Google Stadia — облачная игровая платформа со странной стратегией монетизации

Немногим менее месяца назад Google представил свой облачный игровой сервис Stadia. Слухи о возможностях новой платформы ходили уже давно, и в ноябре представители корпорации сорвали все покровы с таинственной Stadia. Было заявлено, что эта платформа — революция в игровой индустрии. Некоторые пользователи довольны тем, что получилось, но все же у Stadia есть и большое количество недостатков. Один из них — не до конца понятная схема монетизации.

Прежде, чем приступить к ее обсуждению и анализу, стоит вспомнить основные претензии геймеров к Stadia. Некоторые из этих претензий появились сразу после презентации, остальные — во время тестирования платформы.

Ложки дегтя в небольшом бочонке с медом

О недостатках сервиса писали и говорили многие, так что нет смысла повторяться. Сейчас лишь коротко вспомним главные минусы игровой платформы Google.

Региональные ограничения

Основная проблема — сервис доступен далеко не для всех геймеров. И дело даже не в том, что для игры нужна очень хорошая связь, а в том, что Stadia на данный момент работает в тестовом режиме лишь в некоторых странах, причем России в этом списке нет.

Кроме того, играть получили возможность обладатели премиум-комплектов, количество которых ограничено. Стоимость не такая уж и маленькая — Chromecast Ultra, контроллер Stadia и кабель обойдется любителю игр в $129.

В следующем году, по словам представителей Google, играть можно будет и без необходимости приобретать устройства, чтобы получить подписку. Но все же это лишь обещание, выполнения которого можно ждать долго. К слову, в дополнение к оборудованию нужно покупать еще и подписку, которая стоит $25 в месяц.

Играть можно, но список игр невелик

На старте корпорация Google обещала пользователям Stadia дать доступ к списку из 30 игр. Потом его сократили до 12 и чуть позже расширили до 22-х. При этом игр, в которые действительно хочется поиграть, там не очень много. Самая известная из них — Red Dead Redemption 2.

Плюс ко всему, игры придется покупать отдельно, вне зависимости от того, есть ли эти же тайтлы в Steam. Многие другие игровые сервисы, включая Geforce Now или Playkey, позволяют подключить свой Steam-аккаунт и играть в свое удовольствие в уже купленные ранее игры.

Цены на игры

И вот теперь самое интересное — стоимость игр и финансовая политика Google в отношении их покупки. Цена на игры довольно высокая, причем не только на новые тайтлы, но и на проекты пятилетней и более давности. В Steam многие из них стоят пару долларов, тогда как в Stadia редко можно найти игру дешевле $20.

Правда, на некоторые игры pro-подписчикам положена скидка вплоть до 50%. Они же могут загрузить бесплатно Samurai Shodown и Destiny 2: The Collection. Правда, базовая версия игры недавно стала бесплатной для всех. А вот издание The Collection включает в себя дополнения Forsaken и Shadowkeep, которые необходимо покупать в Steam отдельно.

Ниже показана таблица со сравнением цен на одни и те же игры в Stadia, Stadia Pro, Steam/EGS US, Steam/EGS RU. Для удобства цены переведены в рубли из долларовых ценников игр Stadia для американского рынка, хотя оставлена и изначальная стоимость. Вполне вероятно, что в других странах стоимость будет отличной от цен в США, но сейчас об этом можно лишь гадать. В таблице же — фактическая цена.

Цены на подавляющее большинство игр у Stadia куда выше, чем у Steam. Самым наглядным примером может служить Tomb Raider, цена которого в российском Steam — всего 249 рублей.

В итоге игрок, которому хотелось бы играть много и часто, будет вынужден оставить в магазине Stadia больше денег, чем в обычных сервисах. Если приложить к этому цену игрового комплекта и стоимость подписки, получается, что экономия на «облаках» в случае Google, если сравнивать с консольным геймингом, невелика.

И ведь конкуренты Stadia предлагают облачный гейминг без дополнительных затрат на оборудование, включая GFN, PlayKey, LoudPlay, Drova и т.п.

Почему все так сложно?

Скорее всего, Google в рамках Stadia пытается опробовать совершенно новую и в какой-то мере странную схему монетизации. Предоставляя базовую услугу облачного гейминга бесплатно (что само по себе случится только в следующем году), компания попробует заработать путем повышения цен на игр. Вероятнее всего отбить затраты на владельцев бесплатных аккаунтов полностью так не получится, но так можно хотя бы частично покрыть расходы.

Если бы речь шла не о Google, то можно было бы предположить, что завышенные цены на игры — результат неудачных переговоров с издателями. Но поверить в то, что корпорация не смогла получить низкие ценники у поставщиков контент, сложно — уж слишком большое влияние у Google. Компания без проблем могла бы сделать топовые новинки бесплатными, завалив издателей авансовыми платежами. Но это сделано не было, поэтому можно предположить, что для Google проект Stadia не настолько важен, как компания пыталась это представить.

Перспективы игровой платформы

Похоже на то, что компания пока не знает в каком направлении двигаться, поэтому осторожно нащупывает путь. Но такой вариант может оказаться опасным — ведь игр пока не очень много, ажиотаж понемногу спадает, так что хардкорные геймеры, которые готовы платить за оборудование и подписку, не слишком охотно идут в Stadia. Ну а всем остальным это просто не нужно. Дефицит игр обусловлен еще и тем, что компания решила не получать права на эксклюзивы за деньги, а разрабатывать их силами дочерних студий (которых тоже нет, они только создаются). Одна задержка накладывается на другую, так что новые классные игры можно ожидать не ранее, чем через несколько лет.

Может быть у Google есть какой-то козырь в рукаве, который вскоре сыграет. Но надежда на это не слишком велика, ведь пока команда Stadia даже намека не дала на то, что готовится нечто крупное. Плюс ко всему, были у корпорации и другие крупные проекты, правда, неигровые. Речь идет о Wave, Google Plus и некоторых других — изначально они тоже заявлялись, как революционные, но закончились ничем.

Хотелось бы думать, что Google воспользуется опытом своих прошлых неудач и не станет тянуть с доводкой сервиса до уровня «доступен для любого пользователя». Сейчас сервис убыточен, и если не предпринять срочные меры, он будет потреблять ресурсы компании многие месяцы или даже годы, ничего не давая взамен. А Google очень не любит проекты, которые приносят только убытки.

В качестве вывода можно сказать, что Stadia в настоящий момент — платная бета-версия, которой еще только предстоит превратиться в полноценный сервис, победив конкурентов (PlayKey, GeForce Now, Loudplay, и др). Про последних забывать не стоит, ведь на рынке облачного гейминга немало компаний, которые предоставляют качественные и доступные услуги.


 

Источник

, , , , ,

Похожие

Меню