Стремительное развитие технологий дало нам уникальный шанс. Мы можем наблюдать в динамике, какие идеи выглядели интересно и с треском провалились. А также какие идеи прижились, и теперь мы используем их каждый день в той или иной форме.
Старые журналы PCMag за 2003 и 2004 год станут для нас с вами «машиной времени». Там мы обнаружили интересные прогнозы, любопытные прототипы и самые интересные устройства того времени. Пристегнитесь, вас ожидает небольшое, но яркое путешествие на пару десятков лет назад. Подробности — под катом.
Цифровая ручка
Начало миллениума было поистине роскошным временем для экспериментов. Именитые бренды могли себе позволить не только придумывать концепты, но и заказывать для них уникальный дизайн. Одним из таких концептов стала цифровая ручка Intelli-pen. За дизайн отвечало именитое бюро Frog Design, а за электронную начинку — всеми любимая на тот момент Motorola.
Идея заключалась в том, чтобы любой бумажный документ, который писался от руки, одновременно превращать в цифровой. Получается сразу два варианта: на бумаге и в «цифре». Алгоритмы полнотекстового поиска по рукописным заметкам на тот момент уже существовали, что представляло эту идею ещё более привлекательной.
Авторы устройства делали ставку на то, что рукописный ввод являлся наиболее привычным способом записи любой информации. Они не прогадали, и эта идея воплотилась в целый класс устройств, которые за 20 лет сильно эволюционировали и остались на рынке:
Так, подобную цифровую ручку можно легко приобрести за сотню долларов, например, тут. Они теперь синхронизируются с любыми смартфонами и стали гораздо функциональнее. Вот только это не стало массовым явлением, и их аудитория лишь те, кто недолюбливает иные способы делать заметки. Остальные же прекрасно справляются с этим при помощи смартфона или по старинке — с помощью бумаги и обычной ручки.
Электронная газета
Электронная бумага была придумана очень давно, ещё в 70-х годах прошлого века. Первые прототипы были разработаны в компании Xerox, но какого-либо коммерческого применения они не получили. Спустя 20 лет уже другая команда исследователей, впоследствии основавшая компанию E Ink Corporation, создала свою собственную версию электронной бумаги и в тандеме с Philips вывела её на рынок.
Такая интересная альтернатива ЖК-экранам не осталась незамеченной. Так что многие R&D-департаменты крупных компаний негласно соревновались между собой, придумывая прототипы устройств с электронной бумагой. Сотрудникам подразделения IBM Research казалось, что они нашли идеальный кейс: электронная газета на гибкой электронной бумаге.
Экономия на обычной бумаге, типографской краске и оборудовании — преимущество для издательств. Удобство чтения, низкое потребление энергии и портативность — для конечных пользователей. Можно сказать, что в IBM не прогадали, и развитие E Ink действительно пошло по этому пути. В 2007 году Wexler выпустил свою модель Flex One, правда, значительно меньших размеров, которая обладала большинством фишек прототипа IBM:
Компьютер в клавиатуре
Пожалуй, не стоит говорить, что концепция компьютера в клавиатуре стара как мир. От Radio Shack TRS-80 и до современного Raspberry Pi 400. Так что появление Elite-4 Zero-Footprint-PC от Cybernet Manufacturing с весьма современным для 2004 года «железом» на борту было вполне ожидаемо. Его позиционировали в качестве недорогого и, что немаловажно, компактного решения для замены обычного десктопного ПК.
По рассказам реальных владельцев этой штуки, спроектирована она была на совесть. Вся нижняя часть очень прочная и сделана из металла, а не пластика. Кстати, это же делало компьютер очень тяжёлым. Каких-либо проблем с внутренней компоновкой не было, равно как и с охлаждением. Жёсткий диск от IBM, чипсет и видео от SiS. Вот только ходят слухи, что OEM-производителем была вовсе не Cybernet, а HeiSei Electronics. Это выяснил один из пользователей, поискав MAC-адреса сетевых карт в общедоступной базе данных IEEE. Вроде бы у них была собственная версия компьютера в таком форм-факторе.
Концепция «компьютер в клавиатуре» для 2023 года остаётся актуальной, что подтверждает тот же Raspberry Pi 400. Это до сих пор может быть отличным форматом, который напоминает пользователям о ретрокомпьютерах и игровых консолях вроде ZX Spectrum. Ну а Cybernet Manufacturing дожила до наших дней, занимаясь производством промышленных компьютеров, в основном для медицинских учреждений.
Автомобиль с автопилотом
Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) уже очень давно занимается темой беспилотных автомобилей. В качестве мотивации в 2004 году они предложили 1 млн долларов той команде, которая построит автомобиль, способный самостоятельно преодолеть 240 километров за 10 часов по пересечённой местности.
На вызов ответили 15 команд, но ни одна из них не достигла успеха, а приз остался у DARPA. Дальше всех проехал автомобиль, разработанный командой Университета Карнеги-Меллон, вот только расстояние было невелико — чуть менее 12 километров. Второй тур состоялся уже в следующем году, а размер приза был увеличен вдвое.
Удача улыбнулась команде из Стэнфорда — их автомобиль прошёл всю трассу менее чем за 7 часов. Наработки этого проекта, чрезвычайно занимательного и сложного, были внимательно изучены. Полученный опыт лёг в основу дальнейших разработок беспилотных авто.
На 2023 год использование беспилотных автомобилей пока что ограничено. Три наиболее важных игрока на рынке: Tesla, General Motors и Rivian. Но, судя по всему, до будущего, в котором у автомобилей вообще не будет водителя, ещё далеко. Поживём — увидим.
Переводчик в кармане
Отсутствие знания иностранных языков всегда было проблемой. Английский, конечно, был и остаётся универсальным языком, но в некоторых странах, зная только английский, вы вряд ли сможете чувствовать себя комфортно. В той же Венесуэле или Японии он будет проблемой для местных, а изъясняться языком жестов — так себе удовольствие.
Задача создать первый компьютерный переводчик была решена ещё в 1954 году. Тогда компания IBM в сотрудничестве с исследователями из Джорджтаунского университета создали GAT (Georgetown Automated Translator), работавший на мейнфрейме IBM 701. Это был крайне примитивный переводчик, оперировавший 6 грамматическими правилами и 250 лексическими единицами. Разумеется, предложения для первой демонстрации системы были специально подготовлены, а словарь не был слишком обширным. Любопытно, что в качестве языка был выбран русский, с которого системе нужно было перевести 60 предложений на английский.
К 2003 году были очень популярны PDA, то есть Personal Digital Assistant. Эти миниатюрные компьютеры стали отличной платформой для совершенствования систем машинного перевода. Так, например, Phraselator представлял собой PDA с приложением, позволяющим переводить английский язык на 40 других языков. Оно не умело генерировать слова и фразы на лету, всё было предзаписано и сильно сжато с использованием формата MP3.
Cистема распознавания речи помогала верно выбрать ответную фразу и воспроизвести соответствующий MP3-файл примерно в 70 процентах случаев. Сейчас, в 2023 году, такое кажется анахронизмом, однако тогда это был реальный прорыв. Вспомните, с чего всё начиналось, когда в очередной раз воспользуетесь Google Translate.
Игровая консоль или PDA
Раз уж речь пошла о PDA, то не можем не упомянуть любопытное устройство — Tapwave Zodiac. Представьте себе миниатюрную игровую приставку на базе PalmOS, оснащённую процессором Motorola i.MX1 ARM9 с тактовой частотой 200 МГц, 32 Мб оперативной памяти и графическим ускорителем ATI Imageon W4200 2D.
Такой запас мощности позволял слушать музыку в MP3, смотреть фильмы и играть в такие игры, как DOOM II или Duke Nukem. Разумеется, речь шла лишь об устройстве с экраном 480 × 320, но зато полностью портативном и оснащённом Bluetooth. Помимо мультимедийных функций, операционная система PalmOS к тому времени обзавелась большим количеством доступных приложений, и это делало Tapwave Zodiac универсальным портативным компьютером, который легко брать с собой.
Увы, но продажи оказались мизерными. Tapwave опоздали, ведь на рынке уже были хорошо зарекомендовавшие себя консоли PSP и Nintendo DS. Так что устройства Zodiac были сняты с производства уже в 2005 году. Любители раритетов легко найдут себе такой гаджет на eBay, вот только ценник кусается — от $500 до $1 500.
Самый компактный
Мы уже рассказывали на Хабре про интересную «таблетку» Compaq TC1000 на базе VLIW-процессора Transmeta Crusoе. Процессоры этой линейки ставились ещё во множество интересных устройств, таких как Sony Vaio C1 PictureBook и Toshiba Libretto L1. Но самым необычным был UMPC OQO model 01. Это творение гениев из Калифорнии вошло в Книгу рекордов Гиннеса 2005 года как самый маленький полнофункциональный компьютер в мире.
Правда, цена на этот гаджет кусалась, а вот удобство использования вызывало вопросы. С одной стороны, это действительно был полноценный ПК в кармане. Но с другой — чтобы реально им пользоваться, нужно было иметь при себе док-станцию или кучу переходников. Крохотный экранчик просто не вмещал в себя всё необходимое, а использование масштабирования проблему не решало.
На ровной поверхности OQO не стоит, каких-либо ножек вообще не предусмотрено. Зато аппаратная клавиатура — это то, чего в 2023 году реально в смартфонах не хватает, поклонники Blackberry поймут. Увы, но UMPC сейчас — это нишевый продукт, спрос на который есть у очень ограниченной аудитории. Тем не менее если миниатюрные решения вроде OQO вам нравятся, то GPD MicroPC вам тоже придётся по вкусу. Но ценник на него тоже не самый гуманный.
Цифровые плееры
Осень 2001 года стала переломным моментом в музыкальной индустрии. Именно тогда, когда вышла первая версия Apple iPod. За следующие 22 года были проданы умопомрачительные 450 млн экземпляров. Такое не могло пройти незамеченным, и множество конкурентов попробовало ухватить свой кусок рынка. Здесь стоит остановиться на плеерах от Creative и Archos.
Creative славилась своими звуковыми картами. Первая аудиокарта Creative SoundBlaster была представлена в 1989 году, и на какое-то время это название стало синонимом аудиокарты. Увидев, насколько активно люди раскупают аудиоплееры, Creative решился на эксперимент. Взяв один из принадлежащих ему брендов NOMAD, разработали линейку плееров Jukebox Zen. Но уже с 2005 года от NOMAD в названии откажутся, а плееры будут называться Creative Zen.
Увы, но ни качество самих плееров, ни вложенные 100 млн долларов на раскрутку, ни приглашённые звёзды не смогли сместить iPod с пьедестала. После ряда юридических тяжб между Apple и Creative конкуренция была прекращена, а Creative даже присоединилась к программе аксессуаров Made for iPod. C 2014 года линейка Zen была снята с производства, а Creative сосредоточился на иных продуктах, оставаясь лидером в производстве топовых аудиокарт.
История Archos также насчитывает добрых три десятка лет. Именно эта компания стала первопроходцем на рынке портативных аудиоплееров. Первой ласточкой стала модель Jukebox 6000, имевшая на борту жёсткий диск на 6 Гб. Это позволяло иметь в кармане неплохую музыкальную подборку в формате MP3. Именно большой объём памяти, да ещё и с возможностью апгрейда, принёс этой модели популярность. Они, разумеется, старались развивать свою линейку аудиоплееров, но увы. Последняя модель, по нашим данным, вышла в 2010 году, после чего история с аудиоплеерами была завершена.
В 2023 году аудиоплееры в виде отдельного устройства — удел аудиофилов, а выпускают их в основном отдельные бренды, например Astell & Kern, FiiO и COWON. Ну а если тратить много денег не хочется, то всегда можно найти старенький iPod Classic, заменить жёсткий диск на переходник с несколькими картами памяти, поставить новый аккумулятор и перешить на открытую прошивку Rockbox:
Интернет в каждый дом
Забавно, но всего лишь 20 лет назад распространение устройств для доступа к интернету считалось одним из приоритетов. Даже цели ставили — достичь 50% доступности для населения планеты. Чтобы обеспечить развивающиеся страны дешёвыми устройствами для доступа в сеть, придумывали разнообразные проекты вроде PIC (Personal Internet Communicator).
Основными заказчиками PIC были интернет-провайдеры. Они стали ставить их в качестве клиентских устройств. В роли операционной системы была Windows CE, причём без возможности её переустановки. Оригинальный BIOS, в принципе, не позволял пользователю вмешиваться в процесс загрузки. Но вот если BIOS перепрошить, то появлялась возможность поставить Windows XP или любой 32-битный дистрибутив Linux.
Помимо обеспечения доступа в сеть, создавались гуманитарные инициативы вроде OLPC (One Laptop Per Child), помогающие детям из бедных стран получать доступ к образованию. Целью было создать дешёвые ноутбуки для обучения детей. Стоимость такого ноутбука не должна была превышать 100 долларов США. Кроме того, энергопотребление должно не превышать 2-3 ватт, а сам он должен работать под управлением свободной операционной системы.
Интерактивная консоль
Завершим наше путешествие в прошлое забавной игровой консолью с труднопроизносимым названием XaviXPORT. Она ещё была известна под названием Domyos Interactive System и продавалась в сети магазинов Decathlon. На деле же это была перелицованная японская консоль для фитнеса от SSD Company Limited. Контроллеры для неё выпускались в виде миниатюрного спортинвентаря — например, теннисных ракеток.
Создатели этой забавной штуки были инженерами из Nintendo, работавшими в своё время над NES. Чтобы избежать взлома и снизить цену консоли, микропроцессоры были встроены в сами картриджи с играми. Рекомендованная цена на эту консоль составляла $79,99. Но известно, что комплект с игрой в теннис или боулинг на распродаже Spring Cleaning 2013 в США продавался всего лишь за $19,99. В этом же году социальные сети XaviXPORT были закрыты, а сайт повисел 4 года до истечения срока действия домена, после чего прекратил своё существование.
За всё время жизни XaviXPORT было выпущено 23 игры, а некоторые игровые картриджи, помимо процессора от NES/SuperNES, оснащались ещё и встроенной камерой для отслеживания движений игроков. Если вспомнить 2006 год, то мы увидим, что принцип переноса реальных движений в игру был в полной мере реализован на консоли Nintendo Wii с контроллерами Wii Remote и Wii MotionPlus. Все дальнейшие консоли от Nintendo продолжили поддерживать эту фичу и сделали её одной из наиболее запоминающихся особенностей игрового процесса.
Надеемся, вам понравилось сегодняшнее путешествие в прошлое. Будем рады вашим комментариям.