Несколько месяцев назад на нашем портале выходила новость о том, что тестировщики Activision Blizzard создали профсоюз. Интересуетесь ли вы новостями игрового мира или нет, но, скорее всего, вы уже слышали о том, что жизнь в геймдеве не сахар. Это наглядно иллюстрирует недавняя статья о профсоюзе CD Project Red.
При этом организовать эти профсоюзы получилось далеко не сразу. ActiBlizz была отнюдь не в восторге от такой перспективы и долго препятствовала созданию профсоюза, а затем и вовсе отказывалась признавать его. Такое поведение вполне типично для AAA-индустрии. История профсоюзов в Activision Blizzard — это история борьбы сотрудников с интересами компании, которая шла на любые ухищрения и манипуляции, а иногда и откровенное враньё.
Три профсоюза
Было три попытки создания профсоюза в ActiBlizz: объединялись тестировщики из Raven QA, Миддлтон, Висконсин (Call of Duty), тестировщики из Blizzard Albany, Нью-Йорк (Diablo IV) и сотрудники нескольких департаментов Proletariat, Бостон (World of Warcraft).
Организация всех трёх объединений проходила при широкой поддержке профсоюза работников связи Америки (Communications Workers of America, CWA).
Raven Software
Точкой отсчёта можно считать май 2022 года, когда Game Worker Alliance (GWA), профсоюз тестировщиков дочерней компании Raven Software, становится первым профсоюзом в составе ActiBlizz и вторым официальным профсоюзом в индустрии видеоигр. Это голосование стало кульминацией месяцев подготовительной работы и борьбы с организованным сопротивлением со стороны Activision Blizzard.
В декабре 2021 года 12 сотрудникам Raven QA сообщили, что в январе их увольняют. Работники вышли на протест, который перерос в пятинедельную забастовку в висконсинском офисе поддержки Call of Duty. В конце этой забастовки оставшиеся работники QA сформировали профсоюз в партнёрстве с CWA.
Activision Blizzard всячески пыталась остановить профсоюзное движение. Через несколько дней после формирования GWA сотрудников Raven QA вывели из своего отдела и распределили по разным командам.
Изначально сотрудники попытались создать профсоюз в рамках упрощённого процесса, на основании подписанных карточек-заявлений (авторизационных карт). Однако Raven отказалась их признать и, пытаясь усложнить жизнь активистам, потребовала, чтобы вопрос решался через официальные выборы, проводимые Национальным советом по трудовым отношениям (NLRB).
Также в течение этого времени компания подала в Национальный совет по трудовым отношениям ходатайство о том, что подразделение для голосования должно состоять из сотрудников всех подразделений Raven Software, а не только из работников QA, которые пытаются объединиться. Это могло потенциально разбавить большинство, необходимое для официального избрания профсоюза. Брайан Булатао, бывший администратор Трампа и нынешний главный административный директор Activision Blizzard, направил своим коллегам письмо, в котором призывал сотрудников «подумать о последствиях объединения».
Все эти попытки не смогли остановить GWA, и голосование было выиграно.
Blizzard Albany
Затем в декабре того же 2022 года голосование выигрывает второй профсоюз, организованный QA-тестировщиками офисов Blizzard в Олбани, Нью-Йорк, работавшими над Diablo IV.
Как и в случае с Raven Software, издатель яростно сопротивлялся созданию профсоюза в Blizzard Albany. На протяжении 2022 года CWA (Communications Workers of America) подали ряд жалоб о неправомерной трудовой практике, обвинив Blizzard в нарушении прав сотрудников на организацию и отказе повышать зарплату сотрудникам Raven, участвующим в профсоюзной деятельности. Ходатайство Activision Blizzard о том, чтобы в профсоюзном голосовании участвовали все сотрудники офисов Олбани, было отклонено.
Proletariat
Третья попытка объединения в профсоюз происходит в январе 2023 года в студии Proletariat. Профсоюз Proletariat представлял особый интерес, поскольку это был бы первый пример объединения работников из разных департаментов в рамках всей компании.
Однако студии пришлось отменить профсоюзные выборы. Заявление профсоюза американских работников связи подтверждает новость о том, что это вина генерального директора Proletariat Сета Сивака.
«Как и многие основатели компаний, он воспринял проблемы сотрудников как нападки на себя и провёл ряд встреч, которые деморализовали и лишили сотрудников власти, сделав свободные и справедливые выборы невозможными», — говорится в заявлении CWA.
Примечательно здесь заявление представителя Activision Blizzard Джо Кристината: «Мы ценим, что CWA в одностороннем порядке решила отозвать ходатайство, прислушавшись к отзывам сотрудников. Как уже говорилось, мы приветствуем свободу каждого сотрудника безопасно выразить свои предпочтения посредством конфиденциального голосования».
Далее Кристинат отрицает, что генеральный директор Proletariat вмешивался в процесс создания профсоюза в студии:
«CEO Proletariat реагировал на опасения сотрудников, которые чувствовали давление или запугивание со стороны CWA и хотели получить больше информации о том, что может означать вступление в профсоюз. Он защищал право сотрудников выражать истинные предпочтения в частном голосовании, чтобы они не подвергались преследованиям за свои намерения –– как подвергается сейчас он сам со стороны CWA».
Выводы
Опыт профсоюзов Blizzard ценен во многих отношениях. Первые две удачные попытки учат нас тому, что даже несмотря на сопротивление, при должной поддержке можно организовать профсоюз в рамках крупнейшей корпорации.
Даже поражение Proletariat не стоит воспринимать однозначно. Во-первых, ценна уже сама попытка организации. Несмотря на то, что руководству ActiBlizz при поддержке лояльного CEO дочерней компании удалось добиться отмены голосования, сотрудники установили контакт с CWA — куда более старым, крупным и опытным профсоюзом. И скорее всего, до конца этой истории ещё далеко.