Сегодня утром мы кратко рассказывали о произошедших в новой серии «Игры престолов» событиях. Теперь пришло время подробно разобраться в их значении для оставшихся эпизодов сериала.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!
Дейенерис Таргариен и Джон Сноу
Ну что же, не прошло и семи лет, как они встретились: король без короны и королева без государства, лютоволк и дракон, лед и пламя… Какие бы теории не строили фэнбои, с драматургической точки зрения встреча Дэни и Сноу не могла закончиться ничем иным, кроме заключения союза.
В предыдущих сериях и сезонах нам слишком часто показывали, как и она, и он идут на компромиссы с куда более неприятными и коварными людьми (и не только), чтобы в этой ключевой сцене что-то могло закончиться кровопролитием или предательством.
В мире книг Джорджа Р. Р. Мартина слишком мало живых положительных персонажей, чтобы в критический для всей вселенной момент Дейенерис и Джон могли не оказаться умными, понимающими, глубоко порядочными и дальновидными людьми со сходными кодексами поведения.
Дэвида Бениоффа и Дэна Уайса смешно называть просто «хорошими сценаристами» — они уже все нам много раз доказали в «Игре престолов». Также советую вам пересмотреть «Трою» и оценить качество и экономию каждой сцены и такую редкую для исторических фильмов звенящую злободневность (и одновременно — вневременность) каждой строчки диалога. Вся драматургия «Игры престолов» растет из этого гениального сценария Бениоффа, подошедшего к экранизации книг Джорджа Р. Р. Мартина с тех же позиций, что и к экранизации сопоставимого с Мартином по качеству письма и популярности Гомера.
Но в The Queen’s Justice, в сценах с Дэни и Джоном, они превзошли даже свой обычный высокий уровень. Хотя никто из зрителей на самом деле не верит, что между этими героями может начаться война, структура сцены требует обычных для такого рода переговоров сценарных па: первые, ложные впечатления, недопонимание, переходящее в недоразумение, вспышки темперамента и с той, и с другой стороны, угрозы (впрочем, довольно односторонние), перегруппировка сил и новая встреча, в которой и герой, и героиня видят все вышесказанное (и друг друга) в новом свете.И каждый сценический поворот исполнен блестяще. Первое знакомство героев используется для того, чтобы напомнить нам про все предыдущие ключевые события сериала. В случае с Дейенерис для этого достаточно перечислить ее титулы, подвиги Джона очень смешно представляет Давос: особенно удался момент, в котором Сиворт понимает, что сейчас ему предстоит объяснять не только про белых ходоков, но и про то, что рядом с ним стоит воскрешенный из мертвых Король Севера.
Оба персонажа убедительно сопротивляются общему сюжетному течению: Дейенерис смущает сам факт существования зомби в мире Вестероса, Джона — сам факт существования положительного Таргариена.
При этом Дэни еще не в курсе, что Джон — ее племянник, так что во всей серии присутствует странное сексуальное напряжение в духе сцен с Люком и Леей в первых Star Wars… хотя в случае с Таргариенами кровное родство, возможно, плюс? Когда все сказано и сделано, Джон и Дэни успели вместе полюбовались на драконов (самая трогательная сцена в сериале?) и найти общий язык.
Прямо в финальной сцене ничего не говорится, но подразумевается, что Джону придется доказывать Дейенерис существование Белых ходоков. Всем, включая сценаристов и Джона Сноу, понятно, сколько неуместно зомби смотрятся в столь серьезном и проработанном историческом фэнтези-сеттинге. Драконы — это еще куда ни шло. Но зомби?!Вариант туда один: отравляться за Стену и захватывать одного из Ходоков «живьем», чтобы его можно было предъявить Тириону и верящей только собственным глазам Дэни (а может быть и Ланнистерам, чтобы их не пришлось убивать в этом сезоне).
Все остальные
Серсея и Джейме встретились со старыми обидчиками, Элларией Сэнд и Оленной Тирелл, отомстив за убийства дочери, Мирцеллы, и сына, Джоффри. Сцена с Оленной особенно хороша тем, что ее смерть так и не показывают, и еще неизвестно, кому в этом эпизоде приходится хуже: ей или Джейме.
Ну и насколько часто эпизоды «Игры престолов» заканчиваются не дракой, убийством или битвой, а тихим разговором в комнате на пониженных тонах, где один из собеседников просто уходит? Отдельно стоит похвалить игру Николая Костера-Вальдау: про его актерские способности (да и существование самого Джейме) мы начали забывать, но тут он показал класс в сценах с Оленной и Эуроном, ничего при этом особенно не делая и просто меняя выражение лица и стискивая рукоять меча.
О батальной части позаботился Серый червь, взявший Утес Кастерли. Хотя это использование старых сюжетных ходов (через канализацию уже брали Миэрин), впервые в сериале с боем захваченный замок оказался никому не нужен.
Эурон опять сжег чужой флот — это уже становится привычкой. Хотя Пилу Асбеку дали покривляться в сценах с Джейме, Серсей и пленной Ярой, я до сих пор не верю, что его деревянный флот может представлять серьезную угрозу планам Дейенерис. Да, сценаристы удержали ее за руку, не дав полететь и сжечь корабли Эурона в этом эпизоде, и Безупречным придется добираться до Королевской гавани пешим порядком… но чтобы мешает Дейенерис сжечь все живое во время сухопутного боя, когда Эурон уже ничем и никому не поможет? Трудно все-таки, когда ваш главный злодей представляет опасность только на море, у вашего главной положительной героини есть три взрослых дракона, и вам нужно как-то хотя бы пару серий не дать захватить Вестерос.
В целом военные маневры Ланнистеров красивые, но не создают особого сюжетного напряжения и не заставляют переживать за героев. Они занимаются черновой работой, вычеркиванием из сериала третьестепенных лиц из непомерно разросшегося актерского состава.
Кстати об этих лицах: Мелисандру отправили в родную Голландию… то есть, конечно же, в Волантис. Но она обещала вернуться и умереть в Вестеросе (очевидно, уже в следующем сезоне).
Бран и Санса Старк пострадали из-за сократившегося количества эпизодов в сезоне: Санса уже третью серию стоит на балконе в одной и той же позе и одним и тем же тоном общается с одними и теми же советниками, Бран из Черного замка без всяких приключений попал прямо в Винтерфелл. Встреча брата и сестры получилась очень скомканной, потому что Бран прямо под чардревом вывалил на сестру экспозицию за 6 сезонов из своей изолированной от всего остального мира сюжетной арки, приправив аллюзиями на ее изнасилование Рамси Болтоном (молодец, Брандон, так держать).
Как я и предсказывал, сценаристы аккуратно развели в пространстве Джона Сноу и Брана, носителя критически важной сюжетной информации о происхождении Сноу и Белых ходоков.
Сэмвелл и Джорах Мормонт в серии… появились. Большего от них и не требуется, арка с Цитаделью и так уже изрядно затянулась. Джорах полностью выздоровел от неизлечимой во вселенной Джорджа Р. Р. Мартина болезни и отправился вновь докучать Дейенерис. Их отношения за 7 сезонов нам так надоели, что выход у сценаристов один… отправить Джораха за Стену добиваться того, чего не смог сделать его отец, Лорд-Командующий Ночного Дозора: делать Вестерос безопасным для вестероссцев (вестеросичей?) от нелегальных зомби-иммигрантов.
Ну и последнее: хотя Зима наступила еще в предыдущем сезоне, а армия мертвых марширует к Стене с первого кадра первой серии седьмого сезона, нам до сих пор не показали ни того, ни другого. Очевидно, под противостояние живых и мертвых отведут целиком следующий, последний сезон.
Источник