Темная сторона сказок братьев Гримм
Ознакомьтесь с семью зловещими темами в его творчестве, которые вы, вероятно, не найдете в современной детской сказке.
1. Добрачный секс и изнасилование
В оригинальной версии сказки “Рапунцель”, опубликованной в 1812 году, принц обманом взбирается по длинным косам заточенной в башне красавицы и оплодотворяет главную героиню после того, как они проводят много дней вместе, живя в “радости и наслаждении”. Длится это достаточно долго, пока сама Рапунцель по глупости не выбалтывает о визитах юноши ведьме Готель, которая в ярости отрезала ей волосы, изгнала в пустыню выживать в диких условиях, а Принц упал с башни и выколол себе глаза о заросли терновника. В результате Рапунцель не только беременеет, но и благополучно без медицинской помощи рожает близнецов.
Тем временем сказка “Ганс Еж” рассказывает о странном мутанте, гибриде человека и ежа, который насилует принцессу и тыкает ее иглами за то, что та отказалась выйти за него замуж. В “Короле-лягушке” принцесса проводит ночь со своим поклонником, когда тот превращается в красивого холостяка. Братья Гримм убрали сцены секса из более поздних версий “Рапунцель” и “Короля-лягушки”.
2. Физическое насилие и жестокость
Хотя братья Гримм смягчили тему секса в более поздних изданиях своей работы, на самом деле они усилили насилие. Особенно ужасный инцидент происходит в “Женихе-разбойнике”, когда несколько бандитов затаскивают девушку в свое убежище, заставляют ее пить вино до тех пор, пока у нее не разорвется сердце, срывают с нее одежду, а затем разрезают ее тело на куски и даже успевают оторвать палец, благодаря которому их позже разоблачают и отправляют на эшафот.
В других сказках есть такие же кровавые эпизоды. В “Золушке” злые сводные сестры отрезали себе пальцы на ногах и пятки, пытаясь подогнать туфельку, а позже голуби выклевали им глаза; в “Шести лебедях” злую свекровь сжигают на костре, а в “Белоснежке” злая королева умирает после того, как ее заставляют танцевать в раскаленных железных туфлях. Даже истории любви содержат насилие. Принцесса в “Короле-лягушке” превращает своего спутника-амфибию в человека не тем, что целует его, а вместо этого в отчаянии швыряет об стену.
3. Жестокое обращение с детьми
Что еще более шокирующе, большая часть насилия в “Сказках братьев Гримм” направлена против детей. Белоснежке всего 7 лет, когда охотник забирает ее в лес с приказом подать на обед ее печень и легкие. В “Можжевеловом дереве” женщина обезглавливает своего пасынка, когда он наклоняется, чтобы взять яблоко. Затем она разрубает его тело на куски, запекает в рагу и подает его своему мужу, которому блюдо так нравится, что он просит добавки.
Белоснежка в конце концов побеждает, как и мальчик из “Можжевелового дерева”, которого возвращают к жизни. Но не каждому ребенку в книге Братьев Гримм так повезло. Главный герой “Фрау Труд” превращает непослушную девочку в полено и бросает ее в огонь. А в “Упрямом ребенке” юноша умирает после того, как Бог позволяет ему заболеть.
4. Антисемитизм
Братья Гримм собрали для своей коллекции более 200 сказок, в трех из которых фигурировали еврейские персонажи. В “Еврее в зарослях ежевики” главный герой с удовольствием мучает еврея, заставляя его танцевать в зарослях терновника. Он также оскорбляет еврея, называя его, среди прочего, “грязной собакой”. Позже судья сомневается, что еврей когда-либо добровольно отдал бы деньги. Еврей в этой истории оказывается вором и его вешают. В “Выгодной сделке” еврей также изображен как жулик, скупящийся на мелочь. Во времена Третьего рейха нацисты использовали сказки братьев Гримм в пропагандистских целях. Они утверждали, например, что Красная Шапочка символизировала немецкий народ, страдающий от рук еврейского волка, и что арийская чистота Золушки отличала ее от ее беспородных сводных сестер.
5. Инцест
В “Всевозможных мехах” король обещает своей умирающей жене, что женится вторично, только если его новая невеста будет такой же красивой, как она. К сожалению, во всем мире не существует такой женщины, кроме его дочери, которая в конечном итоге вырывается из его лап, убегая в дикую местность. Опрашивая источники, братья Гримм также услышали версии другой истории – “Девушка без рук” – с отцом-кровосмесителем. Тем не менее, во всех изданиях своей книги они переделывают этого отца как дьявола.
6. Образы злых матерей и мачех
Злых приемных родителей в сказках пруд пруди, но у братьев Гримм изначально было несколько злых биологических матерей. В версии “Гензеля и Гретель” 1812 года жена убеждает своего мужа бросить своих детей в лесу, потому что у них недостаточно еды, чтобы накормить их (годы Великого голода в Европе дали о себе знать). И далее сюжет сказки дублирует историю про Мальчика с Пальчик и его братьев в сказке Шарля Перро, когда дети дважды пытаются вернуться домой, бросая на дорогу камни и хлеб. У Белоснежки также есть злая мать, которая сначала мечтает о красоте своей дочери, а затем приходит в ярость.
В последующих изданиях братья Гримм превратили обоих этих персонажей в мачех, и с тех пор матери, по сути, не привлекались к пересказу этих историй. По мнению последователей школы психологии Карла Густава Юнга, в сказочном образе злой королевы выведен архетип тени, символизирующей темную сторону любого человека.
7. Злые отцы
Если архетип мачехи — злодейки, да ещё и ведьмы впридачу, сейчас более распространён у Братьев Гримм, то архетип злого отца встречается в сказках намного реже. Однако, имеет место быть. В «Девушке без рук» местный «Фритцль» вожделеет к своей дочери, склоняет ее к инцесту, а в случае непослушания и вовсе отрубает руки (привет Маргарите Грачевой!).
А уж сказка «Двенадцать Братьев» и вовсе мрачна с самого начала: так, по сюжету есть многодетная королевская семья, где уже живут двенадцать сыновей. Но, видимо, Королеве детей мало оказалось, и она зачала во чреве последнего, тринадцатого ребёнка. А как мы знаем, числа 11 и 13 в сказках всегда были несчастливыми. И Королю, местному «отцу года», тут приходит в голову одна гениальнейшая мысль — он намеревается УБИТЬ всех своих сыновей, если родится дочка, чтобы и хлопот с ней было поменьше, богатств побольше, и она одна унаследовала трон:
«Если тринадцатый ребенок, которого ты принесешь в мир, будет девочка, то двенадцать мальчиков должны умереть, чтобы её богатство увеличилось, и королевство перешло к ней одной!». А если бы ребёнок был мальчишкой, то жил бы спокойно и дружил с братьями. В ранних версиях сказки Королева пытается противостоять этому и образумить мужа, на что тот отвечает с яростью: » Я лучше сам отрублю им головы, чем позволю иметь среди них девушку!».
Ну какой нормальный отец захочет желать смерти собственным детям, даже если он и монарх?! Ведь даже по меркам того времени это считалось величайшей дикостью. Причём Король не только сообщает о своих уголовных наклонностях жене, но даже и приводит свои ужасные слова в действие — в тайной комнате хранит заранее подготовленные двенадцать гробов для каждого сына, наполненных стружкой!
Мало того, он действует, как типичный Синяя Борода — вручает супруге ключи от той двери и велит НИКОМУ не рассказывать о его готовящемся преступлении. Страшно представить, как этот маньяк обошёлся с бедными слугами, которые отказались выполнять столь жестокий приказ…Мать — естественно, в слёзы, и лишь младший брат, единственный персонаж из всех, названный по-библейски Вениамином, допытывается, что случилось с ней и уводит по её наставлению своих братьев из дому. Денно и нощно они держат караул возле башни, на которую должны поднять знамя или флаг.
А дальше начинается апофеоз садизма и откровенного женоненавистничества…. Аристократия бежит из дворца, и когда минует одиннадцать или двенадцать дней, королева рожает еще одного ребёнка и вывешивает заветный флаг. Если родится мальчик, то флаг будет белый, и сыновьям можно будет вернуться домой, а вот кроваво-красный флаг означает, что родилась девочка, и что мальчики должны бежать далеко, опасаясь отцовской расправы.
Увы, на башне развевался по ветру именно багровый флаг, возвещающий им всем гибель. В замке родилась прекрасная Принцесса со звездой во лбу, а-ля пушкинская Царевна-Лебедь. Братьям, естественно, не нравится такой расклад, и они впали в ярость и сказали:
— «Неужели же мы осуждены на смерть из-за девчонки?! Так мы же клянемся, что отомстим за себя: где бы и когда бы мы ни встретили представительницу ее пола на пути нашем — она должна погибнуть от нашей руки! ( в другом варианте — «Неужто мы должны погибнуть из-за какой-то девочки! Поклянемся за это отомстить! Где только ни встретим мы девочку, пусть прольется ее красная кровь!», «Неужели мы потерпим смерть ради девушки! Клянемся, что хотим отомстить. Где найдем девушку, там польется ее кровь!»)».
Странно, что они желают смерти не отцу, который всю эту кашу заварил, а ни в чём не повинной сестрёнке! Углубились братья в чащу леса, словно разбойники, набрели на маленький пустой заколдованный домик и сделали его своим местом жительства. И пока не прошло десять лет, один из них работал по дому, а другие охотились и заодно промышляли настоящим разбоем, убивая всех девушек и женщин, повстречавшимся им в лесу.
Далее внимание сказки обращено уже на взрослую девицу, также не названную по имени, тринадцатую по счёту сестру со звездой во лбу. И тут в классификации фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона — Утера под тем же типом 451 встречается и другой распространённый сюжет — «Дева, которая ищет своих братьев», что сближает сказку Гримм и с русскими «Гусями-Лебедями», и с «Дикими Лебедями» Ганса Христиана Андерсена тоже.
Принцесса, которая стала причиной лютой ненависти её братьев не только к ней самой, но и всем женщинам и девочкам вместе взятым, однажды стала свидетелем грандиозной стирки во дворце. Среди множества белья она случайно обнаружила улики, которые её отец не сумел или не успел уничтожить — рубашки, принадлежавшие некогда её братьям. И, разумеется, стала задавать вопросы своей матери, подобно Вениамину, и Королева вновь честно, без отговорок, во всём призналась, но ничего не сказала об их местоположении: «Одному Небу известно, где они по миру бродят!».
И также, как и младшего сына когда-то, в доказательство правоты своих слов, она отвела в секретную комнату с гробами и Принцессу. Это привело к тому, что девушка сказала: «Не плачь, дорогая матушка! Я пойду и разыщу своих братьев!» и тоже покинула отчий дом…. Итак, подобно Элизе из «Диких Лебедей» или Герде из «Снежной Королевы» Андерсена, девушка отправляется на поиски своих потерянных братьев, которые не то, что знать, и видеть её не желают! Да и то только потому, что сюжету так требуется. И Королева, уже однажды, считай, потерявшая своих детей, благословляет дочурку и отпускает её СОВСЕМ ОДНУ, без сопровождения на случай грозящей опасности — как-никак, а Принцесса всё-таки, по статусу не положено на улице совсем одной появляться! У Андерсена в оригинале Элизу перед её странствиями хоть статуса лишают изначально, и сюжет логичней строится. А также без продуктов питания и одежды на случай похолодания или чтобы элементарно утолить голод. Что примечательно, во ВСЕХ предыдущих сказках, где встречается такой сюжет, братья искренне ЛЮБЯТ свою сестру и относятся к ней БЛАГОСКЛОННО, а она вечно вынуждена их от чего-то спасать, в отличие от данной истории, почти напоминающую античную и шекспировскую трагедии.
Взяла та Принцесса с собой только двенадцать рубашек своих братьев и пошла не куда-то в другой город или на край света, а именно в тот самый лес, где и обитали Принцы.
Вот так она, не зная толком ни адреса, ни имён и внешности братьев, ни дороги, блуждала по лесу весь день и СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО притопала прямо в ту заколдованную избушку, фигурировавшую в начале сказки. Тем же Элизе и Герде из сказок Андерсена хотя бы другие персонажи помогали, а эта прям как по навигатору знала, куда именно нужно идти. На её счастье, в доме оказался младший, но уже давно ПОВЗРОСЛЕВШИЙ её брат Вениамин. Девушка призналась ему, что ищет своих братьев и показала ему те рубашки, из которых юноши давно уже выросли.
И — о чудо! — Вениамин СРАЗУ же признал в ней свою сестру. Как легко прям было в те времена: о ДНК никто не знал ещё, документов предъявлять — тоже не надо. Показал колечко или рубашки, и тебя уже признали за своего… Парень пожалел гостью, предупредил её о грозящей опасности и, подобно Старухе из другой сказки Братьев Гримм, «Разбойник-Жених», спасшей жизнь несостоявшейся невесте безжалостного убийцы, велел укрыться от глаз других братьев под кроватью. Вечером, как всегда, вернулись с охоты Принцы, и спросили младшего: «Ну, Вениамин, какие новости?». Тут Вениамин/Бенджамин — в английском переводе, сразу же пустился в переговоры с ними, умоляя пощадить вошедшую гостью, после чего объявил: «Наша сестра здесь!».
И, когда девушка вышла из укрытия, те самые беспощадные головорезы, без зазрения совести совершавшие кровную месть, убивая всех девушек и женщин подряд, кто ни встретился им на пути, приняли Принцессу, как родную!Удивительно, что весь народ, живший неподалёку, не восстал против Принцев как разбойников, не назначил награду за их голову, и что Король оказался настолько глуп, что сразу не прочесал всю местность, и не выяснил, что его сыны пропадают невесть где и творят беззаконие, убивая безнаказанно его же подданных! Он же Король, у него полно возможностей! Но Братья Гримм оставили персонажа за кадром.
Да и Принцев, судя по логике тех лет, должны были, как минимум, на виселицу отправить! Но, согласно дальнейшей истории, братья продолжали свою охоту на зайцев, косуль и птиц, уже выбросив из своих буйных голов навязчивые мысли о вендетте, а Принцесса помогала Вениамину хлопотать по хозяйству — собирала травы, приносила дрова… Но счастье их длилось недолго. Вскоре, откуда ни возьмись, перед домом возник сад с белыми лилиями — цветами, которые символизировали траур и которых тоже было двенадцать. Желая украсить комнату и угодить своим братьям, девушка по незнанию начала рвать цветы, и в этот момент свершилось колдовство — все двенадцать Принцев превратились в чёрных, как ночь, Воронов, предвестников смерти в мифологии, а сад с избушкой исчезли, словно мираж.
Принцесса испугалась, расплакалась, и в этот момент прямо из воздуха перед ней возникла пожилая женщина, которая упрекала её в легкомысленном поступке и сказала ей, что её братья теперь прокляты по её же вине. Но способ для снятия чар всё же есть: для этого девушке придётся в течение семи лет просто хранить молчание, в отличие от той же Элизы, которая ещё и голыми руками из жгучей крапивы была вынуждена шить рубашки для своих братьев (но сюжет с рубашками у нас есть), иначе «одно произнесённое тобой слово убьёт твоих братьев!».
Далее есть сюжетная линия, почти полностью дублирующая финал упомянутых мной «Диких Лебедей» Андерсена: девушка соблюдает обет молчания, её встречает молодой Королевич и без её согласия увозит к себе в замок. Только вместо Архиепископа, наговаривавшего Королю на его супругу, здесь фигурирует образ Злой Тёщи/Свекрови, матери Королевича, которая говорила ему: «Она всего лишь нищенка низкого происхождения, на которой ты женился; кто знает, что она замышляет? Если она глухая и не может говорить, она могла бы, по крайней мере, посмеяться! Будь уверен, у тех, кто не смеется, совесть не чиста!».
При этом авторы сказки не уточняют, сколько раз она наушничала своему сыну о его возлюбленной, но, стоит сказать, что в данной версии сказки Тёща показана гораздо добрее, чем, скажем, её аналог в другой сказке Гримм — «Шести Лебедях». В сказке Андерсена же Элизу обвиняют исключительно в колдовстве. Но «роднит» всех этих перечисленных мной героинь то, что их всех впоследствии ждёт смертная казнь через сожжение на костре в старой доброй инквизиторской традиции.
И варианты спасения братьями сестры показаны по-разному: у Андерсена братья прилетают к Элизе, когда её только везут в телеге, а в сказках «Двенадцать Братьев» и «Шесть Лебедей» Принцы спасают героиню, когда она УЖЕ стоит НА ЭШАФОТЕ. В итоге в последнюю минуту вороны прилетели, спасли свою сестру, а вот Злую Тёщу/Свекровь — родную мать Королевича помещают в бочку, наполненную кипящим маслом и ядовитыми змеями….
8. Каннибализм
Чего-чего, а у Гримм таких сказочных сюжетов полно, любят они этот троп! Ранее людоеды встречались в сказках Шарля Перро и Джамбаттиста Базиле, и их называли «орками». У Гримм же они правят бал. Так, мачеха или мать Белоснежки от зависти к ее красоте теряет рассудок и велит егерю не просто убить падчерицу/дочь, но и приготовить обед из ее сердца и печени. В «Шести лебедях» свекровь в своих обвинениях заходит слишком далеко, подменяя рожденных детей животными и либо наговаривает на немую невестку, соблюдавшую обет молчания ради спасения братьев (не одна Элиза ведь занималась такими делами!), либо велит повару подать детей на стол.
Не избежала этой участи, кстати, и Спящая Красавица у Базиле и Шарля Перро — мало того, что девушку прокляли с самого рождения и она впала в летаргический сон, мало того, что проезжавший мимо королевич не сумел обуздать свою похоть, что привело к рождению двойни в обеих версиях сказки, так ещё и жена иди мать королевича из ревности или потому, что они — безумные людоедки, велят убить детей Красавицы и подать их на стол (во Франции — ещё и с соусом Робертом, фирменным блюдом)! И только у Гримм с их то тягой к жести сказка заканчивается на удивление хорошо — пробуждением Принцессы Розамунды или Шиповника (да-да, у героини было свое имя!), поцелуем принца, без уклона в изнасилование и каннибализм.
В «Гензель и Гретель» детей выгоняют из дома, те натыкаются на пряничный домик, а живущая в нем Ведьма откармливает их до отвала, чтобы полакомиться самой. Да и сами малыши тоже не промах — кинули старуху в печь, ограбили ее и живут счастливо.