На протяжении достаточно длительной творческой и продюсерской деятельности Дэниэл работал с такими коллективами и исполнителями, как Grateful Dead, Blue Oyster Cult, Стив Уандер, Сантана, Ван Моррисон, Эрик Клептон. Именно Левитин впервые обнаружил сходство удовольствия от музыки с эйфорическим эффектом наркотических веществ и удовлетворением от пищи. Под катом несколько слов о жизни, творчестве и исследованиях канадско-американского ученого-музыканта.
Немного биографии
Дэниел Левитин родился 27 декабря 1957 года в Сан-Франциско. Он является сыном профессора Ллойда Левитина и писательницы Соня Левитин. В дальнейшем любовь к науке и культуре, привитые родителями, во многом определили его род занятий.
После рождения сына, семья Левитин переехала в Дали-Сити (Калифорния). В этом городе будущий ученый и музыкант посещал среднюю школу, после окончания которой он поступил в Массачусетский технологический институт. Первой наукой, которую изучал Левитин, стала прикладная математика. Через некоторое время Дэниел начинает увлекаться музыкой и поступает в музыкальный колледж Беркли.
Золотые уши, благодарные покойники, панк-рок и стендап
Страстная любовь к музыке и свободе вынуждает Левитина оставить обучение и начать деятельность музыканта, продюсера и аудио эксперта. Несмотря на молодой возраст, его привлекают, как матёрого филофониста, компании, производящие аудиоаппаратуру. Также он участвует в качестве рецензента и аудиоэксперта при тестировании алгоритма сжатия Dolby AC.
Известно, что с 1984-го он занимает должности директора и вице-президента в звукозаписывающем лейбле 415 musiс, который издают коллективы, играющие в стиле punk rock и new wave. В 80-ых его продюсерская деятельность тесно связана с такими коллективами, как Grateful Dead и Blue Oyster Cult. В качестве саунд продюсера и звукорежиссера он сотрудничает со Стивом Уандером, Эриком Клэптоном, Сантаной и др. рок-звездами первой величины.
Можно предположить, что будущий ученый мало думал о науке в тот период. Единственное, что волновало Левитина — это музыкальная и продюсерская деятельность. Нельзя исключать, что будучи связанным с “Благодарными покойниками” он начал исследование когнитивной психологии в качестве естествоиспытателя психоактивных препаратов, таких как LSD-25.
В то время Левитин, вероятно, находится в поиске себя и постоянно меняет творческие профессии. Так, например, в 1984-м году будущий светило нейробиологии выступает в качестве стендап-комика в клубах Калифорнии. В 1989 году он занял второе место в национальном конкурсе для победителей комедийных соревнований National Lampoon в Сан-Франциско.
Научная карьера
Научная карьера рок-музыканта и продюсера начинается внезапно и развивается стремительно. Остепенившийся к 1987-му году (в возрасте 30-ти лет), заработав “немного” денег на “новой волне”, Левитин возвращается к получению высшего образования. В 1992-м году ему присваивают степень бакалавра психологии (специальность — когнитивная психология) в Стэнфордском университете (диплом с отличием).
Уже через год он становится магистром в Орегонском университете, а в 1996-м году защищает докторскую диссертацию. В этот же период он получает т.н. “постдокторскую стипендию” Interval Research в Stanford University Medical School (медицинский факультет Стэнфордского университета) в связи с исследованиями на стыке психоакустики, нейробиологии и когнитивной психологии.
Примечательны научные руководители ученого, среди которых такие имена, как Роджер Шепард, Майкл Познер, Дуглас Хинцман, Джон Р. Пирс и Стивен Палмер.
С конца 90-х годов до настоящего времени Дэниел Левитин работает приглашенным профессором в таких ВУЗах, как Калифорнийский университет, Беркли, Стэнфордский университет, Дартмутский колледж и Университет здравоохранения штата Орегон.
Постоянным местом работы ученого является университет Макгилла в Монреале, где он продолжает исследования и преподавательскую деятельность на протяжении последних десяти лет.
Исследования
Наибольшую известность Левитин получил как нейробиолог, который специализируется на проблемах музыкального восприятия музыки, музыкального познания и памяти. Именно он изменил принципиальные представления о музыкальной памяти и опроверг гипотезу о частичном запоминании и логическом “додумывании” музыкального произведения.
Путем многочисленных экспериментов Левитин установил, что после многократного прослушивания память человека фиксирует мельчайшие нюансы музыкальных произведений с высокой точностью.
Исследования на эту тему ученый завершил триумфальной работой «Абсолютная память для музыкального темпа: дополнительные доказательства того, что слуховая память абсолютна», таким образом вовсе не оставив белых пятен в вопросах, касающихся музыкальной памяти.
40-я симфония Моцарта по памяти
Также именно Левитин обратил внимание на роль и активность мозжечка при прослушивании музыки. Ученому удалось доказать, что мозжечок отвечает за чувство ритма и участвует в восприятии новых произведений. Подробные сведения об этом он изложил в монографии о своих исследованиях “Нейрохимия музыки. Тенденции в когнитивных науках” и других работах.
Ученым было обнаружено, что эмоциональное восприятие музыкального произведения во многом зависит от изменения длительности нот. В интервью Sunday Telegraph он заявил:
“потрясающе, насколько изменение времени звучания ноты в физическом мире — иногда на такую малость, как менее миллисекунды, — влияет на эмоциональную реакцию мозга”.
Исследуя вопросы получения удовольствия от прослушивания музыки, Дэниел Левитин стал первым, кто обратил внимание на схожесть нейробиологии и физиологии этого процесса на получение удовольствия от опиатов, еды и секса.
Так ученым было отмечено сходство активности в группах синапсов при использовании наркотических препаратов и прослушивании любимых произведений, а также при употреблении пищи. Прочие виды эстетического удовольствия при этом не находят столько общего с физиологическими и химическими типами кайфа.
В последние годы ученый несколько отошел от вопросов музыкального восприятия. В фокусе его внимания проблемы, связанные с массовым использованием гаджетов. В своей статье для Guardian он объясняет, по какой причине многофункциональные устройства для связи и обработки данных снижают эффективность человеческой деятельности, объясняя, казалось бы, загадочный парадокс мобилизации.
Кроме того, ученый стал одним из известнейших в мире исследователей психологии лжи. Опираясь на известные факты и собственные исследования он написал бестселлер 2016-го года “Полевое руководство по лжи: критическое мышление в информационную эпоху” (русский вариант — «Путеводитель по лжи»).
Автор бестселлеров
«Путеводитель по лжи» не является единственной научно-популярной книгой Дэниэла Левитина. Благодаря научно-популярным произведениям его заслуженно считают видным популяризатором нейробиологии. Наиболее известными его книгами стали:
- “Это ваш мозг в музыке: наука о человеческой навязчивой идее” (2006, 2007) — список бестселлеров New York Times;
- “Мир в шести песнях: как музыкальный мозг создал человеческую природу” (2008) — список бестселлеров New York Times;
- “Организованный ум: линейное мышление в эпоху информационной перегрузки (2014 г.).
Я настоятельно рекомендую всем, кто интересуется нейробиологией и когнитивной психологией, перечисленные выше книги. Образный стиль Левитина и простые, но точные и емкие объяснения для сложных процессов позволяют живо представить себе то, что происходит с нашим мозгом, и детально разобраться в процессах мышления и восприятия.
Итог
Говорят, что талантливые люди — талантливы во всём. Несмотря на банальность и избитость этой фразы, она хорошо иллюстрирует героя этого материала. Разносторонние интересы, деятельность и заслуги Левитина не могут не удивлять. Его вклад в нейробиологию продолжает расти.
Интересно, что, несмотря на активную исследовательскую и преподавательскую деятельность, Левитин не забыл о музыке. Он до сих пор играет в монреальском рок-коллективе The Diminished Faculties, участниками которого являются ученые из университета Макгилла.
Источник