Как в старой сказке — рецензия на альбом Мельницы «Символ Солнца»

Поэтическое изложение сказочных мотивов и аранжировки с преобладанием духовых

В контексте эволюции творчества группы Мельница «Символ Солнца» может по праву занять особенное место. Начиная с альбома 2012 года «Ангелофрения» группа отошла от чисто фолкового позиционирования: звук стал более “роковым” и менее однородным по стилю. То же самое можно сказать и про тексты, в которые стали закрадываться более приближенные к реальности темы, а условно славянские и просто классические фолковые мотивы в них заместились восточными и более универсальными.

И вот в год двадцатилетия с момента выхода первого альбома выходит работа, которую можно считать по концепту и духу чуть ли не наиболее славянской за все время.

В «Символе Солнца» мы хотели сделать упор на активное превозмогание, борьбу и своего рода оптимистический фатализм. Возвращение из загадочного Леванта в родное славянское «логово змиево» (с), в семантическое поле ястребов и горлиц, царевичей и волков

Хелависа

По сути, получился своего рода сборник сказок от Мельницы. Но важно здесь то, что именно от Мельницы, а не условно от Короля и шута. Зачастую здесь нет явного сюжета, морали или чего-то в таком роде. Это путешествие более абстрактное, здесь важнее прочувствовать, дать раскрыться словам и музыке, попытаться уловить референсы в форме народных мотивов.

Если же говорить конкретно о словах, то текст почти каждого трека довольно явно дает понять, почему альбом называется «Символ Солнца»: костер, огонь, пламя, пожар, золото и даже красный цвет в целом — все задает здесь соответствующую палитру.

Под стать основной тематике альбома не обошлось и без стилистически ярко окрашенных слов и выражений, вроде: “волче”, “горлица”, “из огня – в полымя”. Очень радует также и обилие фирменных “мельничных” метафор и афоризмов, например: “ядерно живой”, “а где сердце рвется, там путь и прервется”. Словом, работа с текстами по-настоящему впечатляет и вдохновляет – для меня лично в этом плане один из лучших альбомов группы.

Что касается музыки, то здесь в первую очередь обращаешь внимание на то, как много в аранжировках строится от флейты и других видов духовых. Конечно, и традиционные для группы гитары с арфой играют очень важную роль, но большая часть мелодий подается именно через духовые, и звучат они действительно прекрасно и свежо.

В свою очередь струнные, к которым в альбоме добавился струнный квартет, формируют своего рода костяк музыки и вплетают в мелодии собственные мотивы: иногда тонкие и нежные, а иногда тяжелые и драматичные. В общем, на выходе в «Символе Солнца» получились очень насыщенные и разнообразные аранжировки, в которые обязательно стоит вслушиваться.

Рассмотрим для примера несколько характерных для альбома и запомнившихся песен. Отмечу, что на превью к каждому треку иллюстрации, специально подготовленные для группы, однако я также добавил свои ассоциативные изображения в духе песен.

Царевич

Сказочно повезло:

Я тебя позвала

Клетки открой затвор,

Дай мне тебя обнять

Вор ты, царевич, вор —

Вздумал украсть меня?

Мой однозначный фаворит на альбоме. Здесь есть все, что нужно: цепляющий текст, отличная мелодия, динамика и самое главное — нерв. Причем не сказать, что сразу этот трек зацепил, но через пару прослушиваний осознаешь каждую составляющую и то, что работают они только в совокупности.

В плане сюжета здесь что-то на мотив сказок про Ивана-царевича, но не совсем стандартно: как будто совместили образ жар-птицы и Елены Прекрасной да и еще и без “жить-поживать и добра наживать”. В результате история воспринимается ощутимо более драматичной, открывая новые грани в известном архетипе.

Мельница – Царевич

Золото

Мстить за любовь – тризнами,

Кольцами василисковыми,

Я не боюсь молнии

И огня

У меня основные ассоциации по этой песне были связаны с историей в стиле Конька-Горбунка с купанием в кипятке, но в целом это не слишком ложится, что подтверждается соответствующей иллюстрацией к песне.

Но в общем-то это и не важно, песня просто очень красивая по всем аспектам и передает свою идею и без конкретики. И да, здесь есть одна из наиболее запоминающихся метафор в альбоме, которую я вынес в цитате.

Мельница – Золото

Василиса

Череп с огнём –

Домой пойдём,

Незваная,

Она и я

Однозначно самая брутальная песня альбома, и одна из самых тяжелых в творчестве Мельницы вообще. Чисто по структуре она мне даже чем-то напомнила трек Black Sabbath от одноименной группы. На первый взгляд это как будто противоречит названию, если не распознать архетипичный образ сказочной Василисы. А тут все буквально сходится: говорящая куколка-помощница, доставшаяся от умершей матери, зловещая Баба-яга и светящиеся черепа — самое оно для такой музыки.

Музыка же в песне непосредственно следует за историей Василисы: сначала как будто нагнетает мелодией в целом и басом в частности, а ближе к кульминации извергается разудалым соло — чуть ли не единственный раз за альбом, когда электрогитару “спустили с цепи” и дали ей полноценно выговориться.

Мельница – Василиса

Альбомы Мельницы — это то, что надо “распробовать”, и «Символ Солнца» не стал исключением. Даже если поначалу покажется, что цепляет только 1-2 трека, раз за разом открываешь новые грани в каждой композиции, и вот ты уже в десятый раз переслушиваешь Царевича. Потому что за всем стоит гигантская работа: от непосредственно текстов и музыки до оформления. Дело за малым — просто дать этому шанс и открыться новому.

Мельница – Сердце ястреба

Мельница – Оберег

#музыка

 

Источник

альбом, Как, Мельницы, на, рецензия, символ, сказке, Солнца, старой

Читайте также