Историю четвёртой части «Цивилизации» можно начать с очередной смены владельца бренда Civilization: Atari (Infrogames) продала их 2К Games, дочерней компании Take-Two. Сумма сделки составила 22,3 миллиона долларов. На дворе стоял 2004-й год.
Хотя на самом деле к тому моменту разработка уже весьма активно велась, так что Сид Мейер и его студия Firaxis отнеслись к происходящему философски: смена издателя не сильно влияла на планы команды. Руководил проектом Сорен Джонсон, набравшийся опыта в работе над предыдущей частью серии.
Читайте так же:
- Как создавали Sid Meier’s Civilization;
- Рождение и проверка временем Sid Meier’s Civilization II;
- Sid Meier’s Civilization III от Firaxis – история создания.
И это был отличный выбор. Джонсон искренне восторгался Сидом Мейером и его играми: только этим объясняется тот факт, что перспективный выпускник Стэндфордского университета после стажировки в Electronic Arts выбрал работу в Firaxis, предложившей ему самую низкую зарплату. Что ж, у молодой компании было много амбиций и не очень много денег…
Маэстро Сид Мейер и Сорен Джонсон
Сорен отлично проявил себя при создании Civ III, став, фактически, главным помощником Джеффа Бриггса, возглавляющего работу над третьей частью. Именно Сорен написал алгоритмы поведения искусственного интеллекта, а также значительно упорядочил код игры и внедрил в него множество новых функций, придуманных Бриггсом. После выхода игры на рынок Джонсон в течение года внимательно отслеживал все отзывы и выпускал требуемые обновления и патчи.
Но, несмотря на всю проделанную Сореном работу, код третьей «Цивилизации» так и остался, по большей части, кодом Alpha Centauri – предыдущего детища Firaxis. И вот, в самом начале разработки следующей части, команде предстояло принять важное решение: основывать Civilization IV на базе предшественницы (то есть, фактически, на всё той же «Альфа Центавре») или же начать всё с нуля?
Пытаясь сократить время на разработку новой игры, некоторые компании активно пользуются предыдущими наработками – это выгодно в краткосрочной перспективе, но приводит к накоплению «технического долга»: костылей и неоптимальных решений, а то и функций, принцип работы которых никто в точности не знает. Разобраться в таком коде новому специалисту становится всё сложнее, ведь далеко не все утруждают себя написанием комментариев к тому или иному фрагменту кода… В общем, у создания игр «с нуля» есть однозначные плюсы!
К тому же, пора было переходить к трёхмерному формату. В 2004 году Firaxis выпустили ремейк Sid Meier’s Pirates! – одной из первых игр Сида Мейера. В ремейке были улучшены многие игровые элементы и, конечно же, существенно переработана графика: проект перенесли на новый 3D-движок Gamebryo, и он заиграл новыми красками. Хоть иногда корабли и проходили сквозь друг друга, выглядело это весьма эффектно (для 2004 года).
Пираты явно похорошели!
В итоге было решено создавать новую «Цивилизацию» на том же Gamebryo. И Сорен Джонсон с энтузиазмом взялся за дело, начав с чистого листа. В самом начале переход к трёхмерной картинке вызвал множество споров среди художников: делать клетки прямыми или же расположенными по диагонали? Или попробовать гексы? Или, может быть, перейти от клеткам к территориям… или очень-очень маленьким клеткам? Но клетки и ходы – два столпа, на которых стоит «Цивилизация», так что, разумеется, обе эти механики остались на своём месте. И новая карта была прекрасна. Хотя, оценивая успех следующей части, не побоявшейся перейти от прямоугольных клеток к гексам, Джонсон сожалел, что он и его команда побоялись перехода к шестиугольникам.
Что касается «изнанки проекта», то выбранный подход позволил не только упорядочить код, но и проанализировать каждую мельчайшую составляющую «Цивилизации», чтобы ни одна механика не вошла в игру просто потому, что она была во всех предыдущих частях серии. И, как давно мечтал Джонсон, избавить Civilization от «унылости».
Например, от спорной системы загрязнения и коррупции, препятствующих созданию гигантских империй. Борьбу с загрязнением убрали, добавив вместо неё индекс общего здоровья, при падении которого городам требовалось больше пищи. Коррупцию заменили более изящным ограничением – стоимостью содержания. И это наконец-то смогло побороть стратегию бесконечной застройки! Один фанат, чересчур уверенный в непобедимости этой самой бесконечной экспансии, после выхода Civilization IV даже выложил видео, на котором он поедает коробку от игры (в знак признания своей неправоты).
Но, разумеется, новшества не ограничились удалением старых механик. Был предложен ряд интересных решений, касающихся системы ресурсов: клетки с ресурсами стали приносить больше бонусов, если на них построены улучшения, а накопление какого-либо ресурса давало более существенные бонусы: ускоряло строительство (если речь шла о мраморе или камне) или, к примеру, улучшало здравоохранение (если вы имели достаточное количество разнообразных продуктов). Такой подход к ресурсам позволил сделать города более уникальными, поскольку они стали зависеть от окружающей местности ещё сильнее. Были внесены изменения и в ландшафт: пустыни стали по-настоящему бесполезными, а горы – непроходимыми.
Максимально уйдя от Alpha Centauri с точки зрения исходного кода, разработчики всё же взяли из неё некоторые черты – например, арсенал, впервые появившийся именно в четвёртой части серии. Или гражданские идеи, которые заменили привычные формы правления и позволили более гибко прокладывать путь игровой цивилизации к прогрессу и процветанию.
Но главным геймплейным новшеством стала полноценная система религии, представленной в предыдущих частях лишь храмами и чудесами света. Всю историю человечества люди во что-то верили: религия зародилась на заре цивилизации и прошла долгий путь, продолжая играть немалую роль и в жизни современных людей (пусть и не всех). Справедливо, что в игре, посвященной истории человечества, она должна быть представлена… Но, с другой стороны, освещая такую щепетильную тему, очень сложно было не обидеть ничьи чувства. Были даже рассмотрены варианты, в которых не использовались названия реальных религий, но это противоречило духу «Цивилизации» – игры, которая называет вещи своими именами.
В первых версиях Civilization IV была даже военно-религиозная победа, но в процессе разработки от неё решили отказаться: уничтожение целых городов с помощью религии немного противоречит целому ряду заповедей…
Ещё в ранних версиях религия распространялась по торговым путям, что соответствовало историческим данным, но давало немного возможностей для принятия решений игрокам. Поэтому от исторической схемы пришлось отказаться в пользу обычных миссионеров.
Другим одним существенным преимуществом перехода на новый движок и написания игры «с нуля» была смена подхода: впервые в истории серии «Цивилизацию» с самого начала разрабатывали как многопользовательскую игру. И, по заверениям разработчиков, это было гораздо проще, чем писать к уже готовой однопользовательской стратегии надстройку для мультиплеера (как это было сделано для всех предыдущих частей).
Впрочем, такой подход был выбран в том числе и благодаря смене геймдизайнера. Сам Сид Мейер, отец «Цивилизации», не один раз говорил, что «отказывается признать сетевую игру». Он задумал и воплотил Sid Meier’s Civilization как полностью однопользовательскую игру и не принимал участия в работе над CivNet – усовершенствованной версией первой «Цивилизации» с поддержкой многопользовательского режима. В одном из интервью он даже ошибся, сказав, что CivNet была под Civilization II – настолько ему была не интересны попытки добавить в «Цивилизацию» мультиплеер. С другой стороны, тут стоит отметить и настойчивость игроков, которые страдали от несовершенства предлагаемых режимов многопользовательской игры, но продолжали кушать кактус получать удовольствие от партий.
И в итоге, после череды костыльных решений в предыдущих частях, команде пришлось сделать всё как следует. После совершения каждого действия компьютер передавал обновлённые данные всем прочим клиентам (или самому себе, в случае однопользовательской партии). Начиная с самых первых тестов, разработчики играли друг против друга и оттачивали работу мультиплеера параллельно с работой над основными игровыми механиками. Результат был налицо: фанаты игры наконец-то смогли насладиться стабильно работающим сетевым режимом в первые дни после релиза. Помимо классических партий «друг против друга» предлагался командный режим, в котором игроки могли объединять усилия и добиваться победы сообща.
Немаловажным моментом была и открытость игровых файлов, что облегчало работу мододелов. И это тоже было достигнуто благодаря написанию игры «с нуля». А в начале 2006-го года, примерно через год после выхода самой игры, дополнительно были выпущены специальные инструменты для моддинга, облегчающие работу над новым контентом.
Отдельно стоит отметить работу над музыкальным сопровождением: часть мелодий написана Джеффом Бриггсом, создателем музыки для всех предыдущих частей Цивилизации, но появились в музыкальной команде и новые лица. Так, Джонсон пригласил работать над главной темой бывшего соседа по студенческому кампусу, Кристофера Тина, который с огромным уважением относился к серии и был рад поучаствовать в создании новой «Цивилизации».
Достаточно быстро сформировалась концепция: тема должна была передавать вид на Землю из космоса. В результате на свет появилась композиция Baba Yeta (что, в переводе с суахили, означает «Отче наш», а вовсе не «Бабу эту»), которая стала первым музыкальным произведением из видеоигры, номинированным на премию Грэмми (и выигравшим её!). И композиция действительно была шикарна. Настолько, что некоторые геймеры просто оставляли открытым главное меню, чтобы насладиться музыкой. И не только геймеры – мелодия пришлась по душе даже людям, далёким от компьютерных игр!
Завоевала многочисленные премии и сама игра: многие издания назвали Civilization IV не только лучшей стратегической игрой 2005-го, но и лучшей онлайн игрой и вообще компьютерной игрой года. А в 2007 году портал IGN поставил четвёртую «Циву» на второе место в перечне лучших компьютерных игр всех времён. Велик был и коммерческий успех: игра вышла осенью 2005 года (25 октября в США и Канаде, 4 ноября – в Европе), а уже к марту 2006 года было продано более миллиона копий. Ещё через год тираж составил уже 3 миллиона!
Как и к предыдущим частям, к Civilization IV были выпущены дополнения: всего два, ведь эра безудержной штамповки DLC ещё не наступила. Причём, в отличие от дополнений ко второй или третьей частям, DLC добавляли не только сценарии, но новые механики и цивилизации.
Так, вышедшее в 2006 году Warlords принесло игрокам систему вассалитета и новую «касту» великих людей – великих полководцев. А также шесть новых цивилизаций: зулусов, карфагенян, кельтов, корейцев, османов и викингов, новых лидеров и чудеса света. И, традиционно, сценарии: восемь сюжетов, причём некоторые была рассчитаны не только на одиночное, но и на совместное прохождение (до 5 игроков).
Ну а для родной читателям фракции в дополнении был возвращён привычный по первой части лидер – Сталин. Пустячок, а приятно!
Несмотря на надпись на экране, Сталин вернулся в игру именно в Warlords, никакой ошибки тут нет
Второе дополнение – Beyond the Sword (переведённое на русский язык как «Эпоха огня») – тоже принесло целый ряд новых механик: систему корпораций, случайные события, шпионаж и великих шпионов (ещё один класс великих людей). Дополнение вносило новые краски в поздние этапы игры и позволяло начать развитие цивилизации с любой из эпох – не только с зари человечества.
Снова были добавлены новые цивилизации: вавилоняне, португальцы, голландцы, индейцы и отдельно индейцы Майя, шумеры, византийцы, римляне (СРИ), эфиопы и кхмеры. А одно из новых чудес света – Апостольский дворец – даже принесло новую победу: религиозно-дипломатическую. Само по себе это здание являлось подобием ООН, но могло быть построено раньше, до изобретения СМИ.
Новые сценарии второго дополнения были не только историческими: игрокам предлагали переместиться в «Другой мир», населённый человекообразными роботами, или в Век Льда, в котором правит Малкарн, бог зимы. Были и сюжеты о далёком будущем.
А в 2008 году вышла Sid Meier’s Civilization IV: Colonization – переиздание старой-доброй Колонизации Брайана Рейнольдса на базе четвёртой части Цивилизации. Основные механики и сама суть игры не претерпели существенных изменений: игра также предлагала построить процветающую английскую, французскую, испанскую или голландскую колонию, но, в отличие от первоначальной версии игры, для каждой нации на выбор предлагались два лидера. Ещё одним отличием стала возможность захватывать продвинутое вооружение у вражеских солдат.
Несмотря на название, игра была полностью отдельным продуктом, не требовавшим наличия диска Sid Meier’s Civilization IV. Этот выпуск ставил точку как в вопросе, считать ли «Колонизацию» частью цивилизационной серии, так и в истории четвёртой части: после было выпущено разве что полное издание 2009-го года, объединившее в себе все материалы по Civilization IV. А уже через год вышла и пятая часть серии, которой будет посвящена следующая глава нашей ретроспективы.
Источники:
ТЫК
- The complete history of Civilization
- Полная история серии «Цивилизация»
- Хроники «Цивилизации»
- Сид Мейер возбужден
- Сид Мейер, Сорен Джонсон: Интервью (Civilization Chronicles)
- СОРЕН ДЖОНСОН И ЕГО ВКЛАД В СЕРИЮ — CIVILIZATION IV
Возможно, захочется почитать и это:
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩