В январе 2022 года археологи обнаружили в долине Кумайра (Оман) каменную настольную игру, возраст которой составляет около 4 тыс. лет. На игровое поле нанесена разметка в виде сетки и в нём проделаны отверстия для фигурок. Вероятно, находка археологов является предшественницей древней ближневосточной игры, известной как Царская игра Ура.
Судя по всему, настольные игры стали трендом не в последние два столетия. Потребность в них, как выяснили учёные, была и у древних людей. В этом материале мы попытаемся разобраться в истории настольных игр минувших времён.
Сенет
Сенет или сенат — настольная игра из Древнего Египта, её придумали около 5 тыс. лет назад. Сенет находили в регионах Абидоса и Саккары, часто археологи обнаруживали игру в усыпальницах фараонов. Почти сто лет египтологи не могли расшифровать правила игры в сенет, однако в 1970-х годах им это удалось. Исследователи пришли к выводу, что настольная игра не была просто развлечением — со временем она приобрела культовое значение. Сенет стал представлением людей о путешествии души в загробную жизнь. Упоминания об игре содержатся в древних текстах, включая «Книгу мёртвых».
Игровое поле сенета представляет из себя 30 клеток, выстроенных в 3 ряда по 10. Два игрока используют палочки или кости с двумя разными сторонами, которые определяют количество ходов фишек, перемещающихся по z-образной траектории. Игра заканчивалась, когда все семь фишек игрока проходили финальную клетку. Кроме того, на игровом поле были уникальные клетки с изображениями богов, животных и мест, которые требовали от игроков выполнения ряда условий, в том числе перемещения на другие клетки, пропуска хода и даже отдать фишку, но всё же ключевыми были только пять последних делений на поле.
Исследователи отмечают, что сенет требует стратегии и правильного расположения фигур на поле, однако для победы игрокам всё-таки должно повезти. Соперники имеют возможность отбрасывать фишки друг друга назад и блокировать их продвижение. Последняя особенность роднит сенет с нардами.
Со временем сенет постоянно модернизировали — сокращали количество игровых фишек, делали коробку поля с выдвижным ящиком для хранения фигур, костей или палочек. Изменения претерпели и росписи гробниц, которые изображали людей, играющих в сенет. Во времена XVIII династии Древнего Египта игру уже не включали в сцены повседневной жизни, она появлялась в религиозном контексте. Это отразилось и на оформлении клеток игры. Как правило, данная модификация сенета предназначалась для игры в одиночном режиме. Хотя светская версия также получила своё ответвление. Зачастую вторая сторона игрового поля сенета содержала другую игру — тьяу/асэб/игру двадцати квадратов.
Современную версию игры в сенет разработал египтолог Питер А. Пиччоне, основываясь на своих обширных исследованиях. Узнать подробнее о правилах игры в сенет можно по ссылке.
Царская игра Ура
Повторное открытие Царской игры Ура (Игра двадцати квадратов или Игра Ура) приписывают археологу Леонарду Вулли, чья команда откопала пять игровых досок на Королевском кладбище на территории древнего шумерского города Ур в период с 1922 по 1934 годы. Возраст найденных экземпляров учёные датировали примерно 3000 годом до н.э. Игровое поле состояло из двух частей шириной три клетки, соединённых перемычкой из двух клеток посередине. Одна часть поля включала четыре деления, а вторая — два. В общей сложности игровое поле состояло из 20 клеток.
До начала 1980-х годов правила оставались неизвестными, пока куратор Британского музей Ирвинг Френкель не перевёл вавилонскую глиняную табличку, которая содержала руководство Игры Ура. Как и в сенете, победу одерживает тот игрок, который перемещает все свои фигуры быстрее противника. Однако, согласно статье антропологов Американского музея естественной истории, правила игры и значение клеток, вероятно, со временем менялись.
Игра Ура рассчитана на двух игроков. Соперники передвигают свои фишки (по 7 у каждого), которые помечены с одной стороны точками. Для этого игрокам необходимы кости или четыре двухсторонние палочки, как в случае с сенетом.
Царскую игру Ура находили по всему ближнему Востоку и за его пределами, включая острова Крит и даже Шри-Ланку. Игра размещалась на обратной стороне игрового поля сенета в Древнем Египте, где она называлась игрой в 20 квадратов. Подробнее правила Царской игры Ура можно узнать в видео по ссылке.
Мехен
В мехен или Игру в змею древние египтяне играли примерно с III по VI династию. Однако существуют свидетельства, что игра уже вошла в обиход в додинастический период — 3600-3200 годы до н.э. Английский египтолог Джеймс Кибелл обнаружил изображение мехена на стене гробницы чиновника III династии, которая датируется примерно 2650 годом до н.э. Игровое поле мехена исполнено в виде свернувшейся змеи. Исследователи обнаруживали фигурки льва и львицы, которые вместе с шариками выполняли в мехене роль игровых фишек. Доказательство существования игры и её роль в погребальном контексте подтверждают упоминания в коллекции древнеегипетских заклинаний Тексты Саркофагов.
В настоящий момент правила игры в мехен доподлинно неизвестны. На изображении доски мехена в гробнице Хеси-Ра нет игральных костей или палочек. По одной из теорий, игроки пытались угадать количество фигурок, спрятанных в руке оппонента, что и определяло длительность хода. Игровое поле мехена состоит из 65 клеток («надрезов»). Как полагают исследователи, соперникам нужно было двигаться от хвоста змеи к её голове, чтобы собрать все фигурки в последней клетке.
В 1920-х годах антропологи нашли игру, в которую играли арабы баггара из Судана — Ли’б эль Мерафиб или Игра гиен. Все существенные детали данной игры схожи с мехеном. Исследователи предположили, что Игра гиен является предком Игры в гуся, которая появилась в Европе в XVI веке, однако, вероятно, что это просто совпадение.
Возможно, мехен является первой известной многопользовательской игрой, поскольку все остальные рассчитаны на двух игроков. Условные правила игры в мехен можно узнать по ссылке.
Псы и шакалы
Псы и шакалы — древнеегипетская игра, которая появилась в Среднем царстве во времена IX династии — с 2135 по 1986 годы до н.э. Игра схожа с сенетом, асэбом и Царской игрой Ура. Псов и шакалов обнаружил британский египтолог Уильям Мэтью Флиндерс Петри в 1890 году. С тех пор более 68 экземпляров игры нашли в Египте, Израиле, Сирии, Иране, Средиземноморье и даже в Азербайджане.
Оригинальное название игры неизвестно, однако Петри назвал её Игра в 58 лунок, поскольку игровая доска содержала два набора лунок по 29 в каждой. Позже британский археолог Говард Картер нашёл копию игры, и её также стали именовать Игра гончих и шакалов, поскольку игральные фигурки имели наконечники в виде голов псов и шакалов. Также существует третье название — Шен — от египетского иероглифа, который был нанесён на некоторые экземпляры игры.
Исходные правила Псов и шакалов неизвестны. Историки предпринимали множество попыток реконструировать их. Первый набор правил разработал российский исследователь игр Дмитрий Скирюк. Второй свод правил представила Донна Уошберн.
Каждый игрок должен передвинуть пять колышков через 29 лунок, чтобы дойти до финиша. Для определения количества ходов соперники бросают игровые кости.
Ludus duodecim scriptorum и Табула
В 2014 году археологии Университета Мехмета Акифа Эрсоя обнаружили на территории Турции настольную игру времён Римской империи, возраст которой составляет примерно 1,8 тыс. лет. Игра известна под названием Ludus duodecim scriptorum или XII scripta (игра с 12 отметками). Исследователи признались, что имеют не так много информации о ней, однако они предположили, что XII scripta предназначена для двоих игроков. Данная игра является предшественницей табулы, которая, в свою очередь, стала базой для современных нард. Известно, что в Ludus duodecim scriptorum играли при помощи трёх шестигранных кубиков (D6), у каждого из оппонентов было по 15 фигурок.
В I веке н.э. табула стала популярнее duodecim scriptorum. Римский император Клавдий написал о ней книгу, поскольку был большим любителем этой игры.
Игровое поле табулы состоит из двух рядов по 12 ячеек, а игроки также имеют по 15 игровых фишек двух цветов. Соперники используют три дайса — игрок волен суммировать выпавший на кубиках результат, продвигая одну фишку. Как и нардах, победу одерживает тот игрок, который раньше оппонента выведет с игровой доски все свои фишки. Правила игры можно посмотреть по ссылке. В XII веке табулу или нарды в Европу привезут крестоносцы, где игра получит название триктрак.
Чаупар
Чаупар является потомком древнеиндийской игры пачиси, которая появилась около 4000 лет назад. Однако исследователи не могут сойтись во времени, когда игровое поле чаупара приобрело крестообразную форму, они полагают, что ранее доска имела более примитивный вид. Для игры использовали кубические кости, а также двусторонние и трёхсторонние палочки, которые были более распространёнными.
Чаупар упоминается в эпосе «Махабхарта». Первое описание игры появилось в XVI веке, когда чаупар уже был обыденностью при дворе императора Великих Моголов Акбара. Визирь и историк монарха Абул Фазл пишет, что чаупаром испокон веков увлекались люди Индостана. Он указывает, что для игры требовались 16 фигур, 3 кубика и доска в форме креста. Абул Фазл также представил различные правила игры.
Последующие описания чаупара появились в XIX-XX веках усилиями британского писателя-антрополога Ричарда Карнака Темпла. Он собрал ряд легенд на языке панджаби и опубликовал их переводы, комментируя чаупар и пачиси. Темпл пишет, что игры были популярны на праздничных церемониях.
Все 16 фигур делятся на четыре набора между четырьмя игроками — каждому достаются фишки отдельного цвета. Обычно в чаупар играли четыре игрока, которые объединялись в команды по два человека. Игра заканчивается, когда все фигурки преодолевают путь через поле по часовой стрелке и оказываются в центральной клетке доски, называемой чаркони. Ознакомиться с правилами чаупара можно по ссылке.
Патолли
Настольная игра патолли появилась в Южной Америке примерно в 200 году до н.э. В неё играли тольтеки, ацтеки, майя и другие коренные жители Нового Света. В качестве игральных костей патолли использовали чёрные бобы, просверленные с одной стороны, а игровое поле наносили на плотную ткань. Целью игры было пройти полный круг шестью фигурками. Как и в случае с остальными древними играми, точные правила патолли неизвестны. Это также связано с тем, что во время вторжения в Южную Америку испанские конкистадоры объявили игру незаконной, уничтожали игровые доски и наказывали игроков.
Рэндзю
Логическая игра рэндзю появилась более 4 тыс. лет назад в Китае. Там же зародилась аналогичная игра — го. Ряд археологических находок подтверждает, что независимо друг от друга похожие на рэндзю игры появились в Древней Греции и даже в доколумбовой Америке. В III веке до н.э. китайские эмигранты привезли игру в Японию, где она получила название какуго, что можно перевести как «пять шагов». Существовало много наименований игры, включая горен, госеки, гомокунарабе, гомоку, а современное — рэндзю — предложил китайский поэт Тенри Кобаяши в конце XIX века. Дословно оно означает «нить жемчуга».
Все эти названия, так или иначе, отсылают к победе в игре — соперникам необходимо выстроить в ряд пять камней или фишек двух цветов на поле, которое состоит из 19х19 клеток.
В 1906 году появилась Токийская Ассоциация Рэндзю, а спустя 30 лет приняли современные правила игры. Таким образом, у состязаний по настолке появилась система квалификации, и преодолено «преимущество первого хода» — до этого начинающий партию игрок зачастую выигрывал. Новые правила установили стандарт поля 15х15, а для чёрных фишек (начинают первыми) разрешили строить вилки только 4х3.
Первый урок по игре в рэндзю можно посмотреть по ссылке.
«Мельница»
Логическая игра Nine Men’s Morris, merellus или «мельница» была популярна в Древнем Риме и Средневековье. Доподлинно неизвестно, когда и где возникла игра, однако самое старое игровое поле обнаружили на камне в храме в Курне, Египет. Оно датируется примерно 1400 годом до н.э. Также поля для игры в «мельницу» находили по всей Римской империи. В Средневековье игра распространилась на три континента Старого мира. Монахи и священники вырезали игру на камнях и скамьях в аббатствах и соборах. В конце первого тысячелетия «мельница» проникла в княжества Древней Руси. В эпоху Возрождения игру привезли в Америку.
Правила «мельницы» претерпели множество изменений. В одной из вариации двум игрокам выдают по 9 фишек, которые они выставляют на поле в попытке выстроить их в линию по 3 — эта конфигурация и называется мельницей. За каждую линию соперники имеют возможность убрать с доски фишку соперника, которая больше не возвращается на поле. Затем оппоненты начинают двигать фишки с целью выставить их в ряд по 3. Победу одерживает тот игрок, который оставил у соперника 2 фишки или заблокировал ходы, в случае, когда на поле остаётся большее количество фишек.
Узнать, как играть в мельницу, можно по ссылке.
Чатуранга, шатрандж и шахматы
Историки полагают, что современные шахматы произошли от индийской игры чатуранга, которая возникла на территории Индии в VI веке н.э. Дословно название игры означает «четыре руки». В чатурангу играли на доске формата 8х8, именовавшейся аштапада.
Два игрока в чатурангу имели традиционный для шахмат набор фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзя и короля. Однако ходы в игре определяли при помощи броска кубиков. В начале XI века персидский историк Аль-Бируни представил описание версии чатуранги для четырёх игроков, у каждого из которых был свой комплект фигур отдельного цвета: 4 пешки, ладья, конь, слон и король. Побеждал игрок или пара игроков, которые убирали с доски все фигуры соперника или соперников.
Зародившись в Индии, чатуранга проникла в Персию и Китай. Мусульмане адаптировали игру и распространили её по всей Европе со времём захвата Пиренейского полуострова. В Персии в ходе адаптации чатуранга получила название шатрандж, а также претерпели изменения правила игры, приблизившись к шахматным — из шатранджа исчезли игральные кости. Однако в некоторых вариантах шатранджа кубики всё же использовались, например, в «удлинённых» шахматах на доске 4×16.
К XV веку в Европе шахматы превратились в игру, которую которую мы знаем сейчас. Среднее количество ходов партии чатуранги составляло от 100 до 200, а современных шахмат — от 30 до 40.
На Руси в шатрандж начали играть в IX веке, однако в будущем забава попала в немилость церкви. Со временем к шатранджу приобщились русские монархи, а к XVII-XVIII векам от игры стали отказываться в пользу шахмат.
Шашки
Современная игра в шашки возникла примерно в начала XII века. Французам пришло в голову играть в шашки на шахматной доске. В дальнейшем вариации шашек распространились в другие страны, где получали разные правила, размеры полей и расстановку шашек на них.
Игральные карты и домино
После изобретения бумаги и начала печати на дереве в Древнем Китае изобрели игральные карты. Это случилось во времена династии Тан. Бумажные карты были легче и проще в производстве, чем игровые элементы, изготовленные из дерева, костей и камней, которые были в обиходе у древних китайцев ранее. В XIII веке на территории современного Китая создали и домино, а сочетание двух этих игр в дальнейшем станет известно как маджонг.
К X веку игральные карты покинули пределы Китая, в них начали играть в Персии и Индии. Тогда же колоды стали содержать 32 карты, которые разделили на четыре масти. Карты могли отличаться формой, а самой старшей картой был король, визирь или другой монарх. В XI веке игральные карты попали в Египет. К XIV веку исламские колоды стали содержать 52 карты.
В том же веке карты впервые попали в Европу, виной тому опять же стало завоевание Пиренейского полуострова мамлюками. Оригинальные карты раскрашивали вручную и считали предметом роскоши. К XV веку игра в карты стала излюбленным времяпрепровождением европейской знати.
Развитие печати в Германии снизило стоимость производства карт, а к концу XV века французы придумали привычные для современности масти — пики, червы, бубны и трефы. Карты позволили разработать игры, рассчитанные на большее количество игроков. Зачастую ранние игры предусматривали участие только двух соперников. Колоды включали карты 13 рангов и четырёх мастей двух цветов, а также две дополнительные — джокеры.
Домино привезли в Италию в XVIII веке, где игра и получила своё название. Существует масса вариаций домино — номинал костяшек не ограничивается шестью в некоторых модификациях, а режимы значительно шире, чем популярная в России «колбаса».
«Монополия»
В 1903 году американка Элизабет Мэги запатентовала настольную игру, известную сейчас как «Монополия». Однако игра не стала популярной до того момента, как Чарльз Дэрроу не продал её версию компании Parker Brothers в 1930-х годах. В «Игре арендодателей» Мэги использовались игровые деньги и собственность, которую можно покупать и продавать. Отличием дизайна игрового поля настолки от аналогов того времени была возможность ходить по кругу.
Удивительно, что Мэги разработала два набора правил: антимонопольный и монопольный. Первый поощрял игроков за совместное усилие по созданию богатства, а второй стал традиционным для современной «Монополии».
Продажа идеи игры Parker Brothers разозлила Мэги. Её также разочаровало, что две другие игры, которые она изобрела для компании — «Люди короля» и «День сделки» — не стали популярными. На сайте Hasbro (выкупила Parker Brothers) история «Монополии» начинается с 1935 года. О роли Мэги в создании игры в 1973 году рассказал учёный Ральф Анспах.
Скрэббл или «Эрудит»
С момента создания скрэббла в 1931 году в 121 стране продали сотни миллионов наборов игры. Идею игры придумал безработный американский архитектор Альфред Мошер Баттс во время Великой депрессии в США, чтобы отвлечь соотечественников от трудностей эпохи. Более 10 лет он корректировал правила скрэббла и регулярно терпел неудачи в попытке привлечь спонсоров. Дважды патентное бюро отказывало Баттсу в регистрации игры. Название настолки придумал Джеймс Бруно, который связался с Баттсом по поводу массового производства скрэббла. Он же настоял на существующей ныне цветовой палитре игры.
Суть скрэббла с тех пор не изменилась — игрокам нужно выкладывать слова из 7 букв, нанесённых на костяшки. Победу одерживал тот, кто набирал больше очков после использования всех костяшек на поле 15х15 клеток.
В 1980-х годах скрэббл стал собственностью Hasbro. Её перевели на 22 языка. Однако за пределами США игру продаёт конкурент Hasbro — Mattel.
Cluedo
В 1944 году британский музыкант Энтони Пратт запатентовал, а спустя пять лет выпустил игру Cluedo. Как и во всеми известной «Мафии», один из игроков играет роль убийцы, а остальные участники должны его вычислить. В год релиза Cluedo приобрела Parker Brothers и выпустила её в США под названием Clue.
Правила игры не менялись в течение 40 лет. В 1991 году Hasbro приобрела лицензию на бренд Clue, который значительно расширился — выходили различные тематические версии и адаптации.
«Риск»
Стратегическую настольную игру «Риск» изобрёл французский кинорежиссёр Альберт Ламорисс в 1950-х годах. Тогда она называлась La Conquete du Monde, что означает «завоевание мира». Игру приобрела французская компания Miro, которая затем перепродала её Parker Brother. Новый владелец представил текущее название и начал продавать её в Северной Америке.
На протяжении десятилетий «Риск» обрастал дополнениями, а наборы изменялись. Игровое поле настолки представляет из себя карту мира, на которой соперники (от 2 до 6) устраивают военные баталии при помощи армейских единиц, карточек и дайсов. Для победы в «Риске» необходимо захватить все укрепления противников.
В 1991 году права на игру купила Hasbro. Именно благодаря этой компании появилось множество различных версий «Риска». Последняя версия игры вышла в 2008 году.
«Билет на поезд»
В 2004 году выпустили игру «Билет на поезд» или Ticket to Ride. В настолке до 5 соперников соревнуются в наборе очков, путешествуя по Северной Америке и прокладывая железные дороги между городами.
Разработанная Аланом Муном игра оказалась очень популярна. С момента её создания продали сотни миллионов экземпляров «Билета на поезд». В год выхода игра получила награду Spiel des Jahres — самую престижную в отрасли. Однако интерес к ней вырос, когда издательство Days of Wonder решило сделать игру бесплатной в онлайне.
Компания обнаружила, что некоторые пользователи проводили в «Билете на поезд» более 40 часов в неделю. За 10 лет продажи офлайн-версии игры выросли на 30% после запуска цифровой настолки. Аналогичная ситуация сложилась после релиза игры на мобильных устройствах.
Заключение
Современный период настольных игр в мире называют Ренессансом. Он начался в 2000-х годах. В середине десятилетия это начали отмечать финансовые журналы из-за небывалого роста рынка настольных игр, что отразилось на доходах индустрии.
Продолжительность игровых сессий стала сокращаться, и в ряде проектов она не превышает 1 час. Изменилась и культура игры в настолки — раньше их считали скорее детским развлечением, а теперь взрослые собираются специально, чтобы провести время за игрой.
Современная волна настольных игр выделяет два направления: европейское (немецкое) и американское. Хотя это разделение условно, оно позволяет понять характер игр. Настолки немецкого направления более спокойные, а американского — состязательные. Однако и те, и другие разрабатывают в разных странах. Стоит сказать, что не все настольные игры можно отнести к этим двум направлениям.
Рассвет настолок в США связывают с мировым финансовым кризисом 2008 года, ностальгией и перебоями с электричеством. Интерес к настольным играм породил спрос на переиздание классики и выпуск новых проектов.
Кроме того, в сети достаточно ресурсов, где можно найти готовые макеты для воспроизведения древних игр. При желании можно сделать свою уникальную версию сенета или патолли и провести время с родными и близкими.