Искусство отражает появление святой тетради: Вера, Надежда, Любовь и София

Искусство отражает появление святой тетради: Вера, Надежда, Любовь и София

В этот день я отмечаю именины и очень хочу поведать Вам историю праздника святых мучениц Веры, надежды, Любови (лат. Fides, Spes et Caritas или греч. Πίστις, Ἐλπίς, Ἀγάπη) и их матери Софии/Софьи (лат. Sapientia или греч. Σοφία). Про них у меня есть аж две церковные книги — одна вкратце повествует о судьбе этих девочек и их матери, другая — более развёрнуто. И сейчас я поведаю вам сюжет жития этих святых. Источники сходятся только в одном, что женщина София (ее имя означает «премудрость«) была знатного происхождения и родом из Милана, рано овдовела и перебралась в Рим. Там она воспитывала своих дочерей в христианской вере и дала им имена в честь добродетелей — Вера, Надежда и Любовь. Имя Софии отсылало также к библейской цитате: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17)». Девочки жили себе с матерью, никого не трогали, читали священные Писания и молитвы, но в один прекрасный день кто-то донёс на их семью Римскому императору. Точнее — София остановилась у женщины по имени Фессамния, а та и накатала кляузу на неё с детьми кесарю.

И тут источники информации разнятся по поводу имени римского правителя. Одни относят историю жизни девочек во времена Диоклетиана, правившего в 3-4 веке нашей эры, с 284 по 305 годы, другие указывают имя Адриана, который правил во 2 веке, с 117 по 138 годы. Мы не будем углубляться в политику и хронологию событий, просто стоит сказать, что Адриан как раз-таки всё пытался сделать в рамках законов, не допускал клеветы и проявил к христианам большую снисходительность. А вот самым ярым гонителем христиан в истории называют именно Диоклетиана. То есть, во 2 веке, как принято считать, дамы жить никак не могли. Далее упоминается в тексте жития и «начальник области Антиох«, который пожелал их видеть.

Если углубиться в историю, то мы узнаем, что Антиох — реальный политический деятель Рима, осуществлял свою деятельность только в 5 веке нашей эры, и ни с Адрианом, ни с Диоклетианом пересечься никак не мог! Далее по тексту нам сообщается, что София и её дочери прибыли во дворец к императору (цезарю) и у входа во дворец помолились и перекрестились. Они отличались необыкновенным спокойствием, словно их позвали на пир. Император подробно расспросил, кто они и откуда, и София сама рассказала историю своей семьи и не гнушалась в открытую исповедовать христианство. Это в те времена, когда община пряталась по катакомбам, икон ещё не писали и изображать даже Иисуса Христа было запрещено, зато ранние христиане использовали особые символы — рыбу.

Император подивился на чудо семейство и велел одной знатной женщине Палладии наблюдать за Софией и ее дочерьми, а уж потом те предстали пред судом. И по легенде, просветлённая Богом София стала давать дочерям наставления, которые в нашем современном мире показались бы скорее безумными, чем мудрыми:

— «Дорогие мои дочери, пришло время нашего подвига! В соответствии со своими прекрасными именами вы должны проявлять твердую веру, непоколебимую надежду и нелицемерную любовь. Настал час вашего торжества, когда вы увенчаете себя мученическим венцом. Из-за этой вести не жалейте молодых тел ваших, не жалейте красоты вашей ради Христа Бога!

Не скорбите, что вы лишены временной жизни ради вечной, Христос Спаситель – вечное здоровье, неописуемая красота, бессмертная, вечная жизнь! Дорогие мои дочери, не поддавайтесь искушениям врага! Император осыплет вас милостями и пообещает великие дары, славу, богатство и почет. Знайте же – все это исчезает, как дым, как пыль, которую ветер смывает с лица земли!

Веруйте в Бога моего Христа, что Он не оставит вас в страданиях во имя Его! Он всегда будет с вами. И в награду приготовит для вас нетленный венец! О, мои милые дочери, вспомните мои муки при вашем рождении и мои труды, которыми я вас воспитала! Так утешьте же свою мать мужественным исповеданием веры во Христа, Сына Божия! Это будет для меня праздник, это будет радость, если я заслужу звание матери мучениц, если вы умрете за Господа с ревностью«!

Настал момент встречи с императором, который подозвал детей к себе и велел называть им себя своим отцом, если те поклонятся богине охоты Диане/Артемиде и принесут ей жертвоприношения:

– «Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак, для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом».

Но девочки единодушно отвечали:

«У нас есть Бог Небесный, его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа»

Поняв, что лаской и угрозами ничего не добиться, цезарь приступил к крайним мерам — стал по очереди подзывать детей к себе и пытать. И тут начинается какая-то фантастика. Первой приняла мучения за веру в Христа юная отроковица Вера — её раздели донага, жестоко избили бичом и кнутом (бичевали), но та была равнодушна к ударам. Тогда цезарь отдал приказ отрезать девочке грудь, положить на раскалённую железную решётку и бросить в кипящий котел со смолой и маслом. Когда после всей этой экзекуции Вера осталась невредимой, её обезглавили. Но, перед тем, как исполнить приговор, жертве публичной казни всё-таки позволили проститься с родными. И Вера тогда сказала матери:

– «Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества«.

А сёстрам дала предсмертное напутствие — ничего не бояться и, несмотря ни на что, следовать за нею:

— «Помните, дорогие мои сестры, Кому мы дали обещание служить вечно! Так давайте терпеть до конца! Одна и та же мать нас родила, вырастила и научила. Поэтому мы должны получить одинаковую концовку! Как братья и сестры, мы должны иметь одну волю. Позвольте мне быть вам примером, чтобы вы оба могли следовать за мной к Господу нашему, призывающему нас к Себе»!

Поцеловав мать и сестёр, Вера отправилась на эшафот. Тогда настал черёд Надежды испытать мучения. Император стал уговаривать девочку поклониться богине Артемиде под страхом смерти:

— «Дитя, прими мой совет! Я говорю это потому, что люблю тебя. Поклонись Артемиде, чтобы ты не погибла так, как твоя старшая сестра! Ты видела ее страшные муки, ее жуткую смерть. Неужели и ты захочешь так же страдать? Поверь мне, дитя мое, мне жаль твою молодость! Если ты выполнишь мою волю, я объявлю тебя своей дочерью«!

Но и Надежда дерзко отвечала римскому правителю:

— «Цезарь! Разве я не сестра той, кого ты убил? Я выросла вместе с ней. Вместе с ней я научилась по тем же книгам и наставлениям матери познавать Господа нашего Иисуса Христа, верить в Него и поклоняться Ему! Не думай, царь, что я поступлю иначе! Не думай, что я не пожелаю того, чего желала моя сестра Вера! Не затягивай и не пытайся меня отговорить! Лучше приступай к делу, и ты увидишь моё единомыслие с сестрою«!

Разъярённый император велел пытать и Надежду. Её тоже раздели донага, беспощадно избивали, пытались заживо сжечь, потом и вовсе повесили на дереве и царапали тело железными гвоздями. При этом хоть мясо и падало кусками, кровь лилась ручьём, болевого шока девочка не испытывала — лицо ее сияло неземной улыбкой. Мало того, она ещё умудрялась и укорять жестокого правителя:

— «Христос мой помощник! Я не только не боюсь боли, но желаю ее как райского наслаждения! Страдать за Христа Бога мне так приятно! А тебя, мучитель, ждут муки в геенне огненной вместе с демонами, которым ты поклоняешься как богам«!

Тем временем София только и делала, что молилась Богу Яхве, чтобы тот даровал ей и ее дочерям силу воли и терпение. Император повелел обезглавить Надежду. Но, прежде чем положить свою голову на плаху, девочка простилась с родными и сказала младшей сестре Любови:

— «Не оставайся здесь, сестра! Давайте вместе предстанем перед Святой Троицей«!

Осталась лишь младшая Любовь. Император велел ей восславить богиню Диану/Артемиду, но та была непреклонна. Она то цитировала Библию, то говорила:

— «Великий Бог мой, Иисус Христос! Артемида, и ты погибнешь вместе с ней«!

Девочку растянули на колесе, били дубинками, бросали в растопленную печь и даже вгоняли в ее члены железные сверла. При этом тело Любови словно было сделано из адамантия, она мужественно всё перенесла и не опалилась! Император приговорил и ее к усекновению мечом. Выслушав приговор, девочка не онемела от ужаса, а помолилась Богу и воскликнула:

— «Господь Иисус Христос, я пою и благословляю Твое имя, потому что Ты принимаешь меня вместе с моими сестрами. Я пою тебе хвалу, что ты удостоил меня пострадать за тебя то, что и они перенесли«!

Детей умертвили на глазах у матери, которую заставили смотреть на казнь и отдали истерзанные и обезглавленные тела дочерей. София при этом не скорбела, а молилась о спасении душ Веры, Надежды и Любови и беспокоилась только о том, чтобы одна из дочерей не отреклась от Бога, испугавшись пыток. София похоронила своих дочерей за городом (разные источники при этом указывают то Виа Аурелию — дорогу в Италии, то Виа Аппиа). А потом и сама преставилась. Так гласит предание. Год смерти девочек тоже преподносится по-разному: то 126, то 304-й… А вот возраст несовершеннолетних известен: старшей Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 9 лет. И с 777 года мощи (то есть останки) женщины и дочерей покоятся в церкви Эшо.

Насчёт дня памяти Веры, Надежды и Любови тоже большая путаница — изначально в римском маркирологе католической церкви указывалась дата — 1 августа, а памяти Софии была посвящена другая — 30 сентября. Потом дату переносили на 15-17 сентября. И лишь позже утвердили 30-е. А официально почитать женщину и детей как мучениц за веру в Христа стали лишь в 6 веке нашей эры. Но был и единственный достоверный факт — ранние христиане IV века действительно часто принимали при крещении мистические имена, указывающие на христианские добродетели, которые были найдены в катакомбных надписях. Вполне возможно, что Вера, Надежда, Любовь и София — вымышленные персонажи, которые были придуманы как собирательный образ тех, кто пострадал в исторические времена реальных гонений.

В иконографии принято изображать Веру, Надежду и Любовь именно как маленьких девочек — мучениц, а их мать — как аналог Девы Марии то в платке, то облачённой в мафорий. А вот в искусстве — напротив, они предстают как взрослые женщины. Вера держит в руке крест, Надежда — якорь, а Любовь изображена в окружении детей и всегда находится в центре между сёстрами:

К теме святых мучениц обращались и русские художники. Например, Виктор Васнецов. Его знаменитая картина — «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)» 1896 года. На ней в левой части мучениц в белых одеждах вместе с другими праведниками сопровождают ангелы, указывая им путь в Рай. Но Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери Софии, не веря, что их нечеловеческие страдания позади:

А вот такую скульптуру святых можно найти в Эльзасе:

 

Источник

Вера, искусство, любовь, Надежда, отражает, появление, святой, София, тетради

Читайте также