Это вам не игрушки, или За что запрещают игры

Это вам не игрушки, или За что запрещают игры
Инициаторка поправок показала «фотографию из видеоигры скулшутинг», которая еще в 2018 была удалена из Steam.

В начале ноября этого года, в Госдуме РФ первый замглавы комитета по просвещению Яна Лантратова предложила запретить распространение компьютерных игр, пропагандирующих порнографию, жестокость и насилие, а также ненормативную лексику. С формулировкой:

«Видео- и компьютерные игры, распространяемые на любых видах носителей <...> не должны содержать информации, выражающейся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам», — указано в документе.

Что именно подпадает под термин «оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности», правда, не раскрывается. А зарабатывание фрага от лица террористов в Counter-Strike вполне себе тянет на неуважение к государству в лице силовых структур, как его неотъемлемой части. Ну, вообщем, вы поняли. 

Правда, не все депутаты это поддержали, так что запрет еще может и не пройти (возможно, потому, что депутатам будет нечем заниматься во время заседаний). 

Конечно, это не первый прецедент. Но в деле запрета компьютерных игр Россия — не первопроходец. Давайте посмотрим, почему в других странах вводили запреты на игры и как происходило. 


Китай — лидер по запретам, что никого не удивляет

Китай давно является совершенным парадоксом. С одной стороны, это — коммунистическая система, где партия внимательно следит за тем, что делает население: что смотрят в интернете, что пишут в соцсетях или во что играют. С другой стороны, это лакомый кусок для всей игровой индустрии. 

По данным отчета Комитета по изданию игр Китайской ассоциации аудио-видео и цифровых изданий, за 2021 год число геймеров в Китае составило 666 млн человек (цифра что-то напоминает, правда). Общий доход от продаж на игровом рынке Китая достиг 296,5 млрд юаней (около $46,6 млрд). Поэтому игровые компании мирятся с любыми запретами Компартии и подстраивают игры под них. 

За примерами далеко ходить не надо. Студия Paradox выпускает замечательные исторические стратегии. В одной из них — Hearts of Iron, про Вторую Мировую войну — государство Тибет показали независимым. Тут уже никакая доработка не помогла бы, поэтому с 1 ноября 2017 года игру запретили продавать в Китае. А игру в жанре ужасов Devotion запретили после того, как в ней увидели оскорбительные послания в адрес самого Си Цзиньпина: якобы на одной из карт разработчики разместили два иероглифа с именем товарища председателя и с… Винни-пухом, с которым его часто ассоциируют. 

Ещё интереснее причина запрета игры Cytus II от тайваньской компании-разработчика (!!!) Rayark Games. Композитор Уилсон Лам якобы зашифровал в саундтреке игры послание «Освободите Гонконг, революция нашего времени» в виде Азбуки Морзе. Наслаждайтесь:

Конечно, в Китае также действует запрет на демонстрацию в видеоиграх крови, трупов и насилия. Из-за этого под полный запрет попали такие хиты, как Battlefield 4 (когда вышло дополнение China Rising, это стало угрозой национальной безопасности и дискредитировало армию Китая) и Fortnite (причины не называются). 

А если разработчик не хочет терять китайский рынок и попасть под блокировку, то он подстраивает игру под требования цензуры. В мобильной RPG AFK Arena персонажу по имени Аинз Оал Гоун в китайской версии добавили маску, которая закрывает его голый череп, и подобие перчаток, чтобы скрыть кости:

Цензура в игре AFK Arena: скрыли демонстрацию черепа и костей
Цензура в игре AFK Arena: скрыли демонстрацию черепа и костей

В игре Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege исчезли игровые автоматы, изображения черепов, наркотики и разбрызганная кровь. А еще убрали изображение силуэта стриптизерши, чтобы бороться с развратом и сексуальной эксплуатацией аудитории. 

Цензура в игре Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege: нравственность превыше всего
Цензура в игре Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege: нравственность превыше всего

Из забавного, цензуре подверглась еще коллекционная карточная игра по мотивам «Ведьмака». Тут приведем лишь несколько изображений — оригинальный пост по ссылке. Убирали и обнаженку, и кровь, и оружие, причем весьма оригинальным способом. 

Цензура в карточной игре по мотивам «Ведьмака»: бессмысленная и беспощадная
Цензура в карточной игре по мотивам «Ведьмака»: бессмысленная и беспощадная

Еще Коммунистическая партия Китая поняла, что главный удар и тлетворное воздействие больше всего касается молодого поколения. Поэтому с 2019 года последовательно ужесточала законы, пока в 2021 году не остановилось на следующем: лицам младше 18 лет полностью запрещают играть в видеоигры с понедельника по четверг включительно. Для развлечений на неделе оставляют время с 20:00 по 21:00 в пятницу, субботу и воскресенье, а также в дни государственных праздников. По мнению законодателей, эта мера позволит побороть игровую зависимость, которую в Китае приравнивают к наркотической. И в дополнение запретили несовершеннолетним играть в онлайн-игры, где есть система лутбоксов, чтобы сберечь родительский бюджет.  

Сейчас компаниям-разработчикам очень трудно получить лицензии, но очень хочется, поэтому подвижки есть. В апреле 2022 года китайский регулятор выдал 45 лицензий, хотя до этого не выдавал лицензии в течение 9 месяцев. Посмотрим, как будет развиваться ситуацию дальше. 

Австралия — ну вроде же демократия…

Австралия подходила к цензуре компьютерных игр основательно, начиная еще с 90-х годов. Она стала одной из первых стран, которая в 1994 году применила систему возрастных рейтингов, как в фильмах. Причиной стала игра Night Trap, изначально появившаяся для Sega. В ней вы играете за парня, который наблюдает по видеокамерам за девушками, живущими в доме, набитом вампирами. Ваша задача — расставлять ловушки так, чтобы спасать нерадивых представительниц прекрасной части человечества. 

Сюжет, геймплей и прочее — тупее некуда. Но некоторые сцены из игры стали предметом обсуждения в парламенте. Посмотрите сами:

Вот какие рейтинги были введены:

  • G: обычная аудитория

  • PG: детям младше 15 лет рекомендуется родительский контроль

  • MA 15+: для детей старше 15 лет

  • R 18+: для лиц старше 18 лет и старше

  • X 18+: порнографическое содержание.

Фишка была в том, что если содержание подпадало под рейтинг MA 15+ или выше, то ему отказывали в классификации (также называемой RC). Это могло быть из-за реалистичного изображения насилия (привет, Night Trap), нагота (демонстрация гениталий или сексуальных сцен), а также поощрение в употреблении алкоголя, табака и наркотических средств (это будет особенно важно дальше).

Результатом стал первый бан культовой Mortal Combat, которая в 1994 году получила рейтинг MA 15+ за анимированное насилие высокого уровня. Удивительно то, что игра Night Trap, а также не менее кровавый Doom получили лицензию.

Но как и в Китае, некоторые игры подвергались цензуре. Например, Duke Nukem 3D 1996 года первоначально получил рейтинг MA 15+ за «насилие среднего уровня». Но разработчики удалили из игры полуголых официанток, стриптизерш и заключенных в коконах, просящих избавить их от страданий — это решило проблему и игра все-таки вышла. Однако быстро выяснилось, что пользователь может немного «похимичить» с игрой и снять блокировку цензурированного запрета. 

Эту сцену из стриптиз-клуба видели не только лишь все австралийские геймеры, а мало кто
Эту сцену из стриптиз-клуба видели не только лишь все австралийские геймеры, а мало кто

Еще одной жертвой запретов стала игра Postal 1997 года: шутер, в котором вы играете за играете за человека, который сходит с ума и убивает много невинных жителей вокруг. Тут не помогла даже цензура. Для Австралии тема была особенно болезненной, потому что в 1996 году в г. Порт-Артур произошло массовое убийство, унесшее жизни 35 человек. 

Геймплей в игре Postal
Геймплей в игре Postal

Но особенно от запретов в Австралии пострадали игры компании Rockstar — создателя бессмертной серии Grand Theft Auto. Если первые версии получили лицензию без особых проблем, то игра GTA III в 2002 году попала под запрет. Причина: парламентарии увидели в игре сцены сексуального насилия. Например, вы нанимаете проститутку, затем убиваете ее и забираете деньги. 

Затем пострадали экшн Manhunt и GTA III: Vice City. И вишенкой на торте стал запрет GTA IV: San Andreas в 2005 году. Камнем преткновения стала знаменитая сцена с «горячим кофе». Кратко: в коде игры была спрятана пасхалка под названием Hot Coffee, в которой ваш персонаж, CJ, приглашается на свидание в квартиру для «горячего кофе» (он же секс). Далее следует интерактивная мини-игра, в которой вы управляете CJ, когда он занимается сексом со своей девушкой. В выпущенной версии игры камера переключается на внешний кадр со звуковыми эффектами, подразумевающими секс.

Знаменитая сцена с горячим кофе
Знаменитая сцена с горячим кофе

Дальше было еще несколько знаковых запретов. Например, Fallout 3 — в ней игрок принимал наркотики для достижения различных положительных эффектов. В игре есть шприцы, таблетки, бутылочки с пилюлями, а также специальное устройство для инъекций, присоединенное к руке главного героя. Чтобы обойти запрет, в австралийской версии наркотики просто заменили на витамины. 

Под тему пропаганды наркотиков попали еще некоторые игры:

  • We Happy Few, в которой представлена антиутопическая модель Лондона, раздираемого войной. В ней жители принимают наркотик со звучным названием «Радость», который превращает разрушенный город в психоделический рай. 

  • DayZ, про зомби-апокалипсис. Чтобы восстановить здоровье, игрок курил марухиуану. Разработчики вынужденно удалили «косяки» из игры. 

  • Disco Elysium: The Final Cut, которая просто бросает вызов любым моральным стандартам Австралии. 

Нужно отметить, что в отличии от Китая, многие производители отстаивают возможность лицензирования в суде, и весьма успешно. Но все-таки правительство Австралии в открытую говорит, что будет продолжать свой нравственный крестовый поход против видеоигр.

США — колыбель свободы, как она есть (но это не точно)

Как и в Австралии, в Америке есть специальный надзорный орган, который присваивает компьютерным играм возрастные рейтинги. Он называется Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения (ESRB). Но на самом деле, в США действительно запреты на игры не стали чем-то массовым. Во многом это определялось спецификой законодательства, где запрет игры в Оклахоме не означал, что в Калифорнии эта же игра попадет под запрет. 

Чтобы далеко не ходить за примером: депутат Демократической партии от штата Иллинойс предложил запретить игру Grand Theft Auto V из-за роста случаев угона машин в Чикаго и его окрестностях. Политик считает, что содержащиеся в игре сцены угонов, грабежей и преступной деятельности становятся источником вдохновения для молодежи. Пока это остается инициативой, потому что ни один эксперт в суде не может установить взаимосвязь между совершением преступления и влиянием компьютерных игр на это.

Непристойность как она есть
Непристойность как она есть

Но были и прецеденты запрета игр, пусть и не таких знаковых. Выпущенная в 2004 году игра The Guy Game была нацелена прямо на публику в общежитиях, с упором на женскую наготу и культуру вечеринок. Суть игры: друзья соревнуются друг с другом в многоэтапной викторине. За правильные ответы красивые девушки раздевались. Чем больше правильных ответов, тем больше одежды исчезало. 

Однако позже выяснилось, что одной из моделей, участвующих в съемках, было 17 лет на момент выпуска игры. Она также утверждала, что съемочная группа не проинформировала ее должным образом о том, как будет использоваться видео, или что оно будет использовано в массовой игре. Результат — игра приравнивалась к детской порнографии и попала под запрет. 

Другой пример — игра Thrill Kill, чем-то напоминающая Mortal Combat для бедных и вышедшая на PS1 в 90-х годах. Второсортный файтинг с элементами БДСМ вроде как должен был пройти незамеченным. Однако разработчики очень вложились в рекламу и обратили на себя внимание регулирующего органа, который благополучно присвоил игре рейтинг AO (только для взрослых). Прямого запрета не было, и игру спокойно могли продавать в условном сексшопе. Но такая участь не устраивала разработчиков, а крупные платформы (типа Nintendo) отказались иметь дело с игрой. В результате проект прикрыли. 

Игре Super Seducer 3 не повезло выйти как раз на волне движения MeToo. Это «образовательный» симулятор, в котором пикапер Ла Руина учит вас знакомиться с девушками, используя психологические приемы. В интернете игру откровенно высмеяли, потому что действия пользователя определяют, что пикапер будет делать дальше. И конечно, все пенились, выбирая неправильные варианты: понюхать волосы женщины, отпустить непристойный комментарий и прочее.

Но феминистки не были настроены так радушно и объявили авторов сексистами. Результат — в 2021 году игру запретили на платформе Steam, а единственный крупный дистрибьютор Valve отказался от распространения игры. Однако игру до сих пор можно найти на некоторых сайтах. Можете оценить геймплей (там 48 минут, если что).

Но бывала и откровенная жесть. Игра Active Shooter — это реалистичный симулятор стрельбы в школе. Для Америки тема очень болезненная, поэтому на основании иска пострадавших родителей игру запретили в США, а Valve и Steam также отказались иметь с ней дело. 

Германия — история не дает покоя

Для Германии тема войны, как известно, очень болезненная. Поэтому многие культовые шутеры попали под запрет или цензурирование. История началась в 80-х годах, когда в Германии появился такой орган, как «Bundesprüfstelle für Jugendgefährdende Schriften»(Федеральный департамент по СМИ, вредным для молодежи). Он присваивал играм рейтинги и помечал те, которые должны быть однозначно запрещены к распространению.

Самой главной жертвой стала легендарная игра Wolfenstein. Причина — обилие свастики. Причем распространение игры Wolfenstein 3D было признано судом уголовным преступлением. Защитники игры пытались повлиять на судебный запрет. Ведь кажется, что убивать нацистов — это правильно. Но ответ гласил, что интерес к такой теме является в принципе ненормальным. 

Свастика и портреты Гитлера на стене — повод для запрета
Свастика и портреты Гитлера на стене — повод для запрета

Еще под запрет попала игра Carmageddon — автосимулятор, в котором для нужно прийти к финишу за ограниченное время. Вроде все стандартно, однако в игре есть система бонусов, которая позволяет добавить время на прохождение и облегчить игровой процесс. Для этого надо… Сбивать пешеходов. В Германии применили забавную цензуру — вместо людей были роботы, которые взрывались при контакт с автомобилем. 

Немецкая версия игры с фейрверками вместо крови
Немецкая версия игры с фейрверками вместо крови

Другая тема, которой Германия знаменита — это замена крови на другую субстанцию. Например, в уже неоднократно упомянутой Mortal Combat 1992 года. В ней красного цвета кровь заменили на серую жидкость, которая должна была напоминать пот. Дополнительно разработчики убрали любые сцены насилия (типа вырванного позвоночника), оставив только удары, и заменив слово Fatality на «Добивающее движение». 

Замена крови на пот
Замена крови на пот

А вот в Half Life пошли чуть дальше: сцены убийства людей заменили на уничтожение бездушных роботов, а кровь неожиданно позеленела. Многие немецкие геймеры в то время успешно находили варианты, как обойти запреты и поиграть-таки в игру, где кровь будет привычно красной. Под подобные запреты попали и такие игры, как Quake, Gears of War, наша любимая серия GTA и неожиданно — Max Payne. Причем подобные ограничения есть и свежих играх, таких как одна из последних версий Mortal Combat.

Зеленая кровь смотрится явно благороднее красной, некрасивой жижи
Зеленая кровь смотрится явно благороднее красной, некрасивой жижи

Хотя в последние годы запреты в Германии стали менее строгими, и прямой бан игр встречается редко. Даже использование свастики разрешено, если игра однозначно занимает позицию, осуждающую нацизм. И большая часть игр, которые до этого были забанены, теперь доступны для пользователей (хоть и с большим опозданием). 

Узбекистан — неожиданно

Кратко коснемся уже более близкой нам бывшей республики СССР — Узбекистана. Страна попала в наш обзор, потому что в 2017 году Агентство по интеллектуальной собственности приняло решение запретить к распространению 34 игры на территории Узбекистана. Причины озвучены достаточно туманно — цитата:

«Данные игры пропагандируют насилие, порнографию, подрыв безопасности и общественно-политической стабильности в стране, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, распространение недостоверной информации об Узбекистане»

Юмор ситуации состоит в том, что законодатели явно подошли к вопросу поверхностно и избирательно. Например, в списке присутствует наша любимая GTA 4: San Andreas, которая вышла 13 лет назад. Однако под запрет не попали новые игры и дополнения, которые успела выпустить Rockstar Game, а также более ранние игры серии.

Аналогичная судьба постигла серию Mass Effect, Mafia, Call of Duty, Fallout, Assasin’s Creed, Resident Evil и Sims. Под запрет целиком ушла только серия игр Hitman.

Геймеры Узбекистана теперь легально не смогут построить дом своей мечты
Геймеры Узбекистана теперь легально не смогут построить дом своей мечты

Были еще забавные моменты. Игра Kane & Lynch 2: Dog Days внесли в список под названием Kane and Leanch 2: Dog days, что юридически исключает эту игру из черного списка. Для игры Postal 2 указан 2012 год выпуска, хотя фактически она была выпущена в 2003 году. 

У четырех игр в списке — Castelvania, Assasin’s Creed, Fallout, Dead Rising — вообще не указаны ни год выпуска, ни страна, ни разработчики. Хотя любая из них есть в Википедии и найти всю интересующую информацию — дело пяти минут. При этом информация по любой из игр в списке — издатель, жанр, год выпуска — легко находится в Википедии, на сайтах рейтинговых агентств и на сайтах разработчиков.

Короче, на сегодняшний день применение этого закона вызывает вопросы. Многие из этих игр морально устарели и скорее, заинтересуют любителей поностальгировать. Да и скачать игру с Торрента не представляет какой-то сложности. Будем следить за развитием ситуации.

Россия — пока терпимо, но будет хуже (кто бы сомневался)

Для сегодняшней российской реальности многие официальные запреты сейчас неактуальны. Дело в том, что многие компании-разработчики сами ограничили продажу своей продукции и ввели ограничение на оплату в том же Steam. Например, вот неполный список:

  • Activision Blizzard (Call of Duty, World of Warcraft, Overwatch)

  • Electronic Arts (FIFA, Battlefield, Mass Effect)

  • CD Projekt («Ведьмак», Cyberpunk 2077)

  • Take-Two — владеет Rockstar, 2K Games и Private Division

  • Ubisoft (Assassin’s Creed, Rainbow Six, Far Cry)

  • Microsoft (Halo, Age of Empires, Forza Horizon, Minecraft)

  • Sony (закрытие PS Store)

  • Bethesda (DOOM, Fallout, The Elder Scrolls)

  • Nintendo — закрыла eShop и отложила выход Kirby and the Forgotten Land и Chocobo GP

  • Epic Games перестала продавать контент пользователям из России

  • Games Workshop (остановила продажи Warhammer в России)

  • Minecraft удалили из App Store и Google Play для россиян

  • Square Enix (Final Fantasy, Tomb Raider, Deus Ex) и Capcom (Resident Evil, Devil May Cry)

Конечно, есть много обходных путей в виде оплаты через QIWI, конвертации в другие валюты, VPN и прочее. Но законодательно могут возникнуть другие проблемы: что использовать игры простым геймерам станет опасно. Пример с тем же реальным сроком за игру в Minecraft говорит о многом. 

У многих появились вопросы, как именно новый закон о пропаганде ЛГБТ будет работать в отношении компьютерных игр. Но Госдума дала пояснение, что пока это не относится к играм, потому что законодательно термин «компьютерные видеоигры» пока нигде не прописан. Поэтому будут работать. И возможно, в ближайшем будущем мы увидим замену радуги в детских играх на российский триколор. 

 

Источник

Читайте также