Информационная служба Хабра посетила конференцию Langame Conference 2024. Эта конференция была посвящена рынку компьютерных клубов и киберарен. На мероприятии встречаются предприниматели и руководители небольших киберклубов и больших сетей, специалисты по продвижению и поддержке бизнеса компьютерных клубов, представители компаний телеком, электроники, компьютерных комплектующих и так далее. Приятного чтения!
Пошёл я на эту конференцию с интересом, потому что, как и любой ребёнок 90х годов, столкнулся с явлением под названием «компьютерные клубы». Все же помнят странные тёмные помещения или подвалы, где стояли белого цвета компьютеры и трубчатые мониторы, звучали матершина и вопли школьников, была стойка администратора с партнёрским холодильником, в котором были разные безалкогольные напитки.
Последний раз я играл в таком клубе в 2005 году. Тогда уже у меня появился первый персональный компьютер. Ну и я так понимаю, все помнят ночные тарифы, когда 8 часов можно было играть по сети с другими такими же ночными посетителями. Ладно: дед забыл выпить таблетки. И вот, я думал, что компьютерные клубы канули в Лету, как видеосалоны и аркадные автоматы. Однако нет, оказалось, что новый виток индустрия получила в середине 2010 годов. Было это так: я искал работу и с удивлением обнаружил объявление о найме системного администратора в такой клуб. Сейчас он называется VK Play Arena. Ну и где‑то раз в 2 года я встречал различные промо‑материалы об открытии того или иного клуба. А полгода назад я наткнулся на довольно интересное видео об открытии компьютерного клуба от блога «Все работы хороши». Возникла идея поговорить об этом явлении, но тогда, в силу занятости, я эту идею убрал в долгий ящик. И вот, увидев рекламу Langame Conference 2024, я вспомнил о своей задумке и решил совместить приятное с полезным: посмотреть на представителей индустрии бизнеса киберарен и киберклубов и поговорить с кем‑нибудь о самой индустрии.
Начну с обзора конференции. Хоть на ней и были косплееры и косплеерши в характерных полуоткрытых нарядах, мероприятие подходит больше именно бизнесу. Да, это полностью отраслевое мероприятие. Для обычного человека будет только первый эффект «ох, оно не просто живёт, а представляет собой целый мир». Поэтому, если человек не начинающий или опытный владелец одного или сети киберклубов, а просто обыватель, ему будет неинтересна часть с докладами.
В этот раз доклады и стенды я обозревать не буду. К сожалению, видео нет. Скажу только, что доклады были посвящены открытию и содержанию клубов, сопутствующим проблемам и тому, какое оборудование стоит закупать. Причём как в клубы нишевого сегмента, так и в заведения премиум-класса. К тому же большую часть информации из докладов рассказал руководитель Langame Павел Голубев в моём интервью далее по тексту.
Стендов было не так много, но они представляли собой либо типичное место в киберклубе нового формата, либо компьютерную периферию.
Отмечу: были активности (ну, кроме косплееров) была возможность обжать на время кабель, на время собрать ПК, и самая интересная, поиграть в игры (на ПК и на консолях), и на мой взгляд, – уголок компьютерного клуба старого образца, как я описывал ранее. Тут даже доширак заварили, положили колбасу и жареную курицу для антуража. Также для антуража были косплееры, якобы посетители таких клубов. Правда, эти больше походили на героев из сериала «Мир, дружба, жвачка», уж очень по-современному смотрелись их спортивные костюмы и шапки.
А теперь, пожалуй, перейдём к интервью с Павлом Голубевым.
Когда компьютерные клубы стали опять популярны? Первая волна была в конце 90-х начале 00-х, а вторая?
Постепенное возрождение началось во второй половине 2010, когда начали открываться первые клубы нового формата. Главное отличие – они предоставляли гостям не только ПК и доступ в интернет, как прежде, но и соответствующую атмосферу, игровую мебель и аксессуары, повышенный сервис и общий комфорт, где, например, наличие дорогой системы воздухообмена и кондиционирования – это musthave.
Намного активнее процесс открытия клубов пошёл вместе с большими инвестициями в отечественный киберспорт. Так появились первые киберарены – Gamer Stadium, Yota Arena, Winstrike в ЦДМ, Cyberspace, – а также основная тройка франшиз, занимающих на данных момент до 25% от общего числа клубов в России.
Насколько компьютерные клубы распространены во всём мире? Сколько стоят стандартные игровые места в компьютерных клубах?
Страны восточной Азии – «колыбель» LAN-гейминга. В отличие от нашей страны, где вместе с ростом благосостояния персональные компьютеры и интернет переехали из клубов в квартиры, в Китае и Южной Корее, например, клубы превратились в культурное явление и полноценную часть гейминга, поэтому на данный момент в этих странах насчитываются десятки тысяч компьютерных клубов. Если сместиться чуть южнее, попадём в Индонезию, где действуют около 5 тысяч клубов.
В странах СНГ и восточной Европы по количеству площадок лидируют Россия, Казахстан, Узбекистан и Беларусь. На Американском континенте отрасль отлично представлена в Бразилии. Более того, некоторые соотечественники активно развивают клубную культуру и в странах, где её изначально не существовало. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии в 2023 году запустила свою работу одна из российских сетей.
В общем, так или иначе компьютерные клубы можно встретить практически в любой стране земного шара. Вопросом будет только их количество и качество.
Опишите примерно, как выглядит современный компьютерный клуб?
Современный компьютерный клуб – это помещение до 150 м2 со стильным интерьером в тёмных цветах и комфортной атмосферой – как в дизайне, так и в коммуникациях, – где располагается 40 игровых мест со средней стоимостью в 200 тысяч рублей каждое. Мониторы на кронштейнах, дорогая игровая периферия и кресла, приветливый персонал, разнообразный выбор еды и напитков, возможность пополнения баланса и бронирования места через мобильное приложение. В общем, кто помнит клубы нулевых, будут сильно удивлены, оказавших в современных игровых центрах.
У вас есть ретро-клубы для любителей?
Ретро-клубы, скорее, носят одноразовую «Вау»-функцию для удовлетворения приступов ностальгии, поэтому не сильно распространены. Но да, такие клубы в нашей отрасли имеются. Из последних хороших примеров – московский «Луноход» и питерский «Кибер Кот».
Насколько стало сложнее покупать комплектующие и вообще устройства после 2022 года?
Первое время после событий 2022, как и практически во всех отраслях, с поставками оборудования были проблемы, как в плане стоимости и возможностей оплаты, так и его логистики. На сегодняшний день практически всё, что доступно на мировом рынке игровых девайсов и железа, при должной сноровке может оказаться в отечественных компьютерных клубах. Да, дороже, чем раньше, но альтерантив у индустрии нет.
Другое дело, что вместе с уходом брендов исчезла и их маркетинговая поддержка, которая выражалась в специальных ценах, спонсировании киберспортивных турниров и других «плюшках». Хотя эта проблема также из разряда «обидно, но не критично».
В ваших клубах есть устройства от российских компаний? С какими вы сотрудничаете? Есть ли в ваших клубах такие редкие звери, как компьютеры с процессорами «Эльбрус» и «Байкал»?
Наша отрасль не меньше остальных заинтересована в отечественных hardware- и software-решениях, но, увы, если в корпоративном сегменте есть альтернативы от российских разработчиков, то «Эльбрус», «Байкал» и «Радуга» пока что далеки от требований для запуска современных игр.
Однако дело импортозамещения не стоит на месте: во многих российских компьютерных клубах можно найти качественные игровые кресла Knight, сборки игровых ПК под брендом Hispida, а также периферию от компаний с российскими корнями, производимую под заказ в дружественных странах.
Не думали открыть клубы где-то на транспортных узлах (в аэропортах, на ж/д-вокзалах, автовокзалах), как недавно сделало РЖД?
Да, такие мысли регулярно всплывают в профессиональном сообществе, однако в силу режимности этих объектов, дороговизны содержания площадей на них и других факторов, подобный кейс, скорее, был бы маркетинговыми инвестициями, нежели дивидендным бизнесом с прозрачной моделью. В случае же РЖД, уверены, процесс открытия клуба и дальнейшее его обслуживание, благодаря имеющимся ресурсам, может позволить выделить клуб в самостоятельную бизнес-единицу.
Чего больше хотят посетители компьютерных клубов: использовать консоли, играть в ПК, какие-то авто или авиа симуляторы (с рулём, креслом и так далее)? Какие игры в приоритете: как раньше, сетевые, или одиночные?
Если смотреть на среднее соотношение игровых ПК и консолей в клубе, то на 40 компьютеров обычно приходится 2 консоли. Во-первых, изначально повелось, что ПК в России — более привычная платформа, во-вторых, использование консолей в коммерческих целях запрещено правообладателем. И даже в текущих условиях сохраняется вероятность претензий со стороны контролирующих органов, поэтому наличие Playstation и Xbox в клубах постепенно сходит на нет.
Что касается симрейсинга, то различные его вариации представлены в 150 клубах страны, и это количество постепенно растёт. А вот на VR, в силу “слабости” и отсутствия реиграбильности контента, ставку пока никто не делает.
По играм же, абсолютные фавориты — это сетевые соревновательные тайтлы: Counter-Strike 2, Dota 2, Valorant, PUBG, Мир Танков, CoD: Warzone, Apex Legends и другие. Именно этот факт и роднит компьютерные клубы с киберспортом.
Не думали параллельно развивать облачный гейминг?
При первом приближении, облачный гейминг является хорошей альтернативой дорогостоящему оборудованию, установленному непосредственно в клубах. Однако подавляющее большинство популярных игр соревновательные, и, как следствие, очень сильно зависимы от пинга (задержки сигнала от клиента до игровых серверов), поэтому формат cloud-гейминга, при его текущей стадии развития, не подходит для нашего бизнеса.
Как можно заметить, пока индустрия компьютерных клубов вполне живёт и даже развивается. Мне стало интересно побывать в каком-нибудь таком заведении. Правда, лучше с компанией, потому что одного меня быстро вынесут в любой сетевой игре, так как даже в детстве я не сильно был хорош. Да и посещал я такие заведения в детстве нечасто. С другой стороны, можно было бы посмотреть на то, как сейчас выглядят киберклубы.