PlayStation 5 не нужна?
В последние годы консольная эксклюзивность Sony уже превращается в какую-то шутку. По крайней мере,так это выглядит со стороны: сначала игра заявляется как революционная и доступная Only On Playstation, а затем проходит год или два и… очередное новое слово в жанре и графике оказывается на торрентах на православной платформе.
На этот раз так случилось с игрой, которую я купил в начале года за 6000 рублей. Портированием Ratchet & Clank: Rift Apart занималась студия Nixxes Software, которая ранее отметилась качественными переносами Marvel’s Spider-Man и его спин-оффа про Майлза Моралеса. В Rift Apart даже меню настроек графики очень похоже на игры про «паучков», да и движок тот же самый.
Ниже расскажу про свои впечатления от ПК-порта Ratchet & Clank: Rift Apart с акцентом на техническое состояние.
На чём тестировали:
Процессор: Intel Core i5−10400 (6/12×4.3 GHz).
Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti FE 8 Гбайт.
ОЗУ: HyperX Fury DDR4 16 Гбайт 3200 МГц.
Хранилище: SSD WD Blue SN550 500 Гбайт.
Монитор: 27″ LG 27GL850-B (2560×1440, 144 Гц, IPS).
Душный пролог (задушил мою видеокарту)
Первое, что хочется сказать — наконец-то появились игры с поддержкой RTX IO! Иначе бы пролог Rift Apart задушил не только мою видеокарту, но и процессор. RTX IO позволяет игре направлять данные с хранилища (SSD или HDD) прямо в графическое ядро, минуя ЦП. Это сильно снижает нагрузку на последний.
Пролог представляет собой карнавал в небесном городе, устроенный в честь Рэтчета и Кланка за их заслуги в предыдущих играх. Здесь большое количество существ на экране и немало спецэффектов, не говоря уже о качестве материалов и детализации картинки в целом.
Благодаря RTX IO мой процессор спокойно справился с этой сценой. А вот видеокарта — не особо. На максимальных настройках, включая трассировку лучей, система выдавала порядка 20 кадров в секунду.
Но затем я включил DLSS, и показатель FPS сразу вырос до вполне играбельных 30 единиц. Так на время пролога получился настоящий консольный экспириенс!
Хорошо, что у меня был DualSense
Я проходил игру на геймпаде от PlayStation 5. Детальная вибрация, адаптивные триггеры и прочие фишки в ПК-версии работали точно так же, как и на консоли. Хорошо ощущались все акробатические этюды Рэтчета во время перестрелок с приспешниками доктора Нефариуса. Можно было стрелять из бластера в двух режимах, нажимая курок с разным усилием. Даже бег по разным поверхностям отдавал в руки по-разному.
Я попробовал поиграть на клавиатуре и мыши, но ощущения были совсем не те. Вместо адаптивных триггеров в этом случае используется краткий щелчок ЛКМ либо удержание. А без вибрации на контрасте с DualSense динамика схваток и даже погонь в некоторых эпизодах кажется уже не такой захватывающей.
Ну и другие болячки «клавомыши»: недостаточно отзывчивое управление героем от третьего лица и неудобное переключение оружия, а слишком лёгкое и быстрое прицеливание превращает многие перестрелки в тупой тир.
После пролога видеокарта вздохнула с облегчением
В следующей главе в Нефариус-сити производительность значительно выросла — примерно до 40–50 кадров в секунду. И здесь я уже смог подобрать оптимальные настройки для игры в целом. Ниже привожу 4 варианта графических опций в Ratchet & Clank: Rift Apart (для «калькулятора», базового игрового ПК, системы на уровне средней по «Steam-больнице» и предтоповой машины) и рассказываю, как я их «вывел».
Я замерял влияние на производительность каждой графической опции в разных сценах, чтобы в кадре присутствовали все технологии, доступные в настройках. По итогу удалось выяснить, какие из опций самые требовательные, какие — не очень, какие вызывают проблемы только при нехватке видеопамяти, а какие — при недостаточной мощности процессора.
Далее разделю их по категориям и перечислю от самых «тяжёлых» к самым «лёгким». Трассировку лучей выделю отдельно, ведь мало кто, судя по статистике Steam, сможет её включить.
Требовательные параметры:
- «Качество теней» — максимальное качество съедает до 20% производительности.
- «Глубина резкости» — до 20% в катсценах (наследие движка от Marvel’s Spider-Man).
- «Детализация» — до 15% на открытых локациях.
- «Сглаживание» — до 10% везде.
- «Затенение фового света» — до 10% иногда. Обычно — 5%.
- «Отражения в экранном пространстве» — до 10% иногда. Обычно — 5%.
- «Качество волос» — до 10% на крупных планах героев. Обычно — 5%.
- «Качество погодных эффектов» — до 10% на открытых локациях в плохую погоду. Обычно — 5%.
Трассировка лучей:
- «Отражения» — до 20%.
- «Разрешение отражений» — до 20%.
- «Тени» — до 15%.
- «Окклюзия» — до 10%.
Процессорозависимые:
- «Детализация» — нагружает и видеокарту, и ЦП.
- «Количество машин» (и существ) — больше нагружает процессор
- «Расстояние до объектов» (из раздела с рейтрейсингом) — больше нагружает ЦП. Устанаваливайте значение, равное количеству физических ядер.
Нетребовательные и косметика:
- «Фильтрация текстур» — до 5%.
- «След от фантомного рывка» — могут быть зависания только на HDD или старом «железе».
- «Ореолы» — <1%.
- «Хроматические аберрации» — <1%.
- «Виньетирование» — <1%.
- «Эффект скорости» — <1%.
- «Эффект зернистости» — <1%.
- «Резкость» — <1%.
- «Полноэкранные эффекты» — <1%.
- «Тряска экрана» — <1%.
Стоит сказать, что максимальные настройки с трассировкой лучей и очень высоким качеством текстур могут потребовать до 12 гигабайт видеопамяти. Больше всего VRAM съедают текстуры — понизьте их до высокого (на шестигигабайтной видеокарте) или среднего уровня (на четырёхгигабайтной и ниже).
Дополнительно я протестировал Rift Apart на недорогом игровом ноутбуке жены. В нём установлена четырёхгигабайтная GeForce RTX 3050 Ti в паре с процессором Core i5-11300H. К сожалению, из-за нехватки видеопамяти даже на средне-низких настройках не удалось добиться стабильных 30 FPS на открытых локациях. Только в закрытых можно было комфортно играть на среднем пресете.
Так что имейте в виду, что на многих устаревших или ультрабюджетных системах игра стабильно работать не будет.
Будьте готовы к просадкам в некоторых главах
Несмотря на «детскую» тематику и человекоподобных зверят, Rift Apart — достаточно масштабное приключение. Героев постоянно кидает из одних переделок в другие, локации сменяются калейдоскопом, и каждая из них проработана на каком-то невероятном уровне.
После неонового киберпанка Нефариус-сити вас ждут приключения на тропической планете Саргасса. Светлая и яркая палитра придаст свежести видеоряду, но нагрузит графический адаптер куда сильнее, чем Нефариус-сити.
Большую часть времени на Саргассе моя система выдавала в районе 35 кадров в секунду. При этом я остался полностью доволен динамикой происходящего: от отстрела монстров до погонь на ездовых жуках.
Возможно, дело, опять же, в волшебном геймпаде DualSense. Когда я снова попытался поиграть на клавомыши, излишняя чувствительность этих «манипуляторов» позволила ощутить тот самый «кисель» в управлении.
Без рейтрейсинга игра превращается в «пастген»
Моя GeForce RTX 3060 Ti едва справляется с трассировкой лучей. Но выключать её не хотелось. Без правильных отражений материалы превращаются в какой-то «пластик», а без большинства теней (обеспеченных рейтрейсингом) пропадает глубина многих сцен:
С другой стороны, в Rift Apart довольно высокая динамика. Герои постоянно влипают в неприятности и используют все свои умения, чтобы из них выбраться. И во время схваток или паркура игровой процесс так затягивает, что про графику вспоминаешь только в катсценах. К сожалению, на низких настройках они тоже портятся, потому что рендерятся в реальном времени:
Все прелести нового бывшего эксклюзива PlayStation смогут ощутить только владельцы действительно мощных ПК. Графика здесь одна из лучших в индустрии на сегодняшний день, но она требует соответствующей системы.
Изначально игра разрабатывалась под заранее известное «железо» консоли Sony, поэтому и работала на ней идеально — относительно слабые спецификации PS5 выдавали стабильные 30 кадров в честном 4K. Да и в целом картинка на приставке выглядит более чёткой:
Чтобы получить большую часть красот местного визуала, нужно включить все настройки трассировки лучей не ниже среднего уровня, а остальные — не ниже высокого. Только тогда вы сможете оценить проработку шерсти, качество материалов и разнообразный мир, отражающийся в глазах главных героев. А ещё желательно играть на SSD, чтобы полёты между порталами не занимали по полминуты и не было фризов во время загрузок.
Исходя из всего этого, я, пожалуй, буду допроходить игру на PlayStation 5. ПК-версия Rift Apart не то чтобы заметно красивее, да и работает куда менее плавно даже на более мощном «железе».
Хотя ситуация здесь всё-таки лучше, чем не так давно получилось с The Last of Us. Part 1. Можно спокойно пройти Rift Apart на системе 2016 года (GTX 1060 / RX 480). Главное, чтобы у графического адаптера было не меньше 6 гигабайт видеопамяти, а игра была установлена на пресловутый SSD.
Текст написал Роман Перов для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!