Рецензия на альбом Эминема Revival. Хороший альбом для тех, кто не слушает рэп

Рецензия на альбом Эминема Revival. Хороший альбом для тех, кто не слушает рэп

Relapse («Рецидив»), Recovery («Восстановление») и теперь мы дождались продолжения этой серии не очень удачных альбомов Эминема в виде Revival («Оживление»). Главный вопрос тут – смог ли Эминем хоть на этот раз как-то удивить слушателя, который более-менее разбирается в его творчестве и следит за развитием современной популярной музыки?

Впервые увидев треклист Revival, я ненадолго завис. «Опять он это начинает? Ладно, еще Бейонсе с Эдом Шираном, но Пинк?! Где Кендрик Ламар? Где 2 Chainz и Wale?» – эти вопросы не могли не возникнуть в голове человека, знакомого с окружавшими новый альбом Эминема слухами (а ведь я еще писал материал о том, что нам следует ждать от Revival). Но скепсис я все же постарался подавить. Более того, я решил оценить альбом Эминема вне контекста того культа личности, что сложился вокруг него. 

Пусть Revival для меня будет альбомом неизвестного мне рэпера, с чьим творчеством я не знаком. Изменятся ли при этом ощущения от самой пластинки?

Самая выдающаяся деталь альбома (и вообще исполнителя) – безупречный флоу. Выпячивание напоказ всех возможностей своего голоса, умение резко сменить подачу и гармонично подстроиться под любой инструментал: трэп на Believe или бит на Remind Me, собранный при помощи семпла хита 1982-го года I Love Rock ‘n Roll от Joan Jett & the Blackhearts. Если это не многолетняя практика, то точно талант.

Современных рэперов, читающих на таком же высочайшем уровне – практически нет. А если среди них поискать тех, что уделяют внимание смысловому содержанию своих строк, то считать вообще почти не придется.

Но к несчастью для Эминема, в рамках современного рэпа все эти качества вовсе не гарантируют безоговорочную популярность и успех. Более того, один из самых знаковых зарубежных исполнителей 21-го века в хип-хопе, Канье Уэст, сам по себе довольно посредственно читает рэп, что не мешает ему восхищать слушателей содержимым своих альбомов. Одним только флоу пластинку не вытянешь, так что придется повнимательнее посмотреть на другие детали Revival.

На альбоме легко считываются три основные темы, волнующие автора. Политическая критика (Like HomeUntouchable), переосмысление семейных ценностей (RiverBad Husband) и бремя популярности (Walk On WaterNowhere Fast). Тут все очень просто: когда исполнитель пытается поведать о своих или общественных проблемах с чересчур серьезной миной, то чаще всего получается скукота. И еще большую скуку нагоняет склонность к разбавлению речитатива попсовыми припевами. Когда в конце нулевых JAY-Z выпускал свой хит Empire State Of Mind, построенный по такой же схеме, это было уместно, но сейчас-то 2017-й.

Над всеми самыми банальными песнями в качестве автора текста для присутствующих поп-звезд работала Skylar Grey и не стоит ее в этом винить – она сделала именно то, о чем ее просили. К певицам Kehlani (Nowhere Fast) и Liz Rodrigues (Castle) тоже никаких претензий нет. Под конец релиза вообще оказывается, что для приемлемого припева достаточно просто снизить градус пафоса в произносимых строках. И не мериться возможностями своих голосовых связок.

Skylar Grey

Skylar Grey

Спасают положение те треки, к записи которых Эминем подошел с юмором. В качестве примера – нападки на Дональда Трампа, в которых рэпер называет себя «Хусейном с флоу», а президента сравнивает с Адольфом Гитлером. Когда Эминем включает иронию и сарказм, все его высказывания воспринимается легче и уместнее. В Believe рэпер подчеркнуто упрощает строки, ссылаясь на то, что Трамп в своих речах старается не употреблять слова длиннее двух слогов, потому что «слова из четырех букв легче расслышать». А в какой-то момент маньяк из песни Framed, одной из немногих удачных на альбоме, задается риторическим вопросом:

«Но чувак, какого черта делает Иванка Трамп в багажнике моей машины?»

Уже скоро в отличном треке Heat рэпер находит что-то общее между ним и президентом:

«Хватаю тебя за (мяу), надеюсь, это не проблема. На самом деле,

Это, вероятно, единственное, в чем я соглашусь с Дональдом».

Эминем ссылается на слитую аудиозапись, в которой Трамп уверенно заявляет, что таким звездам, как он, позволительно вести себя с женщинами как угодно. Вот только рэпер шутит, а действующий президент США – нет. Возможно, Эминему следовало бы сделать в своем творчестве акцент именно на подобный юмор, потому что сейчас не так много исполнителей, способных забавными панчлайнами рассмешить свою аудиторию или хотя бы заставить улыбнуться. Например, как это делает Action Bronson.

Второе, что приходит на помощь Revival – продюсерская работа, смело и обильно использующая семплы композиций 20-30 летней давности. При создании треков использовались отрывки из работ Barry White, The Cranberries и все тех же Joan Jett & The Blackhearts, а в придачу к ним и таких классиков хип-хопа, как EPMD, Masta Ace, Schoolly D, Run-DMC и Beastie Boys.

И если в Untouchable строчки из песни Earache My Eye группы Cheech and Chong в виде припева хорошо передают динамику трека, то в In Your Head напевы Долорес О’Риордан не вызывает в голове только: «Так это же та самая песня… Как там ее?» Если что, это Zombie от The Cranberries. А нужно ли оно было?

А теперь давайте закончим игры разума и вспомним, что Эминем – легендарный рэпер, ставший одним из символов современной поп-культуры, а выход альбома Revival внимательно отслеживался его фанатами на протяжении последних 3-х месяцев. Тогда все встает на свои места, не так ли? Любовь к попсовым припевам у него прослеживается на протяжении последних 3-х альбомов (Love The Way You Lie с Рианной), чувство юмора не могло бесследно уйти со времен The Slim Shady LP и The Marshall Mathers LP (My Name Is), политиков рэпер доставал на протяжении всей своей карьеры, а все эти семплы… Вот удивительно, что альбом, который в том числе продюсировал и Рик Рубин (второй – Dr. Dre), так сильно вдохновлен олдскульным рэпом и рок-н-роллом! Кто не в курсе, Рубин очень давно работал над совмещением этих двух жанров. Послушайте Sabotage хип-хоп группы Beastie Boys, которую, кстати, Рубин и открыл в середине 1980-х.

Отвечая на поставленный мной в начале текста вопрос – вам вполне может понравиться Revival, если вы слабо знакомы с предыдущим творчеством Эминема и с рэпом в целом. Но этот релиз можно спокойно считать проходным из-за его вторичности, разобщенности и общей блеклости. В альбоме, бесспорно, присутствуют интересные композиции: Remind Me, Believe, Framed, Heat и Offended… Может, стоило выпустить EP только с ними?

Эминем, если можно так выразиться, рэпер от бога, поэтому и сам он стал Богом Рэпа. В рамках своего жанра он способен на все, но почему-то уже долгое время не может действительно великое произведение. Вероятно, на него давит собственный статус и великолепные работы, которые он создал в начале карьеры.

Находясь на недавнем концерте Thundercat в Москве – соратника Flying Lotus и Кендрика Ламара, которого впервые к нам привезли ребята из Lexus Music Experience, я наблюдал, как Стивен Брунер половину времени на сцене провел с закрытыми глазами. Он искренне наслаждался своими импровизациями на бас-гитаре. Он больше любых пришедших слушателей получает удовольствие от выступления, и именно в такие моменты понимаешь, что музыкант находится далеко от того состояния, когда ему уже нечего сказать. В отличие от Маршалла Мэтерса.

Больше об Эминеме

 
Источник

Музыка

Читайте также