В 2014 году я прошел Wolfenstein: The New Order после длительного перерыва от новых игр. Взгляд мой тогда очистился и вбирал новые кадры с жадностью и интересом. А когда игра была пройдена, я поймал себя на мысли, что это уровень крепкого середняка, и наверняка следует ждать немало подобных игр. Я посчитал, что сюжетные шутеры такого уровня и выше, пойдут пачками. Что называется — неплохо, но дайте еще и получше. Планка моих требований тогда была высока и по прошествии лет выяснилось, что Wolfenstein: The New Order вовсе не крепкий середняк по современным меркам, а чуть ли не один из выдающихся столпов индустрии, который я буду помнить спустя годы.
С мыслями о нарративе игры я провел все эти годы, но не смог пересилить себя несколько раз пытаясь углубиться в сиквел (о причинах такого провала я расскажу ниже). И вот вчера, перебирая библиотеку в Steam, я принял решение проходит запасы игр, которые даже не запускал. А ведь таких накопилось большинство! Wolfenstein: The New Order находилась в самом низу списка в группе «не запускалось» и я решил начать с нее. Далее пойдет рассказ о моих сугубо личных впечатлениях о новейшей части серии.
С одной стороны, игра толкает бежать напролом, подкрепляя геймплей абсурдным и безалаберным нарративом, в хорошем смысле этого слова.
С другой, она не принуждает действовать всегда в открытую, поэтому можно вести напряженную перестрелку на средней и дальней дистанции из укрытия.
А можно разбежаться и въехать на жопе в окоп, упасть на голову противника и перерезать ему глотку от уха до уха. Как хотите.
Хотелось написать о пафосе драмы, но с нами играют на трагикомичных акцентах и я не решусь назвать такую подачу лобовой и ее наполнение чернушным.
Коктейль из черновухи с клюквой — это как раз в полной мере про вторую часть перезапуска. В «Новом порядке» нам дают прикурить тарантиновщины на грани фола, бросают в абсурд и гиперболизируют всё и вся, но никогда, почти никогда не переходят черту, за которой располагается обычное ментальное порно для плохо воспитанных детей.
«Новый порядок» не такой, он будет шутить с вами как придурковатый, но такой любимый дедуля. Который то смешит вас, то нахмурив брови погружается в воспоминания о хороших временах и первозданных чувствах.
Wolfenstein: The New Order очень сильно напоминает мне микс фильмов «Ярость» с Брэдом Питтом с «Бесславными ублюдками», опять-таки с ним же.
Совершенно комические обстоятельства, вроде прыжков на крыло самолета и другие жертвы формальной логики — это основа местного колорита. Чудеса в решете под ритм военной драмы. И это работает.
Бесшабашное веселье и натянутый нерв войны, совокупности которых нет места в условной «Brothers in Arms», здесь берут начало из механик стрельбы, когда огонь из двух автоматов Калашникова уживается с ужасающими в своей (пусть и условной) реалистичности анимациями ранения и смерти противников, и заканчиваются в рассказе о событиях, где иллюзия сказки и фантасмагории сшиты с пассажами, которые мог писать Ремарк, рассуждая о человеческом горе. Романтизм и абсурдизм. Трагикомедия и гротеск.
Что пошло не так во второй части? Считаю, что банальная форма сиквела в духе «еще больше, еще сильнее», здесь была понята превратно, как еще больше абсурда и в этом своем стремлении дошла до откровенных мерзостей, перегибов, глумления.
Создатели как будто забыли, что отрицательных персонажей делает таковыми главным образом не свинство и погружение в болезненное безумие, когда тебе стыдно находится рядом настолько, что ты не можешь их видеть и готов прекратить смотреть, чтобы унять душевную боль.
Плохие персонажи обязаны вызывать в первую очередь ужас, а для этого мы должны немного узнать в них и себя. В хорошем антагонисте должно быть нечто общечеловеческое, что делает его живым.
В Wolfenstein II: The New Colossus нам подали мразь со взбитыми сливками. Гадину настолько токсичную, что самые мохнатые демоны не смогут с ней тягаться. Что можно делать с таким существом? Единственный путь — схватить в ужасе калибр покрупнее, застрелить и брезгливо спихнуть в домну печи, попутно стараясь выбросить ее образ из сознания. И уж точно ты не захочешь наблюдать ее несколько часов к ряду, такое зрелище вызывает только страдание.
В своем стремлении усилить развлекательный эффект, создатели Wolfenstein II: The New Colossus должны были пойти вглубь персонажей и действий, но глубина и ширина здесь, скорее, существует в масштабах провокации. Иронично, но такие выходки никак не обращают против зла, а скорее вымарывают им, будто ты сам попал в концентрационный лагерь. Думаю не лишним будет сказать, что такой опыт скорее всего перемелет человека, а не облагородит его.
Та самая игра на грани фола, которая мастерски велась в Wolfenstein: The New Order, здесь перешла все допустимые границы. Ведь нет никакого искусства в чем-то слишком правдивом или слишком избыточном.
Для примера замечу, что те самые ужасы сумасшедшего дома, обработанные безукоризненным стилем Кена Кизи в романе «Пролетая над гнездом кукушки», в его фантастических метафорах, лишили описание чернухи бытия ее излишней жизненности. Ведь подлинные ужасы жизни бесхитростны, лишены торжества назидания. Только спустя время, когда уходит скорбь, мешавшая мыслить, мы извлекаем из них мораль и рационализируем их для личного опыта.
Литература тем и хороша, что дает нам выжимку опыта ровно в той дозе, что мы готовы ее принять не морщась. Такова цель искусства в целом: сделать нам прививку от зла, а не вырубить из нас под корень жизнелюбие.
А Wolfenstein II: The New Colossus — это топор, который убивает нас, рука, которая отбрасывает нас в сторону как мешок с удобрениями.
#мнениеобигре #блогосфера #статья #лонгрид #игры #wolfenstein.