Этот Лонг посвящён созданию крафтовой маски. Это не инструкция или гайд, это скорее рассказ о том как я снова и снова наступаю на грабли, а иногда попутно сам их и расставляю для себя.
Прежде всего хочу сказать, что это не первая моя попытка сделать крафт. Когда-то давно я пытался сделать из папье-маше маску чумного доктора, но недоделал все до конца и забросил ее где-то на полпути. Я писал про это в своей другой статье. Статья получилась, честно признаться, крайне сырой, но, если кому-то будет интересно посмотреть на нее, то оставлю ссылку в конце.
Я провел работу над своими ошибками и смог в этот раз доделать все до конца. Первым делом был составлен общий план работ и список того, что нужно было закупить. Была сразу дана установка на две маски. Первая будет максимально простой, как по дизайну, так и по работе. Сделал это для того, чтобы наработать руку и знать, что ожидать. Да и банально, чтобы, если что-то пойдет не так, можно было просто выкинуть брак в мусорку и начать все заново. Забегая вперед, скажу, что часть проблем появилась уже на второй маске, но об этом чуть позже.
Вот список основных материалов для маски:
1) Пластилин ( Для создании формы для отливки)
2) Силикон (Нужен для самой отливки пластилиновой формы)
3)Жидкий пластик (Им я буду заливать силиконовый слепок, основной материал моей маски)
4)Эпоксидная смола ( Запасной материал, пригодиться если что то нужно будет поделить или нарастить на маске)
5)Гипсовый бинт и алебастр ( Необходим для создании кожуха, он необходим для создания твердого панциря, для мягкого силикона, без него невозможно нормально отлить будет маску)
6) Всякие расходники и второстепенные, но также крайне полезные материалы. Я не буду их подробно описывать, просто назову их. Спрей на восковой основе, респиратор, клеенки, мерные стаканчики, шприцы, перчатки и так далее. Они уж прям совсем второстепенные, и, если будет повод, я расскажу о них. Спрей на основе воска.
Образ для первой работы я выбирал недолго и остановился на маске Трагика из «Мор Утопии». Признаться честно, игру не проходил, но сам дизайн маски настолько подходит для первого опыта, что выбрать что-то другое я просто не мог.
Начал я с подготовки места для работы, на чем буду лепить свою маску. Делаю это банально для своего удобства, лепить что-то крупное на весу — задача неблагодарная. И для этого мне пригодилась строительная пена. Из нее я и сделал подставку, ее фотографии будут ниже. В принципе, ничего сложного, и потратил на нее два баллончика монтажной пены, и потом уже, вооружившись ножом, допиливал его до нужных своих значений. И, честно признаться, я сильно пожалел о выборе этого материала для подставки. Допустим, обычный пенополистирол обошелся по деньгам почти так же, но времени на работу с ним было бы значительно меньше.
Теперь перейдем к непосредственно к лепке. Это один из самых отвесных и сложных этапов в создании маски. Любая ошибка на этом этапе будет стоить много времени в дальнейшем.
Для работы я взял обычный скульптурный пластилин «Гамма» в массе 2 килограмма. Взял чуть больше, так, на всякий случай. На саму маску ушло не больше полкило. Чтобы не ломать себе руки при размягчении пластилина, сделал импровизированную водяную баню и уже такую полужидкую массу начал наносить на заготовку. Затем, после остывания, придавал нужную мне форму. Описывать саму работу я не буду, скажу только то, что умение работать со стеками сильно упрощают работу. Честно, до этого опыта я хоть и лепил, но к инструментам относился как к чему-то не столь важному. В большинстве своем пользовался только канцелярским ножом, ручками и с какими-нибудь палочками для суши. Если хотите сделать что-то детализированное, то инструмент точно ваш друг. Если боитесь что-то испортить, можно просто сделать небольшие бруски из пластилина для набивания руки.
Не стоит также забывать про разглаживание пластилина. Силикон очень хорошо копирует текстуру, вплоть до мельчайших неровностей. Процесс там несложный, но потратить времени на него нужно довольно много. Проработать всю поверхность стеком со скребком пару раз до плюс-минус удовлетворительного состояния, где надо, можно вмять выпуклости другим стеком, а уже затем пройтись губкой, пропитанной бензином, по поверхности. И так, пока результат вас не устроит. Можно еще воспользоваться зажигалкой, чтобы проплавить нужный участок, но вариант со стеками более безопасный.
Увы, эти советы я уже вывел после своих ошибок, и эти две маски я грустно сидел с бормашиной в руках, весь в пыли, исправляя свои косяки. И еще один момент, касаемый уже пластилина, не знал, куда этот кусок вставить. Если собираетесь лепить на постоянной основе и всерьез, лучше работать не обычным скульптурным пластилином, а более дорогими марками. Лепил я таким уже после изготовления тех двух масок, но ощущения намного лучше, самое шикарное, что его можно разогревать в микроволновке, и горячим он почти не принимает к рукам. Это такое блаженство, особенно после работы с обычным, но цена, к сожалению, кусается.
Следующим этапом стала заливка. Про нее рассказ будет коротким. Использовал двухкомпонентный силикон Best Mold 20 на оловянной основе. Но по соотношению цена-вес мне подходил. 20 в названии означает степень твердости по Шору, чем тверже, тем лучше. Всего у этого силикона их 4: 10, 20, 30, 40. Я взял средний. Взял больше наугад, честно скажу. И мне повезло, он достаточно твердый, и живучий, и, что важнее, менее текучий.
Заливал я матричной методикой, это когда силикон намазывается на нужный участок поверхности относительно тонким слоем. В отличие от стандартного метода, когда заливается большая площадь, где находится объект заливки (простите за неточности и путаницы в формулировках, я только учусь и поэтому объясняю всё своими словами). Метод надежный и проверенный, но слишком большой расход силикона.
Перед заливкой нужно обработать поверхность специальным спреем на восковой основе, чтобы после затвердевания силикон отошел от пластилиновой болванки без проблем. Саму заливку делал строго по инструкции, здесь никаких проблем. Взвешивал компонент А на обычных кухонных весах, компонент Б — шприцами в объеме один миллиграмм. Всё хорошо размешиваем между собой, и можно заливать. Можно не торопиться, жизнь силикона — 30 минут, пока он не застынет. Если вы делаете матричную завивку, то советую использовать загуститель. Как уже говорил выше, я выбрал среднетвердый силикон, но и он был весьма текучим, вам просто надоест его снова и снова размывать кисточкой по нужным вам местам. Ошибка по неопытности, если в следующий раз буду заливать, я учту это всё.
После нанесения силикона я обождал где-то сутки и затем стал делать кожух из гипсовых бинтов и алебастра. Нужен он для фиксации силиконового слепка, без него он больше похож на медузу, и заливка пластиком была бы просто невозможна. Здесь ничего сложного тоже не было, скажу только одно. Гипсовые бинты — это здорово и классно, но они не так сильно необходимы, их легко могут заменить обычные бинты вперемешку с алебастром, дешево и сердито, и, возможно, заморозитесь чуть сильнее, но это лучше, чем переплатить в 10 раз. Гипсу я дал застыть тоже сутки, и по факту можно уже было заливать, осталось только вытащить пластилин из силикона, и всё. Можно было проделать это аккуратно, так, чтоб не отцепить силикон от гипса, но мне было интересно, как выглядит слепок. Вытащил, потрогал, покайфовал, с того, как оно весело дергается. Удовлетворительно хмыкнул, одобрил прочность, растягивалось очень хорошо, при этом отлично держалось. И осталось за малым — поместить форму обратно в гипс. Но это оказалось труднее, чем я думал. Нужно было поместить ее так же, как она была, иначе будут неприятности чуть позже в виде неровностей в самом конце. Крепил обычным суперклеем, что в маленьких тюбиках продаются на любом углу. К моему удивлению, жидкие гвозди или обычный клей «Момент» не цеплялись от слова совсем.
Литье пластика прошло гладко. Использовал я жидкий пластик от фирмы «Полидел». Выбрал самый дешевый, и, честно, нареканий на него нет. Наливал очень маленькие объемы пластика, выливал в форму и старался, чтобы эта жидкость прошлась по всей поверхности, пока полностью не застынет. Монотонно, для такого нетерпеливого человека это было больно и спешил, что приводило к небольшим заминкам. Пластик очень быстро застывает, в районе 2–3 минут, он уже твердеет, так что лучше не зевать, иначе потеряете дорогой материал впустую.
Снизу результат работ и его «распаковка» из кожуха.
Еще я чуть не забыл вообще рассказать об второй маске, на которую я, в общем-то, и делал больший упор. Исправляю этот момент. Так как общий принцип работы я рассказал, я упущу момент создания и просто покажу главные этапы создания маски.
Маска была взята из аниме «Клинок, рассекающий демонов». Друг — большой фанат этого произведения и решил сделать маску из этого произведения.
Перед работой над слепком решил сразу определиться с тем, что вся маска будет рельефной. То есть брови, зрачки и так далее будут объемными, чтобы придать челленджа в работе. Было бы просто сделать плоскую маску, а остальное докрасить, но решил усложнить себе жизнь.
С пластикой формы пришлось повозиться чуть больше, но об этом будет также чуть ниже. Еще на этом этапе мне захотелось поработать с эпоксидной смолой.
Решил проверить, как эпоксидка работает с жидким пластиком. Справа налево. Первый кусок — это равное количество пластика и эпоксидки, проверял, насколько они хорошо соединяются, результат хороший. Второй кусок — это уже тонкий слой эпоксидки на пластик. Шкурил и проверял, все ли нормально. Это можно было, конечно, не делать, так как все равно первый опыт прошел хорошо, но да ладно. Третий кусок. Это решил смешать пластик и эпоксидку, результат странный — застывший комок с губчатой текстурой, который при этом долго застывал. Как и зачем этот опыт пригодится, неясно, не результат забавный.
Попутно с маской работал еще над креплением, решил сделать его соответствующим и сплести сам.
Сильно не хочу расписывать этот этап. Просто скажу, что основания косичек я закрепил эпоксидкой непосредственно к маске зажимами. И еще выпотрошил губку, чтобы было удобно носить. Как ни странно, все прошло без проблем, маска отлично держится на голове.
А вот и финал
Теперь поговорим о крупных косяках. Это я вывел последним пунктом, так как не знал, как его гармонично вставить в повествование. Таких было парочка, и про них сейчас подробно расскажу.
1) Проблемы связанные с силиконом
На удивление, в первый раз, когда делал первую маску, проблем почти не было, за исключением тех, что я озвучил ранее. Но во второй маске я решил исправить это досадное недоразумение и перепутал пропорции силикона. Почему это произошло? Да честно, сам не знаю. Просто что-то щелкнуло, и вместо 1 миллилитра компонента я влил 0,1. И с чувством выполненного долга лег спать. Обнаружил я, что что-то не так, только утром, когда часть еще не застывшего силикона уже была на столе, на полу и, к сожалению, на маске. Оттирать эту жидкую гадость отняло у меня много времени и нервов. Склизкая мерзкая субстанция плохо отделалась от объектов.. А факт того, что она еще и токсичная, дизморалило меня еще больше. Было искушение просто взять и выкинуть маску в мусорку и начать заново, но здравый смысл победил, и пришлось продолжить неблагодарное занятие. Попробовал избавить от силикона спреем для его удаления, но результат вроде и был, но несущественный. Помогла туалетная бумага, губка. Часть кусков маски я просто срезал ножом, так было быстрее, чем его убирать. Второй заход был лучше, но косяков там хватало. И большая из этих проблем заключалась в отсутствии загустителя и плохо сделанных бортиках по краям маски, они нужны, чтоб силикон не слишком вытекал за них и оставался на маске. Но я сделал их наспех, и они скорее мешали, чем помогали. Приплюсуем еще то, что силикон был слишком жидким, и он стекал к ее основанию, как бы я ни старался. Из-за всего этого силиконовая форма вышла очень тонкой, да настолько, что порвалась в пару местах. Пришлось ее, где нужно, подклеивать во время работы с кожухом, чтоб жидкий пластики не залился в щель между гипсом и силиконом. Но, скорее всего, из-за этого вытекла вторая проблема.
2) Неровности
Первую маску мы пропустим, я просто скину фото в приближении. Там я вообще не занимался сглаживанием почти. Без инструментов, просто руками и бензином немного. И вот, исходя из опыта первой маски, вторую я стал выравнивать значительно дольше, если не соврать, дня два в общей сумме. По сравнению с прошлым разом всё прошло куда лучше, но все равно остались такие неровности, что бросались в глаза. И самой большой из них была гигантская яма под глазом. И, причем такая проблема, но в меньшей степени, была под другим глазом. Могу предположить, что это связано с тонкой силиконовой матрицей и с неаккуратными движениями при закреплении ее к гипсовому кожуху. И с лицом лягушки я пошел их исправлять, как мог. Сначала, используя бормашину, которую одолжил у друга, я сточил все острые края на маске и попытался убрать большие неровности. Вышло плюс-минус удовлетворительно, но результат все равно не идеальный. Пришлось использовать грунтовку, а затем шлифовать ее обычной наждачной бумагой, и так по кругу, пока не будет нормального результата. Яму я исправлял при помощи эпоксидки, слой за слоем. Процесс муторный и долгий. Думал, что с полиморфом будет проще. Но, честно, я так и не понял, как его правильно наносить, и тем более не уверен, что он смог бы хорошо сцепиться с пластиком.
3) Покраска
Эта проблема будет короткой, и заключается она в том, что я не умею красить. Руки дрожат, и понимания, какие цвета вообще нужно наносить, у меня нет. Я не дальтоник, различаю цвета нормально, но навык подбора цвета у меня, скорее всего, на нуле. В итоге я, забитый под стол и рыдая от результата своих трудов, попросил свою подругу доделать всё до конца. Красил сначала баллончиком, а потом акварелью, здесь всё подходит. Затем покрыл лаком.
Цена вопроса
Это последний вопрос, который точно стоит разобрать. Признаться честно, до написания этой статьи я старался не затрагивать эту тему даже для себя, потому что мне просто страшно думать, сколько же я потратил на это. Но, к сожалению, придётся заглянуть своим страхам в глаза.
Хочу уточнить, что все закупки делал еще в ноябре, так что за цена на эти товары может измениться.
1) Жидкий пластик Полидел М5, 640 грамм обошлась мне 660 рублей. Хватило мне ее на две эти маски, если бы ошибки в начале, то хватило бы на больше. Есть мысль о том, как сэкономить еще пластика на работе, но я пока оставлю эти мысли при себе.
2) Двухкомпонентный силикон Best Mold 20, 500 грамм и ценой в 700 рублей, расход его был больше из-за ошибок, поэтому на две маски ушло где-то 700 грамм, а значит, пришлось покупать еще дополнительный силикон. Общая сумма — 1400 рублей.
3) Разделительный спрей для формы обошелся мне в 300 рублей
4) Пластилин две упаковки по 1 кг, вышли в общей сумме 300
5) Гипсовые Бинты в 600 рублей, вещь не нужная, но имеем что имеем.
6) Эпоксидная смола от Полидел 300 грамм, вышел в 277 рублей, он почти не пригодился, но все равно включу
7) Баллончики для краски и акварель в общей сумме 1200 рублей ( 3 баллончика и одна маленькая палитра)
8) Различная мелочовка вроде скатерти (чтобы не запачкать лишнего), стаканчики мерный, весы (их у меня не было), респиратор (необходим, дышать этой гадостью дома крайне опасно, а другого места у меня не было), гипс и что-то другое, что я уже не вспомню. Округлим до 3 тысяч.
И того, на все у меня ушло 7.5 тысяч, и то это только примерные расчеты, так что смело можно округлять до 10 тысяч.
Подведём выводы. Рационально ли я потратил на закупки? Я считаю, что не особо. Есть те углы, которые можно срезать, есть места, где можно было сэкономить, зная, как это правильно делать, и есть то, на что можно было не тратиться. В дальнейшем я просчитаю, как можно будет сделать по-другому и, возможно, упростить производство.
А вот теперь точно всё. По ощущению, я налил столько воды, что хватит на небольшой бассейн. Как уже говорил, я вообще уже не думал, что закачу эту статью, и уже думал ее бросить. Но это моя маленькая победа, и я ей очень горжусь, также как и масками. Возможно, эту статью я писал даже для самого себя, чтобы понять, как и что я вообще сделал и через что прошел. Знающие людей, прошу сильно не плеваться от этой статьи, я всего лишь учусь. В общем, спасибо всем, кто это прочтет.
P.S Вот та статья