Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Своими эмоциями от «Стражей Галактики 2» делится главный редактор «Канобу» Максим Иванов.
Мы живем, конечно, в удивительную эпоху. Эпоху трусливых студий, пускающих слюни фокус-групп и креативных менеджеров с лишней хромосомой. Разные углы одной раскаленной конвейерной свастики, от которой у затравленной интеллигенции крошатся зубы, седеют и редеют вощеные усы, а руки трясутся и от негодования плещут вискаря на два, нет, сразу на три пальца! Кино умирает, Marvel торжествует, Саша Трофимов грустнеет — и упаковывает своего ребенка в детский комбинезончик с малышом Грутом.
Режиссеры не нужны, нужны исполнители. Нам это прекрасно доказали: увольнениями Криса Миллера и Фила Лорда (фильм про Хана Соло), заменой Эдгара Райта в «Человеке-муравье» (все равно же смимикрировали стилистику и приемы!) и пересъемками «Лиги справедливости» с Джоссом Уидоном. Рулят студии, побеждают успешные менеджеры — в случае Disney это Кейтлин Кеннеди (Lucasfilm) и Кевин Файги (Marvel), в случае Warner Bros. — никто (DC).
Под менеджеров кого ни зови, хоть Тайку Вайтити, хоть дух Тарковского, один черт получится «„Ма-а-арвел“, звенящий „Ма-а-арвел“». Как говорится, если оно кровоточит, значит, сможет снять вам комикс-муви по гайдлайнам!
И знаете чего? Работает (если вы не та самая богема с карандашом за ухом и моноклем в заднем проходе). Вот смотришь трейлер «Войны бесконечности» — и отправляешься проповедовать слово Стэна Ли на площади трех вокзалов: «Розы, сим-карты, такси, Безумный Титан Танос!» Файги околдовывает аудиторию на 90 миллионов просмотров трейлера всего за неделю (почему ему еще не позвонил Марат Башаров?!). В ближайшее время гейзеры шампанского в стенах Disney едва ли высохнут, скорее режиссеры будут и дальше терять свои позиции в производстве массового кино. В общем, мама, не гаси свечи, Грендель шастает в ночи.
Забавно, что эта же просчитанная усредненность создает культы рок-н-ролла вокруг людей, которых на вечеринке Джи Джи Аллина развезло бы с плесневелого творожка. Ну да, я про Джеймса Ганна — последнего корпоративного панка, который надевает строгий пиджак поверх косухи.
Он клевый и часто креативный, у него хватает вкуса и запала из раза в раз ходить по краю скалы гайдлайнов, с которой уже навернулись «Тор», «Человек-муравей» и «Эра Альтрона». Он любит своих персонажей и явно прется с вайба «Стражей галактики». Видимо, поэтому на фоне остальных фильмов Marvel «Стражи» выглядят чуть смелее и интереснее.
В целом там ведь не бог весть какая глубина, но современные комикс-муви до тремора яичек боятся идти в эмоции. Их менеджеры настолько не хотят говорить неудобное и задавать провокационные вопросы, что кажется, будто Ганн и впрямь ковыряет стрелой Йонду где-то в сердечке. Я до сих пор не уверен чья это заслуга, возможно, просто эффект от подчеркнутой форматности коллег по жанру, но финал «Стражей» выжал из меня слезу-другую, расчувствовал и убедил в том, что я посмотрел нечто живое и (почти) нестудийное.
Меня серьезно удивил фокус на персонажей, порадовало желание изучить их и сосредоточиться на внутренних загонах, а не, например, злодее недели (к которому все равно скатились и которого все равно не дожали). Получилось не везде и не со всеми, «Часть 2» вышла куда более распыленной, чем первая, но лучше пробовать и ошибаться, заикаться, пытаясь произнести хоть что-то отличное от «Вжух, твип, зеленая тряпка для быка-режиссера», чем стать загерметизированным ничтожеством вроде «Лиги справедливости».
Истории Ракеты и малыша Грута, броманс Квилла и Йонду и изображение «Стражей» как одной большой семьи стоят десяти библейских отсылок, сотни прогорланенных «Ма-а-арта!» и тысячи заблюренных пропусков в трусики (сложный панч — я про усы Генри Кавилла, конечно!).
Очень хочется, чтобы «Война бесконечности» уничтожила мои дальнейшие попытки сыграть в дельфийскую пифию — чтобы комикс-муви, да и вообще популярное кино, снова стало интересным и неожиданным. Но верится слабо. Будет «Бум!», будет «Вау!», будет немножечко грустно (но не слишком, драму тут же перерубят неуместной шуткой) и точно будет впечатляюще, но братья Руссо — это даже не Джеймс Ганн. Эти ходят не по краю скалы, а по краю бассейна. А жаль.
Источник