Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных игр 2017 года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Игр, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь Outlast 2 (рецензия Дениса Майорова).
В рецензии Outlast 2 получила от меня беспощадные, но заслуженные 7 баллов. Но я все равно считаю ее одной из важнейших и лучших игр года. А оценка просто объективная (нет).
Дело в том, что непосредственно как игра Outlast 2 — сильно так себе. Мало ли мы за последние пару лет симуляторов ходьбы повидали? А хорроров с прятками в шкафах и под кроватями? Кому-то, конечно, такое до сих пор доставляет, но не мне. Впрочем, какая разница, Outlast 2 на самом деле совсем о другом. Да-да, я люблю это говорить, но суть игр вообще очень часто лежит не на поверхности.
Сейчас я нагло буду цитировать собственную рецензию.
Наиболее интересен в Outlast 2 образ сатанистов. Просто толпа поехавших фанатиков? Армия садистов, без всякой причины насилующих детей? Все не так просто.
Тут разработчики вдохновлялись Ницше и его «Антихристом». Там он пишет: «Только после того, как понятие „природа“ было противопоставлено понятию „Бог“, слово „природный“, „естественный“ должно было сделаться синонимом „недостойный“ — корень всего этого мира фикций лежит в ненависти к естественному». На размышлениях Ницше, кстати, основаны центральные взгляды сатанистов-последователей Ла-Вея: «Человек — лишь еще одно животное, иногда лучше, иногда хуже, чем те, что ходят на четырех лапах».
Понимаете? Уверен, что да.
Денис Князев в своей заметке про Nioh верно отметил, что игры должны расширять наш кругозор, подталкивать к изучению исходного материала, которым вдохновлялись разработчики. Outlast 2 подталкивает. Заставляет размышлять о философии, о человеческой природе, о связях разумной особи с природными началами. Это глубокие и часто неприятные темы, на которые игры говорят редко. Да что редко — почти никогда. И не только игры.
Но знаете, я не могу уверенно сказать, что так все разработчиками и задумано, что именно это они пытались донести.
Меня легко можно обвинить в синдроме поиска глубинного смысла. Но отпираться не стану — я игру увидел так, для меня Outlast именно об этом, а не тупо о сумасшедших культистах и отрезанных членах. Да и что плохого в том, чтобы наполнить чужое произведение собственным замыслом? Сделать его более многогранным и отчасти своим.
Тут и кроется подвох. Если вас игра столь же сильно не зацепит, не заставит размышлять и копаться в отсылках и источниках, то больше ничего особенного вы в ней не найдете. Ну да, сто третий подряд хоррор про прятки в темноте от страшных мужиков с ножами. Иногда голых — для острастки. Ультранасилие же и вовсе становится пошлым и бессмысленным — хлеще, чем в первой части. В таком случае лучше уж поиграть в Resident Evil 7 — там философии поменьше, зато зрелищ и геймплея побольше.