Click here: Ностальгия от игры — System Shock

Click here: Ностальгия от игры — System Shock

В 1994 году в свет вышла игра, которая пошатнула устои жанра – System Shock. Она не была обычным шутером, как тогда было модно, и не пыталась подражать DOOM и Wolfenstein 3D. Проект предлагал вдумчивое исследование локаций, изучение окружающего мира, решение головоломок, чтение записок и аудиозаписей и, что самое важное, атмосферу! Атмосферу безысходности, страха и обречённости. Вы не просто беззаботно ходили по игровому миру, толпами отстреливая врагов, а пытались выжить, экономя боеприпасы, энергию и каждую аптечку. Спустя пять лет выйдет System Shock 2, и эта формула будет доработана. Теперь, благодаря системе прокачки, игрок – не безымянный хакер, а солдат, который может выбрать свою специальность и способ развития. Игра создала новый жанр Immersive sim и стала несомненной иконой гейм индустрии.

К сожалению, в начале 90-х, когда вышла System Shock, я не слышал про релиз столь прорывного проекта, довольствуясь играми на Dendy. Даже будь у меня в те годы ПК, я бы вряд ли смог оценить всю прелесть этого сокровища. Но сейчас, спустя почти 30 лет, играя в ремейк, я с огромным удовольствием окунулся в мир этой игры. Пройдя её до конца, с горящими от восторга глазами хочу поделиться с вами своими эмоциями! .

Кто

Разработкой проекта занималась Looking Glass Studios, ответственная за такие известные игры, как Ultima Underworld и Ultima Underworld II, Thief и Thief II, а также за ту, о которой эта статья, и её продолжение – System Shock 2. Продюсером был небезызвестный Уоррен Спектор, о котором я уже рассказывал в статье про Deus Ex.

Старт работ начался сразу после выхода Ultima Underworld II, когда на одной из планёрок разработчики пришли к выводу, что устали от фэнтези и игр про подземелья. Хотелось придумать что-то такое, чего не делали до этого. Изначально пришла мысль создать игру, события которой происходили бы в наше время, но по разным причинам сеттинг решили перенести в 2072 год и построить новую киберпанк вселенную..

Большой ошибкой, которую признают авторы игры, был выпуск на флоппи-дисках. В этой версии была вырезана большая часть контента, а также видеоролики. По оценкам самих разработчиков, это нанесло довольно большой удар их итоговым продажам. Причина – запущенная предрождественская рекламная кампания и требования как можно скорее выпустить игру, чему Уоррен Спектор и его подчинённые максимально сопротивлялись. Уже через полгода выйдет полное издание на CD носителе, сыграв в которое, понимаешь, что, пытаясь успеть на Рождественский ажиотаж, компания фактически продавала игровой обрубок. Помимо уже упомянутых видеороликов, в игру были добавлены аудиодневники, а также более высокое разрешение экрана (640х480 против 320×200 на дискетах / SVGA против VGA) и слегка подтянутая графика.

Кроме того, запущенная по ТВ реклама, была просто ужасна. На фоне тёмных скринов диктор бодро зачитывал все преимущества проекта. Ролик абсолютно не передавал геймплей игры. Это была еще одна причина, по которой System Shock не имела бешеных продаж, а лишь позволяла студии держаться на плаву.

В самом конце мая 2023 года состоялся релиз ремейка культового проекта от студии Nightdive Studios. Ещё в 2015 году она выкупила полные права на вселенную игры, а спустя год после этого разместилась на Kickstarter, желая собрать 900 000 $ на создание ремейка. Разработчики признавались, что System Shock была для них значимой игрой, которая отложила большой отпечаток в их душах. Это означало, что проект разрабатывался фанатами для фанатов, что не могло не внушать оптимизма. Вы можете оценить забавный юмористический ролик, который сняли специально к старту кампании на Kickstarter, посвященный главе Nightdive Studios – Стивену Кику. В нём рассказывается про инцидент, когда ещё юный Стивен, взахлёб играя в свою любимую System Shock, был захвачен Шодан (главным антагонистом игры) и превращён в её человеческий аватар. После этого целью его жизни стала разработка ремейка игры (не забывайте включить русские субтитры, если это необходимо). В итоге кампания по сбору средств завершилась на отметке 1 350 750 $, после чего начался довольно долгий и кропотливый процесс создания обновлённой версии, столь значимой для индустрии проекта..

Это интересно: по словам разработчиков в некоторые моменты были умышленно использованы текстуры низкого разрешения, что позволило сохранить лоск ретро игр и создать некую связь с первоисточником, пробуждая ностальгию.

Сюжет

В прологе игры вашего альтер эго, в лице безымянного хакера, арестовывают, поймав на попытке взлома и получения защищённых данных корпорации TriOptimum. Вице-президент компании – Эдвард Диего – предлагает снять все обвинения, а вместе с тем бесплатно установить хакеру нейронный интерфейс военного класса (информацию о котором он и пытался украсть), взамен на небольшое одолжение. Он просит обойти защиту и снять этические ограничения с искусственного интеллекта станции, названного Шо́дан (SHODAN: Sentient Hyper-Optimized Data Access Network или Самоосознанная Гипер-Оптимизированная Сеть Доступа к Данным). Согласившись с выдвинутыми условиями и выполнив свою часть сделки, наш герой подвергается операции по вживлению обещанного нейрочипа, после чего впадает в кому на шесть месяцев. Проснувшись, он обнаруживает, что вокруг нет никого, кроме киборгов, роботов и мутантов. Очень быстро хакер понимает, что после снятия моральных ограничений Шодан взяла под полный контроль всю станцию. Большую часть персонала превратили в киборгов, другая заразилась вирусом, став мутантами, а все остальные либо были убиты, либо самоорганизовались для оказания сопротивления. На этом моменте игра начинается…

Говоря о главном антагонисте, Искусственном Интеллекте, получившем возможность к самоопределению и самосознанию, отмечу, что он не является типичным злодеем, желающим убить всё живое по различным сомнительным причинам, как показано в фильмах или играх. Напротив, Шодан имеет свою мотивацию и предысторию. В игре достаточно хорошо раскрываются все цели, которых она хочет достичь, и показывается её взгляд на людей и будущее мира. Слушая дневники, игрок может узнать, как Шодан пыталась осознать, кем является и ради чего существует.

Поняв кто он есть, ИИ стремится к своей цели, расценивая хакера лишь как внезапно появившуюся преграду на пути. Для него он не более чем настырная мошка, мешающая воплощению её плана, именно поэтому Шодан постоянно обращается к нему не иначе как «насекомое». Обладая запредельным уровнем харизмы, а также имея нетипичный аудиальный образ и манеру общения с постоянными повторами слов и ускоренным произнесением фраз, как антагонист она неимоверно цепляет. А регулярные попытки поиздеваться над игроком и заманивание в разнообразные ловушки еще больше усиливают её образ, не оставляя равнодушным.

Геймплей

Являясь шутером от первого лица и иммерсивным симулятором, игра позволяет исследовать огромную космическую станцию, поделённую на палубы (этажи), в поисках секретов, скрытых проходов, новой экипировки, оружия и улучшений для них. Враги не особо одарены интеллектом, и обычно их довольно просто победить. Это было бы большой проблемой, будь System Shock чистокровным шутером. Чем игра точно берёт, так это их разнообразием! Вы повстречаете огромное количество всевозможных киборгов, мутантов, роботов, турелей, хищных растений и животных. После полного прохождения игры у меня не появилось ощущения, что какие-то из врагов приелись. Напротив, многие из них встречаются лишь на определённых палубах и в дальнейшем не повторяются. Кроме того, большая часть находится в тех участках космической станции, где они могли бы быть с точки зрения здравого смысла (согласитесь, увидеть в медицинском отсеке робота-погрузчика было бы странно). Процесс создания многих из них объясняется и показывается в игре. Несмотря на такое огромное разнообразие врагов, в оригинальной System Shock 1994 года были созданы спрайты и анимации еще около пяти врагов, но по неизвестным причинам они так и не были добавлены в игру.

Остановить захватившую станцию Шодан – ваша основная цель. Она делится на разные задачи, которые вы будете выполнять по ходу сюжета, например, не позволить ИИ выстрелить из огромной орбитальной пушки по Земле (или, наоборот, самому «спустить курок», собственноручно нанеся человеческому роду ужасный удар). Пускай общая канва сюжета и многие игровые события изначально заданы, но всё равно при прохождении у вас есть определённая нелинейность в пути к достижению своих целей.

Игра не делится на уровни, как это было во многих проектах тех лет. Напротив, в вашем распоряжении находится огромная космическая станция, и вы вольны путешествовать между этажами, возвращаясь на уже пройденные палубы в случае необходимости (или сюжетных поворотов). Во многом изучение мира напоминает типичную метроидванию, где разнообразные локации открываются или становятся доступны для изучения лишь после приобретения какой-либо новой экипировки, способности или же после сюжетного твиста..

Экипировка – достаточно значительный элемент игры. К вашему распоряжению 14 видов боевого вооружения и несколько типов гранат и мин. Кроме того, весь огнестрел может быть улучшен после нахождения соответствующего оборудования. Стоит отметить, что многие образцы оружия имеют разные виды патронов. К примеру, одни из них будут поджигать, другие наносить урон молнией. И вы действительно будете этим пользоваться, особенно на высокой сложности игры, так как каждый тип боеприпасов лучше использовать под определённого врага. Как вы можете догадаться, электромагнитные импульсы хорошо повреждают роботов, но довольно бесполезны против живых существ, а, к примеру, газовые гранаты не имеет смысла применять по отношению к неодушевлённым объектам, лучше оставьте их под различных мутантов!

Аналогичная ситуация происходит и с разнообразными имплантами. В различных местах игры вы будете находить приспособления, позволяющие улучшить ваши способности. В отличие от игры серии Deus Ex, в System Shock их можно прокачивать, не вкладывая очки навыков или находя специальные улучшающие канистры, а просто обнаружив новую версию этого же девайса. Например, энергетический щит, спасающий от входящего урона, с каждым новым улучшением не только потребляет больше энергии, но и обеспечивает всё больший уровень блокировки повреждений. Или возьмем для еще одного примера Защитный ранец, который, потребляя энергию, оберегает вас от биологического урона, а с каждой новой версией, помимо добавления защиты от радиации, повышается качество протекции. В игре вообще есть очень большое количество улучшений и возможностей, которые не каждый найдёт или будет использовать. К примеру, я, проходя игру очень дотошно и внимательно, прокачал почти все доступное оружие, но пропустил достаточно много улучшений дополнительного оборудования..

Помимо удовольствия от исследования станции, вы будете получать позитивные эмоции от постоянного ощущения прогресса и совершенствования: продвижение вперёд по сюжету; нахождение нового оружия и улучшение старого; обнаружение новых полезных приспособлений, существенно расширяющих ваши возможности. Особенно сильно мне понравились турбоботинки, ускоряющие бег и добавляющие ощущение скольжения. Согласитесь, не лишним будет и увеличение высоты прыжка благодаря другому приспособлению.

Изучая этот мир, особенно первое время, вы будете ощущать волнительность и тревожность. Я бы сказал, что соблюдена золотая середина в созданном напряжении. Оно не слишком сильное, заставляющее переживать, как в каком-нибудь хорроре, но и не слишком слабое, чтобы игра превращалась в чистый экшен.

Вся станция увешана камерами слежения, которые позволяют Шодан наблюдать за каждым вашим шагом, тут и там создавая засаду с неожиданно появившимися недругами. Причем реализация весьма интересна, ведь это не типичный респаун из воздуха, а выезжающая из пола платформа, которая, подобно лифту, привозит по вашу душу киборга или робота. Я так и не понял, являются ли эти ситуации рандомными или заскриптованными, но могу точно сказать, что после снижения уровня контроля Шодан над этажом у неё пропадает возможность это делать. До тех пор, пока вы это не сделаете, почти в любой части палубы, даже уже зачищенной и хорошо изученной, может материализоваться враг, имеющий лишь одну цель – уничтожить вас!

Играя на средней сложности, я очень старался экономить амуницию, поэтому использовал лишь энергооружие, тратящее не патроны, а вашу энергию. Так как на каждом этаже станции находится по несколько энергоустановок (восстанавливают ваш заряд), мне было проще сбегать на другую часть локации, чем потратить патроны. Абсолютно идентично я поступал и с восстановлением здоровья. Не делайте так! С такой манерой игры ближе к концу у меня накопилось ОГРОМНОЕ количество снарядов, которые уже физически некуда тратить. А сколько у меня осталось денег, различных бустов (на время повышающие боевые характеристики), аптечек…

На мой взгляд, разработчики оставили на локации достаточное количество расходников, чтобы вы чувствовали себя комфортно. В тайниках, с поверженных врагов, в магазинах – тут и там вы будете находить их, поэтому на средней сложности жёсткая экономия не потребуется, даже не переживайте. Именно по этой причине, если вы уже пробовали разные игры такого жанра, я бы посоветовал вам играть на высокой сложности, чтобы ощутить вызов!

Раз уж разговор зашёл о сложности, хочу похвалить разработчиков, позволивших тонко её настроить под стиль прохождения каждого игрока. На старте вам предложат выбор в четырёх категориях: уровень опасности врагов и их количество; общая трудность геймплея, а именно ограничение времени прохождения игры, возможность выкидывать квестовые вещи из инвентаря, подсказки в прохождении и т.д.; сложность геймплея в киберпространстве, а также штраф за проваленную попытку взлома; сложность головоломок, встречаемых в игре.

На мой взгляд, несмотря на то, что в основе своей игра состоит из изучения мира и перестрелок, всё это разбавляется дополнительными активностями вроде взлома через киберпространство (является отдельным режимом игры, не похожим ни на что другое) или решением разнообразных головоломок. Говоря о последних, могу сказать, что это могут быть как обычные задачки на логику нескольких видов вроде таких или таких, так и задачи с разнообразными рубильниками и платформингом или, что меня ужасно удивило, шахматная задачка! В каком еще проекте вы можете получить достойную награду, если победите компьютер в шахматы? Игра в игре.

Пусть и не очень часто, но вам придётся заниматься взломом различных терминалов, переходя при этом в киберпространство. Олдфаги могут вспомнить серию игр Descent, в которой было необходимо летать, используя шесть степеней свободы и отстреливая недругов. Киберпространство в игре System Shoсk Remake напоминает помесь этой линейки игры со стилистикой фильма или игры Tron 2.0. Хакая таким образом защищённые узлы, вы сможете открыть некоторые закрытые комнаты и новые маршруты для исследования станции.

Зачем играть?

Ради очень атмосферного погружения на заброшенную станцию, управляемую вышедшим из-под контроля искусственным интеллектом, и постоянного чувства исследования, которое так и манит идти вперёд. Читать дневники уже умерших членов экипажа и мысленно складывать картину развития событий за то время, пока вы находились в стадии криосна. Как люди узнавали о происходящем, как появлялось сопротивление, как его разрозненные очаги в разных уголках станции пытались противостоять ИИ, ощутившего себя Богом. Игра очень хороша, хоть и имеет свои минусы, и особенно зайдёт тем, кому в своё время понравились Deus Ex и Prey..

Интересный факт: довольно известная в игровой индустрии игра Dead Space изначально планировалась как триквел к System Shock, так как права на тот момент были у EA. Но после выхода RE4 планы были пересмотрены, в результате чего появилась абсолютно новая серия игр с отличающимся геймплеем.

Звуковое сопровождение

Чтобы окончательно сформировать давящий образ космической станции, захваченной враждебным ИИ, был написан саундтрек, который способствует еще большему погружению в этот мир. Являясь смесью электронной музыки и атмосферного эмбиента, многие композиции в игре характеризуются напряженными и мрачными мелодиями, которые создают пугающую и гнетущую атмосферу. Эти мотивы заставляют чувствовать себя неуютно, переживать и быть хоть и в лёгком, но напряжении. Очень часто я оглядывался из-за ощущения, будто слышу какой-то звук, но, как правило, это была лишь моя нервозность..

Минусы

• Встречаются различные некритичные баги. Например, после загрузки игры трупы недавно убитых врагов появляются в положении стоя, после чего падают на землю. Первое время я довольно часто пугался, загружаясь и обнаруживая перед собой ожившего врага. Физика тел вообще довольно часто глючит и в других незначительных ситуациях.

• Иногда встречаются вылеты игры. По моим наблюдениям, они стали появляться ближе к концу в абсолютно случайных местах (возможно из-за модов, которые я установил примерно на середине).

• Шутерная составляющая не на высшем уровне. Множество врагов убиваются тактикой выстрелил – спрятался за стену – повторил. Но, как уже было мной сказано, игра совсем не про перестрелки, а про выживание и исследование

Хотелось бы отметить, что проект вышел чуть более месяца назад. Уверен, в дальнейшем все баги будут вылечены патчами. Но, могу сказать, даже сейчас они почти не мешают и встречаются не так часто, чтобы испортить впечатление от игры.

Моды

Для тех, у кого статья пробудила желание прикоснуться к классике, в Телеграмм канале я выложил ссылку на сам ремейк, свежий патч и отдельно добавил несколько модов с инструкцией о том, как их установить. Моды абсолютно необязательны, но кому-то через несколько часов геймплея может захотеться, к примеру, увеличить «сундук», в который складываются найденные вещи. Или, что было особо актуально для меня, прошедшего почти всю игру с энергетическим оружием, мод, ускоряющий анимацию подзарядки от энергоустановок.

Итог

Это большое и хорошо проработанное приключение с историей, которую хочется рассказать знакомым. Сейчас делают действительно очень мало столь цельных и интересных игр. В последние годы проекты почти перестали удивлять меня и по-настоящему захватывать, но System Shock Remake – одна из тех редких игр, которой это удалось. Если вы хотите прикоснуться к классике, то это идеальная возможность для вас!.

P.S.: так получилось, что к этой статье я сделал намного больше скриншотов, чем обычно. Так что если вы всё еще не уверены, играть в System Shock Remake или не играть, возможно, посмотрев на них, вы сможете принять решение =).

Выложу их тут, тут и тут.

Я играю в игры больше 25 лет и запомнил их именно такими: душевными и затягивающими, с увлекательными механиками и интерактивностью, без внутриигровой валюты и попыток быть чем угодно, но не игрой. В моём Telegram-канале тебя ждут не только обзоры на игры, но и актуальные новости, а также рассуждения о геймдеве. Подписывайся, будет интересно!​.

 

Источник

Click, Shock, System, игры, ностальгия, от

Читайте также