В поисках инженерной культуры: Arzamas и DataArt запустили совместный исторический проект

Просветительский проект Arzamas и компания DataArt запустили онлайн-курс о роли ЭВМ и кибернетики в искусстве и массовой культуре в СССР. Проект построен как экскурсия по виртуальному музею, сейчас, кроме основной экспозиции, доступны два тематических зала: один посвящен кибернетическому изобразительному искусству, музыке и поэзии, второй — шахматам. Экспозиции о фантастике, неформальной кибернетике, гуманитарных науках и профессии советского программиста откроются в марте и апреле.

Проект строится не столько вокруг самого железа и технических деталей разработки ЭВМ, сколько вокруг профессии эвмщика и отражения советской кибернетики в сознании современников. Авторы курса из Arzamas, как и команда IT-музея DataArt, верят, что это важно. На наш взгляд, в республиках Советского Союза и социалистических странах Восточной Европы во второй половине XX века сформировалась особая инженерная культура. Некоторые ее черты IT-специалисты могут и сейчас наблюдать в локальных профессиональных сообществах. Впрочем, эта идея пока остается гипотезой.

Под инженерной культурой мы понимаем не только ее материальные проявления, которые киберархеологи однажды смогут раскопать в забытых глубинах сети. Речь идет о совокупности общего знания, подходов к задачам, взаимоотношений с людьми внутри специальности и вне ее, традиций и традиций изменения традиций. В двух словах, характерными нам кажутся готовность инженеров и программистов из Восточной Европы к решению невыполнимых задач вместе с предубеждением против тех, кто такие задачи ставит.

Мы стараемся смотреть на материал, который продолжаем набирать самостоятельно и вместе с нашими партнерами, в том числе и с этой точки зрения. К тому же, человеческие истории и неожиданный взгляд на знакомые проблемы нам попросту нравятся. Думаем, совместный проект с Arzamas может быть интересен всем, кто увлекается историей науки и технологий, искусством и социальной антропологией, в частности, задумывается, как достижения в IT влияют на повседневную жизнь и представления людей об окружающем мире. 

В заключение мы хотим предложить читателям Хабра небольшой опрос.

 

Источник

dataart museum, арзамас, искусство, история ит, история ссср, кибернетика, массовая культура, музей dataart, советские компьютеры, шахматы

Читайте также