Игра SimCity является даже не то, что классикой игрового мира, а одним из его столпов. Успех этого симулятора градостроительства никому не удалось повторить, хотя старались многие. Но речь сейчас не о самой игре, а об одной из ее ранних версий, прототипе, который разрабатывался для Nintendo NES. Нет, здесь нет опечатки, именно для NES, а не SNES.
Выход SimCity на Super Nintendo Entertainment System позволил игре приобрести огромную аудиторию — геймеров, предпочитавших консоль любой другой игровой платформе. 8-битная версия была анонсирована примерно в то же время, что и 16-битная, ее возможности во многом повторяли возможности «старшей сестры». Кратко об игре рассказали на CES 1991 года, но затем планы компании изменились и 8-битная версия была отменена. При этом прототип SimCity для NES уже был создан и даже существовал в виде картриджа.
Первое появление
Первый анонс версии SimCity для консолей Nintendo NES и SNES
Многие годы считалось, что картридж потерялся где-то в недрах компании, возможно, в каком-то из пыльных архивов. Ее пытались найти, но всплыла игра лишь в 2017 году, на Portland Retro Gaming Expo.
Спустя некоторое время игру удалось получить в свои руки представителям ресурса GameHistory, которые сняли видео с наглядной демонстрацией возможностей 8-битного SimCity. Фактически, игру увидели вновь спустя 27 лет после ее первого появления.
Что собой представляет NES-версия SimCity
Как оказалось, она не является полной копией версии для SNES, хотя и очень похожа на свою старшую «сестру». Консольная версия появилась после того, как на SimCity обратили внимание представители Nintendo. Несколько позже был создан прототип, который отличался от версии для компьютеров и весьма значительно.
Во-первых, появился виртуальный помощник, Dr. Wright. В оригинальной SimCity игрок сразу погружался в атмосферу симулятора и был предоставлен сам себе. Консоль же помогала геймерам освоить первые шаги в создании мегаполисов и не похоронить все начинания на старте. Помощник постепенно раскрывал перед игроком премудрости игры, рассказывая о том, что представляет собой механика и сам игровой процесс.
Помощник вовсе не безликий, у него есть собственная индивидуальность, которая запомнилась многим владельцам SNES. Интересно, кстати, что японский и американский Dr. Wright несколько отличались друг от друга. В США его одежда была не слишком яркой, а стиль был формальным. В Японии же Dr. Wright был разодет, как тамада на цыганской свадьбе. Точнее, костюмы и обувь были очень похожи на те, что носил его «коллега», но все цвета были гораздо более яркими. Видимо, японцам так больше нравится, так что ассистент и остался ярким.
Консольная версия отличалась от компьютерной тем, что в ней появилась возможность для игрока брать кредит в банке. В оригинальной версии при прохождении приходилось тратить заработанные деньги с большой осторожностью. Нет денег — нет возможности строить дороги, расширять инфраструктуру и вообще развивать свой город. А вот в консольной версии можно брать заем, причем проценты не слишком высокие. Как результат — в любой (почти) момент можно было активно начать работать, не дожидаясь, пока налогоплательщики пополнят бюджет города.
Фактически, разработчики SimCity для Nintendo создали увлекательную игру вместо настоящего симулятора города (который был не менее захватывающим). Каждый раз, когда игрок достигал в игре определенного успеха, Dr. Wright появлялся для того, чтобы поздравить талантливого менеджера. В ходе игры изменялась и музыка, и чем быстрее менялся облик города, тем скорее модифицировался музыкальный ряд.
Как была найдена игра
Как говорилось выше, в 2017 году всплыли сразу два играбельных экземпляра SimCity для NES. Их владелец принес картриджи в магазин б/у игр в Сиэттле (каким образом они попали к нему, не совсем ясно). Получается, что второй раз об игре что-то узнали спустя четверть века после ее первого появления. За это время о ней успели позабыть, так что появление из ниоткуда стало отличным сюрпризом.
Картриджи с NES-версией не предназначались для продажи, а были созданы лишь для нужд разработчиков Nintendo. Один из картриджей был продан коллекционеру видео игр, второй остался у его прежнего владельца. Благодаря тому, что в игровом сообществе много филантропов, журналистам удалось за деньги получить цифровую копию игры для тестирования и оценки.
Оказалось также, что оба картриджа идентичны — это выяснилось при побайтовом сравнении данных. Один из картриджей использовался компанией для проверки реакции на игру представителей фокус-групп.
Оценка игры
В 1991 году представители Nintendo заявили, что отличием NES версии от SNES будет лишь качество графики. Правда, компания не стала в подробностях описывать игру. Сейчас оказалось, что в большей степени сказанное разработчиками ранее — правда. NES и SNES версии оказались действительно очень похожими.
К сожалению, прототип, который попал в руки коллекционеров, не был на 100% завершенной игрой. Картридж был достаточно глючным. Встречались ошибки, опечатки, не было целых кусков контента. Но в большинстве случаев играть в се же можно. Собственно, этому можно не удивляться, если вспомнить, что картридж предназначался для оценки его содержимого геймерами.
К слову, играть можно было лишь «на поле Nintendo», в полностью контролируемом окружении. Картридж создавался с прицелом на то, чтобы не покидать пределы компании. Более того, разработчики и не рассчитывали, что кто-то проведет за игрой больше, чем пару десятков минут, прежде, чем начнут проявляться глюки.
Стоит отметить, что размер «плиток» в NES-версии составлял 2*2, в то время, как в SNES-версии и SimCity для ПК это было 3*3. Еще один сюрприз — уникальный саундтрек, созданный для SimCity, 8-битной его версии тем же композитором, что писал музыку для Super Mario Kart и Pilotwings (в числе всех прочих игр).
При сравнении обеих версий оказывается, что NES и SNES действительно «родственники». Даже стартовый экран похож, хотя и не во всех деталях.
Правда, в SNES-версии город на заставке был более масштабным, поскольку и возможности приставки были шире, чем у NES. Игровой интерфейс и большинство его элементов также схожи, у SNES все это более качественно проработано, но тем не менее.
Есть и цифровой помощник, плюс анимационные вставки, которые также похожи у обеих версий SimCity.
В NES-версии присутствует и возможность брать кредит в банке. Правда, сотрудник банка отсутствует, вместо него используется некий спрайт, который еще не превратился в кредитного менеджера. В NES-версии, так же, как и в SNES-аналоге меняется цветовая гамма в зависимости от сезона. Есть призы, выдаваемые в случае достижения значительного результата. Чем больше город, тем сложнее музыкальная композиция, звучащая на фоне.
Отличия тоже есть. Например, в NES-версии при создании нового города игра просит написать любимое слово, хотя и не поясняет, зачем это нужно. Затем оказывается, что это было нужно для того, чтобы как-то назвать «город-побратим», о котором ранее не было сказано ни слова. Получился интересный сюрприз, который застает игрока врасплох. И это весьма приятный сюрприз.
Ряд элементов NES-версии похожи на оригинальный SimCity для Macintosh. Отдельно стоит отметить пространные текстовые пояснения, которые отъедают значительный объем ROM-памяти картриджа.
Аппаратные ограничения NES не позволили разработчикам добавить такие функции, как масштабирование, вращение и увеличение.
В SNES-версии есть оригинальный сценарий с атакой НЛО Лас-Вегаса. Он открывается после того, как игрок проходит все шесть сценариев. К сожалению, у NES ничего подобного нет. Точнее, фрагменты дополнительного уровня присутствуют, но НЛО так и не появляется. При изучении файлов оказалось, что изображение НЛО есть, но игра не дает запрос на использование дополнительного сценария — в коде даже нет соответствующей функции. Похоже на то, что разработчики не успели совсем немногое.
К сожалению, хотя играть в 8-битную версию и можно, но она все же осталась незавершенной. Если какая-то команда внутри Nintendo и закончила свою работу, то об этом ничего неизвестно. На данный момент самый последний прототип — то, что находится на найденных «цифровыми археологами» картриджах. Одна из проблем этого прототипа — неверный алгоритм просчета различных ресурсов, включая стоимость земли. В SNES-версии стоимость земли увеличивается по мере роста города. В 8-битной ничего такого нет.
Кроме того, в NES-версии есть баг, который позволяет получать бесконечное количество денег. Оказалось, что если к концу года у вас больше денег на счету, чем в начале, то финальная сумма многократно увеличивается в один прекрасный момент, что дает игроку огромное количество денег, которых хватает на все. То есть «спортивного» интереса продолжать уже нет.
Ну и еще одна проблема — отсутствие судов. Графические файлы есть, код вызова тоже есть, но суда не появляются.
Цифровые археологи обнаружили на картридже файлы, которые не используются игрой и для которых нет никакого упоминания в коде. Одна из загадок — ботанический сад. Графика с ним есть, но ни следа нет в коде. Аналогичным образом есть нечто вроде стадионов, хотя не совсем понятно, что они собой представляют. Есть файлы аэропорта (или чего бы то ни было с самолетами снаружи). Насколько известно, в оригинальных SimCity нет ничего похожего. Есть и другая графическая информация, которая должна была быть использована, но по какой-то причине ее не взяли в работу.
В коде игры есть много чего интересного, изучать его можно долго. Один из экспертов по NES, пользователь CaH4e3 провел несколько месяцев, изучая и восстанавливая код. Ему удалось восстановить некоторые функции (например, появление тех же судов). Он пофиксил ряд багов и вообще сделал NES-версию SimCity более играбельной.
И самое интересное — то, что архив с игрой выложили на Internet Archive. Так что приступить к изучению NES-прототипа может теперь каждый желающий.
Источник