Наконец-то сыграла в этот крайне неоднозначный сиквел и крайне оперативно спешу отрефлексировать его. Игра, полная цинизма и тупости, вперемешку с атмосферой и приятными сюрпризами.
- Введение
- Игра тяжелой судьбы
- Будни игровой мафии
- История погони за шмотом
- Город и его музыка
- Бессмысленные дополнения
Что ж, начну с ужасных новостей — я не играла в оригинальную первую Мафию и знакома с ней исключительно посредством игры в казуальный ремейк. Оригинальную игру я попыталась осилить, но уже от первой же поездки я, будучи зумером, сидящим в зоне гейминга для агуш, пришла в ужас. На ютубе The City of Lost Heaven была отсмотрена, пачка сравнений была усвоена. Я постараюсь уходить в какие то сравнения, но общие мотивы, с которыми я буду проводить параллели присутствуют как в оригинале, так и ремейке, поэтому я просто буду упоминать первую часть. Не бейте.
Поясню своё отношение к ремейку и свои ожидания от сиквела. Это прекрасная история, с яркими и запоминающимися персонажами, немного романтичная, вызывающая сопереживание за каждого, с красивым финалом…но вот всё остальное вызывало ощущение что сделано оно будто для галочки. Перестрелки, езда, драки…всё это будто просто функции чтобы двигать сюжет, и как игра она запомнилась мне примерно никак. И вот мир…он вроде и красивый, и атмосферный, но у меня не было ощущения как бы так сказать, пребывания в нём. Это была скорее красивая декорация.
Вокруг второй части был очень резкий негативно-позитивный шум от двух лагерей. в одном об игре кричали как о шедевре, как о потрясающей истории, которую невозможно забыть, с живыми персонажами, за которых ты болеешь всей душой и сердцем, с потрясающей атмосферой…
А вот во втором лагере был разговор строго противоположный: тупые, отвратительные персонажи, идиотская история, деградация всего относительно первой части..и скажу честно к этим словам я прислушалась повнимательнее и ожидала самого худшего. Я опасалась что геймплей будет хуже чем в ремейке (который и так ничем не примечателен), а персонажи будут пародиями на Томми, Поли и Сэма.
Мои опасения оказались не напрасными, но игре нашлось чем меня удивить, и зачастую даже в хорошем смысле. Этот текст будет в основном про сюжет, который я буду долго и нудно пересказывать и перемалывать. В нём много глупостей, но мне хотелось бы в данном случае побыть этаким защитником игры, ибо я не могу быстро вспомнить игру с подобным посылом в подобном сеттинге и подобной тематике. В общем, хватит распинаться. Включаем музыку, и поехали.
Напомню: Mafia 2 — игра тяжелой судьбы. Слухи о ней пошли ещё с 2003го года, а изначально разработчики задумывали DLC. Даниэль Вавра уходил и возвращался, разработка тормозила из-за регулярных конфликтов. Игровой движок меняли три раза с вытекающими из этого переработками всего что можно, и в итоге было решено писать собственный.
В ходе разработки под нож шли идея за идеей. Разработчики отказались от нелинейности и ограблений банков, выкинули за борт задания от НПС, раздумывали о мультиплеере и прочее-прочее. Вид локаций мог быть другим, интерфейс мог полностью отсутствовать. С каждым интервью всё сильнее чувствовалось, как игра трансформируется под пинками издателя и уходит всё дальше от первоначальных задумок.
Что иронично, превью у игры были исключительно восторженные, одно показательное как раз можно будет оценить в конце текста, как и интервьюшки. Игра собрала целую кучу наград с самых разных выставок, но затянувшиеся сроки разработки, которые привели к урезанию всего, сделали своё дело. И сейчас посмотрим, как это всё сказалось на итоговом результате.
Конечно, большинство игрового времени мы будем ездить по городу и езда здесь…ну как езда в подобных играх. Но есть один нюанс в виде первой трети игры, которая разворачивается зимой. Здесь нам иногда приходится покрутиться на гололёде. Нет, никакого симулятора с коробками передач как в оригинальной мафии тут нет и можно разве что ограничитель скорости врубить, но это вносит чутка разнообразия.
Занимать поездки будут большую часть игрового процесса за счёт размеров города ииииии…ну, без неё бы основной сюжет был бы часов на пять, что выглядит совсем уж смешно.
К стрельбе, дракам у меня тоже нет вопросов. Спасибо, что без красных бочек, которыми кишит ремейк. Честно, бочки должны исчезнуть как явление, это просто дикий кринж который в 2020ом году в таком количестве добавлять просто стыдно.
Вопросы у меня к Эмпайр-Бэю. Это большой и красивый город, который нам очень здорово показывают в разные времена года (об этом мы ещё позже поговорим), но при этом по сути — это большая декорация, по которой мы можем побродить, да покататься.
Я не совсем понимаю, зачем нужно было делать такой большой мир, если по сути он играет роль исключительно генератора маршрутов между миссиями. Тут даже и какая-то симуляция жизни есть, но всё это по сути своей — фон. Тут нет каких то активностей, которые бы сильнее вовлекали игрока в эту эпоху, разве что сбор плакатов, но это простая, хоть и очень милая, мелочь.
Полиция также ощущается пришитым белой ниткой ко всему остальному рудиментом. Она начинает тебя разыскивать в основном только если ты накосячил где-то на глазах у офицера, и не доставляет примерно никаких проблем. Заехал поменял номера, зашел переоделся, и всё — тебя уже никто не знает. А за спиной у полиции делай что хочешь, город твой, так сказать.
Вот только что делать то…Под конец игры у нас появляется миссия, в которой необходимо собрать денег, чтобы покрыть долг. Нам предлагают зачистить пару магазинов или пригонять тачки на свалку. И здесь игра показывает свой огромный и нереализованный потенциал. Ограбления магазинов, угон тачек….можно было сделать из этого полноценный экшн в открытом мире, но это всё сводится к одной коротенькой миссии.
Да, в теории можно этим заниматься, зарабатывать деньги, но…для чего? Игрок просто не мотивирован на то, чтобы купить лучшую пушку или тачку, и тем самым участвовать в каких то активностях ради них. Игра крайне простая, тебе просто не нужно как-либо рыпаться за пределами сюжетных миссий, чтобы пройти её, и тем самым огромная и потенциально очень интересная часть геймплея остаётся где-то на свалке истории разработки.
Ну да ладно, давайте вспомним о том, что прежде всего Mafia 2 — это игра с большим упором на сюжет.
Предупреждение: в этом блоке неадекватная концентрация спойлеров на один абзац, и прятать под соответствующей маркировкой я их не буду.
К сюжету начинаются вопросы уже с первых двух глав. Во время ограбления очередного магазина, Вито и его приятеля Джо застали врасплох. Джо сбежать успел, а вот Вито поймали и затем он попал на войну. Казалось, окопы должны изменить его, но не тут то было.
С возвращением домой Вито сталкивается с огромными долгами своей семьи, и первая его мысль это отправиться к Джо — очевидно, что законных предложений от него ждать не стоит. Без каких-либо колебаний соглашается на риск, и это уже вызывает некоторое недоумение. Герой совершенно не колеблется, а от честного труда его быстро начинает воротить. Простите, но это сразу минус симпатия к персонажу.
Всю остальную, «зимнюю» часть игры претензий больше не возникает, мы уже почти готовы вступить в семью, как вдруг нашего героя после одного важного и сложного дела скручивают копы и садят в тюрьму на солидный срок. Иииииииии…и тут он совершенно не меняется и в первый же день на свободе берёт в руки пушки. В общем, ни тюрьма, ни окопы нашего героя не исправили.
Самое время сейчас отклониться от хода истории и немного обсудить персонажей.
Вито — это простая пешка, шестерка на побегушках больших дядек. Этакий робот, призванный просто убивать людей. Джо вышел уже персонажем более эмпатичным, и честно он вызывает у меня гораздо больше симпатии, чем Вито. И было даже приятнее, если бы именно он был центральным героем истории, хотя, возможно, это бы сломало задумку. С Вито и Джо мы проводим практически всё игровое время и невольно вовлекаемся в их историю, но кто вокруг них?
А вокруг статичные пешки, которые не вызывают никакой эмпатии, ибо они просто есть, появляются в нужный момент, и исчезают. Вокруг каждого из них игра пытается выстроить какой-то “свой” момент, но из-за их буквально номинального присутствия все эти моменты совершенно не работают.
Ещё в первой части игры нас знакомят с Генри Томасино — вроде неплохим парнем, который составит нам компанию в паре эпизодов, чтобы потом появиться уже во второй половине игры. Раскрытие у него примерно никакое. Просто сходили с ним на пару миссий.
Лео Галанте — человек, который помог Вито выйти из тюрьмы чуть пораньше и просто приятный дедуля. Времени с ним мы проводим тоже немного, но пару раз спас нам жизнь, так что уважаем. Но в одном эпизоде с ним тоже есть беда.
Марти — мелкий пацан, который очень хотел быть крутым и всё время тащился за нами. Больше про него ничего не скажешь, да и честно больше ничего кроме того факта, что такой юный, а уже в это полез, нам и не нужно. Кстати, в эпизодах с ним Вито раскрывается чуть более живым человеком, ибо осуждает факт участия ребёнка во всех этих делах.
И напоследок — Эдди Скарпа, по сути это просто чел, который выдаёт нам задания. И на эпизоде с его участием я сейчас остановлюсь подробнее.
Из тюрьмы мы выходим в новую эпоху, а вместе с ней в состояние американских горок уезжает сюжет. На праздновании возвращения Вито Джо и Эдди просто напиваются до чёртиков. В лучших традициях подобных миссий нас просят развести персонажей по домам, и в ходе поездки выясняется, что в багажнике машины Эдди — труп. И его бы закопать, да сегодня же. Единственная мысль в голове — что за идиот.
А после нам предлагают душевный эпизод, в котором мы везём пьяных Джо и Эдди, под душевную песню, которые душевно поют и предлагают нам присоединиться, и работает этот эпизод ну где-то на 50%. Если Джо мы уже воспринимаем как своего другана, то Эдди для нас — никто.
Почти вся игра — циничный криминальный боевик, в котором очень мало драмы и романтики первой части, из-за чего немногие трагичные эпизоды, что тут есть, банально не работают.
Но мы идём дальше и приходим к одному из самых крутых эпизодов. 10ая глава. Нам необходимо убрать нашего бывшего босса путём взрыва в крупнейшем отеле города. На столь трудную миссию с собой берут Марти, герои переодеваются в уборщиков и надевают совершенно дурацкие усы.
За эту миссию главные герои игры получают от меня звание «Биба и Боба два д*****ба». Бум на этаже пошел не по плану — цель убийства в момент взрыва отошла в туалет. В этот момент я просто заржала, честно, единственная моя реакция на это «е**ть вы лохи». Спешно убегая, герои застают убитого Марти, а затем догоняют и расстреливают Альберто Клементе — человека, который мог стать их первым мафиозным боссом.
Вторую часть этой главы я могу назвать одним из немногих эмоциональных моментов, которые тут работают. Джо гораздо более тяжело воспринимает смерти персонажей, что делает его более живым в отличие от нашей машины для убийств. Правда, спустя пару минут он идёт напиваться с горя и размахивая пушкой случайно убивает ни в чём неповинного бармена. Мда.
Чуть позже к Вито обращается Генри с просьбой помочь попасть ему в семью Карло Фальконе. Вито сообщают о необходимости убить Лео и поручают это задание Генри, а мы едем предупредить его. Этот эпизод призван показать нам, что у Вито несмотря на долгую работу по выкашиванию неугодных ещё осталась эмпатия и полную профдеформацию он ещё на себе не испытал, но опять же на контрасте со всей остальной игрой…
В целом эпизод работает, но здесь сюжет начинает отдавать клонированием первой части: опять оказывается, что наш босс торгует наркотиками, опять герой пожалел кого-то убивать, и прочее.
А ещё здесь есть дурацкая мнимая нелинейность — можно попасться на глаза приехавшего убрать Лео Генри, а можно тихо сбежать. В любом случае Лео останется жив и спокойно себе покинет город. Здесь упущен крутой шанс сделать исход зависимым от наших действий, ведь без шуток, было бы здорово если бы нам потом дали помучиться от угрызений совести, что мы не успели спасти друга!
Маленький оффтоп. Чуть позже нам дадут небольшой квест — вразумить мужа сестры Вито, чтобы он перестал гулять, бухать и бить её. Конечно, нас просят не бить его. Конечно, мы прописываем ему пару хуков. По итогу этого задания происходит диалог, который я считаю гениальным:
Мощные эмоциональные качели.
Дела идут хорошо, но в один прекрасный момент дом Вито забрасывают коктейлями Молотова — логичные последствия подобного образа жизни. Дом, деньги…Отомстив ирландцам, которые это все подстроили, по дороге в новую, «прекрасную», квартиру Вито произносит слова, которые сильно изменили моё отношение к игре в лучшую сторону:
И вот здесь становится ясно, что всё, ради чего герой постоянно рискует собой, марает себе руки это…»Бабки, с**а, бабки!». Томми Анджело в своё время нашел любовь, нашел в какой-то степени себя, многое осознал, сумел выйти из всего этого и остаться хорошим человеком, прожил долгую и счастливую жизнь до момента расплаты. Вито на протяжении всей истории просто гонится за атрибутами красивой жизни.
Мы видим людей, которые напрочь погрязли во всём этом, и все ценности которых исключительно материальные. И даже никак не растут, а так и остаются обычными пешками. Честно, в этот момент я уже думала, что к концу игры Вито просто вырежет всех и сам станет боссом. Ну или они с Джо попробуют выйти из всего этого. И в этот момент начинается цирк с конями…
К Бибе и Бобе обращается Генри с предложением начать торговать наркотиками. Возьмём денег у ростовщика, на изи вернём и ещё наваримся, Фальконе не узнает, приключение на пару дней! Ну, вы знаете эти приключения…
Здесь у меня уже начинает реально пригорать, ибо сюжет начинает клонировать первую часть. Герои снова решают сами провернуть дело, мечтают…а, это не герои первой части, которые мечтают о покое, просто бабок хотят, думают, что они такие умные и лучше всех и сейчас всё быстро порешают.
Ииииии уже с первого же дня поступил звонок от каких-то высших сил сверху. Деньги нам отдают под бешеный процент, а стоило нам только забрать товар как нас атаковали какие-то ряженые копы, которые на деле и не копы вовсе. Но мы это всё игнорируем и смело идём торговать.
Всё идёт очень даже неплохо, пока… нам не позвонит Генри и сообщает что Фальконе узнал о сделке и просит свою долю. Мы немедленно выезжаем к нему и видим как посреди белого дня, в многолюдном парке, несчастного рубят тесаками китайцы.
Честно, Генри мне искренне жаль лишь по одной причине — такой жестокой смерти даже самому конченому ублюдку не пожелаешь. Ну не могу я сопереживать персонажу, с которым я бок-о-бок прошла всего лишь пару миссий!
Бесценна и реакция героев. Пока шокированный Джо возмущается, как так можно поступить и проявляет хоть малейшие признаки сочувствия, Вито …
Биба и Боба (простите, теперь я буду называть их только так) отправляются мстить в китайский квартал и устраивают полный разнос ресторана, которым заправляет господин, продавший нам наркоту, и в то же время отдавший приказ убить Генри. Господина этого мы убили, а где деньги так и не узнали. Перед смертью нам сообщают о том, что Генри был информатором, но это уже другая история, ниже по тексту.
Что ж, мы заварили полную кашу. Пошли зарабатывать деньги. Там Вито узнает, что один из членов семьи убил его отца и мстит. Тут игра могла бы удивить игрока показать начавшееся с этого противостояние Вито с мафией, но нет. Убил и убил, об этом даже не вспомнят.
Так же как и не вспомнят о деньгах, которые друзья должны были Фальконе. За день герои оперативно зарабатывают деньги, которые должны были отдать ростовщику, а о доле босса игра скромно умалчивает.
Принеся свою половину, Вито обнаруживает, что Джо нет дома. Долго-долго ждёт его и чует, что дело нечисто. Путем соц.опроса всех известных контактов, мы выходим на конкурирующую семью, находим нашего приятеля и узнаём, что развязали самую настоящую войну. Китайцы и мафия начинают выкашивать друг друга без разбору, а мы конкретно облажались решив банально поднять бабла. Ну, просто, чтобы там купить очередную крутую тачку и снять побольше телок. Вся жизнь — атрибутика.
Мы убегаем, а с этого момента жизнь Вито превращается в симулятор ожидания последствий.
И вот, дождались. Финальная глава. Нас срочно вызывает на беседу Фальконе. При выходе нас встречает Лео вместе с боссом китайской мафии. И тут мы узнаем, что Генри — крыса, которая работала на федералов, и после убийства которого, помимо локальной войны, у нас ещё и копы на хвосте.
Я вообще не поняла этого момента — в игре нет ни малейшего намека на то, что Генри федерал, или какого-то момента в котором он мог бы себя как-то выдать. Ну…ну просто так решили. Есть вопросы в таком случае и к поведению Генри. Окей, попроситься в семью Фальконе это логичный шаг. Продавать наркотики…ну допустим он таким образом что- то отслеживал, окей. Но зачем он втянул в это дело Вито с Джо? Ведь он мог проколоться на чём угодно и получить пулю от них в лоб запросто. Типа, сдружился, поделиться решил?…
Нам выдают наш последний квест — убрать Фальконе. Здесь происходит ещё один мув, логику которого я категорически не поняла. А именно, в ответ Фальконе, конечно же, отдает приказ убить Вито, и приказ этот он отдаёт…Джо. Братан-пухляш, конечно же, нас не трогает и мы вместе с ним убиваем Фальконе и его людей, вот только, все же наверняка, знали что Джо был за компанию, почему его то решили не убивать? Проверка, что больше он таких ошибок не совершит? Или вместо обещанной награды его также убили бы потом? А ладно, Фальконе убит, дело сделано, поехали отмечать.
Вот мы и дошли до знаменитого «Джо в сделку не входил». История заканчивается открытым и, на мой субъективный взгляд, просто отличным финалом, который позволяет трактовать это как угодно.
Возможно, их обоих просто развезли по разным уголкам и запрятали. Возможно, Вито просто так и остался мальчиком на побегушках и полностью растерял эмпатию, а заодно и будет мучаться угрызениями совести за Джо. Возможно, он просто достал пушку, перестрелял всех в машине и побежал мстить. Но лично для меня их обоих просто развезли по разным пустырям и тихонько пристрелили. Самый логичный финал.
Знаете, при всех вышеперечисленных косяках, история меня смогла зацепить. Это циничное и жестокое погружение в жизнь шестерки, которое круто контрастирует с легкой наивностью первой части. Оно показывает мафию с другой стороны, показывает нам людей, которые уже безвозвратно погрязли в этом всём. Что приобрел Вито? Да ничего, по сути. Что он потерял? Спокойную жизнь, семью, возможно, единственного друга.
И этим игра под конец смогла меня зацепить. Не так уж много игр у нас, которые показывают мафию как циничных роботов, и здорово получить такое произведение, это хорошая иллюстрация того как не надо жить и за чем не стоит так усердно гнаться. Да, эта история конечно же хуже первой части, да, я лично не понимаю чего там сопереживать персонажам, но и гореть с них не сказать что хочется. Это антипод истории Томми Анджело и это отлично.
Вторая “Мафия” очень грамотно показывает переход между эпохами. Первые несколько часов мы будем кататься по заснеженному Эмпайр-Бэю, и за счет зимы он выглядит даже красивее более свежего ремейка. Эта игра не просто так мелькает в топах лучших развлечений под рождество — эти несколько часов действительно создают зимнюю атмосферу, даже если за окном у вас сплошная слякоть.
После тюрьмы мы реально попадаем как будто в новый город, в котором меняется не только время года, но и по ощущением многие улицы. А в финальной миссии идёт дождь, и тут мне стало обидно, что в игре нет какой-нибудь динамической смены погоды. Это было очень атмосферно.
Музыка безумно хороша. Ее не тянет слушать в отрыве от игры, но в происходящее вписывается просто отлично. А тема из финала игры и вовсе пробирает до мурашек. Радиостанции тоже замечательные. Больше и нечего сказать.
Но кое-что ещё обсудить надо.
Это трэш, бюджет которого судя по всему это сдача с продаж основной игры. Я, скажу прямо, просто кринжанула уже с первых же минут первого же дополнения. Вместо кат-сцен — рисованные заставки. Таблицы лидеров, счетчики убийств, таймер на каждое задание, маркеры. От игры начинает вонять какой-то сервисностью и аркадностью, это выглядит просто по-дурацки.
Joe`s Adventure — небольшая история похождений Джо, пока Вито сидел в тюрьме. Обозлившись за то, что первоклассный адвокат нашему горемычному герою не помог, пухляш разозлил семью и теперь он рискует уже не дождаться своего друга живым. Становится ясно, что Вито по сути просто хотели убрать, а Джо, в ходе разборок с семьей Клементе, находит себе нового босса в виде Фальконе, на которого мы и будем работать вторую половину основного сюжета. Сделано сносно, но смысла я в этом не увидела, потеряете примерно ничего, если пропустите.
А сюжетная линия простого наемного работяги Джимми в дополнениях Jimmy`s Betreyal и Jimmy`s Vendetta — это ультимативное уныние. Чел работал, работал, а в итоге и от него решили избавиться и сдали копам. А чел взял, сбежал из тюрьмы и отомстил. Конец.
Кстати, изначально оно было эксклюзивом для PS3. =)
Что я могу сказать по итогу…при всех косяках, вторая «Мафия» смогла меня зацепить, и даже так, что я впервые пишу про игру что-то объемнее пары абзацев =) Мне понравилось как эта игра контрастирует по настроению с ремейком, показывает совершенно противоположных персонажей и просто напоминает, что счастье не в деньгах, не в тачках и шмотках, а мафия — тебе не семья.
Это во многом неоднозначный и рваный проект, но он дает интересный опыт, когда играть за придурков и пешек даже чутка дискомфортно, и эти ощущения так сказать сделали для меня игру, и возможно я её через несколько лет даже вспомню и перепройду.
Мои впечатления наконец подошли к концу. Как вам игра? Рыдали ли на «Джо в сделку не входил»? Ну и просто оставляйте фидбек, подписывайтесь на бусти, телеграмм =)
P.S. Источники и бонусы, которые будет интересно почитать для понимания того, какой игра могла быть и не только:
- Интервью с продюсером Лукашом Кюре
- Интервью с продюсером Яреком Коларом
- Интервью с Джеком Скаликом, креативным директором
- Интервью с разработчиком Дэвидом Семиком
- Интервью с Мартином Заврелом
- Превью из далекого 2009го года, в котором это всё звучало гораздо радужнее
- Бонус: занятное видео, в котором бывший мафиози сравнивает игру с реальной работой мафии. Баян, но вдруг кто не видел 🙂
P.P.S. Большое спасибо Architheuthis за редактуру!