Герою игры Citizen Sleeper вряд ли интересны наши биопроблемы. Да, он, конечно, изо всех сил старается делать вид, что ему нравится вкус еды, шумно вдыхать очищенный фильтрами воздух, переглядываться со знакомыми неформалками или принимать душ, но это не более чем самообман — он симуляция, Спящий (Sleeper), в прошлом человек продавший себя корпорации. Пока биологическая оболочка спит где-то в недрах фирмы Essen-Arp, его сознание дублировано и просимулировано в корпус андроида, а потому необходимые ритуалы вроде еды или дыхания нужны только чтобы не сойти с ума, но вовсе не обязательны для выживания.
Я наткнулся на Citizen Sleeper когда вдохновленный Cyberpunk 2077 целенаправленно искал игры в киберпанк стилистике. Добавлял в свой лист под выбор всё подряд, а после методично отсеивал. Я хотел что-то атмосферное, геймплей для меня не являлся главным критерием, разве что слегка поднадоели бесконечные шутаны и метроидовании.
Отыграв в неплохие игры вроде Stray и Cloudpunk, которые понравились мне как раз нарративом, а не геймплеем, зацепив краем глаза стримы по ремейку System Shock, довольно быстро — всего год спустя после выхода (: — я добрался до Citizen Sleeper, оригинальная стилистика которого сразу бросалась в глаза. Запустил, ожидая немногого от инди-проекта неизвестных разработчиков, к тому же с отсутствием привычного геймплея.
И залип на три дня.
Атмосфера
Нет, я не буду пересказывать вам сюжет текстовой же игры, это несколько нечестно по отношению и к игре, и к игроку. Но что точно скажу, это пару слов об атмосфере, о том, что заставило меня поиграть в эту игру.
Хотя завязку всё же стоит упомянуть. Как уже было сказано вы продали себя в кабальный контракт и теперь вы андроид. Но я не указал самую важную деталь — беглый андроид. Игра начинается на заднем дворе у престарелого сборщика мусора, где вы оказались бежав от корпорации на случайно подвернувшемся грузовом корабле-мусоровозе. Дела у деда по имени Драгос идут не очень, и, вместо того чтобы покрошить беглеца на мусоропереработке, после небольших раздумий он берет вас к себе на подработку.
Теперь вы один из многочисленных жителей разваливающейся станции на краю заброшенной системы. Ваши будни — разгребать металлолом, чтобы вечером поесть в дешёвой забегаловке и плюхнуться спать в личный мусорный контейнер. Я всё ещё про игру, если что.
Немного об авторе, которым является некий британец Дамиан Мартин. В своих интервью он говорит о том, что вдохновлялся традиционными киберпанковскими авторами вроде Гибсона, но изначально даже не хотел делать киберпанк игру — так вышло случайно. Возможно поэтому мы получились слишком эмпатичными для андроида, пусть и с человеческими мозгами, а киберпанк сюжеты, происходящие на станции, часто ведут к хорошим концовкам.
Мартин попробовал повернуть киберпанк под другим углом, его более травоядной стороной. Признаюсь, я скучал по более каноничным киберпанковым дистопичным моментам, но чем дальше играл, тем сильнее наполнялся ехидством. В своих попытках сделать киберпанк более мягким, автор ошибся, превратив антиутопические элементы в обыденность. Профильтрованный десятки тысяч раз один и тот же воздух, циркулирующий по станции. Низкоквалифицированный труд с высокотехнологичным оборудованием. Ежедневные встречи со знакомым в местной кафешке, где тратишь кровно заработанную за день крипту на скудный порцион. Я как будто сижу не за экраном, а за соседним от персонажа столиком и уныло жую синтетическую гречку на последние криптобаллы Кибёрочки. Никто и не замечает нарастающее вокруг разрушение.
Или не ошибся?
Верим? Интервью было месяц спустя после выхода игры и Мартин вполне мог включить damage control, посмотрев на статьи и отклики в стиме, говорящие о том, что никакой «борьбы» с капитализмом — как зачем-то заявлено в анонсе — автор не предлагает, а только паразитирует на популярной теме, подражая Disco Elysium. Признаюсь, мне лень было бегать по классическому they/them твиттерскому профилю автора в поисках истины.
Погодите-ка, they/them? Это что, в игре будет повестка?!
Не совсем. Игра не завирусилась у абвгдейных+, я даже заметил несколько прохладных замечаний в духе «слишком мало репрезентации» или «почему нет возможности романтических отношений». Очередная ошибка или авторский самоконтроль — не берусь судить. Возможно дело в том, что на чужом языке мне это в глаза не бросалось. Какие-то пару девушек называют себя they, что с того? Вы андроид, вы не чувствуете любовь сами, не можете оценить чужую. К тому же, то что в других играх воспринимается как повестка, здесь скорее присущий киберпанку мультикультурализм, особенно заметный в DLC. Знакомый админ сыграет с вами в нарды (впервые вижу западную игру с нардами), азиатские кочевники познакомят с пустынными пейзажами своей страны, которую они просимулировали в недрах корабля, а суровые нелюдимые работяги с мира-горнила, чью мощность использовали для терраформирования соседней планеты, откинув их на обочину, явно намекают на Восточную Европу.
Выходит, для меня часть антуража удалась из-за ошибок автора? Вечный беглец, подсобный рабочий, эмоционально выгоревший, а может быть и изначально мертвый, симуляция без права на человеческое, которая пытается просто спокойно дожить до следующего дня, если подумать, это действительно более дистопическая атмосфера, чем стандартные сюжеты про тоталитарные компьютеры. И вот уже хиппи на задворках станции мне кажутся прямым оммажем на Нейроманта Гибсона, а разборки корпораций воспринимаются как само собой разумеющееся, рутина неспешной жизни станции.
Геймплей
У Citizen Sleeper нет конкретного жанра, в основном сайты указывают его как просто рпг. Это неправда. Самое близкое что я могу сформулировать — визуальная новелла с элементами настольных ролевых игр. Основное ваше занятие всю игру, это знакомиться с персонажами, помогать им в обмен на помощь себе, выполнять квестовые цепочки разной степени интересности и вкалывать на самых разных работах, чтобы найти ночлег, ширево от декомпрессии вашего железного тела или просто потому что вы не можете сидеть без дела. Но это всё общие слова. Что же до дела?
Игровые дни здесь называются циклами. Каждый цикл вы получаете набор дайсов вплоть до 5, которые можете потратить на возникающие активности. У действий возможны три варианта: позитивный, нейтральный и негативный исход, узнать которые поможет либо метод тыка, либо специальный перк. Некоторые активности ограничены по времени — нужно успеть выполнить их за несколько игровых циклов. Для квестовых предметов или информации имеется небольшой инвентарь. Не стоит забывать про полоску голода и состояния — ваше разлагающееся тело (встроенная корпорацией защита от побега) постоянно требует специальных таблеток.
Наиболее интересно эта механика проявляется в начале и середине игры, когда недостаток ресурсов и дайсов заставляет вас выбирать какие квесты сделать, а какие пропустить, лавировать между жизненно важными моментами и данными обещаниями, решать кому верить, а кому нет. Ближе к концу хаос немного устаканивается, а 3 дополнения и вовсе похожи на визуальную новеллу-книгу, помимо выбора концовки представляющие собой захватывающие, но все-таки рельсы. Это один из крупных минусов игры, она и так короткая, а держать вас за импланты ей удается и того только первые пару часов.
Игра развивает сюжет не только живых организмов, но и сущностей обитающих в киберпространстве. Сетевые аномалии, ожившие куски кода, вышедшие из строя программы управления станцией — все они редко настроены дружелюбно. Несмотря на то, что в этих частях сюжета больше мистики, чем научной фантастики, вышло неплохо и местами очень даже фактурно. Мне показалось тут происходят самые интересные сюжетные события игры, поэтому и спойлерить особо не хочется.
Плюсы и минусы
В игре невозможно выделить объективные плюсы и минусы. Она напоминает поток, небольшое приключение туда и обратно, прочитанную книгу, оставляющую небольшое книжное похмелье. Но если говорить про мои впечатления, можно подвести какой-то итог.
Плюсы:
- Оригинальный художественный стиль
- Проработанный мир и диалоги, работающие на атмосферу
- Хорошее пересечение нарратива с игровыми механиками
- Нетребовательный медитативный геймплей
Минусы:
- Потеря темпа, шарма и дилеммы выбора к концу игры, особенно в дополнениях
- Излишняя наивность ряда концовок и NPC
- И без того слабый геймплей приедается и становится репетативным
- Отсутствие перевода
Немного подробнее о последнем минусе. Я понимаю, что он отпугнет большинство и не собираюсь впаривать вам высокомерную мантру «просто выучи английский, лооол!» Тем кто знает язык средне, я бы посоветовал страховать себя любым экранным переводчиком смартфона (от гугла или яндекса), а тем кто не знает совсем ждать русификатора, всё-таки это практически интерактивная книга на 100 тысяч слов.
Хорошо-хорошо. Если вы не владеете языком, но очень прониклись, я специально спустился в нижний интернет (в комментарии на рутрекере 🏴☠) и узнал, что игра на юнити, а значит можно использовать гайд с автопереводом игр, причем прикручивается туда что угодно, даже DeepL (сетка, которой переводили нашумевший Starfield). Гайд вроде как очень простой, но не уверен, что автопереводчик не покорежит атмосферу в нарративной игре.
Подытоживая плюсоминусы, я бы поставил игре твердую 7 из 10, но ту, старую 7, которая означала очень хорошую игру, лишь слегка не докрутившую до отличной, то ли по нишевости геймплея, то ли из-за мелких косяков.
Эпилог
В июле 2023 анонсировали выход второй игры. Надеюсь, ко второй части геймплея прибавится, а сам автор научится управлять своими промахами и осознанно делать из них преимущества. Тем более, его любовь к своему детищу видна невооруженным глазом. Я знаю мало инди-проектов, где сделали бы настолько много не_факт_что_окупающегося мерча для фанатов.
#покорители_вершин #лонг #citizensleeper #cyberpunk #лисички.