Как реже умирать и чаще выигрывать.
Продолжаем рубрику «Основы», в которой рассказываем о тонкостях мультиплеерных игр. В комментариях под статьёй про Overwatch один из читателей предложил написать гайд по Rainbow Six: Siege и более того — написал. Мы отредактировали и опубликовали материал.
Rainbow Six: Siege — отличная игра, но её часто обходят стороной. Причины, в общем, понятны — у шутера от Ubisoft слишком большой порог входа, и нужно приложить много усилий, прежде чем он начнёт приносить удовольствие. Случается это, как правило, через сотню-другую часов после того, как игру впервые захочется бросить, так что этот момент может и не наступить.
Основных причин для расстройства у новичков две — баги и огромное количество нюансов, без знания которых умирать придётся очень часто. В данном тексте я хочу сосредоточиться на последнем и рассказать об основных моментах, которые помогут совершать меньше ошибок во время игры.
Общие советы
Главное оружие в игре — это знание, информация и умение быстро думать на несколько шагов вперёд. По большому счёту, вам даже не обязательно хорошо уметь стрелять (это крайне желательно). Быть важным игроком в команде можно даже с нулём убийств.
Карты
Первое, что необходимо сделать — изучить планировку всех карт. Это не так просто, как может показаться, так как недостаточно просто знать расположение всех комнат и коридоров. Помните, что большинство стен и полов в игре разрушаемы, а значит карта не статична и меняется на протяжении всего раунда. Вам нужно понимать последствия этих разрушений.
Пример прерывания захвата контейнера на карте Oregon
Даже если вы сами не планируете общаться со своими тиммейтами, знание названий всех комнат на карте пригодится, чтобы понимать подсказки. Для части комнат у сообщества сложились собственные наименования (например, «piano room» можно услышать гораздо чаще, чем оригинальное название комнаты), но большинство из них принято называть официальными именами — они пишутся в игре возле компаса. К сожалению, в русской версии названия комнат тоже переведены, поэтому я бы рекомендовал поставить английскую.
Неплохой способ изучить карты — играть в режиме «Антитеррор» (игроки против компьютерных оппонентов) в одиночку. Запоминайте комнаты, подмечайте их названия, разрушайте потолки и стены. К сожалению, боты пока не используют и десятой доли всех хитрых тактик, которые придумали люди, поэтому игра с ними должна быть лишь дополнением к тренировке в рейтинговой игре, а не её заменой.
Коллауты
Важная часть командной игры — это снабжение союзников полезной, точной и актуальной информацией. Помните, что вы не репортёр и не комментатор на турнире, не нужно оповещать команду о каждом шаге противника — это будет лишь засорять эфир и мешать слушать не менее важные звуки игры. Не забывайте, что R6 — динамичная игра, где информация устаревает очень быстро. Если вы не уверены в актуальности или точности своей подсказки — явно обозначьте это: «Возможно, он вернулся на точку» или «Последний раз я его видел на кухне». Если вам нужно указать конкретную область комнаты или здания — пользуйтесь компасом.
Постарайтесь не принимать решения за тиммейта в ситуации, когда вы умерли, а он ещё жив. Когда вы говорите человеку, что делать, вместо того чтобы снабжать его информацией и позволять самому принимать решения, вы заставляете его по сути выбирать между своим планом и вашим, а это явно не то, чем он должен заниматься в напряжённой ситуации.
Перестрелки
Полезность игрока не всегда зависит от умения стрелять, однако обладать этим навыком не помешает. Основным полигоном для улучшения меткости может стать режим «Антитеррор», в котором вы должны убивать врагов только выстрелами в голову. Старайтесь всегда держать прицел на уровне головы и возле потенциальных точек появления врага (двери, лестницы, окна). Добавляйте себе челленджи, которые могут подготовить вас к реальной игре (например, зачищать комнаты не перезаряжаясь, пытаться убить врагов по информации с дрона, не помечая их, играть только с одиночным режимом стрельбы и т.п.).
Помните про так называемый peeker’s advantage. Этот аспект есть во всех сетевых играх, но в Siege он особенно актуален. Когда вы выбегаете на врага из-за угла, то вы его видите чуть раньше, чем он вас. Насколько раньше — зависит от скорости вашего перемещения и от пинга между вами и сервером. Вывод из этого примерно такой: если вы знаете, что враг за углом, то воспользоваться данным преимуществом можно выбежав из-за угла на максимально возможной скорости. Не давайте применять это по отношению к вам.
Используйте окружение. Если вы хорошо изучили карту, то уже знаете, какие укрытия можно пробить, а какие — нет. Мне доводилось видеть, как враг скрывался от моего союзника за деревянной стеной — старайтесь, чтобы с вами такого не случалось.
Старайтесь не стрелять из одного и того же места два раза подряд. Если вы промахнулись по врагу и скрылись за укрытием — попробуйте атаковать с другой стороны, будьте непредсказуемым. Например, выглядывать из-за укрытия, чередуя стороны в одинаковом порядке и через одинаковые промежутки времени — очень плохая идея.
Звуки
Одним из главных способов получения информации в игре является звук, и без хороших наушников ваши шансы быть убитым значительно повышаются. Звуки в игре издаёт практически всё: перезарядка, прицеливание, передвижение, использование камер и дронов. Даже Caveira — персонаж со способностью передвигаться почти беззвучно — может быть услышан внимательным игроком.
Для игры была разработана особая система, которая отвечает за распространение звука. Суть её в том, что звук не только проходит сквозь стены по прямой линии, но и находит кратчайший путь без преград. Таким образом, если вы смотрите на стену, за которой шумит враг, но справа от вас есть открытая дверь, то вы слышите его именно справа. Наличие дыр в стенах, в свою очередь, помогает звуку пройти сквозь неё. Каких-то особых советов здесь нет, но на всякий случай повторю очевидное: по возможности играйте в наушниках и без посторонних звуков, слушайте каждый шорох и пытайтесь догадаться, что за ним последует.
Игра за защиту
Цель атаки, если упрощать, состоит в том чтобы за отведённое время окружить комнату с объектом, исключить обход с флангов и выполнить поставленную задачу. Цель защиты — помешать на каждом из этих этапов. Помните, что вы не должны идти к врагу, а ему рано или поздно придётся идти к вам. Он не может прятаться все три минуты, отведённые на раунд, а вы можете. Таким образом, всё что вам нужно делать — выживать и тратить время врага.
Оперативники
Первое, что нужно понимать при выборе и игре за определённого оперативника — его гаджет, а так же область и время его применения. Оперативник Rook в начале раунда ставит сумку с дополнительной броней, и на этом его работа, можно сказать, закончена. Если он умрёт в самом начале игры, то это будет не самая большая потеря для команды.
С другой стороны, Smoke (основной гаджет — дистанционная газовая граната) может выигрывать раунды в одиночку, просто не давая атакующим зайти в помещение в последние 30 секунд матча, и его устранение чревато большими сложностями для защиты.
Основная идея такова — если вы ценный оперативник, то вы не должны рисковать больше остальных, если вы нужны на точке — не бегайте по всей карте.
Фаза подготовки
В начале раунда у вас есть некоторое время на то, чтобы подготовить оборону. Знать заранее, как будет атаковать противник, невозможно, но можно попробовать догадаться и разделить доступные вам ресурсы.
Первый и главный ресурс — это укрепления (не позволяют уничтожать стены обычными средствами), которых в команде может быть до десяти штук. До определённого ранга принято считать, что комнату с объектом обязательно нужно укреплять, но это не так. Помните, что укрепления могут сослужить хорошую службу не только вам, но и врагу. Например, комнату Kid’s Bedroom очень любят укреплять на низких рангах.
Давайте представим ситуацию, что оперативники врага всё таки проникли в неё и устранили всех, кто был внутри (что достаточно легко сделать). У защиты теперь только два входа в комнату и их очень просто держать под контролем. Именно поэтому на более высоких рангах в этой комнате никто никогда не сидит, а её стены уничтожаются защитой ещё на стадии подготовки. Вот как просто защищать эту комнату, когда она укреплена:
Всегда думайте на несколько шагов вперёд. Если в 9 из 10 случаях вашу комнату с объектом атакуют с верхнего этажа, то нет ничего странного в том, чтобы инвестировать часть ресурсов в удержание этого этажа. Ещё один достаточно важный и зачастую недооцениваемый ресурс — это колючая проволока (замедляет противника, попавшего в неё). Есть определенный смысл в том, что предпочитать её всем остальным гаджетам защиты.
Во-первых, колючая проволока даёт вам звуковой сигнал о продвижении врага. Иногда вы даже можете убивать врага сквозь стену, просто ориентируясь на звук «колючки» и зная её местонахождение. Даже если враг решит её уничтожить — вы уже будете предупреждены о его продвижениях.
Во-вторых, колючая проволока здорово замедляет врага, что может быть особенно критично в последние секунды раунда. Победить из-за того, что враг просто не успел добежать до заложника — вполне реальный сценарий.
В-третьих, колючая проволока позволяет нивелировать уже упомянутый peeker’s advantage. Лучшие места для размещения — на лестничных пролётах, под люками, в коридорах, возле заложника и вообще в местах из которых противнику выгодно вас атаковать, быстро возвращаясь обратно в укрытие. Помните, что врагу должно быть неудобно её уничтожать — не ставьте её слишком близко к укрытию (тогда он сможет уничтожить её руками, даже не высовываясь) и слишком близко к другим колючим проволокам (тогда их можно будет уничтожить одной гранатой).
Роуминг
Роуминг — это очень эффективная и очень важная тактика, которая заключается в игре на некотором удалении от комнаты с объектом. Как вы помните, у атакующей стороны есть три минуты чтобы добраться до объекта и выполнить задачу. Если враг понимает, что ему можно не опасаться неожиданной атаки с фланга, то времени и ресурсов обычно хватает на то, чтобы спланировать и осуществить штурм.
Многие считают, что цель роумера — убить как можно больше врагов, но это не так. Главная его задача — тратить время и заставлять атакующих чувствовать себя некомфортно. Роумер, который никого не убил и умер, две минуты отвлекая на себя половину команды — прекрасно выполнил свою работу. Ещё одна разновидность этой тактики — спрятаться в безопасном месте и не давать о себе знать, пока команда врага не отвлечётся на штурм объекта. Этим моментом стоит воспользоваться, чтобы попытаться застать противника врасплох и зажать между двух огней.
Помните, что при роуминге нужно понимать, когда пришло время возвращаться назад. Если на объекте стремительно начинают умирать союзники, значит вам срочно нужно возвращаться. Если до конца раунда осталась минута — нужно возвращаться. Если вы сидите в другом здании и в течение минуты в него так никто и не зашёл — пожалуй, вам нужно возвращаться. Атаке играется гораздо легче, если у защиты нет роумеров. Но справедливо и обратное — если вся вражеская команда роумит, то захватить объект обычно не составляет труда. К сожалению, именно вам придётся следить за количеством роумеров. Если их слишком много — вежливо попросите часть команды вернуться на объект.
Улица
В основном, атакующие расценивают улицу как свою территорию и перемещаются по ней свободно. Если защищающийся попытается выбежать за пределы здания, то всего через пару секунд вся команда врага получит оповещение об этом вместе с точным местоположением выбегающего. Не смотря на эти ограничения, не стоит воспринимать улицу как закрытую зону.
Во-первых, враг нигде не должен чувствовать себя комфортно. Чем большего количества углов ему нужно будет опасаться и чем тяжелее ему будет дойти до здания — тем лучше для вас. Во-вторых, иногда противники могут достаточно эффективно удерживать комнату, свешиваясь снаружи на тросе. Вашим союзникам достаточно тяжело будет избавиться от Fuze или Blackbeard за окном, но для человека, выбежавшего наружу, они будут лёгкой мишенью. Не забывайте, что враг может быть готов к этому или даже специально провоцировать вас — убедитесь, что не подорвётесь на клейморе и не получите пулю от прикрывающего.
Финальный штурм
Скорее всего, к моменту финального штурма вы уже будете представлять, с какой стороны он будет вестись. Здесь важно правильно оценить и разделить оставшиеся ресурсы. Если у вас есть возможность и уверенность в собственных силах — попробуйте обойти врага со спины, так как в этой фазе он наиболее уязвим. На некоторых точках можно разбить люки в полу — сделайте это в первой половине раунда и во второй вы сможете использовать их для перемещения в уже проверенные противником зоны.
Не рискуйте, если нет необходимости. Когда до конца раунда остаётся 10 секунд, и противник точно не успеет установить деактиватор, не давайте ему шанса на победу — просто займите укрытие и не высовывайтесь.
Игра за атаку
Спланировать и осуществить финальный штурм, уложившись в три минуты, само по себе достаточно сложно. Однако у атакующей стороны есть определённые преимущества перед защищающимися.
Дроны
Значительная часть дронов погибает в фазе подготовки, стремясь вывести противника из себя оповещениями о том, что его пометили. Сложно придумать более бесполезное применение для этого гаджета, учитывая, что это вторая и третья жизнь, которой лишены защитники. Вот список более удачных применений устройства:
- Поместите дрон в комнату, которую обычно используют для спаункиллов или обхода с фланга. Таким образом, вы сможете попытаться избежать смерти ваших союзников в начале раунда, предупредить о готовящемся обходе с фланга или попытаться устранить роумера, который не подозревает о том, что его обнаружили.
- Поместите дрон в комнату, через которую вы собираетесь входить в здание. Достаточно часто вам могут устраивать засады в популярных точках для входа, и знание о готовящейся опасности может не только спасти вам жизнь, но и подарить бесплатное убийство.
- В крайнем случае, вы можете отвезти дрон близко к месту вашего появления и подобрать его на старте, чтобы потом использовать ещё раз.
Стоит отметить, что помечать врага с дрона нужно только в самом крайнем случае. Часто это приводит только к тому, что враг понимает, что его обнаружили и меняет свою дислокацию (на неизвестную вам) и/или уничтожает дрон, лишая вас ценного гаджета.
Играя за защитников, уничтожайте дронов и проверяйте места, где их обычно прячут — пропущенный дрон может стоить вам жизни, раунда и всего матча.
Совет для атакующих — используйте дронов как можно чаще. Проверяйте комнату в которую входите вы или ваши союзники, проверяйте отдельные этажи на случай затаившегося роумера, проверяйте полы на предмет ловушек. Хороший способ понять, усвоили ли вы этот совет — потерять всех своих дронов в самом начале раунда. Если вы при этом не начинаете чувствовать себя слепым котёнком, значит есть куда стремиться.
Гранаты
У атакующих (на момент написания статьи) есть три типа гранат: осколочные, светошумовые и дымовые. Очевидно, что осколочные гранаты предназначены для убийства противников, но не меняя важная их функция — уничтожать преграды на пути атаки. Щиты, колючие проволоки, баррикады — всё это стоит того, чтобы потратить часть своего запаса. Не забывайте, что вы можете «готовить» гранату и закидывать её рикошетом от стены.
Дымовые гранаты служат для перекрытия обзора врага. Важный момент — дым высчитывается на стороне клиента, то есть каждый из 10 игроков видит его по разному. Поэтому есть смысл использовать более одной дымовой гранаты за раз, а вот пытаться спрятаться в завесе не стоит. Хорошее применение дыма — кинуть его в проход комнаты, в которой вы прикрываете деактиватор. Врагу придётся пробежать сквозь дым, и у вас будет больше времени на то, чтобы среагировать.
Светошумовые гранаты — хороший гаджет, но на него не всегда можно положиться. Закидывайте их под углом и как можно ближе к противнику, не стесняйтесь использовать более одной штуки (особенно перед тем как запрыгнуть в комнату с объектом через люк). Не забывайте про гаджет оперативника Jager, который может уничтожить до двух гранат. Если вашему союзнику жизненно необходимо закрыть комнату дымом, но вы знаете, что часть гранат будет уничтожена этим девайсом, вы можете потратить свои светошумовые, чтобы расчистить ему путь.
Спаункиллинг
Можно долго спорить о честности этой тактики, но факт остаётся фактом — как минимум раз за матч вас попытаются убить в первые десять секунд. Каждый раз избежать смерти не получится, но следует соблюдать некоторые правила, чтобы сделать её менее вероятной.
Во-первых, сразу после начала матча займите укрытие. Да, большинство точек возрождения и так находится за укрытием, но не все. Более того, защищающиеся точно не раз удивят вас изобретательностью, поэтому чувствовать себя в безопасности на точке возрождения — большая ошибка.
Во-вторых, подождите 10-15 секунд. Часть тактик рассчитана на ваше незамедлительное продвижение, поэтому небольшое ожидание может спасти вам жизнь. Более того, игра отметит выбежавшего более чем на пару секунды противника и вы будете знать, с какой стороны его ожидать.
В-третьих, осторожно сканируйте взглядом здание из-за укрытия. Когда вы резко выбегаете перед зданием с 6-ю окнами на 3-х этажах, вам сложно рассмотреть его и понять, из какого окна вас пытаются убить. Если будете осматривать по одному окну за раз и проверять, не разбито ли оно, вам будет гораздо проще.
В-четвёртых, не воюйте со спаункиллерами, если вы ключевой оперативник для вашей команды. Вам просто нельзя умирать, но об этом — далее.
Оперативники
Так же, как и у защищающихся, у атакующих есть более и менее важные оперативники. Например, Thermite и Hibana — единственные персонажи, которые способны пробивать укреплённые стены. Их смерть до выполнения своей основной функции делает победу защиты во много раз более вероятной, так как им, по сути, не придется беспокоиться о значительной части комнаты.
Всегда помните свою роль. Если вы важны для команды, то вы не имеете права умирать от спаункиллеров, отправляться в одиночку на поиск роумеров и делать другие рискованные вещи до выполнения задачи своего оперативника. Тоже самое применимо и к человеку, у которого находится деактиватор. Если вы уносите его на другой конец здания и умираете, то защите даже необязательно оставаться на объекте — они могут просто охранять деактиватор, а атаке придётся тратить ценное время на то, чтобы его вернуть.
Зачистка
Затаившийся враг может доставить очень много проблем во второй половине раунда, поэтому нужно серьёзно озаботиться исключением такой возможности.
Давайте мысленно раскрасим карту здания в три цвета: красный значит, что в комнате с высокой долей вероятности есть враги, зелёный — что комната зачищена и можно не опасаться внезапного роумера, а жёлтый — что комната в целом зачищена, но совсем её исключать из списка опасных нельзя. Наша цель — к моменту финального штурма не оставлять позади себя красных и, по возможности, жёлтых комнат. Иногда это сделать достаточно просто. Например, взгляните на план карты Kanal.
Между двумя зданиями есть ровно один путь для защиты — Bridge. Если оставить дрона возле этого моста и следить за ним на протяжении всей фазы подготовки и ещё секунд 10-15 после начала раунда, то можно с большой вероятностью предсказать, будет ли кто-то там находиться или нет. А теперь взглянем на карту Club House.
В эту область тоже есть только один основной путь — по лестнице. Однако если защитник взорвёт две наружные стены, то он может перебежать из одной части здания в другую незамеченным (левая стрелка). Таким образом, мы не можем пометить эту комнату «зелёной» и необходимо предпринять дополнительные меры — оставить кого-то, кто будет нас прикрывать, поставить клеймор где-то на пути или просто иметь запомнить, что эту комнату не стоит упускать из виду.
Финальный штурм
Итак, пришло время для финального штурма. Успешность фазы во многом зависит от того, с какими ресурсами и каким количеством времени вы к ней подойдёте. Если вам не хватило времени для зачистки карты — следите за флангами, если вы уверены в том, что все оставшиеся враги в комнате с объектом — постарайтесь собрать как можно больше информации с помощью дрона, даже если у вас осталось совсем мало времени.
Начинайте планировать штурм ещё в фазе подготовки. Если враги уделяют больше внимания одной комнате с бомбой, чем второй, то направить свои силы на менее защищенную бомбу — хорошая идея. Помните, что вам не обязательно убивать всех противников. В ряде случаев вы можете установить деактиватор практически на улице и просто прикрывать его, пока время работает уже против защищающихся.
Командная игра
Rainbow Six: Siege — командная игра и одиночкам в ней действительно сложно. Абсолютно на любых рангах вам могут попасться тиммейты, которые будут ругать вас за каждый промах или могут убить, если им что-то не понравится. Защититься от такого можно только собрав свою команду и играя с ней, но, к сожалению, не каждому это доступно.
Если уж вы играете со случайными людьми, то попытайтесь не срываться на них и игнорировать их срывы. Очень союзники будут делать какую-то глупость, которая будет стоить вам победы, но ругать их бессмысленно. В большинстве случаев человек либо займёт оборонительную позицию, либо начнёт перепалку, в которой очень сложно будет уследить за игрой. Если стараться мотивировать людей и хвалить их за хорошие попытки — играть будет гораздо легче.
Если грубо критикуют вас — не обращайте внимания. Люди судят по конкретным эпизодам, не обращая внимания на картину в целом и не зная, как вы играете в остальное время. Я стал гораздо лучше играть именно после того, как перестал волноваться, что плохо играю.
Если вместо критики вам дают советы — вполне можно вступить в диалог. Вы узнаете что-то новое, а ваш союзник поймёт, что вам не наплевать, и вы готовы учиться.
Когда совсем ничего не получается, и игра начинает больше бесить, чем доставлять удовольствие — сделайте перерыв на несколько дней. Есть шанс, что когда вы вернётесь в игру, результаты вас приятно удивят.
Дополнительные источники информации
По очевидным причинам обо всех аспектах игры в одной статье рассказать не получится. Если вы заинтересованы в дальнейшем совершенствовании, то вот несколько мест, куда стоит заглянуть:
- /r/Rainbow6/ — практически всё, что происходит в мире игры, так или иначе попадает сюда. Здесь можно найти напарников, советы, новости и слухи о грядущих дополнениях;
- /r/SiegeAcademy/ — советы и руководства;
- Whiteboard — официальный сервис Ubisoft, который позволяет вместе с друзьями создавать свои планы атаки и защиты на каждой из представленных в игре карт. К сожалению, работает он не очень стабильно;
- r6maps — похожий сервис, но он, скорее, для персонального использования. Можно поставить точку на одном этаже и посмотреть, где она находится на другом. Большинство комнат подписано;
- twitch.tv/macie_jay и youtube.com/c/maciejay — на twitch и youtube существует огромное количество контента по Siege, но если выбирать одного, то я бы посоветовал Macie Jay. У него очень «умный» стиль игры, и он не устаёт объяснять зрителям, что, зачем и как он делает. Посмотрите хотя бы пару стримов и ваше понимание игры заметно вырастет;
- coreross — на этом канале особого внимания заслуживает серия роликов с мифами Rainbow Six: Siege и их опровержениями. Часто встречается достаточно полезная информация. Например, не все знают, что вражескую гранату можно подобрать и кинуть обратно;
- Rogue-9 — самый глубокий анализ механик Siege. Здесь расскажут, почему на оружие не стоит вешать long barrel, и насколько сильно глушитель снижает урон;
- yo_boy_Roy — ещё один хороший канал с советами.
Я постарался выделить самые основные и важные, на мой взгляд, моменты. Если вам есть что спросить, исправить или добавить — буду рад ответить в комментариях.
Источник: DTF