Годовой Пелевин: Путешествие в Элевсин – лонгрид

Ежегодный Gелевин случился, мы получили ровно то что ждали, прекрасную книгу, в жанре “Книга пелевина”, читать ее или нет для людей приобщенных к творчеству Виктора Олеговича вопроса не стоит. Книга роскошная, читать обязательно. Этот текст для сомневающихся или имеющих желание начать знакомство с автором, для людей только открывающих (простите за каламбур) мир книг. Перед прочтением этого поста, рекомендую прочесть мой пост о предыдущей книге.

Раз уж мы на околоигровом сайте, сравнивая книгу с игрой, игры помимо сюжета имеет множество разных аспектов, например геймплей или техническая реализация, о которых можно было бы рассказать так сказать в БЕЗ СПОЙЛЕРОВ. С книгой тут конечно сложнее, рассказывая о книге, в любом случае рецензирующий рано или поздно начинает месить воду в ступе, повторяя рецензии на другие книги просто переставляя слова, и корректируя акценты. Пересказывать сюжет легко, с высоты прочитанной книги, все вполне можно уместить в пару абзацев, но это будет двойное преступление, преступное утрирование, и кража впечатлений у читателя, ну у тех кто все таки решится прочитать сам.

Читается книга леко, в ней практически нет прерывания одной сюжетной ветки на другую, повествование течет плавно аки река на равнине, петляя и извиваясь, но это совершенно не изматывает, а наоборот держит в тонусе и добавляет силы перевернуть очередную страничку что бы узнать “Ну что там дальше”. При одном условии…

Проблема книжных циклов

Постараюсь привести понятную аналогию, вот представьте что есть книга которая которая является частью цикла, вот возьмем “Жук в муравейнике”, по моему мнению лучшая книга в трилогия о Максиме Каммерере. Но что бы понять с чего всего начиналось нужно предварительно прочитать “Обитаемый остров”, а затем уже после прочтения “Жук в муравейнике”, если появится желание узнать чем все кончилось еще и прочитать “Волны гасят ветер”.

В современном мире человек окружен таким количеством разных медиа-развлечений что обрекать человека на прочтение целого цикла, это либо принудить его на долго время, либо либо отрезать от других развлечений. Мало кто на это пойдет. Проще уж взяться за что-то “однокнижное”.

Вот теперь когда с введением все, переходим к сабжу. Перед тем как посоветовать прочитать “Путешествие в Элевсин” сам ПВО рекомендует прочитать, небольшую стопку книг, причем не только своих. Начиная с очевидных предшественников, книг баночного цикла, дилогию вампиров, “iPhuck 10”, так внезапно нужно еще и понимать про что были, а лучше прочитать, “Преступление и наказание” Достоевского, “Анна Каренина” Толстого, “Чайка” Чехова и “Лолита” Набокова. Неслабый такой список “Литературы на лето” что бы почитать всего одну книгу. Конечно можно и без оных, но это как (прости господи, за такие примеры) как читать Гари Поттера только 4 книгу, например. Что-то вы конечно прочитает, может вам даже понравиться, но о полноценном опыте говорить не приходиться.

По сути мы имеем пять уровней сложности в понимании новой книги:

– Вариант при котором мы просто читаем книгу, просто кайфуем, но без глубины, наслаждаемся красотой слога, обыгрыванием текущих реалий и ухахатываемся с фирменного юмора маэстро.

– Вариант при котором мы все таки знакомимся с минимальным количеством необходимых предыдущих книгами автора, а именно: Empire V, Бэтман Аполло, iPhuck 10, Transhumanism Inc., и KGBT+. И лишь после этого начинаем читать Путешествие в Элевсин. При таком варианте мы понимаем все отсылки Пелевина на Пелевина, понимаем связь его книжного мира, который действительно оказывается очень синхронен и структурен.

– Хардкорный вариант, где мы неукоснительно соблюдаем рекомендации и получаем полный спектр удовольствий, но это вариант для настоящих книжных эстетов и букинистов, причем скорее всего все эти пункты выполнены задолго до, т.к. эти книги действительно стоят внимания и вне рекомендаций, а некоторые еще и в школе читались, если вы конечно не филонили.

– Настоящий Хардкор. Нужно мало того что прочитать все произведения пелевина что бы выкупить абсолютно все отсылки, на свои произведения, нужно еще и прочитать рекомендательную литературу + другие столпы Русской литературы, половину, а лучше всего, Достоевского. И только на этом уровне сложности вы поймете мотивацию главного персонажа книги Путешествие в Элевсин.

– Уровень сложность Донный удильщик. К предыдущему пункту просто прибавьте неистовый адски думскроллинг. Нужно знать, если не в нюансах то хотя бы поверхностно, что происходило в минувший год. Но этот пункт неисполним, по тому что на этом уровне нужно жить, начиная свой день с открытия телеграмма со словами”Ну че там за ночь случилось?“, и заканчивая свой день “Ну че там за день случилось?“, а так же в промежутках на протяжении дня время от времени проверяя “Ну че там нового?“.

Как вы поняли, а если не поняли то я еще раз кратко прорезюмирую, это необычное произведение, к которому и подходить нужно необычно, эта книга потребует от вас изрядной мобилизации ваших ресурсов, как временных так и мыслительных. Представить человека который внезапно встал со стула и сказать “ДА! Ща я как все это ща выполню, и как прочту“, практически не реально. Тут скорее плясать нужно от обратного.

Посмотрите к какому из уровней сложности принадлежите вы и вот на столько вы и получите удовольствия от книги, где на первом вы получите “хорошую книгу“, просто хорошую книгу и все, а на последнем “монументальный паноптикум пронизанный тончайшим метамодерном, с аллюзиями внутри каждого абзаца на каждой странице“.

Советовать книги пелевина с каждым годом все сложнее и сложнее ,и не по тому что книги становятся хуже, вовсе нет. Начиная наверное с “Шлем ужаса” книги Пелевина уверенно держат титул “лучшая книга минувшего года”, причем каждая книга, важна только в свой год. А уже на следующий год ее актуальность уступает место следующей книги. Так и КГБТ+ уступило место в “актуальности”, Путешествию в Элевсин, а она в свою очередь уступит следующей.

Ежегодная книга Пелевина, эта книга которую нужно читать сейчас. В год ее выхода.

Но, дорога к пониманию Путешествия в Элевсин, сокрыта за высоченной стопкой книг, на прочтение которой весь этот год и уйдет. Нужно признать, никто в здравом уме на такое не пойдет. Вы либо готовы к ней либо она написана не для вас. Нет вы конечно можете почитать ее, и даже что-то понять и ДАЖЕ получить удовольствие. Но знакомиться с Автором с этой книги увы нельзя. То есть конечно можно, но, ну вы поняли о чем я.

Ну с темой читать или нет, рекомендовать или нет, какое место в циклах Пелевина эта книга занимает стало понятно (ну как понятно, на сколько это может вообще стать понятно), теперь о чем эта книга.

О чем книга

Пелевин, ну или автор обложки, любезно разместил на обороте #хештеги которые так или иначе помогут даль суперповерхностное понимание что в этой книге будет, какие-то понять просто, какие то посложней. Большинство будет понятно только после ознакомления с баночным циклом, а некоторые так и вовсе после прочтения Путешествия в Элевсин.

С высоты прочитанной книги, постараюсь помочь с расшифровкой, но предельно лаконично, и без спойлеров к конкретно этой книге. Отмечу сразу, это только вариант интерпретаций, поехали:

#ChapGTT – Тут просто, языковые модели на основе нейросетей, я бы даже сказал БЛМ (Большие Лингвистические Модели, а не то что вы подумали)

#ДушаВетерок – Идеи зеленой энергетики и концепции “Ветрогенезиса” берущей свое начало из лесов сибири. И конкретна книга с таким названием.

#AmfiteatrumFlavium – амфитеатр который так же известен как колизей, и то что на нем происходило.

#КолоссСолнца – Мужская версия статуи свободы но из другого тысячелетия.

#ОкоБрамы – машина времени без возможности в него отправиться, только симуляция прошлого, по принципу “реверсивного инжиниринга”.

#умаЛопата – нет, это не отсылка к уральским пельменям)

#randomCodeProgramming – технология “случайного программирования”, в результате которого мы рано или поздно получим ту программу что хотим, как книга которая содержит в себе все сочетания слов, осталось только найти нужный кусочек.

#ROMA3 – Версия цифровой симуляции римской империи в которой будут происходить действия книги, Рим – 3

#АнтинойXL – “Должность” любовника Император с его номером XL – то есть сороковой по счету.

#ДаСмерть – Название книги оказавшей существенное влияние на главного героя книги.

#Гегесий – Автор той самой книги

#Ахерон – Река в загробный мир

#PER_SЕЙ – [данные удалены]

#Деметра – Богиня и объект поклонения главного героя

#ТоварищГейзер – ИИ управляющий сверхоружием Добросердов, созданный посредствам последовательного подключения взломанных кэпофонов

#Персефона – Дочь Деметры, тут все сложно, нужно понимать как боги “дают потомство”, очень большой спойлер к книге.

#InVinoVeritas – Рассуждения главного героя о истине и вине.

#PinkFloydPompeii – Выступление Группы Пинк Фройд в помпеях но не ИРЛ, а в римском сеттинге.

#SithPower – СПОЙЛЕР!

#БородаСфинкса – непонятно откуда взявшийся “Артефакт” на генерациях нейросети, внезапно очень глубокая тема, которой уделено место в книге.

#Апофеозис – Возвеличивание какого-либо лица, события, явления, тут как в том меме “жаль что не все понимают…”, короче СПОЙЛЕР!

Повторю еще раз это предельно лаконичное описание смысла хештегов с обложки что, бы хоть как-то объяснить о чем книга, причем в вольной трактовке. Так-то конечно можно было бы податься в долгие рассуждения о каждом из пунктов, но это веселье уже для закрытых книжных клубов😉

ИТОХ

Путешествия в Элевсин это книга из Баночного цикла, действия которого происходит в том же сеттинге, но внезапно с главным героем из совершенно другого произведения. И вот я распинался тут на целую прорву текста, рассказывал как важно понимать отсылки и предыдущие произведения что бы выкупить все. Но знаете что? Это все не имеет значения просто по тому что декорации могут быть любыми. И персонажи могут быть взяты откуда угодно, пусть это будет хоть республиканец Дарт’Аньян в сеттинге Римской империи, ЭТО АБСОЛЮТНО НЕ ВАЖНО! История которая рассказана в книге самодостаточная.И подготавливать материал перед прочтением можно бесконечно. Книгу можно легко прочитать без всех вводных, но это будет другая книга нежели вы к ней подготовитесь. И она будет не хуже, она будет просто другой, может даже и лучше.

К сожалению я не могу представить как бы она выглядела в моем сознании не читая я все что было до, но может быть сможете вы, и пойдете вы от обратно, не только вход в здание может быть выходом, но и выход из здания входом. Как для меня крайняя книга Пелевина, после прочтения всех его произведений, являемся этаким “Выходом”, для человека ничего из Пелевина не читавшего, может стать “Входом”.

Именно эта книга может стать вашим стартом в реверсивном движении по книгам которые автор указал как “Ознакомительные перед”, они же могут и оказаться “Что почитать после”. Порядок в котором будете читать вы и будет вашим Путешествием в Элевсин.

Спасибо за прочтение, данного поста, скажу честно писал я его дольше чем читал книгу, приношу извинения за ошибки в тексте, старался как мог, но увы, чукча не писатель, чукча читатель. Надеюсь традиция ежегодного Пелевина будет продолжена и в следующем году. И мы с вами в следующем году тут же и встретимся)

Уже очень долгое время в этом состязании первым к финишу приходит Дмитрий Львович Зильбертруд (он же Быков), но в этом году у него просто не было шансов, да собственно как и у всех остальных просто по тому что Пелевин съиграл на опережение и сам выбрал победителя уделив в своем романе победителю целую главу. И даже более того, позвав на озвучку эпизода аудиокниги.

Встречайте. Галина “Все что читать не рекомендую к прочтению обязательно” Юзефович.

Сама же она выдала предельно оперативно разродилась коротким роликом в котором она без особых изысков объяснила почему к этой книге нельзя прикасаться, и вообще лучше лучше Пелевина не читать. Знаете по какой основной причине?

Из-за того что Пелевин в своей книге недостаточно высказал свою гражданскую позицию касательно текущих событий в мире! В художественной книге карл!

Я уж не знаю как эта Рыбка читала книгу, но позиция была высказана предельно понятно, не только в этой книге, но еще и в предыдущей, и даже не Эзоповым языком, а ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ. Но Уважаемой Критик_кессе некогда думать над прочитанным, ей пора читать следующую книгу.

Сама же Галя, имеет небольшое камео еще и в аудиоверсии книги, в которой играла роль самой себя с небольшой примесью Джоан Роулинг. Камео она исполнила со всем присущим ей мастерством, постоянно шипела и делала ошибки в интонациях. Как будто звуковой режиссер намеренно выбирал только те фрагменты в которых Юзефович была плоха. Но Собчак переплюнуть все таки не удалось.

С одной стороны это некрасиво по отношению к слушателям, но с другой стороны, нечаво халтурить и читайте книги как положено, а с другой это такая своеобразная тонкая месть от маэстро.

Заслуженный триумф от заслуженного критика.

Ну теперь точно все, еще раз спасибо за внимание)

#пелевин #путешествиевэлевсин #кгбт #юзефович #роулинг #рецензия #кинг

 

Источник

годовой, лонгрид, Пелевин, путешествие, Элевсин

Читайте также