Избыточное вдохновение: Как Gameloft достигли успеха

Избыточное вдохновение: Как Gameloft достигли успеха
Все мы играли в игры от Gameloft. Но не все знают, что эту студию создал человек, стоявший у истоков самой Ubisoft. За годы своего существования, французская студия создала множество как собственных разработок, так и игр, сделанных с явной оглядкой на популярные тайтлы.

А началось всё в далёком 1999-м, когда Мишель Гийемо, один из основателей Ubisoft, решил, что будущее за новыми технологиями, и уже в 2003-м вышла Prince of Persia: Harem Adventures для мобильников, поддерживающих Java.

Месье Гийемо собственной персоной

Именно в таком виде я впервые увидел эту игру на Siemens ME45i

И это был взаимный пиар с новой на тот момент Sands of Time, которую делали Ubisoft. Здесь стоит уточнить: вопреки расхожему мнению, Gameloft никогда не была дочерней компанией Ubisoft. Но вот тесные связи братьев Гийемо сыграли большую роль. Впоследствии для кнопочных телефонов выходили и другие тайтлы, которые принадлежали Gameloft: всё те же Prince of Persia, Splinter Cell, XIII, Rayman. Например, «Тринадцатый» имел совсем небольшую продолжительность, и, по сути, представлял собой платную рекламу для основной игры. Да, в конце так и писали: хотите продолжения — купите игру для ПК или консолей. Многие из таких игр проходились максимум за полчаса, в лучшем случае — за час. Были и совсем уж странные адаптации: например, всё в том же 2003-м вышла Nightmare Creatures, вторая часть которой УЖЕ вышла в 2000 году на PS1 и Dreamcast. Конечно, далеко на таких адаптациях не уйдёшь, поэтому надо было делать что-то своё. И такой игрой стала Asphalt Urban GT, выпущенная в 2004 на N-Gage, Nintendo DS и Java. Хорошая ли это была игра? Если говорить в целом, с точки зрения существовавших на тот момент игр, то это было очень средне. Ну а если говорить с точки зрения мобильного гейминга — да это же Need for Speed Underground в кармане! Конечно, официально — только для N-Gage, но благодаря пиратам игра быстро разлетелась и по другим смартфонам на базе Symbian, потому что по меркам мобильной игры это было нечто действительно достойное. Но вот по меркам консольных игр — скукотища. Зато какой же это сюр — прокатиться на каком-нибудь «Ламборгини» по Чернобылю! Главная беда ВСЕХ «Асфальтов» — они скучны и однообразны. Но опять же, по меркам мобильных игр — нормальные убивалки времени.

Urban GT, запущенная на оригинальной N-Gage счастливого редиттора

Тут все «Асфальты»

Urban GT 2 выходила ещё и на DS и PSP. Для максимальной аутентичности лучше играть в версию для DS: та же графика, что на N-Gage, только управление удобнее и карта на втором экране есть.


Третья часть с подзаголовком Street Rules плохо работала примерно на всех смартфонах тех лет… зато выглядела шикарно! Примерно так и проходил её на Nokia 5320 Xpress Music, на котором сервис N-Gage 2.0 был доступен официально.


Elite Racing, четвёртую часть, лучше проходить на DSi (ну или 3DS) — лучший фреймрейт при аутентичной графике.

А вот для пятой части и Nokia C7 даже специальные фичи были. Только это не спасло ни Symbian, ни саму Nokia в том виде, в котором она была. Да и игра работала на Symbian плохо. Выходила игра и на Nintendo 3DS с подзаголовком 3D.

Для шестой игры сделали мультиплеер, реализованный через Apple TV: имея эту приставку и друзей с копиями игры на айпадах-айфонах можно было играть вчетвером на одном экране. Только кому оно надо было…


Седьмая часть на Windows Phone 8: и такое было.

Часть восьмая с подзаголовком Airborne, вышедшая в 2013-м, надолго стала бенчмарком для мобильных устройств.


Asphalt: Overdrive 2014 года оказался раннером (!) в стилистике восьмидесятых.

Asphalt Xtreme. Не только ведь у меня сильные ассоциации с тем самым трейлером Motorstorm 2006 года?


Street Storm Racing. Драг-рейсинг. Да, в какой-то момент серия пошла не туда…

Ну вот, могут же! На Switch ещё и локальный мультиплеер есть. И всё это бесплатно. Ну ладно, условно-бесплатно.

Поначалу Gameloft искренне пытались продавать игры как на крупных платформах, устанавливая за них определённую цену. И это правда работало. Даже первый Asphalt, который на всех платформах продавался по консольному фуллпрайсу, неплохо зашёл. Последующие игры уже имели «мобильный» ценник, и спрос только вырос. Но продолжалось так не очень долго. Начиная с восьмой части, серия перешла на Freemium-модель. И теперь, чтобы нормально проходить игру, нужно вкладывать немалые деньги в донат — куда большие, чем ранее просили за единоразовую покупку. И так стало со всеми играми. Значимость микротранзакций становилась всё более и более серьёзной, игры порой становились непроходимы без конвертации реальных денег во внутриигровую валюту. И на фоне того, какими игры были до всего этого безобразия, становится как-то грустно.

▍ Только не списывай точь-в-точь!

Нет, серьёзно, были и действительно достойные игры. Ну да, Gameloft явно подглядывали в сторону известных франшиз. Но многие из этих игр оттого хуже не становились. Взять, например, серию Modern Combat, сюжеты которой перекликаются с Call of Duty: каждая новая часть качественно росла. Геймплей становился всё более похожим на «большие» игры, а графика приближалась к актуальным консольным релизам. Пятая часть так и вовсе вышла на ПК и Switch. Правда, почему на последней она работает в 30 FPS а не в 60 — загадка дыры.

Сравнение самой первой и последней игры серии
Первая часть, скриншот с iphone 3gs

Последняя на данный момент, пятая часть, скриншот с iPhone 11

А вот серия Gangstar уже копировала GTA. Правда, в плане качества серия и близко не стоит с самой GTA. Если описывать геймплей и сюжет, то хватит одного слова — «кринж». Абсурдные сюжеты, не способные вызвать каких-то эмоций (ну, кроме усмешек), геймплей порой ну очень скучный и однообразный. И опять же: для мобильных игр это не так плохо, но не для тех людей, кто в основном играет на консолях и ПК. Последней на сегодня игрой в серии стала Gangstar New York. Правда, есть нюанс: она до сих пор не вышла, а бета была доступна только на ПК. Зато работает на Unreal Engine 4 и выглядит очень достойно. Судя по всему, Gameloft пытается сделать альтернативу GTA Online. Ну а если вам вдруг трёхмерных «Гангстаров» мало, всегда есть и двухмерные, с которых всё и начиналось.

Как начиналось и на чём остановились
Gangstar: Crime City для Java

Gangstar: New York

Серия научно-фантастических шутеров N.O.V.A. получилась достойной. Третья часть — одна из лучших мобильных игр в принципе. Даже сейчас, спустя 12 лет после релиза, игра выглядит здорово. Ещё бы: делали её на Unreal Engine 3 с кучей эффектов и рэгдолл-анимацией. Вообще, сравнение с играми эпохи PS3 и Xbox 360 так и навязывается. И да — разработчики явно подсматривали на Halo (тут есть даже местный аналог Кортаны). Правда, релиз N.O.V.A. Legacy в 2018-м был явно лишним: Gameloft хотели сделать ремейк первой части, но утопили игру в донате.

Скриншоты
N.O.V.A. Near Orbit Vanguard Alliance

N.O.V.A. 2

N.O.V.A. 3

Из других неплохих клонов была Shadow Guardian. Нетрудно догадаться, что разработчики смотрели в сторону Uncharted. Для 2010 года вполне неплохая картинка, так что, если вам нравятся приключения в стиле Индианы Джонса, попробовать можно. Только держите в голове тот нюанс, что это далеко не высокобюджетный проект, а мобильная игра 14-летней давности.

Shadow Guardian

Любите дьяблоиды? Возможно, стоит поиграть в первые две Dungeon Hunter. Всё, что дальше, скатилось в донат. Лучший вариант ознакомиться с тем, что из себя представляла серия изначально — Dungeon Hunter: Alliance, вышедшая для PS3 и PS Vita, ремейк первой части.

Dungeon Hunter: Alliance

Zombie infection напоминает какой-нибудь Resident Evil. Секретный вирус, тайные лаборатории — всё как мы любим! Правда, прохождение займёт где-то полтора часа. Ну, скоротать вечер хватит. Да и лавры Ubisoft всё же давали о себе знать: помимо мобильных адаптаций игр про Сэма Фишера, Gameloft сделали Silent Ops, напоминающую Splinter Cell: Conviction. Плагиат? Нет. Вдохновение? Ну, возможно. И даже «Зельда» не давала покоя. Sacred Odyssey: Rise of Ayden — вполне неплохой фэнтезийный экшен, но вдохновение известной нинтендовской франшизой чувствуется.

Скриншоты
Zombie infection

Silent Ops

Sacred Odyssey: Rise of Ayden

▍ Адаптации

И, конечно, не стоит забывать про весьма достойные игры по лицензиям. Четыре игры про Человека-паука были действительно хороши (две — по комиксам, две — по фильмам Amazing Spider Man)! Spider-Man: Toxic City вышла аж в 2009-м для Java, Symbian, BlackBerry (помните такие?) и Windows Mobile. Выйди она на более мощном iPhone, возможно, техническое исполнение было бы и лучше.

А вот Total Mayhem уже больше напоминала хорошую консольную игру, нежели что-то мобильное. Некоторое время игра успела побыть эксклюзивом iOS, а спустя полгода добралась и до Android. Да, такая вот была практика эксклюзивности раньше. И да, эксклюзивность работала. В студенческие годы я сам чуть было не купил 3GS, хотя это был 2012 год. Хотя, даже на нём эта игра работала неплохо.

Скриншоты
image
image
image

Бэтмен тоже удостоился игры — The Dark Knight Rises. Делали её по мотивам одноимённого фильма, и геймплейно вышла ближе к яркому битемапу про «дружелюбного соседа».

Забавно, что вместе с версией для устройств на базе iOS и Android вышла версия для Java — и это в 2012 году! Ну а по диснеевским франшизам в прошлом году вышла Disney Dreamlight Valley на всех актуальных консолях и iOS в рамках Apple Arcade. И получилась вполне уютный лайфсим консольного качества. В какой-то момент планировали перевести игру на F2P-модель. Но, видимо, в Gameloft поняли, что игра и без того хорошо продаётся, зачем всё портить? Даже на дисках игру выпустили! А поскольку сотрудничество с «Диснеем» вышло удачным, то следующая игра по лицензии не заставила себя долго ждать: Disney Speedstorm объединила в себе геймплей Asphalt и условного Mario Kart. Правда, она распространяется по условно-бесплатной модели.

И, пожалуй, немаловажной частью истории Gameloft являются игры по лицензии Ubisoft. Если вы всё ещё разочарованы, что XIII не имеет сиквела, то это не совсем так. Небольшое продолжение вышло на Java, XIII: Covert Identity. С графикой на уровне Game Boy Advance, но очень короткая, всего на полчаса. Возможно, если бы Ubisoft дали больше денег — сделали бы что-то более серьёзнее для какой-нибудь Nintendo DS или PSP, ведь опыт работы с консолями у студии уже был.

XIII: Covert Identity
image
image
image

Неожиданно хорошая, но забытая Asterix & Obelix Encounter Cleopatra прекрасно вписывается в серию игр по мотивам французских комиксов. Своим геймплеем и внешним видом она скорее напоминает шестнадцатибитные платформеры. В общем, если недавних новых игр и переиздания старых вам оказалось мало приключений галльских воинов — стоит обратить внимание на этот платформер.

Суровый военный шутер Brothers in Arms Gameloft поначалу делали, как вполне годные мобильные адаптации: в 2005-м — двухмерная версия Earned in Blood для Java, в 2006-м — она же, но уже в полном 3D для Symbian. Графика была для смартфонов тех лет настолько хороша, что N-Gage тянула игру буквально с покадровым фреймрейтом. Следующая игра серии вышла уже без всяких подзаголовков — и снова Symbian, но на этот раз — эксклюзив сервиса N-Gage 2.0. Кажется, хорошо игра работала только на флагманах c 3D-ускорителем типа Nokia N95. Но были и порты на более подходящие платформы: Nintendo DS и iOS. На последней игра таки получила подзаголовок — Hour of Heroes. Эта версия вышла в 2008, тогда же Gameloft сделали ещё одну двухмерную BiA для Java, Art of War. Спустя ещё два года вышла Brothers in Arms 2: Global Front для iOS и Android, единственный в мобильной серии шутер от первого лица. Вышло, кстати, неплохо! Конечно, модельки персонажей были весьма угловаты, но в целом получился годный мобильный шутер. Но вот третья часть, Sons of War — это абсолютный трэш. Тонны доната, без которого проходить очень сложно: игра спамит пуленепробиваемыми врагами, и единственное, что помогает — прокачка оружия. Естественно, за реальные деньги.

Скриншоты
Brothers in Arms: Hour of Heroes

Brothers in Arms 2: Global Front

Brothers in Arms 3: Sons of War

Помните Shrek 2 на ПК? Короткая, простая, но такая очаровательная! Не удивительно, что она обрела народную любовь, как и первые игры про Гарри Поттера на ПК — делала-то их одна студия, KnowWonder. А вот Shrek Forever After вышла очень средней игрой, которая на iOS получилась совсем другой. Другой геймплей, другая графика. И удивительно, но игровой процесс скорее напоминает ТОГО САМОГО Шрека, в которые многие на ПК играли. Ну а вообще, Gameloft сделали ещё три небольших платформера для Java, и одну гоночную аркаду для iOS.

Скриншоты
image
image
image

Мобильных игр по фильмам в целом хватало. Gameloft спокойно получали права на разработку игр по актуальным фильмам. Третий и четвёртый Die Hard (надо сказать, что для двухмерной Java-игры 2013 года вторая выглядела очень неплохо), The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor, American Gangster, Кэмероновский Avatar (причём, как полностью трёхмерный для iOS/Android, так и для Java в 2D), Man in Black 3, адаптации сериалов Lost и Heroes. Это лишь немногое, что пришло в голову. Правда, стоит учитывать, что всё это, скорее, платная реклама фильмов. Ну или дополнение к билету в кинотеатр, если угодно.

▍ В шаге от плагиата

Одно дело — сильно вдохновляться известными играми. Другое — когда до плагиата близко настолько, что черты известных игр узнаются издалека. Soul of Darkness — наверное, самый наглый клон от Gameloft, выпущенный не только на Java, но и на Nintendo DSi (та же DS, только без слота для картриджей GBA, но зато с возможностью загружать цифровые релизы). Сами посудите: сюжет про вампиров, антагониста зовут Риттер, да и вообще, вся игра ну очень сильно напоминает какую-нибудь Castlevania с Nintendo DS.

И если вы думаете, что на этом французская студия остановилась, то нет. Они сделали клон Покемонов, обозвав его Crystal Monsters. И продвигали не менее нагло — западный релиз состоялся только для DSi. Зато японцы получили ещё и порт на мобильные телефоны. Но подобная наглость ограничилась лишь двумя этими играми. Возможно, оно и к лучшему. Всё же любой игрок хочет видеть что-то более-менее оригинальное, а не созданное по лекалам известных игр, которые всем известны (и чего уж таить — которые во всём лучше).

А ещё была такая Cannon Rats — это и вовсе копия популярной Angry Birds, только с той оговоркой, что сделана игра для Java.

▍ Проблески оригинальности?

Но были и такие проекты, которые нельзя было с чем-то прямо сравнивать. Наверно, одной из лучших таких игр была Wild Blood. Увы, будучи платной, она всё равно имела донат. И кое-где всё-таки очень навязчивый. Но если не брать этот момент в счёт, то вышел неплохой слэшер с приятной графикой.

Серия Nights (не путать с сеговской серией!) представляла собой лайфсимы. Не Sims, конечно, но и аналогов на мобильники не было. Несколько подобных игр были эксклюзивом для японского рынка, и на сегодняшний день являются утерянными (вообще, я уже как-то писал материал о таких играх). Благо, ROM Tokyo City Nights для Wii хотя бы есть в Сети. А ещё была схожая по геймплею Salariman no Gyakushu про саларимэна с очень японским юмором.

image
Уже к концу нулевых, в 2009-м, компания выпустила для айфонов Skater Nation. Нельзя назвать её чем-то уникальным, но дух нулевых так и прёт от этой аркады. На какое-то время игру потеряли: примерно в 2013-м её убрали из iTunes, а позже перестали быть доступны и IPA-файлы. Но в мае 2020-го таки нашли, и теперь он лежит в архивах интернета.

Скриншоты
image
image
image

Blackstab — что-то среднее по атмосфере между нашими «Корсарами» и юбисофтовским Assassin’s Creed. При этом ассасины не обошли стороной Gameloft — были и условно рекламные двухмерные игры для кнопочных телефонов, а была и Assassin’s Creed: Altaïr’s Chronicles, вышедшая сначала для Nintendo DS, а потом и на iOS с Windows Phone 7. Ну, по крайней мере, это не прямая копия известной франшизы.

И просто невозможно не упомянуть про Siberian Strike с запредельным уровнем «клюквы», которая правда забавная. Серия «приземлялась» на Palm PC, Windows Mobile, Java, iOS и ПК. Причём, была даже версия для чёрно-белых телефонов.

А ещё Gameloft сделали две jRPG. Ninja Prophesy для Java, в которой ниндзя сражались против йокаев (японских мифологических существ). Своей графикой игра отсылает к 16-битным консолям: если вдруг любите подобную японщину — обратите внимание. Ну и Ethernal Legacy — хотя, её стоит отнести к разряду тех игр, при создании которых «сильно вдохновлялись» чем-то. В данном случае — серией Final Fantasy.

Ну и лично мне запомнилась простенькая, но симпатичная Castle of Magic. Вполне неплохой платформер, который вышел на Java, iOS и DSi.

image

▍ Gameloft без розовых очков

Вне всяких сомнений, мобильный гейминг невозможно вспоминать без этой французской компании. Но если в те годы на эти игры смотрели как на что-то вполне годное, то сейчас, играя во всё это добро, видно много проблем. Наткнуться на какой-нибудь баг в ранних трёхмерных играх для iOS вообще не сложно. В «Шреке» так и вовсе случился выход за пределы карты однажды. И это, уже не говоря о плохо проработанных сюжетах без каких-то адекватных вводных данных: частенько игрока бросали в гущу событий, ничего не объясняя. Но так уж сложилось, что к Gameloft я отношусь чуть серьёзнее, чем многие. В своё время я немало времени провёл за всеми этими мобильными играми для Java. И даже совсем недавно, когда удалось опробовать трёхмерные тайтлы для iOS из начала десятых, непрерывно возникало ощущение, что эти игры сделаны с некой доброй наивностью, с любовью. Сейчас каждая такая игра вызывает ностальгию по старым играм из девяностых. Возникает странный диссонанс: вроде и чуть ли не плагиат, а вроде и не так уж и плохо играется.

Часть скриншотов можно хоть на мемы разбирать
image
image
image

▍ Gameloft 2.0

2016 год стал для Gameloft роковым: контрольный пакет акций приобрела Vivendi, которая чуть было не поглотила и Ubisoft — благо, этого не произошло. Это событие довольно больно ударило по студии. Игр по лицензиям стало гораздо меньше, а разработка в целом сместилась в сторону уже известных и популярных тайтлов типа Asphalt, Gangstar и Modern Combat. Донат стал нормой, но вместе с тем росло и качество: Asphalt Extreme 2016 года хоть и была насквозь пропитана донатом, но выглядела и игралась, скорее, как Motorstorm для PS3. Новые игры на консолях не появляются Большое исключение — Disney Dreamlight Valley и Disney Speedstorm. Из старых проектов заглянули на Switch Modern Combat 5, Asphalt 9 и внезапно, совсем уж старенькая Zombiewood — как платная игра, безо всякого доната. И было бы здорово увидеть и другие, более интересные игры тех лет на Switch.

Этим летом планируется релиз Asphalt Legends Unite, которая будет всего лишь улучшенной версией девятой части, судя по всему, оставаясь на F2P-модели распространения. Судьба Gangstar New York всё ещё неизвестна, и кто знает — может, релиз вообще отменят. Но уже сейчас умельцы научились запускать тестовую альфа-версию в оффлайне.

И всё же, это тот случай, когда так и хочется сказать: «раньше было лучше», хотя мы все прекрасно понимаем, что лучше-то и не было. Просто смартфоны были не такими мощными, а донатить было некуда. Мы просто получали удовольствия от средненьких игр в кармане, которые, впрочем, стоили сущие копейки в сравнении с полноценными консольными релизами. Но даже сейчас среди многих из вышеописанных игр есть вполне достойные внимания. К ним нельзя относиться серьёзно, им нужно давать скидку на возраст. Одна проблема: игры Gameloft очень привередливы к версии системы. Для Android-версий придётся поискать кэш, и возможно, нужный APK-файл для установки, чтобы всё вместе было совместимо с вашей версией Android. В случае с iOS тоже всё не так гладко, как со многими старыми играми: первые игры для этой операционки могут иметь проблемы с воспроизведением звука: например, шмап Siberian Strike не имеет звука на iOS 5.1.0, а первый Modern Combat звук имеет, но с глитчами в виде эха. Игры для Java — увы, тут лишь эмулятор поможет. Некоторые мобильные игры были перевыпущены на Android в сборниках, но то была лишь малая часть из всех когда-либо выпущенных игр.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻


 

Источник

Читайте также