Эволюция геймплея — от античности до наших дней

Вся история человечества есть ни что иное как эволюциях мифов, наполняющих смыслом окружающую реальность. Реальность одна, она не меняется, но, в каждой эпохе, люди структурировали и объясняли ее по-своему. В каждой эпохе были свои правила игры и условия победы. Посмотрим же, в какие игры играли люди Западной цивилизации последние 2500 лет.

Эволюция геймплея — от античности до наших дней

Античность

Мир античного человека был предопределен высшей силой, с которой невозможно бороться. Выпавшему жребию подчинялись даже боги. Предначертанный сценарий был сокрыт, поэтому люди прибегали к помощи оракулов, гаданий, астрологии, чтобы узнать свою судьбу. Человек шел по жизни в рамках линейного сюжета с небольшим количеством развилок. (Пример развилки — пророчество о том, что, кто первый коснется троянской земли, погибнет. Одиссей прыгнул на щит и, тем самым, избежал тригера).

Жанр, соответствующий античности — квест

Смысл игры - непостижим. Цель игры - отыграть сюжет до конца, проявить героизм и артистизм.
Смысл игры — непостижим. Цель игры — отыграть сюжет до конца, проявить героизм и артистизм.

Представление о судьбе (фатуме) было вшито в мировоззрение античного человека настолько прочно, что даже у отца церкви Св. Августина мы находим концепцию божественного провидения. Но, мифология христианства, если ее продумать до конца, приведет нас к другому жанру.

Средневековье

В мире средневековья шла бесконечная борьба бобра с ослом добра со злом. Божье провидение могло поместить человека в разные ситуации, но не влияло на личную свободу. Человек имел свободу выбора в каждом эпизоде жизни: следовать доброму или уступить злому. За каждый выбор начислялись очки. Итоговый счет определял место в загробном мире.

Вместе с тем, в светской жизни, человек раз и навсегда получал роль, соответствующую его сословию, и, практически, не имел возможности поменять ее.

Жанр средневековья — RPG

Смысл игры - победить зло. Цель игры - спасти душу.
Смысл игры — победить зло. Цель игры — спасти душу.

Жизнь человека средневековья не была всецело беспросветной, как это может показаться нам. С одной стороны, были лишения, предрассудки, социальные запреты. Но, с другой стороны, жизнь была наполнена смыслом, ощущением принадлежности к установленному порядку и малой профессиональной конкуренцией.

Размеренный образ жизни, понятные правила для попадания в рай, моральное утешение в церкви, ежедневные духовные практики (молитвы) — Новое время разрушило этот уклад.

Новое время

Стараниями мыслителей Нового времени, человек был перемещен в бесконечное механистическое пространство и лишен надежды на помощь извне и бессмертие. Пространство кишело такими же автономными эгоистичными индивидуумами, которые ожесточенно конкурировали за ресурсы. Человек стал одиноким, мог полагаться только на самого себя.

Жанр Нового времени — RTS по сети

Смысл игры - выжить. Цель игры - богатство, власть, слава.
Смысл игры — выжить. Цель игры — богатство, власть, слава.

Как та лягушка, которая взбила масло из молока, человечество, отчаянно барахтаясь у одной из звезд Млечного Пути, создало материальный базис для всеобщего материального изобилия. Те, кто выжил, могут поиграть в другие игры.

Дивный Новый Мир

С чем же мы пришли в этот Дивный Новый Мир? Крайний индивидуализм, истощенные ресурсы, бессилие науки сделать нас счастливыми, но, главное, отсутствие правил, ограничивающих нас извне. Всю предыдущую историю, правила диктовали нам смысл игры. Теперь же, мы должны научиться создавать смыслы самостоятельно.

Жанр этого мира — песочница

Смысл игры - жить. Цель игры - создавать смыслы.
Смысл игры — жить. Цель игры — создавать смыслы.

Мы, как солдаты, вернувшиеся с войны. Учимся жить без приказов, восстанавливаем свою связь с миром через спонтанную активность.

И, напоследок, новогоднее пожелание для всех, кто дочитал этот опус:

Играй, Молись, Люби

 

Источник

игры, история, свобода, творчество, эволюция

Читайте также