Предисловие, в котором автор приплетает Старфилд и говорит об оптимизации
Год вышел очень богатый на релизы, лучший на моей памяти с 2015 года. Не успеваешь пощупать один релиз, как через неделю уже выходит другой, не менее интересный.
В перерыве между Балдуром и Фантомом Свободы, я решил сыграть в один маленький долгострой от инди-студии Bethesda под названием «Старфилд». Я уже играл в их игры, в определенной степени мне даже нравились некоторые аспекты как например стрельба в Фэллауте 4 и…ну, на этом наверное все. Ничего не имею против фанатов Бефезды, но мне очень жаль, что Microsoft все еще не знает как использовать IP фэллаута (дать Крису Авеллону деньги, 2-3 года, собрать оригинальную команду разработчиков нью вегаса и выкатить наконец лучший сиквел к моему любимому политическому симулятору 2010). В общем и целом, поиграл я в старфилд, побегал в нем часа 3 и понял, что буквально ничего меня в этой игре не зацепило, времени на 100 часов для раскрытия не было. Снес её и со спокойной душой стал ждать релиза Фантома Свободы.
Проходил я её на двух девайсах — ноутбук Lenovo Legion 5 Pro и Steam Deck. Один имеет на борту RTX 3070, а другой — благословение Габена и целую команду, которая оптимизирует производительность системы под различные, требовательные проекты.
На обоих девайсах игра шла хорошо, RTX 3070 уверенно выдавала 60 кадров на ультра настройках (естественно без рейтрейсинга). Стимдэк вдвое меньше, но мне это не особо помешало в прохождении. Что касается багов — я встретил три типа оных — постоянное пропадание всех звуков, кроме пердежа и кряхтения Ви если вы скипаете диалоги, NPC’и которые не хотят выполнять заданные им скрипты, из-за чего квест нельзя закончить (квест с боксёром Ареном), но можно провалить и 2 вылета за все прохождение. Не идеально, но не то чтобы криминально плохо.
Ну и хотелось бы начать с главного, на мой взгляд, аспекта всей игры — сюжета. Минорные спойлеры присутствуют. Если вы играли в основной сюжет киберпанка — можете сразу переходить ко второй части данного текста.
Часть первая, в которой автор считает, что Джонни Сильверхэнд — мудак
Киану Ривз неплохой актёр, колоритный, интересный, с несколькими типажами разной успешности. В оригинальном Киберпанке 2077 он, по факту, играет протагониста игры — Джонни Сильверхэнда, который успешно забирает у игрока (Ви) всю независимость решений, который тот предпримет в процессе прохождения.
Ви, это не аватар игрока в мире Киберпанка, это аватар Джонни, который постоянно нудит, пиздит и показывает, кто НА САМОМ ДЕЛЕ главный лицо этой игры. И ладно бы Джонни Сильверхэнд был претенциозным, противоречивым персонажем, который не диктует игроку как ему действовать, а всего лишь излагает мнение по поводу его решений (здарова, Улисс из Dead Money). По факту — Джонни Сильверхэнд обыкновенный гондон, который на хую вертел каждого кто ему был близок, пока был жив. Воскреснув, он снова решил навязывать его единственному собеседнику единственно правильное (его) мнение на происходящие вокруг события.
И вот такого персонажа Киану Ривз должен был отыграть. Признаюсь, в 2020 году, 9 декабря, когда я начал проходить игру, я не замечал уровень кринжа, которая прописана в персонаже Джонни Сильверхэнда, хотя он учавствует почти в каждом побочном квесте, и, естественно, в каждом сюжетном задании. Но после первого и последующих прохождений игры, это стало ОЧЕНЬ бросаться в глаза. Постоянные тирады о его ошибках, сожалениях и абсолютно нулевый прогресс в развитии персонажа — вот с чем игрок заканчивает игру, если не идёт на поводу у многолетнего долбоёба.
Меня всегда раздражало, что какое-либо подобие позитивной концовки в киберпанке это поход на арасаку соло, либо пожизненная проституция своего тела дегенерату, который любит текиллу. Это очень раздражает в игре, где в основном — хорошие персонажи, с прописанными мотивациями, историями, в которые интересно погружаться и которые интересно писать самому, благо вариативность в квестах имеется, хоть и малая. Из-за того, что главным героем всей игры является не Ви, а ебанат с металлической рукой, я в своё время поставил этой игре 7/10, благо у меня не было ПС4 и играл я на ПК, не будучи наёбанным славными поляками в белых пальто из компании СиДи Проджект Ред.
ДЛС исправляет это, моментально повышая оценку всей игре на, как минимум, один балл. Но «Фантом» хорош не только тем, что Джонни Сильверхэнду можно указать на его место у параши перед тем как его убьют, но и рядом других причин.
Часть вторая, в которой автор считает, что персонажи Фантома Свободы — хорошие, проработанные и мотивированные мудаки
Главные персонажи данного ДЛС — Рид, Сонгбёрд и местная версия любого милитаритского диктатора Курт Хансен. Также на огонёк заскакивает президент Новых Соединенных Штатов Америки — Розалинд Майерс, которую игроку в начале нужно спасти, а под конец — захочется убить.
Один из главных селлинг поинтов этой игры — персонаж Рид — был сыгран Идрисом Эльбой, который на мой взгляд достойно выполнил свою работу. Идрис отлично отыгрывает гос.солдафона, у которого есть свои понятия о чести, свободе и о боевых товарищах. Персонаж походу игры развивается, постоянно раскрывая новые детали о себе, и в зависимости от концовки, может раскрыться как единственный человек, который не наебет Ви. Самое главное — он не забирает экранное время у игрока, не появляется ни к месту и даёт пространство для отыгрыша (опять же мизерное, но в разы больше чем с Сильвехэндом). С кастом Эльбы Проджект Рэд попали в точку, он отлично отыгрывает заёбанного, профессионального до мозга и костей шпиона, который ощущается как противник, с которым не хочется встречаться лицом к лицу. С другой страны жаль, ведь очень хотелось залутать себе его неебически крутое пальто.
Второй персонаж, который на мой взгляд в целом обозначает весь «Фантом Свободы» — Сонгбёрд. Лучший нетраннер на планете земля, на службе у президента НСША. Авторы прописали её таким образом, что она кажется единственным персонажем, который понимает и искренне хочет помочь Ви. Не вдаваясь в подробности, она в какой-то степени является отражением персонажа, пытаясь освободиться от оков правительства. Призрачная свобода, которую она пыталась найти раньше и будет искать в процессе прохождения дополнения преследует и игрока, который ищет способы обрести свободу от скоропостижной смерти. Благо основное правило Найт Сити — отсутствие однозначно «хороших» или «плохих» персонажей работает и с ней.
Ну и Курт Хансен, который мне не особо запомнился из-за малого экранного времени и очень незапоминающейся смерти. Стоит однако признать, что все уровни с его участием (около 30 процентов игры), сделаны просто отлично. Атмосфера, постановка, второстепенные персонажи (французские близнецы) — это пик этого ДЛС. Также отдельно хочу выделить Мистера Хэндса, который лично для меня забрал пальму лучшего фиксера в Найт Сити благодаря диалогам с ним. Любители Нью Вегаса прекрасно поймут, кого он напоминает. От главного (и единственного фиксера) в Песичьем Городе, перейдем к дополнительным квестам.
Часть третья, в которой автор хвалит лучшую часть этой игры и рассказывает про геймплей после патча 2.0
Вообще, если бы разработчики изначально вырезали кучу однообразных, юбисофтоподобных квестов из игры, сократив при этом её хронометраж на процентов 20-30, мы бы имели одну из самых лучших игр в истории в плане наполнения дополнительными квестами.
В этом дополнении второстепенных квестов не так много (не больше 20). Но в отличии от основной игры каждый квест имеет предысторию, диалоги и развязку, почти всегда вариативную. Сухой текст с набором информации и главной целью все еще имеется, но выступает сугубо как доп.информация, которая не является основным инструментом поветствования.
Единственный минус — количество этих квестов. Я прошел всё дополнение, включая сюжет и побочные задания за два вечера. Это не идёт ни в какое сравнение с Кровью и Вином, которая в целом могла тянуть на продолжительность отдельной игры.
Проходил я за старого персонажа, которому нужно было перераспределить все очки опыта и пересобрать его в изначальную форму — смертоносный нетраннер, который убивает все и вся издалека. Откровенно говоря, я не заметил сильно большой разницы между новой и старой системой прокачки. Возможно, это из-за нормальной сложности игры, в которой враги не превращаются в губки для урона, возможно, это путь развития нетраннера который и в старой версии игры был одним из самых очевидно сильных в стелсе.
Новая система преследования копов делает игру иммерсивнее. Теперь копы не телепортируются за спину персонажа и не пропадают, после того как вы сели в любую рухлядь и поехали прямо. Они ходят по улицам, вызывают подмогу и в случае ощутимого геноцида мирного населения Найт Сити — вступают с игроком в погоню. Одной из лучших геймплейных механик стала новая система боя из автомобиля, которая и выглядит хорошо, и играется приятно. Тут одни плюсы.
Улучшает ли версия 2.0 что-либо еще? Нет. На мой взгляд, геймплей оригинального Киберпанка был хорош и то что очевидно можно было улучшить — улучшили. Киберпанк все еще ни разу не Deus Ex в плане иммерсивности и вариативности прохождений, но он и не должен быть, благо стрелять и заниматься хакингом в этой игре лично мне приятней.
Часть четвёртая, в которой автор подводит итог
Я специально нагуглил прайс Крови и Вина (20 баксов) на момент выхода для того чтобы сравнить, насколько оправдана цена в 30 вечнозеленых. Учитывая инфляцию которая составила примерно 28 процентов, цена более-менее оправдана.
Опять же, возникает вопрос как поляки умудрились в 2016 за год выпустить дополнение, которое по продолжительности вдвое дольше дополнения Киберпанка, но я полагаю разработка дорожает и длинеет одновременно.
Это ещё учитывая, что для меня Ведьмак 3 состарился довольно плохо. От главного сюжетного квеста пахнет духотой, спасают десятки неплохих и единицы хороших квестов в основной игре. В плане дополнений, что Каменные Сердца, что Кровь и Вино для меня на несколько голов выше основной сюжетной линии.
Фантом Свободы закрыл вопрос с концовкой основной игры, добавил в неё еще больше качественных персонажей и в целом оставил положительные впечатления.
Жаль только, что за почти два года с момента выхода, можно было сделать значительно больше.