Легенды мирового колонкостроения: эволюция трехполосного стандарта, студийный культ JBL

Акустические системы, о которых пойдет речь в этом посте установили новый отраслевой стандарт в звукозаписи, а несколько позже и в домашнем аудио. Эта разработка JBL стала значимой частью истории не только этой компании, но также мировой звукозаписывающей индустрии, акустического дизайна студий и в какой-то степени истории музыки.

Легенды мирового колонкостроения: эволюция трехполосного стандарта, студийный культ JBL

Речь пойдет об одной из самых популярных линеек студийных мониторов за всю историю электроакустики. Эволюционную преемственность в этой линейе можно проследить с конца 60-х до настоящего времени. Иными словами, пост о мониторах JBL 4310 и разработках, созданных на их основе.

Именно благодаря решениям, реализованным в этих АС, к 1977-му году подавляющее количество звукозаписывающих студий в мире использовало студийные мониторы JBL.
Так, по данным опроса Billboard, к концу 70-х общее количество студий, использующих оборудование JBL, превышало общее количество студий с оборудованием всех остальных брендов.

Истоки нового отраслевого стандарта

Всё началось с габаритов. К концу 60-х росла популярность многих жанров рок и поп музыки. В свою очередь это потребовало расширения возможностей звукозаписывающей аппаратуры, увеличения количества студий и повышения качества записей.

Стали расти возможности микшеров и их габаритные размеры. Кроме того, в студиях стало появляться множество новых приборов, которые в конце 60-х также занимали немало места. И как результат всей этой цепочки — для мониторов места оставалось всё меньше.

Таким образом, напольные мониторы для студий, которые были распространены с конца 50-х, должны были уйти в прошлое, при этом верность воспроизведения, которая, как многие знают, во многом зависит от внутреннего объема АС, должна была остаться на прежнем уровне, а в идеале стать лучше.

В JBL решили, что смогут реализовать эту, на первый взгляд, парадоксальную задачу, и в 1968-м году началась разработка новой АС. Известно, что ведущим разработчиком системы стал инженер Эд Май, которому принадлежит авторство концепции и принятие основных технических решений.

Также в создание системы внес большой вклад Барт Локанти, который занимался экспериментальной работой и измерениями, для некоторых применялось компьютерное моделирование, что для конца 60-х крайне необычно и инновационно. Общее руководство проектом было поручено Джеймсу Бартхеллу. За внешний облик новой системы отвечал дизайнер Арнольд Вольф.

Именно благодаря этим ключевым фигурам в коллективе разработчиков в течение одного насыщенного и тяжелого года удалось реализовать, без преувеличения, революционную АС, JBL 4310.

Следует также отметить, что внушительная часть исследований для создания новой АС проводились на протяжении всех 60-х. Очень много подготовительной работы было проведено при разработке напольной системы JBL 4320 Studio Monitor, которая пользовалась серьезным успехом в США на протяжении почти всех 60-х.

«безразмерный» и беспощадный JBL 4320 Studio Monitor

4310 — студийный бестселлер

Можно сказать, что массовый полочный форм-фактор для студий появился именно тогда и изначально был именно трехполосным. Разработчики быстро поняли — размеры АС должны быть меньше, чтобы разместить её на подоконнике студийного окна, на консольном мостике или подвесить под потолок. При этом важно сохранить широкий частотный диапазон и низкие искажения.

JBL 4310 в сравнении с типичными мониторами своего времени — начало 70-х

Итогом многомесячного “интенсива” по разработке новой акустической системы стали колонки, которые с натяжкой можно назвать компактными по современным меркам. Их габаритные размеры составляли 60 x 36 x 30 см, весила пара новых мониторов 23 кг.

Для 1969-м они были одними из чемпионов по массогабаритным характеристикам в мощностной «категории» (т.е. при 50 Вт программной мощности, при чувствительности 45 дБ при входной мощности 1 мВт на 30 футов).

В целом, основные характеристики мониторов выглядели следующим образом:

  • Программная мощность: 50 Вт;
  • Частотный диапазон: 45-15,000 Гц (+- 3 dB);
  • Частоты разделения кроссовера: 1500 Гц, 7000 Гц;
  • Номинальное сопротивление 8 Ом;
  • Коэффициент гармонических искажений: до 0,8 % (1Вт, 1 кГц), до 1,5 % (100 Гц).

Несмотря на большую (по современным меркам) неравномерность АЧХ (+-3 дБ), у этой АС получился достаточно плавный график. Также характерной особенностью стали крайне низкие значения КНИ на НЧ, что было нехарактерно для акустики того времени.

Во многом такого сочетания звуковых и габаритных характеристик удалось добиться благодаря применению новых динамиков с увеличенным ходом и полимерными диффузорами, которые превосходили классические целлюлозные мембраны. Такими драйверами стали модели НЧ — 123А, СЧ-динамик LE5-2 и купольный твитер LE20.

НЧ драйвер, схема из документации к системе

Практически все известные звукорежиссеры того времени отмечали, что именно эта система является оптимальной по сочетанию таких факторов, как верность воспроизведения, громкость, равномерность АЧХ, массогабаритные характеристики, цена.

Хит для студий идет в дома

К началу семидесятых система завоевала не только сердца саунд-продюсеров, но и аудиофилов, которые в те годы, вопреки некоторым современным представлениям, очень котировали мониторную акустику.

Более поздний вариант, названный 4311, поменял твитер, который заменили блоком меньшего размера. Убрали плоские дефлекторы, не оправдавшие надежд разработчиков. Также ВЧ-излучатель подняли в акустическую плоскость НЧ-драйвера, что в те годы казалось более логичным решением. В подобном усовершенствованном виде модель просуществует наряду с 4310 до конца 70-х.

Внешний вид 4311

Интерес непрофессионалов был подогрет высокой востребованностью мониторов в студиях, но совершенно ясно, что дизайн студийного отпугивал взыскательных эстетов брутальным, особенно для начала 70-х, обликом. 4311 не оставляли равнодушных среди меломанов, но большинству из них хотелось видеть что-то более эстетичное в качестве источника любимой музыки.

Пик популярности 4310 пришелся на момент, когда JBL стала частью корпорации Jervis, которую контролировал Сидней Харманом. Для внедрения новых подходов в продвижения продуктов на потребительском рынке, последний назначил талантливого маркетолога Ирвинга Стерна. Тот в свою очередь “пошаманил” с командой дизайнеров и превратил студийные мониторы 4311 во вполне эстетичные дизайнерские колонки, которые, между всем прочим, не потеряли в акустических свойствах. Чудо-акустика для простых смертных была названа L100.

L100

Для L100 упростили электрическую схему, устранив управление аттенюатором, и оптимизировали акустическое оформление. Иными словами, привели в соответствие с представлениями среднестатистического пользователя. Интересно, что основные характеристики устройства от этого не пострадали.

Не обошлось без инноваций. Для того чтобы оживить скучный и грубоватый дизайн мониторов, Арнольд Вольф предложил рельефный гриль. Ткань, традиционно использующаяся в подобных случаях, для создания объемного рельефа подходила мало.

После пары недель изысканий разработчики обратили внимание на эластичный пенополиуретан, как наиболее легкий и акустически нейтральный материал. Так, по утверждению Арнольда Вольфа, в L100 им был впервые применен поролоновый гриль.

Результаты совместной работы дизайнеров, инженеров и маркетологов можно оценить статистически. L100 стали самой продаваемой акустической системой в США в 70-е годы.

1986-й — новая ступень эволюции — JBL 4312

В 80-е годы подходы к музыке в очередной раз изменились, работникам студий требовалась большая громкость, а соответственно, мощность и чувствительность мониторов. Более того, за десятилетие технические возможности звуковоспроизводящей аппаратуры значительно выросли, а соответственно, выросли требования к верности воспроизведения.

Рынок и индустрия звукозаписи ждали от JBL новое устройство, причем настолько же актуальное для 80-х, каковым стали JBL 4310 в свое время. И инженеры JBL в очередной раз сделали это. Новая система появилась в 1982-м году — это опять были полочные 3-х полосные мониторы, в формах которых явно угадывалась 4310.

Новая АС была названа 4312 и несмотря на то, что очень напоминала своего эволюционного предка, была принципиально новой. Новые мониторы получили набор актуальных для того времени характеристик:

  • Программная мощность: 100 Вт;
  • Частотный диапазон: 45 Hz -20 кГц, (+-3 дБ);
  • Чувствительность более: 91 dB, 1 Вт, 1 м;
  • Номинальное сопротивление: 8 Ом;
  • Разделение кроссовера: 1,5 кГц, 7кГц.

Интересно, что документация к устройству снабжалась подробными данными о частотных и нелинейных искажениях. Глядя на представленные графики, понимаешь, что многие современные АС (сравнимые по стоимости) не дотягивают до уровня 25-летней давности. Вероятно поэтому некоторые современные производители не готовы предоставить подробные результаты измерений.

Jbl 4312 выдержали несколько переизданий. Модификации, имевшие в качестве основы единое акустическое оформление, могли отличаться динамиками и элементной базой кроссоверов. Например, выпущенная в 1982-м 4312 была оснащена классическими целлюлозными и целлюлозно-тканевыми драйверами, а экспериментальные версии 4312 A, B и BS получили металлический купольный твитер( в случае с BS — титановый).

Второе рождение

В 2000-м году была выпущена последняя ностальгическая серия 4312 mk2 с новыми динамиками и старым дизайном и акустическим оформлением.

Она сохранила титановый твитер, который оказался более живучим и отличается более высокой верностью воспроизведения.

  • Характеристики обновленной системы:
  • Диапазон частот: 45 – 22000 Гц
  • Чувствительность: 93 дБ (2,83 В/м)
  • Рекомендуемая мощность усилителя: 150 Вт
  • Номинальный импеданс: 6 Ом
  • Частота раздела кроссовера: 2000 Гц и 5000 Гц
  • Динамики:
  • НЧ: 300 мм (бумага на ткани)
  • СЧ: 125 мм (бумага на ткани)
  • ВЧ: 25 мм (титан)
  • Варианты отделки: серый, темный орех, черный
  • Цвет решетки: синий, черный
  • Размеры (ВхШхГ): 597х368×298 мм
  • Вес: 21,7 кг

НЧ драйвер

СЧ драйвер

ВЧ излучатель

Интересной особенностью стала конструкция фильтра, которая мало изменилась с 80-х. В отличие от многих современных изделий в нем не стали экономить на элементной базе и номиналах. Как и в устройстве из 80-х в фильтрах “рестайлинговой” версии использованы неполярные конденсаторы, рассчитанные на высокое напряжение.

В текущем году на CES-2108 была представлена и обновленная версия L100- L100 Classic, которая также выдержала множество переизданий.

Известно, что в создании ремейка поучаствовал инженер Крис Хаген, которому доводилось создавать, признанную культовой, АС — L100T3 в 1988-м.

Итог

Можно спорить о том, какой именно компании и какому инженеру принадлежат такие изобретения, как полочный формфактор и трехполосное разделение в мониторной акустике. Мне ясно одно, действительно массовыми эти две инновации стали после применения их в студийных мониторах JBL. Сегодня 4310 могут показаться примитивными и ограниченными в возможностях, но для своего времени они были почти безупречны.

Фото:
www.audioheritage.org
en.audiofanzine.com
ldsound.ru
roniker.ru
www.troelsgravesen.dk

Настоятельно рекомендую эти богатые информацией ресурсы всем, неравнодушным к теме аппаратуры высокой верности воспроизведения.

Джинса

В нашем каталоге представлено множество акустических систем высокой верности воспроизведения

 
Источник

Читайте также