек к игре писал, конечно, не Трент Резнор, но к звуковому сопровождению тоже нет претензий. Следуя футуристическому стилю игры в целом, музыка в основном электронная, варьируется от эмбиента до техно и хауса. На пользовательских серверах порой встречаются разнообразнейшие плейлисты, от Бритни Спирс до тяжёлого рока.

Бум.
Бум.

Моё мнение об игре очень положительное. Радует, что open-source проекты могут быть такими качественными и удачными. Главный недостаток игры в Xonotic, с которым приходится сталкиваться, — это небольшое количество активных игроков. В день бывает несколько сотен игроков, но иногда попадаешь на такие моменты, когда на серверах довольно пусто. Но я надеюсь, что со временем ситуация в этом плане будет улучшаться.

Скачать Xonotic можно здесь.

 

Источник

Читайте также