👾, Хабр!
Осторожно, присутствуют мерцающие гифки. Они спрятаны под спойлеры, открывайте на своё усмотрение. На большом экране рекомендуется смотреть в хорошо освещённом помещении.
Базовая вводная
Клеточный автомат – модель, в которой состояние ячеек-клеток изменяется в зависимости от окружающих её клеток. Существует множество характеристик моделей, в каждой из которых ещё большее количество правил-конфигураций.
Самое простое представление двумерной модели включает следующие характеристики:
-
клетки имеют 2 состояния – жива/мертва;
-
клетки – квадраты без смещений;
-
правила изменения состояния зависят только от количества живых соседей из окрестности Мура первого порядка (8 окружающих);
-
правила учитывают 4 исхода для каждой клетки – рождение, выживание, смерть, пустота.
Такая категория КА называется «Life-like», по названию самого известного автомата с такими характеристиками – «Conway’s Game of Life». Игра «Жизнь» Конвея работает на правиле B3/S23, т.е. для рождения клетки (Birth) требуется ровно 3 живых соседа, для выживания (Survival) – 2 или 3. Во всех других случаях клетка умирает (или же остаётся пустой).
На данных характеристиках у нас существует Из-за популярности автомата у него существует множество именованных паттернов/фигур. На этом примере мы видим несколько простейших: Устойчивые (a.k.a. «натюрморты»): Блоки Ульи и пасеки Пруды Караваи Лодки Корабли Устойчивый пожиратель «рыболовный крючок» Периодические мигалки Классические планеры или глайдеры В случайной генерации/развитии сложно поймать более изощрённые паттерны, но их ещё множество: Натюрморты: Пекарня (симметрия двойных караваев) Длинные баржи , лодки и корабли Лодочный и корабельный банты Каноэ Авианосец Интеграл Манго Змея Осцилляторы: Звезда Крест Французский поцелуй Часы Октагон Фумарола Пентоид Галактика Кока Пентадекатлон Ружь. Космические корабли Паровозы – космические корабли оставляющие за собой след из других объектов Грабли – паровозы оставляющие за собой след из космических кораблей Поглощатели и отражатели – структуры не повреждающиеся от сталкивающихся с ними космических кораблей, уничтожая или отражая последние И многие другие Игра «Жизнь» стала культовой и внесла большой вклад в популяризацию клеточных автоматов. По сей день обсуждают различные возможные конфигурации объектов, а на собеседованиях могут предложить простую задачу с итерацией этого КА. B3/S12345 Конфигурация с почти полным заполнением, без отмирания клеток. На генерациях со случайным началом паттерны обнаруживается очень редко. Как и с многими КА, подбор стартового состояния может дать очень впечатляющие орнаменты. B3/S1234 (без S5) Mazectric модификация приводит к более вытянутым коридорам, более плавному и полному распространению, а также на ней куда чаще встречаются естественные мигалки. B37/S12345 (с B7) Лабиринт с «мышами»-мигалками. Дополнительное рождение при 7 соседях порождает бегающие по лабиринту клетки-мыши, хоть они и ограничены только прямыми коридорами, сталкиваясь друг с другом. И вместе – B37/S1234. Mazectric with mice. Интересно как мыши в этом варианте иногда «запирают» некоторые свежесгенерированные проходы лабиринта, становясь частью последнего. B1/S012345678 Один из самых «предсказуемых» КА, не имеющий каких-либо особых паттернов сверх своего обычного вида. Потому с ним интереснее вручную задавать старт, получая определённый финальный орнамент. B35678/S5678 Поглощающее правило с рядом известных паттернов. B345/S4567 Ещё одно поглощающее правило со стабильным видом. Стремится к ромбу, но не всегда заканчивает фигуру. На последней генерации видно, что у данного правила также присутствуют осцилляторы – пропеллеры, волны, стрелы, жуки (названия я придумал сам ¯\_(ツ)_/¯). B2/S0 Не самое зрелищное, но концептуально интересное правило, отсылающее к девизу времён войны за независимость США (ныне официальный девиз штата Нью-Гэмпшир) – клетки выживают только если не имеют соседей, а рождаются исключительно от двух клеток. В правиле существует только один вид осцилляторов – дуоплеты (две клетки расположенные по диагонали друг от друга), а также несколько прочих фигур, вроде ружья и космических кораблей. Отдельное правило, но упомянем вне счёта, как продолжение идеи прошлого. Здесь ещё более строгое условие выживания – B2/S. То есть, клетки никогда не выживают, только появляются новые при двух соседях.
1. Лабиринт
Лабиринты с модификациями
2. H-деревья
3. Диамёба
4. Ассимиляция
5. Живи свободным или умри
N. Семена
На этом правиле хорошо видны простейшие космические корабли.
6. Персидский ковёр
Продолжим идею невыживающих клеток. B234/S
Генерация со стартом с заполненного 2×2 блока
Генерация со случайным распределением
Есть ещё несколько интересных неименованных разновидностей «ковров»:
B234678/S8
B2345678/S0238
B234567/S124567
B235678/S1234567
7. Кораллы
И закончим со спойлерами. B3/S45678
Очень медленно, но всё же растущее правило с большим количеством осцилляторов.
8. Коагуляция
B378/S235678
Несмотря на явную динамичность правила, агрегация клеток происходит очень медленно, с постоянными обратными оттоками на «берегах»
9. Большинство
B45678/S5678
Приближаемся к завершению, а смотрели только на разрастающиеся конфигурации. Стоит это исправить.
Простое правило, собирающее клетки в группы. Все группы представляют собой осцилляторы в том или ином виде, а натюрморты невозможны в принципе.
10. Отжиг
B4678/S35678
Ещё одно правило с уменьшающимся видом, которое приходит к финальному состоянию только на самых малых натюрмортах и осцилляторах.
Бонус: ещё немного maze-like вариаций (без мерцаний, спойлер не из-за этого)
Удивительно, как им удаётся в итоге всё равно прийти к более или менее стабильному виду.